«Практика преподавания русского языка как иностранного в контрастивном аспекте»   презентация

Содержание


Презентации» Разное» «Практика преподавания русского языка как иностранного в контрастивном аспекте»  
«Практика преподавания русского языка как иностранного в контрастивном аспекте»   
Контрастивная лингвистика
 Использование материалов контрастивной лингвистики значительно облегчает изучение русского языка,Контрастивные исследования
 помогают выделить дифференциальные признаки явлений различных языковых уровней иКонтрастивный анализ  и теория перевода
 При контрастивном анализе текстов признаетсяАспекты сопоставительных исследований
   В практическом плане важными представляются следующиеПервая ступень членения,
   которую представляют односторонние единицы языка (фонемы,Вторая ступень – анализ:
  1) морфем; 
 2) грамматических категорий;
Анализ грамматических категорий
 осложняется наличием несовпадающих категорий в разных языках. ВГрамматический род, одушевленность/ неодушевленность, личность
 Необходимо учитывать, что грамматический род, одушевленность/неодушевленность,Грамматический род, одушевленность/ неодушевленность, личность
  Различаются у них и планыСинтаксическая эквивалентность
 русской согласовательной связи, например, согласование атрибутивной формы с определяемымСловообразование
 Представляется интересным выявление сходных словообразовательных процессов в разных языках, посколькуСловообразование
 Можно выделить схожие явления в словообразовательных системах различных языков. ЭтоСловообразование
  Проблемы семантического словообразования не нашли еще достаточного освещения вСемантическое словообразование
 В разных языках совпадают семантические критерии при безморфемном словообразовании1) производящее черный (цвет)
  а) производное черный «мрачный, беспросветный, тяжелый»2)  белый «незапятнанный, невинный»:
 Рубаха черна, да совесть бела. Cр.:3) серый «скучный, тоскливый» «ничем не примечательный, бесцветный, безликий» (БАС):
 Природа,4) розовый «радостный, неясный»:
 видеть все в розовом свете. Ср.: фр.5) зеленый «очень юный, недостигший зрелости, неопытный».  О юном возрасте,6) голубой «такой, который не отражает, не учитывает недостатков, идеализированный (ирон.)».
Признак цвета – признак отвлеченных понятий, маркирующий общественные, политические направления иАналогично образованы лексемы и устойчивые сочетания:
 коричневые «члены неонацисткой национал-демократической партии»,Контрастивная стилистика
 A. Malblanc считал, что задача контрастивной стилистики - определитьКонтрастивный анализ
 Последовательное выявление в двух языках аналогичных средств выражения, общихКонтрастивный анализ
 Лингвистический статус нормы.
 Генезис книжной традиции.
 Стилистические нормы.
 СоотношениеКонтрастивный анализ произведений двуязычных авторов  в практике преподавания русского языкаВ истории русской литературы сформировалось резкое противопоставление художественного перевода и художественногоВ немецкой литературной традиции
   по-французски пытались писать Гейне иВ русской классической литературе известно небольшое число примеров создания писателями авторскихВ XX веке мотивация писателей, обращающихся к творчеству на нескольких языкахВ. Набоков и И. Бродский
 Имена В. Набокова и И. БродскогоИ. Бродский
   переводил с английского, испанского, польского, сербохорватского, ноВ. Набоков
   продолжает традицию разграничения переводческой деятельности и творчестваВ. Набоков
   Интертекстуальность, ставшая ведущим структурообразующим признаком постмодернистских литературныхАвтопереводы В.Набокова
   Очевидно, что автопереводы В.Набокова нельзя считать собственно"Автор - Текст - Читатель"
 Любое художественное произведение представляет собой неразрывноеАвтопереводы В.Набокова
 Различия английской и русской версии связаны в большинстве случае«Лолита»
 Big Haze and little Haze rode on horseback around the«Лолита»
 “That means”, said Haze quickly, “you’ll be here!” – Ага,«Лолита»
 Расширение метафоры в русском варианте: 
 dark-and-handsome - «красивый брюнет»«Лолита»
 Расширение метафоры в русском варианте: 
 dark-and-handsome - 
 «Лолита»
 Включение в перевод элементов языковой игры, отсутствующих в первичном тексте:
Контрастивный анализ
   Использование тестов набоковских автопереводов позволяет вводить нарративныйВЫВОД
 Последовательное выявление в двух языках аналогичных средств выражения, общих категорийСПАСИБО!
 mpilgun@hse.ru
 http://buscom.hse.ru



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
«Практика преподавания русского языка как иностранного в контрастивном аспекте»   Пильгун М.А.


