Изобразительно-выразительные средства языка ( памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе) презентация

Содержание


Презентации» Медицина» Изобразительно-выразительные средства языка ( памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе)
Изобразительно-выразительные средства языка ( памятка для анализа текста при подготовке кСодержание
 1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении).
Аллегория – иносказание.
 В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людейАнтомасия – употребление собственного имени в значении нарицательного.
 1) Мы всеГипербола – приём, основанный на преувеличениях.
 1)Глаза громадные, как прожекторы.
 2)Гротеск – предельное преувеличение
 1) Этот градоначальник был с фаршированной головой.Ирония – насмешка, осмеяние , содержащее оценку.
 1)Откуда, умная, бредёшь ты,Литота – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе.
 1) Талии уМетафора – скрытое сравнение.
 1) Со снопом волос твоих овсяных отосниласьМетонимия ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать вОлицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как живых
 1) Плакаты кричали оПерифраза – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком
 1) ЭтоСинекдоха – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым
 1)Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим
 1) ЛёдЭпитет – образное определение
 1) И мы в твоих стихах, поэт,Стилистические фигуры речи
 Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово,Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк;Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимов
 ТыГрадация – постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или убывающейИменительный представления – субъект синтаксически подчёркнут в зачине, он центр сообщенияИнверсия – перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено грамматикой
Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова
 КакСинтаксический параллелизм –построение предложений по одной схеме
 Мне казалось, что деревьяУмолчание – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь 
Оксюморон –сочетание не сочетающихся по смыслу слов
 «Мёртвые души».
 В глазахРиторический вопрос, восклицание, обращение
 А вы, надменные потомки
 Известной подлостью прославленныхЭллипсис – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова, видЦитация ( цитирование)
 « Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшимАллитерация – приём повторения согласных звуков
 Шипенье пенистых бокалов
 И пуншаАссонанс – приём повторения гласных звуков
 Скучна мне оттепель:
 Вонь, грязь,План лингвистического анализа
 I. Тема.
 II. Идея.
 III. Форма:
 1. СтильНесколько советов при определении стилей речи
 В научных стилях авторская мысльНесколько советов при определении типов речи 
 В описательных текстах информацияТекст чаще всего бывает комбинированный, а не однородный
 В рассуждении пишущийИспользуемая литература
 1) Т.Ю.Угроватова « Русский язык. 34 урока подготовки к



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Изобразительно-выразительные средства языка ( памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе)


Слайд 2
Описание слайда:
Содержание 1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении). 2 часть: Фигуры речи( обобщённое название стилистических приёмов). 3 часть: План лингвистического анализа. 4 часть : Несколько советов при определении стилей и типов речи.

Слайд 3
Описание слайда:
Аллегория – иносказание. В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер. Вспомните, например, басню И.А.Крылова « Ворона и Лисица». Кто из них воплощает человеческую глупость, а кто хитрость?

Слайд 4
Описание слайда:
Антомасия – употребление собственного имени в значении нарицательного. 1) Мы все глядим в Наполеоны… (А.С.Пушкин) 2) Явление «хлестаковщины» до сих пор сохраняется в нашем обществе. 3) Да кто из нас не «обломов»!.

Слайд 5
Описание слайда:
Гипербола – приём, основанный на преувеличениях. 1)Глаза громадные, как прожекторы. 2) В бамбуковой заросли мяукал кот, заблудившийся в этих необъятных джунглях.

Слайд 6
Описание слайда:
Гротеск – предельное преувеличение 1) Этот градоначальник был с фаршированной головой. ( Из « Истории одного города Салтыкова-Щедрина.)

Слайд 7
Описание слайда:
Ирония – насмешка, осмеяние , содержащее оценку. 1)Откуда, умная, бредёшь ты, голова? 2) Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек.

Слайд 8
Описание слайда:
Литота – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе. 1) Талии у девиц были никак не толще бутылочной шейки. 2) Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.

Слайд 9
Описание слайда:
Метафора – скрытое сравнение. 1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. 2) Звёзды пересыпались белыми зёрнами. 3) Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег.

Слайд 10
Описание слайда:
Метонимия ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать в сравнение) 1) От этого происшествия ахала вся Московская улица. 2) « Я три тарелки съел». 3) И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. 4) Эй, борода! Как проехать к Плюшкину? 5) Вся деревня над ним смеялась.

Слайд 11
Описание слайда:
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как живых 1) Плакаты кричали о Победе. 2) О чём ты воешь, ветер ночной? 3) Телеграф гудел свою скучную песню.

Слайд 12
Описание слайда:
Перифраза – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком 1) Это был царь зверей.( Лев) 2) Будем же заботиться о братьях наших меньших. 3) Унылая пора! Очей очарованье!

