Часть вторая, которая ближе к практике Выведение из российского избирательного права и введение в реальные российские выборы (для презентация

Содержание


Презентации» Искусство» Часть вторая, которая ближе к практике Выведение из российского избирательного права и введение в реальные российские выборы (для
Часть вторая, которая ближе к практике  Выведение из российского избирательногоОбщие сведения о наблюдении на участке  Направляясь в комиссию, возьмитеПсихологическая подготовка и качества общественного контролера
 Корректность в обращении, сдержанность. ОбращайтесьВхождение в УИК 
 Рекомендуется познакомиться с комиссией заранее, например вВхождение в УИК
 Закон не предполагает каких-либо предварительных действий для допускаЖалобы (заявления) на нарушения избирательного законодательства
 В случае серьезных нарушений следуетИзбирательные бюллетени  (статья 63 ФЗГ)
 Пункт 12: «О передаче бюллетенейСписок избирателейСписок избирателейОзнакомление наблюдателей со списком избирателей
 ДО начала голосования попросите председателя ознакомитьУзнайте у председателя и запишите для себя
 Число избирателей, внесенных вОсмотрите помещение для голосования и подходы к нему
 Не должно бытьВот что пишет об этом закон:  (статья 61 ФЗГ)
 «2.К вопросу об агитационных материалах на участкеК вопросу об агитационных материалах на участкеДо открытия участка
 Урны не должны быть опечатаны!
 Раздают членам УИКЧто иногда бывает с избирательными ящикамиРасположение и перемещение наблюдателей в помещении для голосования.  В теорииНа практике наблюдателей часто ограничивают в перемещенияхФото- и видеосъемка  (теория и практика)Голосование. Основные правила.  (статья 64 ФЗГ)
 «4. Каждый избиратель… голосуетГолосование в помещении. За чем надо следить в первую очередь
 ЗаГолосование по открепительным удостоверениям (ст.62 ФЗГ)
 «3. Открепительные удостоверения являются документамиИспользование открепительных
 П.14 ст.62 ФЗГ: «По предъявлении открепительного удостоверения в деньФальсификации и злоупотребления с открепительными удостоверениями
 Если по открепительным голосует многоГолосование вне помещения для голосования (на дому) (статья 66 ФЗГ). Теория
Реестр должен быть заполнен до выезда на голосованиеНарушения при голосовании вне помещения
 Реестр составляется не на основе индивидуальныхНа что особо обратить внимание?
 Используются ли «списки» желающих проголосовать «наПодсчет голосов Основные принципы
 Подсчет голосов начинается сразу после окончания голосованияЗаполнение протокола
 В процессе подсчетов заполняется увеличенная форма протокола, которая должнаЭтапы подсчета голосов
 Подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней
 Подсчет данныхПодсчет и погашение неиспользованных бюллетеней
 Следите за подсчетом неиспользованных бюллетеней
 СразуПодсчет данных по списку избирателей
 Ненавязчиво прислушивайтесь к тем числам, которыеПодсчитанные по списку избирателей данные вносятся в увеличенную форму протоколаВскрытие переносных ящиков
 Перед вскрытием каждого переносного ящика проверяется целостность пломбВскрытие стационарных ящиковСортировка по голосам (п.14 ст. 68 ФЗГ)
 Теория
 «Члены участковой комиссииПодсчет в рассортированных пачках
 Теория
 П.18 ст.68 ФЗГ:«После этого производится подсчетКонтрольные соотношенияПриметы фальсификаций
 Если главное контрольное соотношение сильно «не сходится»
 Если числоУпаковка документов
 П.23 ст.68 ФЗГ: «После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываютсяПроведение итогового заседания УИК
 П.26 ст.68 ФЗГ: «После проведения всех необходимыхВыдача заверенных копий протокола
 П.29 ст.68 ФЗГ: «По требованию члена участковойЗаверение копии
 Очень важно, чтобы копия была правильно заверена (п.12 ст.30Вот пример того, что бывает, если копию не выдают вовремяКОИБы и КЭГи
 КОИБ – это сканер бумажных бюллетеней. Их ставятВ КОИБ голосуют бумажными бюллетенями. Туда нельзя вбросить пачку бюллетеней.
 ВСпецифика голосования и подсчета голосов с помощью КОИБ и КЭГ
 ВсегдаЕсли Вас удаляют с участка
 П.12 ст.64 ФЗГ: «Член участковой комиссииПрактика удаленийПрактика удалений
 «Замечаний к корреспонденту газеты «Гражданский голос» нет. Находилась наУгрозы
 Вы можете столкнуться с угрозами со стороны неизвестных лиц. ООбщение с полицией
 На каждом избирательном участке при проведении голосования иОбязанности полицейского
 У полицейского в соответствии с Законом «О полиции» всегдаПолицейский не должен выполнять незаконные требования
 «Закон о полиции, п.4 ст.6:Если Вас пытаются доставить в отделение ОВД
 Если Вам предлагают проследоватьЗаявления в прокуратуру
 Возбуждение дела об административной ответственности может быть осуществлено



