Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: презентация

Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему:
 Русская философия в контексте 
Цель лекции:
 По завершении лекции студенты должны иметь представление о специфичностиПлан лекции:
 Этапы и основное содержание русской философии.
 Характерные черты русской1-й проблемный вопрос:
 Где магистраль современной истории в понимании русских философовВсе основные сферы философских построений славянофилов тяготеют к полюсу «тотальности». Православие2-й проблемный вопрос:
 Специфичность философии В.Соловьева?Философия Владимира Соловьева (1853—1900) впитала в себя ос­новные тенденции русской религиознойЛитература: 
 Основная: 
 Философия медицины. Учебник для медицинских вузов под



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Русская философия в контексте российской культуры XIX начала XX вв.


Слайд 2
Описание слайда:
Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление о специфичности русской философии, ее проблематике.

Слайд 3
Описание слайда:
План лекции: Этапы и основное содержание русской философии. Характерные черты русской философской мысли.

Слайд 4
Описание слайда:
1-й проблемный вопрос: Где магистраль современной истории в понимании русских философов XIX века? И как отвечают они на этот вопрос: «Почему Россия, обладающая огромной территорией, несметными природными богатствами, уникальным человеческим потенциалом, до сих пор остается на задворках цивилизации?»

Слайд 5
Описание слайда:
Все основные сферы философских построений славянофилов тяготеют к полюсу «тотальности». Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в едином «цельном познании»; монархия - как идеальная форма социума, предохра­няющая общество и народ от политических и формально-юридичес­ких отношений (а тем более от революционного насилия). Крестьянская община выступала в их схеме как идеальный «нравственный мир», внутри которого только и возможен подлинно нравствен­ный субъект, гармонично сочетающий личностное и коллективное начала. Они обосновали самобытность пути исторического развития России. В полемике и борьбе со славянофильством сложилась философия индивидуальности, тяготевшая к западничеству. Наиболее заметными представителями западничества являются: П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Они ориентировались на идеалы западноевропейской цивилизации, критиковали православие. П. Анненков в своих «Литературных воспоминаниях» отмечал, что спор между славянофилами и западниками является спором двух различных видов одного и того же русского патриотизма. Западники никогда не отвергали исторических условий, дающих особенный характер циви­лизации каждого народа, а славянофилы терпели напраслину, когда их упрекали в наклонности к установлению неподвижных форм для ума, науки и искусства. Многие из западников развивали философию русских революци­онных демократов. Наиболее заметными представителями данного течения являются В.Г. Белинский (1811 — 1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1823-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861). Усилиями названных революционных демократов преодолены ряд су­щественных недостатков немецкой классической философии, соеди­нены философские идеи с практикой борьбы за осуществление назрев­шей в России антикрепостнической народной революции. Основными чертами данной философии являются материализм и атеизм, диалектический подход к действительности и процессу позна­ния. Герцен и Чернышевский вплотную подошли к материалистичес­кому пониманию истории.

Слайд 6
Описание слайда:
2-й проблемный вопрос: Специфичность философии В.Соловьева?

Слайд 7
Описание слайда:
Философия Владимира Соловьева (1853—1900) впитала в себя ос­новные тенденции русской религиозной философии XIX в. и законо­мерно оказалась ее завершающим синтезом. В славянофильской тра­диции противостояния западному «рационализму» он начинает с критики «отвлеченных начал», выдвигая идеал «свободной теософии», совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Вл. Соловьева — «свободная теократия» или «вселенская церковь», чуждая какому-либо национализму и объединяющая православие, ка­толицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает «сво­бодную созидающую конечную стадию истории» — «Богочеловечество». Основной пафос соловьевской «философии всеединства» - «оправдание добра», вытекающего из понимания «сущего» как блага. Соловьеву принадлежит заслуга систематизированного философско­го обоснования русской идеи, придания ей концептуальной формы. Ее основные положения: критика национального самолюбования, эт­ноцентризма, самоограниченности; осуждение существовавшего в его время государственного устройства России, казенного патриотизма; утверждение идеи, что лицо нации определяется высшими достиже­ниями ее духовности, вкладом в мировую цивилизацию, в реальное единство человеческого рода; обоснование необходимости культурно-исторического единства человечества. Соловьев выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию преображения русской жизни, совершенствования и углубления христи­анского существования нации, в основе которого разумное самоограничение, развитие общественной свободы, служение идеалам добра и справедливости. Владимир Соловьев был первым, кому выпала честь создания системы христианской философии в духе идей Киреевского и Хомякова.

Слайд 8
Описание слайда:
Литература: Основная: Философия медицины. Учебник для медицинских вузов под редакцией Шевченко Ю.Л. М.:ГЭОТАР – МЕД, 2004   Дополнительная: 1.Антология русской философии. В 3 т. / Сост. Замалеев А.Ф., Солонин Ю.Н., Боровков М.И. и др. СПб., 2000. 2.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1994. 3.Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. 4.Козаченко В.И., Петленко В.П. История философии и медицина. СПб., 1994. 5.Лосский И.О. История русской философии. М., 1991. 6.Мир русской философии. Хрестоматия / Сост. Боровков М.И., Козаченко В-И., Петленко В.П. и др. СПб., 1996. 7.Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философ­ские науки, 1990, № 5. 8.Чикин С.Л. Врачи-философы. М., 1990. Контрольные вопросы (обратная связь). Назовите характерные черты русской философии Основной вопрос русской философии 19 века. В чем значение философии В.Соловьева?


Скачать презентацию на тему Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: можно ниже:

Похожие презентации