Слайд 2
Описание слайда:
Контрастивная лингвистика Использование материалов контрастивной лингвистики значительно облегчает изучение русского языка, поскольку одной из задач подобных исследований становится установление эквивалентности формальных средств одного уровня двух языков, имеющих сходное содержание, выявление сходства и расхождения их структур и способов выражения одних и тех же значений. Основоположником сопоставительной лингвистики, как известно, был Ш. Балли, в дальнейшем концепция данной дисциплины, ее цели и задачи формулировались и уточнялись в работах J.P. Vinay, J. Darbelnet, Ю.С. Степанова, A. Malblanc, А.В. Федорова, К.А. Долинина, E. Coseriu, А.Д. Швейцера и др.

Слайд 3
Описание слайда:
Контрастивные исследования помогают выделить дифференциальные признаки явлений различных языковых уровней и полнее представить систему конкретного языка, что представляется особенно важным как на начальном, так и на продвинутом этапе обучения взрослых учащихся

Слайд 4
Описание слайда:
Контрастивный анализ и теория перевода При контрастивном анализе текстов признается их равноценность и равнозначимость в противоположность анализу в теории перевода, где оригинал и перевод рассматриваются как первичный и вторичный текст, имеющие некий "семантико-прагматический инвариант"

Слайд 5
Описание слайда:
Аспекты сопоставительных исследований В практическом плане важными представляются следующие аспекты сопоставительных исследований: изучение языковых явлений на различный уровнях, характера нормы, сопоставление структуры текстов, системы функциональных стилей (набора их дифференциальных и интегральных компонентов, границы стилей и т.д.).

Слайд 6
Описание слайда:
Первая ступень членения, которую представляют односторонние единицы языка (фонемы, звуки) соотносится с планом выражения языка и является наиболее удобной для сопоставительной презентации.

Слайд 7
Описание слайда:
Вторая ступень – анализ: 1) морфем; 2) грамматических категорий; 3) словообразовательных моделей; 4)лексический систем; 5) структур предложения (высказываний); 6) текста; 7) стилистических систем.

Слайд 8
Описание слайда:
Анализ грамматических категорий осложняется наличием несовпадающих категорий в разных языках. В данном случае необходимо определить план содержания и план выражения рассматриваемых категорий и обозначить соответствующие языковые средства, обслуживающие данное значение во втором языке

Слайд 9
Описание слайда:
Грамматический род, одушевленность/ неодушевленность, личность Необходимо учитывать, что грамматический род, одушевленность/неодушевленность, личность являются самостоятельными языковыми явлениями с различным генезисом и историей, которые в ряде случаев могут пересекаться. Различаются у них как планы содержания: род не имеет семантического наполнения как классифицирующая категория, одушевленность/неодушевленность выражает противопоставление живого и неживого, пол - оппозицию муж. и жен. начала,

Слайд 10
Описание слайда:
Грамматический род, одушевленность/ неодушевленность, личность Различаются у них и планы выражения в современном русском языке: - для рода - это парадигма, родовой формант (суффикс + окончание), характер атрибутивной формы в контексте; - для одушевленности/неодушевленности - синкретизм И=Р или В=Р; - для коррелятов по полу - словообразовательные аффиксы, соответствующие финали, гетеронимия, аналитические средства).

Слайд 11
Описание слайда:
Синтаксическая эквивалентность русской согласовательной связи, например, согласование атрибутивной формы с определяемым существительным в роде, числе и падеже соотносится с компонентами английского словопорядка (позиция атрибутивного прилагательного между артиклем и существительным).

