Определение факторов, связанных с низкими результатами ЕГЭ выпускников 11 классов: оценка вклада мотивационных и семейных характе презентация

Содержание


Презентации» Образование» Определение факторов, связанных с низкими результатами ЕГЭ выпускников 11 классов: оценка вклада мотивационных и семейных характе
Определение факторов, связанных с низкими результатами ЕГЭ выпускников 11 классов: оценкаЦель: определение факторов, обуславливающих низкие результаты ЕГЭ - оценка вклада эмоционально-мотивационныхСтруктура исследования: «два в одном»Организационно-технологическая схема исследованияОбщий алгоритм государственной итоговой аттестации – 2009 и использование её результатовЧто считать за «результаты ЕГЭ»?
 Доля успешно сдавших экзамен (все экзамены)Динамика среднего балла по русскому языку по МОУО ЧувашииНасколько ожидаемы для педагогов оказались неудовлетворительные результаты ЕГЭ их учеников?Причины, объясняющие неудачи на ЕГЭ выпускников школ (по мнению педагогов)
 А.Перечень факторов, связь с которыми оценивалась в ходе данного исследования
 СоставСостав семьи и результаты ЕГЭ
 71% выпускников выборки живут в полныхУровень образования родителей и результаты ЕГЭ
 уровень образования матерей в целомОбразовательные ресурсы семьи и результаты ЕГЭ
 интегральным показателем, характеризующим уровень образовательныхМатериальная обеспеченность семьи и результаты ЕГЭ
 интегральным показателем, характеризующим уровень материальнойЯзык общения в семье и со сверстниками и результаты ЕГЭ
 толькоМотивация на изучение предмета и результаты ЕГЭ
 ожидаемо более высокие результатыПредставление об образовательной и трудовой траектории выпускников и результаты ЕГЭ
 наиболееФакторы, обнаружившие связь с высокими результатами ЕГЭФакторы, обнаружившие связь с низкими результатами ЕГЭОсновные результаты исследования:
 Выделены значимые семейные и личностные характеристики выпускников, имеющие



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Определение факторов, связанных с низкими результатами ЕГЭ выпускников 11 классов: оценка вклада мотивационных и семейных характеристик С.А. Боченков s_bochenkov@mail.ru


Слайд 2
Описание слайда:
Цель: определение факторов, обуславливающих низкие результаты ЕГЭ - оценка вклада эмоционально-мотивационных характеристик учащихся, семейных характеристик, характеристик школы и др. Задачи: Разработать модель, описывающую механизм влияния различных факторов на индивидуальные результаты ЕГЭ На основе статистических и социологических данных сформировать базу данных результатов ЕГЭ-2009 и условий, в которых эти результаты были получены (для пилотных регионов) Оценить величину вклада каждого фактора, выявить возможные группы риска среди выпускников и группы школ с устойчиво низкими результатами

Слайд 3
Описание слайда:
Структура исследования: «два в одном»

Слайд 4
Описание слайда:
Организационно-технологическая схема исследования

Слайд 5
Описание слайда:
Общий алгоритм государственной итоговой аттестации – 2009 и использование её результатов для получения профессионального образования

Слайд 6
Описание слайда:
Что считать за «результаты ЕГЭ»? Доля успешно сдавших экзамен (все экзамены) в форме ЕГЭ – получившие аттестат и результаты ЕГЭ по всем предметам в свидетельство для участия в конкурсе на поступления – всё, что хотел – всё получил. Доля успешно сдавших экзамены по русскому и по математике – получивших документ о полном среднем образовании Доля сдавших экзамен с высоким результатом (на 70 и более баллов) по предмету (по всем предметам) – усовершенствованный вариант – уровни образовательных достижений (разработка ФИПИ). Средний балл по 100-балльной шкале

Слайд 7
Описание слайда:
Динамика среднего балла по русскому языку по МОУО Чувашии

Слайд 8
Описание слайда:
Насколько ожидаемы для педагогов оказались неудовлетворительные результаты ЕГЭ их учеников?

