Предмет и история иммунологии. Эволюция иммунной системы. Структурно-функциональная организация иммунной системы челове презентация

Содержание


Презентации» Биология» Предмет и история иммунологии. Эволюция иммунной системы. Структурно-функциональная организация иммунной системы челове
Государственное бюджетное образовательное учреждение   высшего профессионального образования  «ПЕРВЫЙПредмет иммунологии. История иммунологии.  Эволюция иммунной системы. Структурно - функциональнаяМотивация к изучению иммунологии:Мотивация к изучению иммунологии
 Иммунология в настоящее время является одной изМотивация к изучению иммунологииМотивация к изучению иммунологии:
 Знание иммунологии и умение оценить состоятельность механизмовЛитература:
 А.А. Ярилин «Иммунология. Учебник». М. 2010; А. 
 Ройт «ОсновыКонтроль исходного уровня знаний: фронтальный опрос 
 Кто является основоположником иммунологии?
Основные понятия: иммунитет
 Способ защиты организма от носителей генетически чужеродной информации.Иммунная система  
 Специализированная система органов и тканей, обеспечивающая иммунитет.Тип патогена определяет тип иммунного ответа
 Внеклеточные 
 (большинство бактерий)Тип паразитирования и эффективный тип иммунного ответа
 Внеклеточные 
 (большинство бактерий)Основные понятия: типы иммунного ответа
 Врожденный
 иммунитет
  (innate immunity)-
 (староеФилогенетическое дерево эволюции иммунной системы ( Dr. Nadia Danilova)Адаптивный иммунитет: рыбыКакой иммунитет важнее?
 Врожденный ?Какой иммунитет важнее?
 Врожденный ?«Великая иммунологическая революция»:  пересмотр взглядов на роль врожденного иммунитета
 ЧарльзВехи развития иммунологии
 «Инфекционная иммунология»-
 с конца XIX векаОснователь иммунологии - Луи Пастер (1822 – 1895)До Пастера: Эдвард Дженер (1749—1823 г.г.) - первая вакцинацияЭтапы накопления эмпирических знаний  (задолго до открытий Э.Дженнера и Л.ПастераДревняя Русь (конец IX – середина XIII вв.) «моры»
 В русскихДревняя Русь (конец IX – середина XIII вв.) «моры»
 с XIЗападная Европа в период раннего и развитого средневековья (V-XV в.в.)
 ШирокомуЗападная Европа в период раннего и развитого средневековья (V-XV в.в.)
 ВоЛазареты - лепрозории
 в XII в. в связи с тяжелыми последствиямиЧУМА : 3 пандемии
 Первая – «чума Юстиниана», которая, выйдя изМы лечили, как могли….Возбудитель - чумная палочка 
 Чумная палочка может жить в кровиАзиатская крысиная блоха Xenopsylla cheopis  передает чумную палочку от крысКто в редких случаях выживал?
 Выживали больные бубонной формой: пока вКто выживал- повторно не заболевал !  
 В редких случаяхЧума: смертность в XIV веке  
 В Кесари никто неПуть конкистадоровПуть конкистадоровКонкистадорыКонкистадоры: оспа 
 Конкистадоры использовали инфицированную оспой одежду в целях истребленияОспа 
 Смертность от оспы в Европе была чрезвычайно высокой: 
Идея прививки «оспы коров» возникла у молодого Дженнера в разговоре сЭдвард Дженер (1749—1823 г.г.) - первая вакцинацияЭдвард Дженер (1749—1823 г.г.)Рукописный отчет Э. Дженнера о проведенной им вакцинацииСвятловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Святловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Святловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Святловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Святловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Святловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Святловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Святловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Святловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Святловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Святловский Владимир Владимирович     
 Жизнь после открытияСвятловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Святловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Святловский Владимир Владимирович  «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность».Основоположник иммунологии Луи ПастерИнститут Л.Пастера в ПарижеИнститут Л.Пастера в Париже