Слайд 12
Описание слайда:
Словообразование Представляется интересным выявление сходных словообразовательных процессов в разных языках, поскольку именно словообразование является основным способом пополнения лексического состава индоевропейских языков

Слайд 13
Описание слайда:
Словообразование Можно выделить схожие явления в словообразовательных системах различных языков. Это относить как к морфемному, так и к семантическому словообразованию.

Слайд 14
Описание слайда:
Словообразование Проблемы семантического словообразования не нашли еще достаточного освещения в современной лингвистической литературе. Нет единообразия даже в употреблении терминологии. Например, во французской лингвистике употребляются термины «транспозиция» (trasposition (Ш.Балли), «несобственная деривация» (derivation impropre (А. Дармстетер), которые выходят за рамки понятия «способ словообразования» и представляются не вполне четкими. В последнее время широко используется термин «конверсия» (convesion (Л. Гильбер, В.Г. Гак, И.А. Цыбова и др.)

Слайд 15
Описание слайда:
Семантическое словообразование В разных языках совпадают семантические критерии при безморфемном словообразовании в сфере имен прилагательных. Например, в русском и во французском языке достаточно широко распространена модель образования на базе прилагательных со значением цвета прилагательных, обозначающих различные эмоциональные или интеллектуальные признаки:

Слайд 16
Описание слайда:
1) производящее черный (цвет) а) производное черный «мрачный, беспросветный, тяжелый» (БАС): Мне разлюбить тебя! Откуда пришли тебе эти черные мысли? (Писемский). Ср.: фр. noir «то, что обозначает беспокойство, пессимизм». ll nourriait des idées grises, des idées noires (Gide); черная меланхолия – фр. humour noir; б) «мрачный, невеселый»: черный юмор, юмор висельника – фр. humour noir; в) «злостный, низкий, коварный»; «содержащий угрозу»; «предвещающий несчастье»: О, об этой черной, ужасной интриге я узнала бы и от него! (Достоевский). Вот так-то одно дурное намерение ведет к множеству черных дел (Марлинский). Cр.: фр. âme noire «черная душа»; г) «незаконный»: черный рынок – фр. marché noir, travail noir «работа «налево»; д) прил. черный (только в полной форме) «темнокожий (как признак расы). Черная раса. Решил Фиглярин, сидя дома, что черный дед мой куплен за бутылку рома И в руки шкиперу попал (Пушкин). Ср.: фр. Les peuples noir «черная раса». Черный в знач. сущ. «негр» Я за безграмотных черных против цивилизованных владельцев их в южных штатах. (Чернышевский). Ср.: фр. noir синоним nègre;

Слайд 17
Описание слайда:
2) белый «незапятнанный, невинный»: Рубаха черна, да совесть бела. Cр.: фр. être blanc comme neige (être tout blanc) “быть, считаться невиновным “sortir blanc (comme neige) «сохранить незапятнанную репутацию»; n`etre pas blanc «разг. рыльце в пушку». А также в русских фразеологизмах: Шить белыми нитками – «скрывать, хитрить, делая это неловко, выдавая себя; делать что-либо наскоро, кое-как» (БАС). Как секреты-то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на входящего Николая (Толстой). Ср.: фр. cousu de file blanc (разг.) (FD, 130). Не понимая нас, мараешь и дерешь; Ты черным белое по прихоти зовешь. (Пушкин). Ср.: фр. dire blanc et noir;

Слайд 18
Описание слайда:
3) серый «скучный, тоскливый» «ничем не примечательный, бесцветный, безликий» (БАС): Природа, лелеявшая детство Багрова, была богаче и светом, и теплом,.. нежели бедная природа нашего серого захолустья. Салтыков-Щедрин. Ср.: фр. Mener une vie gris et terne «вести серую, тусклую жизнь, т.е. без блеска, безынтересную» (GL); серое лицо «о цвете лица и о лице человека, огорченного чем-либо». Ср.: фр. gris mine;

Слайд 19
Описание слайда:
4) розовый «радостный, неясный»: видеть все в розовом свете. Ср.: фр. voir tout couleur de rose (voir tout en rose), хотя можно и voir tout en blan;

