ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: ДЕФИНИЦИИ, КРИТЕРИИ, МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михай презентация

Содержание


Презентации» Медицина» ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: ДЕФИНИЦИИ, КРИТЕРИИ, МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михай
ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА:  ДЕФИНИЦИИ, КРИТЕРИИ, МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ   ГОУ ВПОЗдоровье населения (общественное здоровье)
 совокупность медико-демографических показателей, которые характеризуют жизнеспособность обществаЗдоровье ребёнка
 есть его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственноеПриведенные в дефиниции здоровья ребёнка понятия физического, психического, умственного, культурного, духовного,Здоровье детского населения справедливо называют важнейшим индикатором общественного здоровья.
 	 Медико-социальная трактовка  здоровья детского коллектива
     Рождаемость -  число родившихся живыми на 1000 человек населения вПроведение анализа заболеваемости детей организованных детских коллективов 
 Проведение анализа заболеваемостиВиды заболеваемости, 
 подлежащие статистическому учету 
 в образовательных учреждениях:
 	ОбщаяПоказатели
 1. Основные:
  1.1. Экстенсивный показатель – структура хронических заболеванийЗдоровье с позиций ВОЗ 
 По уставу ВОЗ, «Здоровье — это неГруппу здоровья (Приказ Минздрава России от 30 декабря 2003 г. NПервая (I) группа здоровья
 объединяет детей, не имеющих отклонений по всемВторую (II) группу здоровья
 составляют также здоровые дети, но имеющие "риск"Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровьяДля отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровьяЧетвертая (IV) группа
 включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденнымиТретья (III) группа здоровья
 объединяет больных детей с наличием хронических болезнейПятая (V) группа
 – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденнымиУровни здоровья в медико-социальных исследованиях 
 Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.Динамика естественной убыли населения  ( г.Жуковский, 1985-2004гг.)Повозрастные показатели случаев смерти детей (0-14 лет)Младенческая  смертность    (г. Жуковский, 1985 - 2004гг.)Структура ведущих причин смерти детей от 0 до 14 лет, г.Структура общей заболеваемости ( %)  детей от 0 до 14Динамика  общей  заболеваемости   
 Динамика  общейУровень заболеваний органов дыхания на 1000 детей (0-14лет), г. Жуковский (1991-2004гг.)Уровень болезней органов пищеварения (на 1000) детей 0-14 летУровень болезней системы кровообращения (на 1000) детей 0-14 летРаспространенность отдельных классов болезней  у детей 0-14 летПовозрастная динамика распространённости болезней костно-мышечной системы, нарушения осанки и сколиозаВозрастные особенности рисков при формировании патологии детского населенияВозможные причины заболеваемости по ведущим классам болезней, выявленных на профилактических медицинскихПоказатели результатов профмедосмотров в показателях наглядности (%) у школьников разных возрастныхШкольные болезни
 	Это нарушения жизнедеятельности ребенка (подростка), которые возникают в результатеОБЩНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
 1.  Медленно протекающий процесс. 
 2. Факторы риска,  способствующие школьным болезням
 1. Стрессовая педагогическая практика.
 2.Основные индикаторы состояния здоровья учащихся:
 распространенность школьно обусловленных функциональных  отклонений;
Физическое развитие
 Физическое развитие является ведущим критерием состояния здоровья растущего организма,Сравнительная оценка физического развития детей и подростков по возрастным группам (в%),Инвалидность населения
    Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровьяИнвалидизация детей в г. Жуковском (2001-2004гг.)Структура причин инвалидности по классам болезней детей и подростков г. ЖуковскогоТенденции к изменению общественного здоровья России на период до 2015 г.
Такая тенденция обусловлена наличием опасного для здоровья образа жизни детей иМетодика оценки состояния здоровья с позиций теории адаптацииПереход от здоровья к болезни
    Переход от здоровьяОрганизм человека необходимо рассматривать как динамическую систему,
    Р.М.Баевским и В.П. Казначеевым в 1978 году введен термин «донозологическое состояние»,Словосочетание 
         Постановка донозологического диагноза   заключается  в целенаправленном сборе информацииОбъектом исследований при донозологической диагностике всегда является процесс адаптации организма кОсновываясь на представлениях об адаптации и гомеостазе, были выделены четыре состояния:Физиологическая норма - это класс функциональных состояний  с достаточными функциональнымиДонозологические состояния - это состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности организмаПреморбидные состояния  характеризуются снижением функциональных возможностей организма и проявляются вПатологическое  состояние (срыв адаптации) - состояние с резким снижением функциональныхДля оценки функционального состояния и адаптационных возможностей детей должен использоваться донозологическийМатематический анализ ритма сердца (анализ вариабельности сердечного ритма) позволяет вести непрерывныйКомплекс «Варикард»«Структура  здоровья»
       «Структура Таким образом, существует большой объем информации о состоянии здоровья детей и



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: ДЕФИНИЦИИ, КРИТЕРИИ, МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.