 14 ноября 1888 года был торжественно открытИнститут им. Л.Пастера в Санкт-ПетербургеИнститут им. Л.Пастера в Санкт-Петербурге основан в 1923 году
 В настоящееЛуи Пастер
 Выдающийся французский ученый, химик и 
   Луи Пастер (27 декабря 1822 г. – 28 сентября 1895 г.)
Луи Пастер-биография
 В 1847 г. он окончил Высшую нормальную школу в Париже,Открытия Л.Пастера
 С 1857 г. Пастер занялся изучением процессов брожения. 
 ВОткрытия Л.Пастера
 В 1865 г. Пастер занялся изучением природы заболевания тутового шелкопрядаФотография Л. Пастера, Л.И. и В.А. Войновых и русских пациентов (детей),Луи Пастер-биография
 Пастер был членом Парижской академии и академий наук многихЛаборатория Л.ПастераЭмиль Адольф фон Беринг  (Emil Adolf fon Behring) (1854 –Генрих Герман Роберт Кох (Robert Koch)  (1843 – 1910 г.г.)
ПАУЛЬ ЭРЛИХ (Paul Ehrlich) (1854–1915 г.г.)
     Велики заслуги Эрлиха иПАУЛЬ ЭРЛИХ (Paul Ehrlich) (1854–1915 г.г.)
 Путь Эрлиха в науке началсяП.Эрлих - основоположник химиотерапии
 Молодым студентом, еще только приступившем к изучениюП.Эрлих – лечение сифилиса
 К концу XIX и в начале XX«Теория боковых цепей»Открытия Пауля ЭрлихаИ.И.Мечников (1845 – 1916 г.г.)Фотокопия диплома о присуждении И.И.Мечникову Нобелевской премии (29.10.1908г.)И.И.Мечников – переворот в мировоззрении ученых на механизмы действия вакцин
 ДействующиеФагоцитарная теория иммунитета
 1. Изначально была выдвинута версия, что функция фагоцитозаИз дневника И.И.Мечникова
 «В чудной обстановке Мессинского пролива, отдыхая от университетскихИз дневника И.И.МечниковаШарж на И.И.Мечникова во французском журнале Chanteclair 20, 1908 год
 ДраматическиеНаиболее важные открытия Ильи Ильича Мечникова 
 1879 год – открылРисунки И.И. МечниковаРисунки И.И. МечниковаИ.И. Мечников : первый брак
 Осенью 1868 г., серьезно заболевшему ангиной Мечникову,И.И. Мечников : первый брак
 Мечников, продолжая исследование зародышевых листков, установилИ.И. Мечников : второй брак
 Осенью 1874 г., когда Мечников вернулся вОльга Белокопытова 1873 годПисьма И.И.Мечникова женеГеронтология
 Перенесший несколько инфарктов миокарда, 2 раза пытавшийся свести счеты сГеронтология
 В 1908 году И.И. Мечников опубликовал статью «несколько слов оГеронтология
 И.И.Мечников писал: 
 «В настоящее время приходится считать себя счастливым,И.И.Мечников попросил сотрудников института после его смерти « тело вскрыть иВиды иммунитета
 ВрожденныйОсновные характеристики врожденного и адаптивного иммунных ответов
 Врожденный («быстрый, но тупой»)Взаимодействие механизмов врожденного и адаптивного иммунитета.  Важная роль врожденного иммунитета.
СТРОЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ (ИС)
 Центральные органы ИС: костный мозг и тимусИммунная система человека
 В центральных органах иммунной системы (красном костном мозгеПериферические органы иммунной системы
 Периферические органы иммунной системы расположены по регионарномуОсновные свойства иммунной системы человека:
 Высокая специфичность (избирательное взаимодействие с каждымОсновные свойства иммунной системы человека:
 Рециркуляция клеток иммунной системы ( перемещениеВопросы к занятию №1
 Опишите вехи развития иммунологии.
 Дайте определение понятиюТестовые задания к занятию №1
 11. К центральным органам иммунной системыТестовые задания к занятию №1
 3. В центральных органах иммунной системыТестовые задания к занятию №1
 5. Врожденный иммунитет:
 Присутствует только уТестовые задания к занятию №1
 7. К клеточным элементам адаптивного иммунитетаТестовые задания к занятию №1
 9. Кто является основоположником иммунологии:
 И.И.Мечников
ДОМАШНЕ ЗАДАНИЕ
 Необходимо завести тетрадь (альбом) для домашних заданий по иммунологии,Подготовка к занятию №2 
 Предлагается к самостоятельной ознакомительной работе тема