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Часть вторая, которая ближе к практике Выведение из российского избирательного права и введение в реальные российские выборы (для общественных контролеров) Содержание второй части Общие сведения о наблюдении на участке Что взять с собой Психологическая подготовка Вхождение в УИК Как писать жалобы Первые наблюдения Избирательные бюллетени Список избирателей Оформление избирательного участка Расположение наблюдателей Фото- и видеосъемка Голосование в помещении для голосования голосование по открепительным удостоверениям голосование вне помещения для голосования


Слайд 2
Описание слайда:
Общие сведения о наблюдении на участке Направляясь в комиссию, возьмите с собой: Паспорт Документ, подтверждающий статус: для наблюдателя – направление от партии (в 2-х экземплярах); для члена комиссии с совещательным голосом - уведомление о назначении от партии (в 2-х экземплярах); для представителя СМИ – корреспондентское удостоверение и редакционное задание для других – удостоверение, выданное вышестоящей комиссией Инструкции и памятки с телефонами штабов, горячих линий, вышестоящих комиссий Телефон с достаточным количеством оплаченного разговорного времени Фотоаппарат или видеокамеру Бумагу – листы А4, блокнот в клетку, копирку, письменные принадлежности. Учтите, что Вам придется быть на участке ОЧЕНЬ долго, поэтому возьмите все, без чего Вы не можете обойтись в течение суток! И не забудьте, что, если Вы хотите проголосовать, Вам потребуется открепительное удостоверение, которое следует заранее взять в территориальной или участковой комиссии по месту жительства.

Слайд 3
Описание слайда:
Психологическая подготовка и качества общественного контролера Корректность в обращении, сдержанность. Обращайтесь только к руководителям комиссии (председателю, заму, секретарю), желательно - по имени-отчеству (запишите их для себя). Без особой необходимости не повышайте голос. Используйте вежливые выражения. Компетентность. Следует учитывать, что другие члены комиссии, в том числе председатель и секретарь — это люди со своим характером, собственным мнением о себе и о том, как и что надо делать. Многие председатели имеют немалый опыт работы в комиссиях, и часто они пытаются «давить» своим авторитетом. Направляясь в комиссию, следует подготовиться, в первую очередь — иметь основания считать себя достаточно компетентным в вопросах организации голосования и подсчета голосов. Вы будете иметь такие основания, если внимательно изучите «Справочник краткосрочного наблюдателя» до похода в комиссию. Требуйте только то, что положено по закону. Рекомендации, которые представлены в этом справочнике, основаны исключительно на законе. Без крайней необходимости не делайте скоропалительных заявлений. Высказывая свои законные требования, старайтесь говорить уверенно. Настойчивость. Будьте настойчивы в своих законных требованиях. Когда Вы будете обращаться к руководителям комиссии, Вам могут сказать, что все в данный момент заняты, а Вы мешаете работать. Вы должны проявить настойчивость, однако, если дело терпит, то можно проявить настойчивость чуть позже. Не стесняйтесь, даже если на Вас «шикают» другие наблюдатели. Иногда приходится озвучивать свои замечания в момент, когда от Вас их совсем не ждут. Вы должны быть психологически готовы к тому, чтобы зафиксировать нарушение. Для этого требуется определенная решительность. Учтите, что на некоторые нарушения следует реагировать немедленно, иначе может оказаться поздно. Общительность. Найдите точки соприкосновения с другими общественными контролерами. По возможности договоритесь с ними о взаимодействии.