Слайд 2
Описание слайда:
Здоровье населения (общественное здоровье) совокупность медико-демографических показателей, которые характеризуют жизнеспособность общества и его возможности дальнейшего социально-экономического развития

Слайд 3
Описание слайда:
Здоровье ребёнка есть его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и социальное развитие, не ограниченное экзогенными или/и эндогенными (генетическими) условиями и факторами.

Слайд 4
Описание слайда:
Приведенные в дефиниции здоровья ребёнка понятия физического, психического, умственного, культурного, духовного, нравственного, социального развития обозначены в статьях 17, 23, 27, 32 Конвенции о правах ребёнка. Приведенные в дефиниции здоровья ребёнка понятия физического, психического, умственного, культурного, духовного, нравственного, социального развития обозначены в статьях 17, 23, 27, 32 Конвенции о правах ребёнка.

Слайд 5
Описание слайда:
Здоровье детского населения справедливо называют важнейшим индикатором общественного здоровья. Здоровье детского населения справедливо называют важнейшим индикатором общественного здоровья. Здоровье детского населения – это совокупность статистических показателей: медико-демографических (рождаемость, смертность), заболеваемости, физического развития и инвалидности.

Слайд 6
Описание слайда:
Медико-социальная трактовка здоровья детского коллектива Здоровье детского коллектива образовательных учреждений – это совокупность показателей здоровья детей разного возраста, объединенных общностью деятельности и состоянием образовательной среды. Индикаторами (критериями здоровья) являются: распространенность хронических заболеваний; распространенность функциональных отклонений; частота и продолжительность острой заболеваемости в течение года; процентное распределение детей по группам здоровья; количество детей (в %) с нарушениями физического развития; количество детей (в %) с напряженной и неудовлетворительной адаптацией.

Слайд 7
Описание слайда:
Рождаемость - число родившихся живыми на 1000 человек населения в год. Рождаемость - число родившихся живыми на 1000 человек населения в год. Смертность ( общий коэффициент смертности населения территории) – число умерших от всех причин на 1000 человек населения в год. Естественный прирост (убыль) (на1000 чел среднегодовой численности населения) – разность показателей рождаемости и смертности

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:
Проведение анализа заболеваемости детей организованных детских коллективов Проведение анализа заболеваемости детей организованных детских коллективов необходимо для: 1) оценки состояния здоровья воспитанников и учащихся; 2) целенаправленного планирования оздоровительной и профилактической работы; 3) оценки эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.

Слайд 10
Описание слайда:
Виды заболеваемости, подлежащие статистическому учету в образовательных учреждениях: Общая заболеваемость - это вся зарегистрированная в течение года заболеваемость (острая и хроническая, впервые выявленная и обострившаяся); Единица учета – диагноз заболевания. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (с временным непосещением образовательного учреждения ) - острая заболеваемость. Единица учета – случай потери трудоспособности или непосещения образовательного учреждения (случай острого заболевания). Хроническая заболеваемость – заболеваемость, выявленная на профмедосмотрах и дети с диагнозом хронического заболевания. Единица учета – ребенок, у которого выявлено хроническое заболевание.

Слайд 11
Описание слайда:
Показатели 1. Основные: 1.1. Экстенсивный показатель – структура хронических заболеваний (отклонений) – удельный вес каждого заболевания (отклонения) среди всех хронических заболеваний (отклонений), принятых за 100% 1.2 Интенсивный показатель - распространенность, уровень данного заболевания (отклонения) на 100 осмотренных 2. Дополнительные: 2.1. Полнота охвата медицинскими осмотрами, % 2.2. Распределение лиц по группам здоровья, % (I, II,III,IV,V гр.) 2.3. Распределение лиц по условным группам физического развития, % (норма, отклонения – дефицит массы, избыток массы, низкий рост) 2.4. Частота впервые выявленных заболеваний ( на 100 осмотренных)

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
Здоровье с позиций ВОЗ По уставу ВОЗ, «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

Слайд 15
Описание слайда:
Группу здоровья (Приказ Минздрава России от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценки состояния здоровья детей») определяют исходя из следующих основополагающих критериев: I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе, II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности, III критерий – уровень нервно–психического развития, IV критерий – резистентность организма, V критерий – функциональное состояние органов и систем, VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития. I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.