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕРВЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П. ПАВЛОВА» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра иммунологии


Слайд 2
Описание слайда:
Предмет иммунологии. История иммунологии. Эволюция иммунной системы. Структурно - функциональная организация иммунной системы человека. Цикл 1 – иммунология. Занятие № 1.

Слайд 3
Описание слайда:
Мотивация к изучению иммунологии:

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
Мотивация к изучению иммунологии Иммунология в настоящее время является одной из ключевых дисциплин современной медицины: распространенность заболеваний, связанных с развитием в организме иммунопатологических процессов, велика. Среди них – аллергические; аутоиммунные заболевания; иммунодефицитные состояния, в том числе СПИД; болезни иммунной системы и ряд других.

Слайд 6
Описание слайда:
Мотивация к изучению иммунологии

Слайд 7
Описание слайда:
Мотивация к изучению иммунологии: Знание иммунологии и умение оценить состоятельность механизмов защиты организма от носителей генетически чужеродной информации позволяет лечащему врачу успешно использовать иммунотропную терапию в контексте общих схем лечения пациентов, что во многих случаях повышает эффективность терапии и способствует более благоприятному прогнозу заболеваний.

Слайд 8
Описание слайда:
Литература: А.А. Ярилин «Иммунология. Учебник». М. 2010; А. Ройт «Основы иммунологии» М., Мир, 2010; «Основы общей иммунологии». Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. Под редакцией Л. В. Ганковской и соавт. Москва. ПедиатрЪ. 2014; «Иммунология. Практикум. Учебное пособие». Л.В. Ковальчук и соавт. ГЭОТАР - Медиа, 2014 .

Слайд 9
Описание слайда:
Контроль исходного уровня знаний: фронтальный опрос Кто является основоположником иммунологии? Труды каких ученых в области развития и становления иммунологии как науки Вам известны? Что является предметом изучения иммунологии? Каково строение иммунной системы? Какие органы иммунной системы являются центральными, а какие – периферическими и почему? Дайте определение понятию иммунитет. Назовите основные формы иммунитета. Дайте характеристику врожденному иммунитету. Дайте характеристику приобретенному иммунитету. Что определяет специфичность приобретенного иммунного ответа? Каким образом происходит взаимодействие врожденного и приобретенного иммунитета?

Слайд 10
Описание слайда:
Основные понятия: иммунитет Способ защиты организма от носителей генетически чужеродной информации.

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
Иммунная система Специализированная система органов и тканей, обеспечивающая иммунитет.

Слайд 13
Описание слайда:
Тип патогена определяет тип иммунного ответа Внеклеточные (большинство бактерий)

Слайд 14
Описание слайда:
Тип паразитирования и эффективный тип иммунного ответа Внеклеточные (большинство бактерий)

Слайд 15
Описание слайда:
Основные понятия: типы иммунного ответа Врожденный иммунитет (innate immunity)- (старое название «неспецифические механизмы защиты»)

Слайд 16
Описание слайда:
Филогенетическое дерево эволюции иммунной системы ( Dr. Nadia Danilova)

Слайд 17
Описание слайда:
Адаптивный иммунитет: рыбы

Слайд 18
Описание слайда:
Какой иммунитет важнее? Врожденный ?

Слайд 19
Описание слайда:
Какой иммунитет важнее? Врожденный ?

Слайд 20
Описание слайда:
«Великая иммунологическая революция»: пересмотр взглядов на роль врожденного иммунитета Чарльз Дженуэй 1943 - 2003

Слайд 21
Описание слайда:
Вехи развития иммунологии «Инфекционная иммунология»- с конца XIX века

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Основатель иммунологии - Луи Пастер (1822 – 1895)

Слайд 26
Описание слайда:
До Пастера: Эдвард Дженер (1749—1823 г.г.) - первая вакцинация

Слайд 27
Описание слайда:
Этапы накопления эмпирических знаний (задолго до открытий Э.Дженнера и Л.Пастера ) Эпидемии (греч. Epidemia; от греч. epi- над и demos- народ) – значительное распространение какой-либо инфекционной болезни, превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости.

Слайд 28
Описание слайда:
Древняя Русь (конец IX – середина XIII вв.) «моры» В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и представителей высшего сословия (бояр, духовенства) даны ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «морами».

Слайд 29
Описание слайда:
Древняя Русь (конец IX – середина XIII вв.) «моры» с XI по XVIII вв. в летописях упоминается о 47 «морах». Начинались они, как правило, в пограничных городах – Новгороде, Пскове, Смоленске, через которые проезжали иноземные купеческие караваны.