Слайд 4
Описание слайда:
Вхождение в УИК Рекомендуется познакомиться с комиссией заранее, например в субботу. Это облегчит вхождение в комиссию в день голосования. Явившись в комиссию в день голосования Вы первым делом должны: представиться председателю (или секретарю) УИК и предъявить свои документы (если Вы наблюдатель или член с совещательным голосом, заверьте копию своего направления) Узнать ФИО руководителей УИК – председателя, секретаря, заместителя председателя Попросить зарегистрировать Вас в реестре присутствующих Время появления в УИК в день голосования –7:30 (а в УИК с КОИБ и КЭГ – 7:00) Важное правило: общайтесь только с руководителями УИК, но не с рядовыми членами

Слайд 5
Описание слайда:
Вхождение в УИК Закон не предполагает каких-либо предварительных действий для допуска наблюдателей и других общественных контролеров в помещение для голосования. Тем не менее бывают случаи, когда руководители УИК под разными предлогами препятствуют допуску Иногда наблюдателю (общественному контролеру) предлагают придти на участок после начала голосования. Наблюдатель имеет право присутствовать в комиссии ВСЕ время ее работы в день голосования Недопуск наблюдателя в помещение для голосования в момент его прибытия и после предъявления документов является незаконным. Сразу сообщите об этом в штаб, перечислив аргументы тех, кто Вас не пускает. Сфотографируйте или снимите на видео Ваши беседы с лицами, которые Вас не пускают.

Слайд 6
Описание слайда:
Жалобы (заявления) на нарушения избирательного законодательства В случае серьезных нарушений следует написать жалобу в УИК (а если Вы жалуетесь на участковую комиссию, то – в ТИК). Жалоба должна быть написана в двух экземплярах. Один экземпляр сдается в комиссию, а второй заверяется у председателя комиссии (с указанием времени подачи жалобы и подписью председателя) и остается у Вас. Обязательно сообщите о жалобе в штаб. Если возможно, укажите в жалобе свидетелей –их ФИО, адреса и телефоны. В законе есть несколько пунктов, которые ОБЯЗЫВАЮТ комиссии рассматривать жалобы и давать на них письменные мотивированные ответы: это - п.4 ст.20, п.п.25, 26, 30 ФЗГ. Кроме того, жалобы ПРИОБЩАЮТСЯ к протоколу, а их количество указывается в нем.

Слайд 7
Описание слайда:
Избирательные бюллетени (статья 63 ФЗГ) Пункт 12: «О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней» Пункт 15: «Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней» Пункт 16: «На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии» Закон о выборах депутатов Госдумы (п.5 ст.75) обязывает раздавать бюллетени членам комиссии под роспись

Слайд 8
Описание слайда:
Список избирателей

Слайд 9
Описание слайда:
Список избирателей

Слайд 10
Описание слайда:
Ознакомление наблюдателей со списком избирателей ДО начала голосования попросите председателя ознакомить Вас хотя бы с несколькими (которыми Вы сами выберите) книгами списка избирателей: пусть члены комиссии перелистают их при Вас. В списке избирателей до начала голосования не должно быть никаких лишних пометок. Подпись избирателя может быть только в том случае, если этот избиратель взял открепительное удостоверение и исключен из списка. Если Вам откажут в ознакомлении со списком до начала голосования – напишите об этом жалобу. П.9 ст.30 ФЗГ гласит: «Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования… »

Слайд 11
Описание слайда:
Узнайте у председателя и запишите для себя Число избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования Число полученных комиссией бюллетеней Число избирателей, внесенных в реестр заявлений на голосование вне помещения Эти данные помогут Вам анализировать итоги голосования

Слайд 12
Описание слайда:
Осмотрите помещение для голосования и подходы к нему Не должно быть агитационных материалов, но должны быть: кабинки для тайного голосования с пишущими принадлежностями внутри них (но не с карандашами); информационные материалы о партиях и кандидатах, а также сведения о доходах и имуществе кандидатов Образец заполнения бюллетеня (изготовленный типографским способом) Увеличенная форма протокола