Слайд 13
Описание слайда:
Синекдоха – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым 1) Все флаги в гости будут к нам. 2) Там стонет человек от рабства и цепей. 3)Швед, русский колет, рубит, режет…

Слайд 14
Описание слайда:
Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим 1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. 2) Они лежали как мёртвые. 3) Ракета, точно разбившись о небо, с треском рассыпалась.

Слайд 15
Описание слайда:
Эпитет – образное определение 1) И мы в твоих стихах, поэт, не разгадали младенческой печали. 2) Наступил синий, тягучий рассвет. 3) На нас, дымясь, спускалось разъярённое небо.

Слайд 16
Описание слайда:
Стилистические фигуры речи Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Слайд 17
Описание слайда:
Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатие Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… (А.Пушкин) Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона… ( С.Есенин)

Слайд 18
Описание слайда:
Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимов Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! ( Н. А.Некрасов) Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь.

Слайд 19
Описание слайда:
Градация – постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или убывающей значимости Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдет, как с белых яблонь дым… ( С.А.Есенин) Час, и другой, и третий продолжалась переправа. ( А.К.Толстой)

Слайд 20
Описание слайда:
Именительный представления – субъект синтаксически подчёркнут в зачине, он центр сообщения Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось… (А.С.Пушкин) Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём свою страну потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши… / По К. Ушинскому/

Слайд 21
Описание слайда:
Инверсия – перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено грамматикой Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням… ( А.С.Пушкин) Роняет лес багряный свой убор, Сребрит морооз увянувшее поле… ( А.С.Пушкин)

Слайд 22
Описание слайда:
Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить - Буйну голову сложить! ( А. Блок)

Слайд 23
Описание слайда:
Синтаксический параллелизм –построение предложений по одной схеме Мне казалось, что деревья и молодая трава спали. Казалось, что даже колокола звонили не так громко и весело. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… ( М. Ю. Лермонтов)

Слайд 24
Описание слайда:
Умолчание – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, сказать по правде, Очень никто не озабочен. ( М.Ю.Лермонтов)

Слайд 25
Описание слайда:
Оксюморон –сочетание не сочетающихся по смыслу слов «Мёртвые души». В глазах мелькнуло выражение весёленького сумасшествия. Честный вор, бесчувственная эмоциональность, больное счастье, хилый силач, богатый нищий и т.д.

Слайд 26
Описание слайда:
Риторический вопрос, восклицание, обращение А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов!… ( М.Лермонтов) Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам…Идеалы и мода у каждой эпохи свои.

Слайд 27
Описание слайда:
Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова, вид умолчания Мы сёлы - в пепел, Грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. ( В. Жуковский) Только ты люби меня. А уж я тебя буду – до последней волосиночки. ( А. Иванов)

Слайд 28
Описание слайда:
Цитация ( цитирование) « Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением»,- писал Никита Струве. По словам Никиты Струве, Анна Андреевна Ахматова « была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением».

Слайд 29
Описание слайда:
Аллитерация – приём повторения согласных звуков Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. ( А.С.Пушкин)

Слайд 30
Описание слайда:
Ассонанс – приём повторения гласных звуков Скучна мне оттепель: Вонь, грязь, весной я болен… ( А.С.Пушкин)

Слайд 31
Описание слайда:
План лингвистического анализа I. Тема. II. Идея. III. Форма: 1. Стиль текста; 2. Тип текста; 3. Композиция 4. Лексические средства выразительности;

Слайд 32
Описание слайда:
Несколько советов при определении стилей речи В научных стилях авторская мысль передаётся ясно, точно, логично, без эмоций. Публицистический стиль, напротив, эмоциональный, т. к. автору важно передать информацию и эмоционально воздействовать на читателя. В текстах художественного стиля для понимания авторской мысли важен подтекст, глубинный смысл высказывания.

Слайд 33
Описание слайда:
Несколько советов при определении типов речи В описательных текстах информация раскрывается через описание значимых частей предмета и его свойств. Вы должны увидеть все составляющие описание. В повествовательных необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев, сформулировать идею автора.

Слайд 34
Описание слайда:
Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородный В рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения ( тезисы), аргументирует их, делает выводы. Вывод напоминает тезис, часто расширяя его. Учтите, такие тексты строятся авторами свободно. Найдите авторский тезис, аргументацию, вывод, оцените авторскую точку зрения и постройте своё аргументированное суждение.

Слайд 35
Описание слайда:
Используемая литература 1) Т.Ю.Угроватова « Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ». Москва «Эксмо» 2007 г. 2) Русский язык. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ». Авторы: Т.И. Максимович, И.А. Пугачёв.Издательство «Астрель» 2008 г. 3) « Пособие для подготовки к экзаменам . Сочинение, отзыв, эссе» .Автор Е.Ю.Махницкая. Издательство «Феникс»2005 г


Скачать презентацию на тему Изобразительно-выразительные средства языка ( памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе) можно ниже:

Похожие презентации