Слайд 9
Описание слайда:
Причины, объясняющие неудачи на ЕГЭ выпускников школ (по мнению педагогов) А. Имел низкие оценки по большинству предметов давно, хотя нормально учился в младшей школе B. Систематически пропускал уроки B1. По болезни B2. В связи с занятиями (спорт, музыка и т.п.) B3. Из-за халатного отношения к учебе (прогуливал) C. Считал, что ему не нужно напрягаться в учёбе, т.к. всем необходимым (обучение, карьера, бытовые условия) в любом случае, обеспечат (обеспечили) родители. D. Трудности в учёбе вероятно связаны с задержкой психического развития или другими нарушениями здоровья. Испытывал трудности в понимании учебного материала. E. Более высокие приоритеты принадлежали не школьным предметам. Но в этих не школьных сферах он нашёл себя (в спорте, музыке, творчестве, искусстве или в других сферах жизни). F. Уже выбрал область специализации, а другие школьные предметы считал малозначимыми, ненужными. Поэтому были трудности именно с этим предметом: не видел значимости предметного материала, узко специализировался в иной предметной области. G. Растерялся, разволновался на самом экзамене, оказался не готов к данной форме контроля знаний по предмету

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:
Перечень факторов, связь с которыми оценивалась в ходе данного исследования Состав семьи (полная, неполная семья, нет родителей, наличие (отсутствие) братьев-сестёр, бабушек-дедушек) Уровень образования родителей Образовательные ресурсы семьи (количество книг, наличие места для занятий, компьютера и др.) Материальная обеспеченность семьи Язык общения в семье и со сверстниками Специализация в не-учебной просоциальной активности (спортивные секции, кружки, допобразование) Мотивация на изучение предмета Представление выпускников о собственной образовательной и трудовой траектории после окончания школы

Слайд 12
Описание слайда:
Состав семьи и результаты ЕГЭ 71% выпускников выборки живут в полных семьях, 24,74% - в неполных, только с матерью, 3% - только с отцом и 1,22% без родителей респондент является единственным ребёнком в семье в 40,47% случаев на совместное проживание с лицами старшего поколения указывают 16,14% респондентов, эта доля несколько выше в сельской местности более высокие результаты ЕГЭ по математике показывают выпускники из полных семей результаты ЕГЭ по русскому в полных семьях и в семьях, где есть только мать, по результатам не различаются. группу риска по результатам ЕГЭ составляют семьи, где выпускник живёт только с отцом или родители отсутствуют выпускники, являющиеся единственными детьми в семье показывают относительно более высокие результаты, чем выпускники у которых имеются братья и (или) сёстры. наличие и отсутствие бабушек и (или) дедушек с результатами ЕГЭ связи не показывают

Слайд 13
Описание слайда:
Уровень образования родителей и результаты ЕГЭ уровень образования матерей в целом по выборке выше уровня образования отцов уровень образования родителей выпускников городских школ значительно выше уровня образования родителей выпускников сельских школ (по доле имеющих высшее образование – в два раза! выпускники, родители которых имеют высшее образование показывают заметно более высокие результаты ЕГЭ как по русскому языку, так и по математике. Далее с понижением уровня образования родителей результаты ЕГЭ по группам выпускников снижаются в семьях, где один из родителей имеет высшее образование независимо от уровня образования другого родителя (но не ниже среднего) результаты ЕГЭ оказываются выше среднего их значения группу риска по результатам ЕГЭ составляют выпускники из семей с низким уровнем образования родителей (в том числе – с низким уровнем образования одного из родителей независимо от уровня образования другого) (9 классов и ниже), особенно заметно их отставание по математике

Слайд 14
Описание слайда:
Образовательные ресурсы семьи и результаты ЕГЭ интегральным показателем, характеризующим уровень образовательных ресурсов семьи является индекс образовательных ресурсов, который показывает обеспеченность образовательными ресурсами относительно максимально возможного уровня, принятого за 1 семьи выпускников городских школ лучше обеспечены образовательными ресурсами, значимые различия наблюдаются по обеспеченности компьютером, доступу в интернет, обеспеченностью литературой чем выше образовательные ресурсы семьи тем выше результаты ЕГЭ как по русскому так и по математике, а при уровне образовательных ресурсов выше 0,7 (это например такой набор ресурсов как стол для занятий, отдельная комната или тихое место для занятий, компьютер, которым выпускник пользуется для выполнения школьных заданий, обучающие компьютерные программы, доступ в Интернет, книги, классическая литература и т.д.) результаты ЕГЭ становятся выше среднего (выше 1,00) результаты ЕГЭ как по русскому языку, так и по математике наблюдаются выше среднего только в группах с достаточно большой семейной библиотекой – рубежным показателем размера семейной библиотеки является наличие 100 и более книг