Слайд 13
Описание слайда:
Вот что пишет об этом закон: (статья 61 ФЗГ) «2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень: а) биографические данные кандидатов; … д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов; е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется)» «…8. На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, … наименования избирательных объединений. 9. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. ...11. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей»

Слайд 14
Описание слайда:
К вопросу об агитационных материалах на участке

Слайд 15
Описание слайда:
К вопросу об агитационных материалах на участке

Слайд 16
Описание слайда:
До открытия участка Урны не должны быть опечатаны! Раздают членам УИК бюллетени под роспись Подсчитывают и гасят открепительные удостоверения В 8:00 председатель объявляет об открытии УИК Только после этого предъявляются и опечатываются пустые избирательные ящики Если ящики были опечатаны не при Вас до 8:00, требуйте их переопечатывания

Слайд 17
Описание слайда:
Что иногда бывает с избирательными ящиками

Слайд 18
Описание слайда:
Расположение и перемещение наблюдателей в помещении для голосования. В теории это выглядит так: П.11 ст.61 ФЗГ: «Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей» П.8 ст.30: «Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования» Подпункт г) п.9 ст.30 ФЗГ: «Наблюдатель вправе…наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей … на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов» П.10 ст.68: «Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии»

Слайд 19
Описание слайда:
На практике наблюдателей часто ограничивают в перемещениях

Слайд 20
Описание слайда:
Фото- и видеосъемка (теория и практика)

Слайд 21
Описание слайда:
Голосование. Основные правила. (статья 64 ФЗГ) «4. Каждый избиратель… голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. 5. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.» «…8. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи [то есть, когда избиратель сам не в состоянии заполнить бюллетень]»

Слайд 22
Описание слайда:
Голосование в помещении. За чем надо следить в первую очередь За выдачей бюллетеней и списком избирателей. Книги списка избирателей всегда должны быть на виду: их нельзя выносить из помещения для голосования. За урнами для голосования: пока еще бывают вбросы (см. фильм «Вброс- Ростов-на-Дону- Председатель УИК 1359 пытается уничтожить бюллетени после неудавшегося вброса.MP4»). За «дополнительным» списком избирателей, в который вносят избирателей с открепительными удостоверениями. Если на участке несколько общественных контролеров, один из них может вести примерный подсчет проголосовавших избирателей «Карусель»: В последнее время распространено голосование за других лиц по сговору с членом УИК. Предъявляя определенному члену УИК свой паспорт, гражданин получает бюллетень за другого гражданина (про которого известно, что он не придет на выборы) и расписывается за него. Такое действие производят организованные группы фальсификаторов выборов, перемещающиеся от участка к участку. Если какой-нибудь избиратель обнаружит, что за него уже проголосовали, помогите составить этому избирателю жалобу, запишите координаты этого избирателя, сделайте для себя копию жалобы. (см. кино про «карусель»: «Москва-голосование за других.wmv» и «Голосование за других лиц (карусель).flv»)

Слайд 23
Описание слайда:
Голосование по открепительным удостоверениям (ст.62 ФЗГ) «3. Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов. Открепительное удостоверение, используемое на выборах, при проведении которых законом предусмотрено повторное голосование, должно иметь отрывной талон.» В открепительное удостоверение является именным. В нем указывается № избирательного участка, к которому приписан избиратель, а также где и кто выдал открепительное удостоверение. Открепительные выдаются в ТИК (ОИК, ИКМО) и в УИК. Избиратели, получившие открепительные, вносятся в специальный реестр и исключаются из списка избирателей.