Слайд 30
Описание слайда:
Западная Европа в период раннего и развитого средневековья (V-XV в.в.) Широкому распространению многих заразных болезней способствовали крестовые походы – военно-колонизационные компании европейцев в странах Восточного Средиземноморья (1096-1270 гг.).

Слайд 31
Описание слайда:
Западная Европа в период раннего и развитого средневековья (V-XV в.в.) Во время крестовых походов наиболее широкое распространение получила проказа (греч. lepra).

Слайд 32
Описание слайда:
Лазареты - лепрозории в XII в. в связи с тяжелыми последствиями крестовых походов был создан монашеский орден для призрения прокаженных – орден Св. Лазаря, после чего приюты для прокаженных стали называться лазаретами (итал. lazaretto).

Слайд 33
Описание слайда:
ЧУМА : 3 пандемии Первая – «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы пандемия чумы – «черная смерть» середины XIV в. Третья пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. В Индии (где погибло более 6 млн человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее черный звон.

Слайд 34
Описание слайда:
Мы лечили, как могли….

Слайд 35
Описание слайда:

Слайд 36
Описание слайда:
Возбудитель - чумная палочка Чумная палочка может жить в крови по крайней мере 235 видов млекопитающих, принадлежащих к восьми отрядам, но самая распространенная ее среда обитания — грызуны. Передается инфекция от грызунов человеку при укусе блохи.

Слайд 37
Описание слайда:
Азиатская крысиная блоха Xenopsylla cheopis передает чумную палочку от крыс к людям

Слайд 38
Описание слайда:
Кто в редких случаях выживал? Выживали больные бубонной формой: пока в бубоне идет борьба иммунной системы с возбудителем, температура тела больного достигает 40 градусов С и выше. И тем не менее даже в отсутствие эффективного лечения больной еще не был обречен.

Слайд 39
Описание слайда:
Кто выживал- повторно не заболевал ! В редких случаях бубоны самопроизвольно прорывались, изливая свое содержимое наружу, после чего начиналось медленное выздоровление. Все те немногие, кому во времена средневековых эпидемий удалось перенести чуму и остаться в живых, болели именно бубонной чумой. Повторно они не заболевали. Их в дальнейшем использовали для ухода за больными чумой.

Слайд 40
Описание слайда:
Чума: смертность в XIV веке В Кесари никто не остался живым, в Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе – 40 тыс. (50% населения), в Венеции – 100 тыс. (70 %), в Лондоне – 90 %. Живые не успевали хоронить мертвых. Всего на Земном шаре в XIV в. погибло от чумы более 50 млн. человек.

Слайд 41
Описание слайда:

Слайд 42
Описание слайда:
Путь конкистадоров

Слайд 43
Описание слайда:
Путь конкистадоров

Слайд 44
Описание слайда:
Конкистадоры

Слайд 45
Описание слайда:
Конкистадоры: оспа Конкистадоры использовали инфицированную оспой одежду в целях истребления непокорных аборигенов. В этой бактериологической войне погибли миллионы коренных жителей, многие районы Америки совершенно обезлюдели.

Слайд 46
Описание слайда:
Оспа Смертность от оспы в Европе была чрезвычайно высокой: до введения оспопрививания по методу Э.Дженнера (1796 г.) только в Европе ежегодно оспой заболевало около 10 млн человек, из которых умирало от 25 до 40%. (На фото – девочка из Бангладеш, последний описанный случай заболевания натуральной оспой - 1973 год).

Слайд 47
Описание слайда:
Идея прививки «оспы коров» возникла у молодого Дженнера в разговоре с пожилой дояркой, руки которой были покрыты кожными высыпаниями. На вопрос Дженнера, не больна ли она натуральной оспой, крестьянка ответила, что этой болезни этой у нее быть не может, поскольку она уже переболела оспой «коровьей». Прошло много лет, прежде чем Дженнер решился на эксперимент.

Слайд 48
Описание слайда:
Эдвард Дженер (1749—1823 г.г.) - первая вакцинация

Слайд 49
Описание слайда:
Эдвард Дженер (1749—1823 г.г.)

Слайд 50
Описание слайда:
Рукописный отчет Э. Дженнера о проведенной им вакцинации

Слайд 51
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». Год издания: 1891 История оспопрививания

Слайд 52
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». Год издания: 1891 Оспопрививание в древней Индии

Слайд 53
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». Год издания: 1891 Оспопрививание в Европе

Слайд 54
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». Профессор Гатти, 1760 г.

