Методология и методы Психолого-педагогических исследований презентация

Содержание


Презентации» Образование» Методология и методы Психолого-педагогических исследований
Методология и методы Психолого-педагогических исследований
 Тема: Этапы .Замысел исследованияОсновная задача исследователя в области наук, ставящих задачу совершенствования, улучшения предметаГИПОТЕЗА 
 Формулируя гипотезу, важно отдавать себе отчет в том, правильноГипотеза и замысел
 После постановки и актуализации проблемы исследования, первоначального формулированияЗамысел исследования
 Как правило письменно не оформляется, но постоянно держится вЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 Первый этап включает в себя:
 – выбор научнойГипотеза и замысел
  Замысел исследования - это основная идея, объединяющаяПервый этап: постановочный
   состоит из выбора области сферы исследования,Проблема исследования -  принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке,На первом этапе определяются 
 Объект – это совокупность связей, отношений и свойств,Из предмета исследования вытекают его цель и задачи:
 Из предмета исследованияК гипотезе предъявляются определенные требования: 
 она не должна включать вГипотеза и замысел
  Замысел базируется на гипотезе, которая  должна предвосхититьПереход от постановочного к исследовательскому этапу
 Второй этап  научной работы –Замысел- начало второго этапа
 В замысле исследования выстраиваются в логический порядокВторой этап: уточнение гипотезы и переход к методике
 Второй этап исследованияМетодика исследования – это модель исследования, развернутая во времени
  системаДля составления методики надо уяснить,  
 в каких внешних признакахосновные компоненты методики исследования 
  – теоретико-методологическая часть, исходные принципы,Вывод: Методика исследования
 Методика исследования – одна из центральных частей замысла-Замысел и методика 
 На этапе замысла исследователь также проектирует (Определение модели
 Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы,Практическая реализация замысла
 На втором (исследовательском) этапе замысел (концепция) реализуется, тоПрактическая реализация замысла
 Практическая реализация может проходить в виде эксперимента, опытнойВеликий первооткрыватель периодического закона Д.И. Менделеев так говорил о задачах научного



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Методология и методы Психолого-педагогических исследований Тема: Этапы .Замысел исследования


Слайд 2
Описание слайда:
Основная задача исследователя в области наук, ставящих задачу совершенствования, улучшения предмета исследования А - Исходное состояние В- Искомое состояние

Слайд 3
Описание слайда:
ГИПОТЕЗА Формулируя гипотезу, важно отдавать себе отчет в том, правильно ли мы это делаем, опираясь на формальные признаки хорошей гипотезы: а) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с задачами (иногда исследователи формулируют проблему в определенном, одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и «уводит» от проблемы); б) правдоподобность, т. е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование или выводы оказываются изолированным от общей научной теории); в) проверяемость (в т.ч., потенциальная).

Слайд 4
Описание слайда:
Гипотеза и замысел После постановки и актуализации проблемы исследования, первоначального формулирования объекта, предмета, гипотезы , целей, задач научной работы, исследователь переходит к важному второму этапу исследования, начало которого связано с обдумыванием замысла и концепции своего исследования.

Слайд 5
Описание слайда:
Замысел исследования Как правило письменно не оформляется, но постоянно держится в голове: в каком направлении хочет идти исследователь, какое новое знание хочет получить Замысел определяет основные этапы исследования, которых обычно бывает три

Слайд 6
Описание слайда:
ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Первый этап включает в себя: – выбор научной проблемы и темы; – определение объекта и предмета исследования, целей и основных задач; – разработку первичной гипотезы исследования. Второй этап работы содержит: – выбор методов и разработку методики проведения исследования; – непосредственно специальные процессы самого научного исследования; – формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; – обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Третий этап является заключительным. Он строится на основе внедрения полученных научно-исследо­вательских результатов в практику или включает в себя апробацию выводов и практических предложений. Работа литературно оформляется.

Слайд 7
Описание слайда:
Гипотеза и замысел Замысел исследования - это основная идея, объединяющая все структурные элементы исследования, определяет порядок проведения исследования, его основные этапы и методы. В замысле исследования все его компоненты исследователь старается выстроить в логический порядок, соотнося их с методами исследования и своими исследовательскими процедурами Замысел исследования определяет и его этапы. Различают три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.

Слайд 8
Описание слайда:
Первый этап: постановочный состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т.д.), так и субъективными – опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т.д.

Слайд 9
Описание слайда:
Проблема исследования -  принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать главный вопрос исследования) Тема – в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Слайд 10
Описание слайда:
На первом этапе определяются Объект – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Слайд 11
Описание слайда:
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи: Из предмета исследования вытекают его цель и задачи: Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования. Первая задача ( или группа задач) , как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:
К гипотезе предъявляются определенные требования: она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше; в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем; при формулировке гипотезы следует избегать оценочных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