Слайд 24
Описание слайда:
Использование открепительных П.14 ст.62 ФЗГ: «По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель дополнительно включается в список избирателей на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой комиссией в графе "Особые отметки" списка избирателей делается отметка: "Проголосовал по открепительному удостоверению N" с указанием номера открепительного удостоверения, предъявленного избирателем. После этого открепительное удостоверение изымается у избирателя, за исключением случая, когда законом предусмотрено повторное голосование на выборах. В этом случае при проведении общих выборов у избирателя изымается отрывной талон, а при проведении повторного голосования - открепительное удостоверение.» Голосующий по открепительному удостоверению избиратель включается в «дополнительный» список, который обычно ведет секретарь УИК. При этом заполняются все графы – ФИО, адрес места жительства, № паспорта (что иногда забывают делать). Обращайте внимание на следующее: Изымаются ли открепительные удостоверения; Вносятся ли в список избирателей ВСЕ реквизиты избирателя, в том числе – место жительства, указанное него в паспорте

Слайд 25
Описание слайда:
Фальсификации и злоупотребления с открепительными удостоверениями Если по открепительным голосует много избирателей, это должно настораживать. Сфотографируйте очередь у дополнительного списка. Если эти избиратели доставлены на автобусе, сфотографируйте автобус и его номер. Сообщите в штаб. Попробуйте в этом случае узнать, по какой причине происходит массовое голосование по открепительным.

Слайд 26
Описание слайда:
Голосование вне помещения для голосования (на дому) (статья 66 ФЗГ). Теория Главное правило: проголосовать вне помещения может только тот избиратель, который самостоятельно изъявил желание это сделать. С этой целью он должен передать в УИК заявку – письменную или устную, сам (по телефону) или через других лиц. Эта заявка вносится в реестр заявлений о голосовании вне помещения. Реестр – это документ специальной формы со следующими графами: время поступления заявки фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования адрес его места жительства подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. Группа членов комиссии, проводит голосование на основании реестра (выписки из реестра) и не может дать проголосовать вне помещения никому, кроме тех, кто включен в реестр. Председатель УИК обязан объявить об отправлении группы на голосование вне помещения не позже, чем за 30 минут до ее отбытия. Эта группа обязана взять с собой не менее 2-х наблюдателей или членов комиссии с правом совещательного голоса, если последние выразят желание. Непосредственно при голосовании вне помещения избиратель заполняет письменное заявление о таком голосовании, расписываясь в нем за получение каждого бюллетеня. После возвращения группы, проводившей голосование вне помещения составляется Акт об этом голосовании.

Слайд 27
Описание слайда:
Реестр должен быть заполнен до выезда на голосование

Слайд 28
Описание слайда:
Нарушения при голосовании вне помещения Реестр составляется не на основе индивидуальных заявок, а на основе списков, поданных сотрудниками собесов, поликлиник, советов ветеранов и т.д. Реестр не составляется до отбытия группы, а голосование на дому производится на основе списков. Предоставляется возможность проголосовать избирателям, не внесенным в реестр. Обратите внимание на реестр и на то, насколько он доступен для Вас и наблюдателей (предоставляют ли Вам возможность ознакомиться с ним). Заполняются ли в нем все графы, производится ли голосование вне помещения исключительно на основании реестра? Массовое голосование «на дому». Фактический «объезд» или «обход» территории с предложением о голосовании. Акт о голосовании вне помещения составляется не после возвращения группы с голосования вне помещения, а намного позже.

Слайд 29
Описание слайда:
На что особо обратить внимание? Используются ли «списки» желающих проголосовать «на дому»? Перед выездом (выходом) на голосование вне помещения ознакомьтесь с реестром (выпиской из реестра), с которым выходит группа. Запишите для себя, сколько там заявок и какая последняя фамилия. Ознакомьтесь с этим же реестром сразу после возвращения группы. Нет ли там новых записей? Если Вам не дали ознакомиться с реестром непосредственно до или после выезда (выхода) группы, напишите жалобу. Участвуйте в проведении голосования вне помещения, только в том случае, если число внесенных в реестр заявок велико, а в помещении для голосования остаются надежные наблюдатели.