Слайд 15
Описание слайда:
Материальная обеспеченность семьи и результаты ЕГЭ интегральным показателем, характеризующим уровень материальной обеспеченности семей является индекс материальной обеспеченности, на величину которого влияет не только наличие в семье того или иного предмета, но и их количество (изменяется от 0 до 1) таким образом, на диаграмме видно, что относительно высокие результаты ЕГЭ как по русскому языку, так и по математике демонстрируют выпускники со средним уровнем материальной обеспеченности семей (индекс лежит в пределах от 0,3 до 0,6, что показывает на наличие от 5 до 10 предметов из предложенного в анкете перечня)

Слайд 16
Описание слайда:
Язык общения в семье и со сверстниками и результаты ЕГЭ только в выборке Чувашской Республики присутствует достаточно высокая доля выпускников, языком общения которых является не русский язык, поэтому анализ роли языка общения строится на данных выборки Чувашии более высокие результаты ЕГЭ, как по математике, так и по русскому языку показывают выпускники, которые используют при общении в семье в основном русский язык, в тоже время выпускники, использующие только русский язык показывают более низкие результаты. Далее в ряду с возрастанием роли другого языка результаты ЕГЭ снижаются. Таким образом группу риска составляют выпускники которые в семье и при общении со сверстниками активно используют другой (не русский) язык

Слайд 17
Описание слайда:
Мотивация на изучение предмета и результаты ЕГЭ ожидаемо более высокие результаты по предмету демонстрируют выпускники с высоким уровнем мотивации на изучение данного предмета более высокие результаты ЕГЭ по математике показывают выпускники как с высоким уровнем мотивации на изучение русского языка, так и считающие его изучение не важным и наоборот относительно более высокие результаты на ЕГЭ показывают выпускники при высоком уровне мотивации на оба или только на один из предметов. Результаты выпускников, ориентированных на изучение одного из предметов выше, чем результаты ориентированных на оба предмета.

Слайд 18
Описание слайда:
Представление об образовательной и трудовой траектории выпускников и результаты ЕГЭ наиболее низкие результаты ЕГЭ наблюдаются в группах ориентированных на получение рабочих специальностей, сферу обслуживания, юриспруденцию и не определившиеся.

Слайд 19
Описание слайда:
Факторы, обнаружившие связь с высокими результатами ЕГЭ

Слайд 20
Описание слайда:
Факторы, обнаружившие связь с низкими результатами ЕГЭ

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:
Основные результаты исследования: Выделены значимые семейные и личностные характеристики выпускников, имеющие связь с результатами ЕГЭ. Рассчитаны нормативные значения этих факторов для группы успешно сдавших ЕГЭ и группы риска, что позволяет дифференцированно подходить к оценке результатов ЕГЭ по отдельным образовательным учреждениям учитывая особенности обучаемого контингента, и его положения по значениям вышеуказанных характеристик относительно нормы. Приведённые расчеты позволяют использовать их как верхнюю и нижнюю границу нормы для оценки действия каждого из факторов. Рассчитав значения каждого из факторов для выпускников отдельной школы или муниципалитета можно сопоставить их с границами нормы и оценить контингент выпускников. Это позволяет выделять среди образовательных учреждений группы риска по семейным и личностным характеристикам контингента учащихся. Информация может быть использована в управлении территориальными образовательными сетями, принятии решений по оптимизации и развитию сети образовательных учреждений региона, муниципалитета, по организации образовательного процесса в отдельной школе.


Скачать презентацию на тему Определение факторов, связанных с низкими результатами ЕГЭ выпускников 11 классов: оценка вклада мотивационных и семейных характе можно ниже:

Похожие презентации