Слайд 16
Описание слайда:
Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Слайд 17
Описание слайда:
Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья. II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья. II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Слайд 18
Описание слайда:
Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья: ребенок от многоплодной беременности, недоношенность, переношенность, незрелость, перинатальное поражение ЦНС, внутриутробное инфицирование, низкая масса тела при рождении, избыточная масса тела при рождении (более 4 кг), рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления), гипотрофия 1-й ст., дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени, аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы);

Слайд 19
Описание слайда:
Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья: функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой, частые острые заболевания, в т.ч. респираторные, понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии, тимомегалия, дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др., вираж туберкулиновых проб, состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.), состояние после неотложных хирургических вмешательств.

Слайд 20
Описание слайда:
Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Слайд 21
Описание слайда:
Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Слайд 22
Описание слайда:
Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды. При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

Слайд 23
Описание слайда:
Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп. Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий. Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом.

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Динамика естественной убыли населения ( г.Жуковский, 1985-2004гг.)

Слайд 26
Описание слайда:
Повозрастные показатели случаев смерти детей (0-14 лет)

Слайд 27
Описание слайда:
Младенческая смертность (г. Жуковский, 1985 - 2004гг.)

Слайд 28
Описание слайда:
Структура ведущих причин смерти детей от 0 до 14 лет, г. Жуковский

Слайд 29
Описание слайда:
Структура общей заболеваемости ( %) детей от 0 до 14 лет, г. Жуковский, 2004 г.

Слайд 30
Описание слайда:
Динамика общей заболеваемости Динамика общей заболеваемости детского и подросткового населения (на 1000 человек), г. Жуковский, 2004 г.

Слайд 31
Описание слайда:
Уровень заболеваний органов дыхания на 1000 детей (0-14лет), г. Жуковский (1991-2004гг.)

Слайд 32
Описание слайда:
Уровень болезней органов пищеварения (на 1000) детей 0-14 лет

Слайд 33
Описание слайда:
Уровень болезней системы кровообращения (на 1000) детей 0-14 лет

Слайд 34
Описание слайда:
Распространенность отдельных классов болезней у детей 0-14 лет

Слайд 35
Описание слайда:
Повозрастная динамика распространённости болезней костно-мышечной системы, нарушения осанки и сколиоза

Слайд 36
Описание слайда:
Возрастные особенности рисков при формировании патологии детского населения

Слайд 37
Описание слайда:
Возможные причины заболеваемости по ведущим классам болезней, выявленных на профилактических медицинских осмотрах дошкольников (школьников)

Слайд 38
Описание слайда:
Показатели результатов профмедосмотров в показателях наглядности (%) у школьников разных возрастных групп г. Жуковский

Слайд 39
Описание слайда:
Школьные болезни Это нарушения жизнедеятельности ребенка (подростка), которые возникают в результате воздействия неблагоприятных факторов образовательной среды. К школьным болезням относятся: 1. Болезни костно-мышечной системы. 2. Близорукость (миопия). 3. Психические расстройства и расстройства поведения.

Слайд 40
Описание слайда:
ОБЩНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ 1. Медленно протекающий процесс. 2. Наличие стадий развития (донозологическое, предпатологическое и болезненное состояния). 3. Несоответствие образовательной среды функциональным возможностям растущего организма. 4. Обратимость процесса и возможность профилактики на ранних стадиях заболевания.

Слайд 41
Описание слайда:
Факторы риска, способствующие школьным болезням 1. Стрессовая педагогическая практика. 2. Авторитарный стиль общения с учениками. 3. Условия и режим обучения не соответствующие санитарно - гигиеническим нормам. 4. Отсутствие здоровьесберегающих технологий обучения. 5. Отсутствие оптимальной системы физического воспитания. 6. Наличие нерационального питания детей в школе. 7. Отсутствие мотивации к формированию здорового образа жизни.

Слайд 42
Описание слайда:
Основные индикаторы состояния здоровья учащихся: распространенность школьно обусловленных функциональных отклонений; распространенность школьно обусловленных болезней; частота острой заболеваемости на протяжении учебного года; уровень адаптационных возможностей организма

Слайд 43
Описание слайда:
Физическое развитие Физическое развитие является ведущим критерием состояния здоровья растущего организма, важнейшим показателем роста и формирования детского организма. Все профилактические осмотры начинают с его оценки. Физическое развитие – это комплекс признаков, характеризующих размеры, силу и гармоничность развития человеческого тела. Уровень физического развития тесно связан с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни населения.