Слайд 30
Описание слайда:
Подсчет голосов Основные принципы Подсчет голосов начинается сразу после окончания голосования и проводится непрерывно Подсчет голосов производится поэтапно, причем этапы не должны выполняться одновременно После каждого этапа подсчета полученные данные оглашаются и вносятся в увеличенную форму протокола Должны быть обеспечены возможности контроля действий комиссии (см. слайд «Расположение и перемещение наблюдателей») После всех подсчетов проводится итоговое заседание УИК До отбытия протокола его заверенная копия должна быть выдана всем желающим

Слайд 31
Описание слайда:
Заполнение протокола В процессе подсчетов заполняется увеличенная форма протокола, которая должна висеть на стене Окончательное заполнение протокола осуществляется после всех подсчетов

Слайд 32
Описание слайда:
Этапы подсчета голосов Подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней Подсчет данных по списку избирателей Извлечение бюллетеней из переносных ящиков, подсчет их количества Извлечение бюллетеней из стационарных ящиков и подсчет голосов Если видов бюллетеней несколько, то – сортировка по видам Сортировка по голосам Подсчет в рассортированных пачках Проверка контрольных соотношений; если требуется - пересчет голосов и данных по списку избирателей Упаковка документов Проведение итогового заседания УИК Рассмотрение жалоб Окончательное оформление и подписание протокола (протоколов) Выдача заверенных копий протоколов

Слайд 33
Описание слайда:
Подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней Следите за подсчетом неиспользованных бюллетеней Сразу после этого подсчета число неиспользованных бюллетеней должно быть объявлено и занесено в увеличенную форму протокола После этого в увеличенную форму протокола вносится число бюллетеней, полученных комиссией Следите, чтобы в это время списки избирателей были на виду и с ними не производилось никаких действий (см. фильм «Одновременное гашение и работа со списком (Киров).mp4»)

Слайд 34
Описание слайда:
Подсчет данных по списку избирателей Ненавязчиво прислушивайтесь к тем числам, которые произносят члены комиссии при подсчетах по книгам избирателей. После подсчета члены комиссии обязаны ОГЛАСИТЬ данные по каждой книге избирателей (п.6 ст.68). Сравните их с теми, которые Вам удалось услышать. Если у Вас возникли сомнения, Вы можете попросить пересчитать данные по одной или нескольким книгам избирателей (п.6 ст.68 ФЗГ). Если откажут, а у Вас есть серьезные подозрения – напишите заявление. И внимательно следите за дальнейшей судьбой списка избирателей. По закону: «Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений. Список избирателей, участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии». Вы должны быть уверены, что в список избирателей не дописываются какие-нибудь данные!

Слайд 35
Описание слайда:
Подсчитанные по списку избирателей данные вносятся в увеличенную форму протокола

Слайд 36
Описание слайда:
Вскрытие переносных ящиков Перед вскрытием каждого переносного ящика проверяется целостность пломб на нем Председатель комиссии должен объявить число заявлений о голосовании вне помещения, приложенных к каждому ящику Бюллетени (но не голоса), извлеченные из каждого ящика подсчитываются. Их должно быть не больше (по каждому виду бюллетеней), чем число приложенных к нему заявлений

Слайд 37
Описание слайда:
Вскрытие стационарных ящиков

Слайд 38
Описание слайда:
Сортировка по голосам (п.14 ст. 68 ФЗГ) Теория «Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается»

Слайд 39
Описание слайда:
Подсчет в рассортированных пачках Теория П.18 ст.68 ФЗГ:«После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.» П.21 ст.68 ФЗГ «После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.»

Слайд 40
Описание слайда:
Контрольные соотношения

Слайд 41
Описание слайда:
Приметы фальсификаций Если главное контрольное соотношение сильно «не сходится» Если число извлеченных из стационарных ящиков бюллетеней (строка 8) сильно отличается в любую сторону от числа бюллетеней, выданных в помещении для голосования (строка 4) Если велико число недействительных бюллетеней (обычно их бывает 3-4%) Если велико число проголосовавших «на дому» (прикиньте время, затраченное на одного проголосовавшего на дому)

Слайд 42
Описание слайда:
Упаковка документов П.23 ст.68 ФЗГ: «После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.» Поставьте свои подписи на стыках упаковок! Сфотографируйте упаковки с документами. См. фильм о важности фотографирования упаковок: «Упаковка документов-Воркута13 марта 11г.mp4»

Слайд 43
Описание слайда:
Проведение итогового заседания УИК П.26 ст.68 ФЗГ: «После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона». Обычно заседание не проводится, а члены комиссии просто ставят свои подписи под протоколом. Проследите за тем, чтобы члены комиссии не ставили подписи под незаполненным бланком протокола. Проследите за тем, чтобы были рассмотрены все жалобы, поданные в УИК. Количество полученных письменных жалоб должно указываться в протоколе!