Слайд 20
Описание слайда:
5) зеленый «очень юный, недостигший зрелости, неопытный». О юном возрасте, о начале жизни: Выучился он грамоте и в самой зеленой юности поступил в уездный суд Мамин-Сибиряк. Ср.: фр. La vert jeunesse. Il fuit [le tempt], et mes vert années. Disparaissent de mon regаrd (Lamartin). О юном человеке: Я вел себя как самый зеленый гимназист Короленко. Ср.: фр. Deux veuvers sur son coeur eurent le plus de part: L`une encor vert, et l`autre un peu bien mûr (Le Fontaine);

Слайд 21
Описание слайда:
6) голубой «такой, который не отражает, не учитывает недостатков, идеализированный (ирон.)». Голубая мечта . Ср.: фр. rêve bleu (GL, 451), а также oiseau bleu «синяя птица, недостигаемый идеал»; petite fleure bleue «романтическая мечта, греза, сентиментальность». Данное значение широко представлено в устойчивых выражениях: etre dans le bleue «витать а облаках»; n`etre plus un bleue «иметь жизненный опыт»; voyager dans le bleu «разг. предаваться пустым мечтам».

Слайд 22
Описание слайда:
Признак цвета – признак отвлеченных понятий, маркирующий общественные, политические направления и группировки: В конце XVIII – начале XIX в. «голубыми» называли солдат республиканской армии в противоположность «белым» (á blanc) солдатам вандейской армии. Например: Notre douce chapelle de Saint-Pierre-de-Mer n`avait pas été respectée par les bleus (Sainte-Beuve) (GL). Le parti noir. Les noirs (subst.) «Партия черных, черные – имя данное в 1789 г. депутатам Учредительного собрания, которые помещались правее, чем монархисты, из-за черных кокард, которые они носили». [Les] calomnies atroces des «noire», de ministériels et autres ennemis de la Constitution (Choderlas de Laclos). Во время II республики «голубыми» называли умеренных республиканцев в противоположность «красным» (à rouge) – республиканцам-социалистам и «белым» (à blanc) – легитимистам. Знамя красного цвета впервые было употреблено как эмблема революционного движения в 1832 г. во Франции, и с тех пор прочно закрепилось употребление прилагательного «краcный» в значении «революционный».

Слайд 23
Описание слайда:
Аналогично образованы лексемы и устойчивые сочетания: коричневые «члены неонацисткой национал-демократической партии», красные бригады – «террористическая организация в Италии, члены которой осуществляют провокации, грабежи, погромы и т. д. под прикрытием ультралевых лозунгов»; белый шовинизм «враждебное отношение к цветным эммигрантам»; голубые каски «о вооруженных силах ООН» (фр. сasgue bleu), черный интернационал; зеленая таможня «государственная инспекция по карантину растений, ввозимых из-за рубежа». Ср.: фр. bande noire «спекулянты земельными участками»; habit vert «зеленый сюртук ( о членах Французской Академии)»; briguer habit vert «домогаться кресла во Французской Академии»; harioots verts «арго 1) немецко-фашистские оккупанты; 2) воры.

Слайд 24
Описание слайда:
Контрастивная стилистика A. Malblanc считал, что задача контрастивной стилистики - определить аналогичные явления в двух языковых системах, специфические черты языка, выявляемые путем сопоставления его с другим языком, способы перехода от одной языковой системы к другой. Направление дальнейших контрастивно-стилистических исследований A.Malblanc видел в изучении жанров и стилей в двух языках. Аналогичное понимание целей контрастивной стилистики отражено и в работах J.-P.Vinay et J.Darbelnet.