Слайд 44
Описание слайда:
Сравнительная оценка физического развития детей и подростков по возрастным группам (в%), г.Жуковский

Слайд 45
Описание слайда:
Инвалидность населения Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. Инвалидность детей общая ( или общая инвалидность детского населения) – общая численность детей-инвалидов на территории по состоянию на конец года, соотнесенная с численностью населения соответствующего возраста. Инвалидность детей первичная ( или первичная инвалидность детского населения) - численность детей-инвалидов на территории, с впервые установленной в текущем году инвалидностью, соотнесенная со среднегодовой численностью населения соответствующего возраста. По данным экспертов ООН инвалиды составляют около 10% населения земного шара, из них более чем 1/5 часть – это дети в возрасте до 16 лет.

Слайд 46
Описание слайда:
Инвалидизация детей в г. Жуковском (2001-2004гг.)

Слайд 47
Описание слайда:
Структура причин инвалидности по классам болезней детей и подростков г. Жуковского

Слайд 48
Описание слайда:
Тенденции к изменению общественного здоровья России на период до 2015 г. 1. Стабилизация заболеваемости детей на высоком уровне. Дальнейшее изменение структуры заболеваемости за счет увеличения доли психических расстройств, болезней костно-мышечной системы и органов пищеварения. 2. Негативные изменения физического развития. Увеличение доли детей с дефицитом массы тела и низким ростом, особенно у девочек 14 -15 лет. 3. Дальнейший рост смертности в подростковом возрасте (особенно у юношей) за счет травм, отравлений, самоубийств. 4. Увеличение общей инвалидности детского населения за счет врожденных аномалий, болезней нервной системы и психических расстройств.

Слайд 49
Описание слайда:
Такая тенденция обусловлена наличием опасного для здоровья образа жизни детей и подростков. Такая тенденция обусловлена наличием опасного для здоровья образа жизни детей и подростков. Создание системы мониторинга здоровья и формирования ЗОЖ является важнейшей медико-социальной задачей, решение которой позволит на научной основе разработать региональную целевую программу профилактики и отслеживать эффективность её реализации по принципу обратной связи.

Слайд 50
Описание слайда:

Слайд 51
Описание слайда:
Методика оценки состояния здоровья с позиций теории адаптации

Слайд 52
Описание слайда:
Переход от здоровья к болезни Переход от здоровья к болезни можно рассматривать как процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной, производственной, образовательной и окружающей среды.

Слайд 53
Описание слайда:
Организм человека необходимо рассматривать как динамическую систему, Организм человека необходимо рассматривать как динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и напряжения регуляторных систем. Приспособительные возможности рассматриваются как мера здоровья. Измерение уровня здоровья – одна из главных проблем при оценке состояния здоровья.

Слайд 54
Описание слайда:
Р.М.Баевским и В.П. Казначеевым в 1978 году введен термин «донозологическое состояние», который вошел в Большую медицинскую энциклопедию. Р.М.Баевским и В.П. Казначеевым в 1978 году введен термин «донозологическое состояние», который вошел в Большую медицинскую энциклопедию. В учении о здоровье появился новый раздел, получивший название «донозологической диагностики», который на основе использования положений теории адаптации развивает методы классификации и измерения уровней здоровья.

Слайд 55
Описание слайда:
Словосочетание Словосочетание «диагностика донозологическая» произошло от двух греческих слов: diagnostikos – способ распознавать и nosos – болезнь. Под данным словосочетанием понимают возможность распознать состояние организма, находящееся между нормой и патологией (между здоровьем и болезнью). Это состояние характеризуется нарушением равновесия между организмом и средой.

Слайд 56
Описание слайда:
Постановка донозологического диагноза заключается в целенаправленном сборе информации как медицинской, так и физиологической, а также в использовании таких методов её анализа и обработки, которые позволяют установить степень адаптации организма к условиям окружающей среды. Постановка донозологического диагноза заключается в целенаправленном сборе информации как медицинской, так и физиологической, а также в использовании таких методов её анализа и обработки, которые позволяют установить степень адаптации организма к условиям окружающей среды.