Слайд 44
Описание слайда:
Выдача заверенных копий протокола П.29 ст.68 ФЗГ: «По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.» Обратите внимание на выделенные желтым слова. Если комиссия не выдает копию немедленно после подписания (то есть – до отправки протокола в вышестоящую комиссию), то это нарушение. Пишите жалобу. Если комиссия ссылается на отсутствие ксерокса и пр., то это тоже нарушение. В этом случае предупредите комиссию, что вы сделаете копию самостоятельно и она должна ждать, пока вы не закончите, а затем обязана заверить копию.

Слайд 45
Описание слайда:
Заверение копии Очень важно, чтобы копия была правильно заверена (п.12 ст.30 ФЗГ). Это значит, что на ней обязательно должны быть шесть реквизитов: надпись «Копия верна» (или «Верно»); подпись председателя, секретаря или заместителя председателя УИК; фамилия и инициалы лица, заверившего копию; дата заверения копии; время заверения копии (не путать с временем составления протокола!) печать УИК.

Слайд 46
Описание слайда:
Вот пример того, что бывает, если копию не выдают вовремя

Слайд 47
Описание слайда:
КОИБы и КЭГи КОИБ – это сканер бумажных бюллетеней. Их ставят по 2 штуки на УИК и соединяют в сеть. К ним присоединен принтер и маленькая клавиатура

Слайд 48
Описание слайда:
В КОИБ голосуют бумажными бюллетенями. Туда нельзя вбросить пачку бюллетеней. В КОИБ голосуют бумажными бюллетенями. Туда нельзя вбросить пачку бюллетеней. Но если КОИБ сломается или отключат электричество, то возможны варианты… Вне помещения для голосования голосуют обычным способом, а потом члены УИК сами вводят бюллетени «надомного голосования» в КОИБ.

Слайд 49
Описание слайда:
Специфика голосования и подсчета голосов с помощью КОИБ и КЭГ Всегда известно, сколько бюллетеней уже опущено (на КОИБ есть индикатор, а у КЭГов есть т.н. «сетевой контроллер») Невозможны некоторые виды фальсификаций (например, вброс бюллетеней, перекладывание бюллетеней при подсчете), но большинство видов остаются (голосование за других лиц, незаконное голосование по открепительным, принуждение к голосованию вне помещения) В связи с этим надо особенно следить за: Чтобы КОИБы и КЭГи не ломались и не отключалось электричество Чтобы не было массового голосования по открепительным и вне помещения Чтобы тщательно считались неиспользованные бюллетени (карточки в случае с КЭГ) и данные по списку избирателей Чтобы эти данные честно вводились в устройства Если у Вас возникли подозрения в фальсификации потребуйте: Для КОИБ – ручного пересчета голосов (он предусмотрен инструкцией ЦИК, в частности, в случае отключения электроэнергии), а в случае неудовлетворения этого требования – пишите жалобу. Для КЭГ – напишите жалобу, в которой потребуйте подсчета по контрольной ленте. Член УИК с правом решающего голоса имеет право приложить к протоколу «особое мнение».

Слайд 50
Описание слайда:
Если Вас удаляют с участка П.12 ст.64 ФЗГ: «Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами» В случае попытки удаления, зачитайте членам комиссии этот текст. Обратите внимание на все выделенные желтым слова: Вас не должны удалять без письменного решения комиссии, которое принимается на заседании комиссии голосованием; Решение должно быть мотивированным, то есть содержать ссылку на конкретный пункт закона, который Вы нарушили В законе нет такого основания, как «мешал работе комиссии». Есть основание «препятствовал работе». Потребуйте объяснить, чему конкретно Вы препятствовали. Если Вы что-то нарушили, значит к Вам должна быть применена административная ответственность. Потребуйте составления акта об административном правонарушении. Не уходите, пока Вам не выдадут текст письменного решения комиссии с печатью. Скажите, что Вы будете обжаловать это решение. Если дело дошло до полиции – см. дальше. Член комиссии вообще по закону не может быть удален из комиссии, а лишь отстранен от участия в работе.