Слайд 14
Описание слайда:
Гипотеза и замысел Замысел базируется на гипотезе, которая  должна предвосхитить результат работы, определить в основных чертах ее итог, и все последующие этапы работы будут ступеньками к достижению результата. Чтобы верно сформулировать гипотезу, исследователь должен обладать определенными знаниями логики, сущности научного исследования, эмпирическим опытом в рамках исследуемой проблемы, обладать способностями к конструированию знаний, мысленному моделированию и прогнозированию. Можно выделить ряд требований к формулировке гипотезы. Для этого исследователь мысленно отвечает на следующие вопросы: - что является самым существенным в предмете исследования? - каков главный инструмент (метод) исследования? -  каков состав (из каких элементов) и структура (взаимосвязь и взаимо-обусловленность элементов) изучаемого предмета исследования? - как развивается предмет исследования (продолжительность протекания явлений, изменение элементов, связь с внешним миром, прогноз)? - каковы условия успешности решения полагаемых задач

Слайд 15
Описание слайда:
Переход от постановочного к исследовательскому этапу Второй этап  научной работы – собственно исследовательский. Этот этап у каждого исследователя протекает по-своему. Однако есть много общего для всех исследователей. Прежде всего на этом этапе осуществляется общая формулировка замысла или концепции исследования. Конце́пция (от лат. conceptio «система понимания»): комплекс взглядов на что-либо, связанных между собой и образующих взаимосвязанную систему; определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения...

Слайд 16
Описание слайда:
Замысел- начало второго этапа В замысле исследования выстраиваются в логический порядок ( концепцию) следующие необходимые элементы: – цель, задачи, гипотеза исследования; – критерии, показатели развития конкретного явления, соотносящиеся с конкретными методами исследования; – последовательность применения этих методов, порядок управления ходом исследования; – порядок накопления и обобщения исследовательского материала; – порядок и формы представления результатов исследования.

Слайд 17
Описание слайда:
Второй этап: уточнение гипотезы и переход к методике Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. Но есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать: вопрос о методике исследования, так как с ее помощью возможна техническая реализация различных методов. Поэтому ядром второго этапа выступает выбор методов исследования. В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему ( методику), которая бы соответствовала сути конкретного исследования. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования.

Слайд 18
Описание слайда:
Методика исследования – это модель исследования, развернутая во времени система методов и процедур исследования – это методика исследования, то есть совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Методика у каждого исследователя своя. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя

Слайд 19
Описание слайда:
Для составления методики надо уяснить, в каких внешних признаках проявляется изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития; соотнести методы исследования с разнообразными проявлениями исследуемого явления На втором этапе исследования составляется программа. В ней должно быть отражено: – какое явление изучается; – по каким показателям; – какие критерии оценки применяются; – какие методы исследования используются; – порядок применения тех или иных методов. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования

Слайд 20
Описание слайда:
основные компоненты методики исследования – теоретико-методологическая часть, исходные принципы, подходы, теории, история проблемы и др., на основании которых строится вся методика; – исследуемые явления, процессы, признаки, параметры; – совокупность применяемых методов, их субординация (отношения подчиненности ) и координация ( отношения взаимодействия); – порядок применения методов и методологических приемов; – последовательность и техника обобщения результатов исследования; – состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла

Слайд 21
Описание слайда:
Вывод: Методика исследования Методика исследования – одна из центральных частей замысла- это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с ее помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя. Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи, имеет постоянную структуру, основными компонентами которой являются: теоретико-методологическая часть, на основе которой строится методика исследования; историко-теоретическая, которая предусматривает исследования явлений, процессов с учетом связей и взаимозависимостей между ними; практическая, то есть конкретная система методов и процедур исследования, обобщения результатов исследования, их аргументация.

Слайд 22
Описание слайда:
Замысел и методика На этапе замысла исследователь также проектирует ( конструирует) модель преобразования исследуемого явления (объекта или процесса). Модель в педагогике и психологии- теоретическое описание характеристик исследуемого предмета, в котором реализуются представленные в гипотезе условия. Модель может быть представлено как в словесной, так и в графической форме (схема)

Слайд 23
Описание слайда:
Определение модели Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта (Бешенков, С.А. Моделирование и формализация [Текст] : метод. пособие / С.А. Бешенков. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 336 с)

Слайд 24
Описание слайда:
Практическая реализация замысла На втором (исследовательском) этапе замысел (концепция) реализуется, то есть претворяется в практику. В ходе практической реализации замысла происходит проверка ( верификация) гипотезы, выявляются и при необходимости включаются в общую модель преобразования дополнительные условия

Слайд 25
Описание слайда:
Практическая реализация замысла Практическая реализация может проходить в виде эксперимента, опытной работы, опытно-экспериментальной работы Опытная работа — основана на эмпирическое познание действительности, основанное на чувственном познании, а эксперимент— это познание, проводимое в контролируемых и управляемых условиях, воспроизводимых путем их контролируемого изменения. Эксперимент отличается от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, он осуществляется на основе теории,: определяющей постановку задач и интерпретацию результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории. Эксперимент отличается от опыта наличием теоретической модели достижения результата, которая и проверяется в процессе эксперимента

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:

Слайд 28
Описание слайда:
Великий первооткрыватель периодического закона Д.И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования: «Изучать» – значит: не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно; измерять все, что подлежит измерению; определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями; находить закон; составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями; проверять гипотезы опытом; составлять теорию изучаемого.


Скачать презентацию на тему Методология и методы Психолого-педагогических исследований можно ниже:

Похожие презентации