Слайд 55
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». Закат эпохи оспопрививания

Слайд 56
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». Наблюдения Дженнера

Слайд 57
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». Наблюдения Дженнера

Слайд 58
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». 14 мая 1796 года

Слайд 59
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». Нравственная пытка Дженнера

Слайд 60
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». 21 июля 1789 года

Слайд 61
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович Жизнь после открытия –трехлетняя травля

Слайд 62
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». Искажение открытия Дженнера

Слайд 63
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». Признание открытия Дженнера

Слайд 64
Описание слайда:
Святловский Владимир Владимирович «Эдуард Дженнер. Его жизнь и научная деятельность». Открытие Дженнера в России

Слайд 65
Описание слайда:

Слайд 66
Описание слайда:

Слайд 67
Описание слайда:

Слайд 68
Описание слайда:

Слайд 69
Описание слайда:
Основоположник иммунологии Луи Пастер

Слайд 70
Описание слайда:
Институт Л.Пастера в Париже

Слайд 71
Описание слайда:
Институт Л.Пастера в Париже 14 ноября 1888 года был торжественно открыт Институт Пастера , построенный и оснащенный на средства, собранные по международной подписке. Первым директором института был назначен Луи Пастер (1822–1895). Здесь были сделаны важнейшие открытия, которые привели к успешной борьбе против таких заболеваний как дифтерия, столбняк, туберкулёз, полиомиелит, грипп, жёлтая лихорадка и чума. В 1983 году здесь был открыт ВИЧ. 

Слайд 72
Описание слайда:
Институт им. Л.Пастера в Санкт-Петербурге

Слайд 73
Описание слайда:
Институт им. Л.Пастера в Санкт-Петербурге основан в 1923 году В настоящее время это один из крупнейших институтов эпидемиологии и микробиологии в России и в Северо-Западном регионе страны, институт располагает современной лабораторной базой и квалифицированными научными кадрами для проведения исследований по наиболее важным направлениям: эпидемиология микробиология вирусология иммунология и др.

Слайд 74
Описание слайда:
Луи Пастер Выдающийся французский ученый, химик и микробиолог, основоположник научной микробиологии и иммунологии. Куриная холера стала первым инфекционным заболеванием, на модели которого Пастер впервые сделал экспериментально обоснованный вывод: «первое заболевание предохраняет от последующего».

Слайд 75
Описание слайда:
Луи Пастер (27 декабря 1822 г. – 28 сентября 1895 г.) С 1865 года Луи Пастер начал изучать причины болезни тутового шелкопряда на юге Франции. Ученый нашел эффективные методы борьбы с этим заболеванием и спас шелководство. А с 1876 года Пастер полностью посвятил себя иммунологии. Он изучал такие заболевания, как: сибирская язва, родильная горячка, холера, бешенство и другие. В процессе исследований он установил, что болезни вызывают определенного рода возбудители. В 1881 году им была разработана вакцина против сибирской язвы, а в 1885 — от бешенства. Таким образом, им был сделан первый серьезный шаг в истории вакцинации. Умер великий ученый от уремии 28 сентября 1895 года недалеко от Парижа.

Слайд 76
Описание слайда:
Луи Пастер-биография В 1847 г. он окончил Высшую нормальную школу в Париже, в 1848 г. защитил докторскую диссертацию. Преподавал естественные науки в Дижоне (1847-1848), был профессором Страсбургского (1849-1854) и Лилльского (с 1854) университетов. В 1857 г. стал деканом факультета естественных наук в Высшей нормальной школе, с 1867 г. – профессор химии Парижского университета. В 1888 г. основал и возглавил Научно-исследовательский микробиологический институт, созданный на средства, собранные по международной подписке (ныне Пастеровский институт).

Слайд 77
Описание слайда:
Открытия Л.Пастера С 1857 г. Пастер занялся изучением процессов брожения. В результате многочисленных экспериментов он доказал, что брожение – это биологический процесс, обусловленный деятельностью микроорганизмов (на химической природе брожения настаивали М. Бертло и Ю. Либих). Развивая далее эти представления, Пастер утверждал, что каждый тип брожения (молочнокислого, спиртового, уксусного) вызывается специфическими микроорганизмами («зародышами»).