Слайд 51
Описание слайда:
Практика удалений

Слайд 52
Описание слайда:
Практика удалений «Замечаний к корреспонденту газеты «Гражданский голос» нет. Находилась на избирательном участке с 70:30 до 20:30. Причина: пришел приказ с территориальной комиссии при подсчете голосов наблюдателей не от партий с участка удалить.»

Слайд 53
Описание слайда:
Угрозы Вы можете столкнуться с угрозами со стороны неизвестных лиц. О таких угрозах надо немедленно сообщить максимальному числу людей: в избирательный штаб, знакомым, на горячую линию. Обязательно сообщите об этих угрозах полицейскому, находящемуся на участке или рядом с ним. При этом узнайте фамилию полицейского и запишите ее. При серьезных угрозах рекомендуется звонить в полицию. Сообщите об угрозах председателю УИК; попросите его выяснить, кто Вам угрожал. Рекомендуется написать заявление в участковую избирательную комиссию и получить его заверенную копию. Не поддавайтесь на провокации и не принимайте предложения «выйти поговорить» за пределами помещения для голосования.

Слайд 54
Описание слайда:
Общение с полицией На каждом избирательном участке при проведении голосования и подсчете голосов присутствует один или несколько сотрудников органов внутренних дел (полицейских). Эти сотрудники направлены на участок для выполнения определенных задач по охране избирательной комиссии и избирательных документов. Они имеют право присутствовать в помещении для голосования, но не имеют права вмешиваться в избирательные действия, и этого обычно не происходит.

Слайд 55
Описание слайда:
Обязанности полицейского У полицейского в соответствии с Законом «О полиции» всегда есть обязанности (Закон о полиции, ст.11): принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в общественных местах; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; …осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них….

Слайд 56
Описание слайда:
Полицейский не должен выполнять незаконные требования «Закон о полиции, п.4 ст.6: При исполнении своих обязанностей полицейский должен действовать в рамках закона, быть беспристрастным. Он «не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства». В частности, он не может ссылаться на незаконные распоряжения председателя избирательной комиссии.

Слайд 57
Описание слайда:
Если Вас пытаются доставить в отделение ОВД Если Вам предлагают проследовать в отделение, первым делом поинтересуйтесь, в чем вас обвиняют: в административном ли правонарушении, или в уголовном преступлении. По какой статье? Затем поинтересуйтесь, какую меру хотят к Вам применить: доставление или задержание. Потребуйте немедленного составления протокола о доставлении или задержании. Копию такого протокола должны выдать по Вашему требованию (КоАП, ч.3 ст.27.3). Если Вас задерживают по подозрению в совершении уголовного преступления, заявите, что Вам надо связаться с адвокатом и срочно звоните в штаб. В любом случае, если Вас все-таки доставляют в отделение, сообщите в штаб и родственникам, об обстоятельствах происшедшего и о том, куда Вас доставили. Если Вас обвиняют в административном правонарушении, требуйте немедленного составления протокола об административном правонарушении. При этом собственноручно напишите возражения в этом протоколе и потребуйте, чтобы Вам выдали копию (КоАП, ст.28.2). Вообще, возьмите за правило знакомиться со всеми составляемыми по Вашему делу протоколами (о задержании, о досмотре и т.д.) и ставить на них свою визу: «Ознакомлен, имею возражения», подпись, дату и время.

Слайд 58
Описание слайда:
Заявления в прокуратуру Возбуждение дела об административной ответственности может быть осуществлено либо составлением протокола об административном правонарушении (причем дела по разным статьям могут составлять разные лица – сотрудники ОВД или уполномоченные члены избирательных комиссий), либо постановлением прокурора (КоАП ч.1 ст.28.4). Чтобы не разбираться в том, кто может составить протокол об административном правонарушении, лучше сразу обратиться к прокурору с заявлением и требованием возбудить дело. Уголовное дело может возбудить следователь. Но первоначально Вы также можете обратиться в прокуратуру

Слайд 59
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Часть вторая, которая ближе к практике Выведение из российского избирательного права и введение в реальные российские выборы (для можно ниже:

Похожие презентации