Слайд 25
Описание слайда:
Контрастивный анализ Последовательное выявление в двух языках аналогичных средств выражения, общих категорий плана выражения и плана содержания, определение особенностей использования различных средств для выражения категории плана содержания позволяют провести контрастивно-стилистический анализ, в результате которого специфические черты стилистической системы конкретного языка становятся более отчетливыми

Слайд 26
Описание слайда:
Контрастивный анализ Лингвистический статус нормы. Генезис книжной традиции. Стилистические нормы. Соотношение прямого и косвенного речевого воздействия. Системы функциональных стилей

Слайд 27
Описание слайда:
Контрастивный анализ произведений двуязычных авторов в практике преподавания русского языка как иностранного  

Слайд 28
Описание слайда:
В истории русской литературы сформировалось резкое противопоставление художественного перевода и художественного творчества на нескольких языках. Показательна цитата из письма И. С. Тургенева Л. Пичу (21 ноября 1880 г.), написанного по-немецки: «Для меня человек, который считает себя писателем и пишет не только на одном – притом своем родном языке, - мошенник и жалкая, бездарная свинья» (цит. по Федоров 1971, 171)

Слайд 29
Описание слайда:
В немецкой литературной традиции по-французски пытались писать Гейне и Р.-М. Рильке; в английской - по-французски писали О. Уальд и Суинбери, у которого есть стихи и на древнегреческом и латинском; во французской - Ж. Верн использовал английский язык.

Слайд 30
Описание слайда:
В русской классической литературе известно небольшое число примеров создания писателями авторских произведений (или частей их) на иностранных языках. В.К.Тредиаковский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой. А.С. Пушкин по-французски написал только несколько заметок. Как известно, иностранные языки (в первую очередь французский) использовались в XIX веке преимущественно для светского общения, в обиходной речи, в письмах, в редких случаях в публицистике (А.И. Герцен, Ф.И Тютчев).

Слайд 31
Описание слайда:
В XX веке мотивация писателей, обращающихся к творчеству на нескольких языках принципиально иная. В. Аксенова (русский, английский), И. Бурихина (русский, английский, немецкий), В. Ерошенко (русский, японский, эсперанто), В. Линденберга (русский, немецкий), Ю. Мамлеева (русский, английский), С. Шестаковского (русский, еврейский) и др.

Слайд 32
Описание слайда:
В. Набоков и И. Бродский Имена В. Набокова и И. Бродского как двуязычных авторов занимают особое почетное положение в истории мировой культуры

Слайд 33
Описание слайда:
И. Бродский переводил с английского, испанского, польского, сербохорватского, но его собственное творчество представлено только на русском и английском языках. Между тем следует заметить, что И. Бродский был более совершенен в русской поэтической форме, а по-английски предпочитал писать прозаические тексты.

Слайд 34
Описание слайда:
В. Набоков продолжает традицию разграничения переводческой деятельности и творчества на нескольких языках, но на принципиально новом уровне. Можно заметить различие в подходе В. Набокова к переводу чужих текстов и собственных. Показательно, что Набоков благосклонно относился к переводам своих произведений ограниченного круга людей (в первую очередь жены и сына), между тем свои стихотворные тексты он не доверял никому и переводил только сам, даже поэтические вставки в «Даре» (включая записанную в строчку рифмованную концовку

Слайд 35
Описание слайда:
В. Набоков Интертекстуальность, ставшая ведущим структурообразующим признаком постмодернистских литературных течений ХХ века, впервые, вероятно, была осознана как элемент художественный техники именно В. Набоковым

Слайд 36
Описание слайда:
Автопереводы В.Набокова Очевидно, что автопереводы В.Набокова нельзя считать собственно переводами. Скорее, это творческий акт вновь создаваемой художественной действительности, которая, хотя и имеет некоторую основу, но в определенной степени развивается и трансформируется. Таким образом, русский и английский варианты – самостоятельные произведения, которые могут в значительной степени различаться

Слайд 37
Описание слайда:
"Автор - Текст - Читатель" Любое художественное произведение представляет собой неразрывное единство формы и содержания, поэтому изменение языковой структуры неизбежно вызывает изменение смысловых пластов. Переводчик в данном случае выступает как важное звено коммуникативного процесса, являясь одновременно и адресатом и адресантом информации, заложенной в оригинальном и переводном текстах. Модель "Автор - Текст - Читатель" осложняется наличием дополнительных компонентов: "Автор – Текст1 - Читатель - Переводчик - Текст2 - Читатель". Автопереводы В. Набокова предоставляют уникальную возможность проследить трансформации, которым подвергает текст при переводе автор – билингв, творчески состоявшийся в русской и английской литературах.