Слайд 57
Описание слайда:
Объектом исследований при донозологической диагностике всегда является процесс адаптации организма к условиям среды. Объектом исследований при донозологической диагностике всегда является процесс адаптации организма к условиям среды. Процесс приспособления к среде может завершиться тремя состояниями. Во-первых, - полной или частичной адаптацией к среде, при этом гомеостаз (постоянство внутренней среды) не нарушается и деятельность регуляторных систем протекает в обычных пределах или несколько усилена. Во-вторых, - процесс приспособления может завершиться недостаточной или неудовлетворительной реакцией, при которой активность регуляторных систем существенно увеличивается. Третий исход – срыв адаптации, истощение регуляторных механизмов, в результате которого нарушается постоянство внутренней среды и развивается патологическое состояние организма.

Слайд 58
Описание слайда:
Основываясь на представлениях об адаптации и гомеостазе, были выделены четыре состояния: Основываясь на представлениях об адаптации и гомеостазе, были выделены четыре состояния: - физиологическая норма, - донозологическое состояние, - преморбидное состояние, - патологическое состояние или срыв адаптации.

Слайд 59
Описание слайда:
Физиологическая норма - это класс функциональных состояний с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма. Физиологическая норма - это класс функциональных состояний с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма. Понятие нормы включает в себя способность организма адаптироваться к определенным воздействиям факторов окружающей среды.

Слайд 60
Описание слайда:
Донозологические состояния - это состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким, чем в норме напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходу функциональных резервов организма. Донозологические состояния - это состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким, чем в норме напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходу функциональных резервов организма. Адаптационные нарушения в состоянии здоровья уже могут быть выявлены в донозологических состояниях. Характерной особенностью донозологических состояний является повышенное функциональное напряжение механизмов адаптации.

Слайд 61
Описание слайда:
Преморбидные состояния характеризуются снижением функциональных возможностей организма и проявляются в виде 2-х стадий: Преморбидные состояния характеризуются снижением функциональных возможностей организма и проявляются в виде 2-х стадий: 1) с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных систем организма, в том числе сердечно-сосудистой системы; 2) с преобладанием специфических изменений со стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсации проявление заболеваний может быть выражено или находиться в начальной фазе и иметь компенсаторный характер. Особенность этого класса функциональных состояний состоит в том, что они развиваются и протекают на фоне перенапряжения регуляторных механизмов.

Слайд 62
Описание слайда:
Патологическое состояние (срыв адаптации) - состояние с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. Патологическое состояние (срыв адаптации) - состояние с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. В данном состоянии, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации.

Слайд 63
Описание слайда:
Для оценки функционального состояния и адаптационных возможностей детей должен использоваться донозологический подход, который имеет своей целью не постановку диагноза заболевания, а определение риска его развития путем оценки адаптационных возможностей организма.

Слайд 64
Описание слайда:
Математический анализ ритма сердца (анализ вариабельности сердечного ритма) позволяет вести непрерывный динамический донозологический контроль деятельности механизмов регуляции системы кровообращения и дает информацию об адекватности реакций приспособительных механизмов на разнообразные воздействия изменяющихся условий окружающей среды. Математический анализ ритма сердца (анализ вариабельности сердечного ритма) позволяет вести непрерывный динамический донозологический контроль деятельности механизмов регуляции системы кровообращения и дает информацию об адекватности реакций приспособительных механизмов на разнообразные воздействия изменяющихся условий окружающей среды. При этом реакция системы кровообращения рассматривается как индикатор адаптационных возможностей организма к большому числу разнообразных факторов внешней среды.

Слайд 65
Описание слайда:
Комплекс «Варикард»

Слайд 66
Описание слайда:

Слайд 67
Описание слайда:
«Структура здоровья» «Структура здоровья» (данный показатель отражает в процентах количество лиц с разной степенью адаптации)

Слайд 68
Описание слайда:

Слайд 69
Описание слайда:
Таким образом, существует большой объем информации о состоянии здоровья детей и подростков. Это результаты профилактических медицинских осмотров, данные государственной медицинской статистики, а также данные обследования непосредственно в Центрах здоровья учреждений здравоохранения. Вся эта информация может быть использована для создания мониторинга здоровья и формирования ЗОЖ. Таким образом, существует большой объем информации о состоянии здоровья детей и подростков. Это результаты профилактических медицинских осмотров, данные государственной медицинской статистики, а также данные обследования непосредственно в Центрах здоровья учреждений здравоохранения. Вся эта информация может быть использована для создания мониторинга здоровья и формирования ЗОЖ.

Слайд 70
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: ДЕФИНИЦИИ, КРИТЕРИИ, МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михай можно ниже:

Похожие презентации