Слайд 38
Описание слайда:
Автопереводы В.Набокова Различия английской и русской версии связаны в большинстве случае с очевидным стремление автора усилить эмоциональный настрой русского варианта. Это проявляется, в частности, в использовании деривационных эмфатических элементов, стилистически маркированной лексики:

Слайд 39
Описание слайда:
«Лолита» Big Haze and little Haze rode on horseback around the lake… - Гейзиха и Гейзочка ехали верхом вокруг озера… Last night we sat on the piazza, the Haze woman, Lolita and I. Warm dusk had deepened into amorous darkness. The old girl had finished relating in great detail the plot of a movie she and L. had seen sometime in the winter. – Вчера вечером мы сидели на открытой веранде – Гейзиха, Лолита и я. Сгущались теплые сумерки, переходя в полную неги ночь. Старая дурында только что кончила подробно рассказывать мне содержание кинокартины, которую она и Ло видели полгода назад.

Слайд 40
Описание слайда:
«Лолита» “That means”, said Haze quickly, “you’ll be here!” – Ага, подхватила Гейзиха, значит вы еще будете здесь? The woman, however, was evidently not prepared to call it a day. – Но вдовушка, видимо, не считала, что день окончился. Stuck Viola, an Italian schoolmate, in the seat with a fountain pen. – На днях Виола, итальяночка у нее в классе, жаловалась, что Лолита ее кольнула в зад самопишущим пером.

Слайд 41
Описание слайда:
«Лолита» Расширение метафоры в русском варианте: dark-and-handsome - «красивый брюнет» бульварных романов; thich ad-eyebrows – брови (черные и густые, как у мужчин на рекламах); dog with orbits like pansies - пес с глазницами, как громадные, бархатные фиалки.

Слайд 42
Описание слайда:
«Лолита» Расширение метафоры в русском варианте: dark-and-handsome - «красивый брюнет» бульварных романов; thich ad-eyebrows – брови (черные и густые, как у мужчин на рекламах); dog with orbits like pansies - пес с глазницами, как громадные, бархатные фиалки.

Слайд 43
Описание слайда:
«Лолита» Включение в перевод элементов языковой игры, отсутствующих в первичном тексте: I asked Mr. Potts was he quite sure my wife had not telephoned and what about the cot? He answered she had not (she was dead, of course), and the cot would be installed tomorrow if we decided to stay on. - Я спросил у мистера Ваткинса, совершенно ли он уверен, что моя жена не телефонировала, и как насчет койки? Койкинс отвечал, что нет, не звонила (покойница, разумеется, звонить не могла), и что если мы останемся, покойку поставят завтра.

Слайд 44
Описание слайда:
Контрастивный анализ Использование тестов набоковских автопереводов позволяет вводить нарративный текст на среднем этапе обучения РКИ, показать особенности функционирования в разных языках совпадающих грамматических категорий, выявить аналогичные средства выражения для определенного грамматического значения, познакомить иностранных студентов со спецификой русской языковой картины мира на стилистически блистательном материале.

Слайд 45
Описание слайда:
ВЫВОД Последовательное выявление в двух языках аналогичных средств выражения, общих категорий плана выражения и плана содержания, определение особенностей использования различных средств для выражения категории плана содержания позволяют провести контрастивный анализ, в результате которого специфические черты системы конкретного языка становятся более отчетливыми, а обучение РКИ становится более эффективным. Использованием данных современных лингвистических направлений, сопоставительных исследований, преломление их для нужд практики преподавания РКИ поможет обогатить арсенал русиста, сделать учебных процесс более продуктивным и увлекательным.

Слайд 46
Описание слайда:
СПАСИБО! mpilgun@hse.ru http://buscom.hse.ru


Скачать презентацию на тему «Практика преподавания русского языка как иностранного в контрастивном аспекте»   можно ниже:

Похожие презентации