Слайд 78
Описание слайда:
Открытия Л.Пастера В 1865 г. Пастер занялся изучением природы заболевания тутового шелкопряда и в результате многолетних исследований разработал методы борьбы с этим заболеванием. Пастер изучал многие болезни животных и человека (сибирская язва, родильная горячка, бешенство, куриная холера, краснуха свиней и пр.), и установил, что все эти заболевания вызываются специфическими возбудителями.

Слайд 79
Описание слайда:
Фотография Л. Пастера, Л.И. и В.А. Войновых и русских пациентов (детей), привезенных доктором Л И Войновым и его женой к Л. Пастеру на лечение прививками против бешенства (1886 г.)

Слайд 80
Описание слайда:
Луи Пастер-биография Пастер был членом Парижской академии и академий наук многих стран, в частности Петербургской. В институте Пастера наряду с другими иностранными учёными плодотворно работали и русские – И. И. Мечников, С. Н. Виноградский, Н. Ф. Гамалея, В. М. Хавкин, А. М. Безредка и др.

Слайд 81
Описание слайда:
Лаборатория Л.Пастера

Слайд 82
Описание слайда:
Эмиль Адольф фон Беринг (Emil Adolf fon Behring) (1854 – 1917г.г.) Нобелевская премия 1901 г. открытие защитных свойств противостолбнячной и противодифтерийной сывороток.

Слайд 83
Описание слайда:
Генрих Герман Роберт Кох (Robert Koch) (1843 – 1910 г.г.) В 23 года окончил университет . Работал врачом полевого госпиталя – лечение холеры, брюшного тифа (Франко-Прусская война) – освоил микроскопию, пришел к выводу, что микроорганизмы могут вызывать болезни человека (еще до Пастера). Роль Bacillus anthracis – сибирская язва КРС и овец. 1881 г. – методы изучения патогенов на твердых средах. 24 марта 1882 г. - возбудитель туберкулеза. 1890 г. – туберкулин.

Слайд 84
Описание слайда:
ПАУЛЬ ЭРЛИХ (Paul Ehrlich) (1854–1915 г.г.)     Велики заслуги Эрлиха и его школы в развитии гистологии и гематологии. Он ввел окраску клеток и тканей гематоксилин-эозином, метиленовой синью и флюоресцеином, выделил разнообразие клеток эритроцитарного ряда - нормо,- микро,-макро, - и мегалобластов, их значение в диагностике пернициозной анемии Аддисон-Бирмера. Эрлихом были описаны пароксизмальная гемоглбинурия и внутрисосудистый гемолиз, введено понятие гемолизинов. Он открыл гемато-знцефалитический баръер, изучал механизм кроветворения. Он доказал различное происхождение лимфоцитов и лейкоцитов, описал базо- и эозинофилы крови.       Эрлих был одним из родоначальников применения химических закономерностей в медицине. Цветная реакция с диазореактивом Эрлиха широко используется в гистохимии и клинической биохимии, в частности при определении желчных пигментов. Синтезированные в лабораториях Эрлиха красители нашли себе применение не только в гистологии, но и многих других областях. 

Слайд 85
Описание слайда:
ПАУЛЬ ЭРЛИХ (Paul Ehrlich) (1854–1915 г.г.) Путь Эрлиха в науке начался с красок и был связан с окраской клеток крови. Применяя различные красители и методы окрашивания, он установил наличие различных форм лейкоцитов крови, показал значение костного мозга для образования гранулоцитов, моноцитов и установил роль лимфоидных органов в образовании лимфоцитов; дифференцировал определенные формы лейкемий и создал теорию кроветворения; открыл в соединительной ткани так называемые тучные клетки и объяснил значение метахромазии вообще. Им же разработан метод окрашивания туберкулёзных бацилл фуксином, что имело большое значение для клинической диагностики туберкулёза.

Слайд 86
Описание слайда:
П.Эрлих - основоположник химиотерапии Молодым студентом, еще только приступившем к изучению клинической медицины, он прочитал работу об отравлении свинцом, которая его сильно заинтересовала. В ней говорилось, что при отравлениях свинец собирается главным образом в определенных органах, что легко доказать химически; следовательно, существует сродство между тканью и посторонним веществом. Это было отправной точкой для химиотерапевтического прозрения Эрлиха. Он решил, что нужно найти вещества, которые прикрепляются к возбудителям болезни, их связывают и тем самым им препятствуют наносить вред организму. К таким представлениям его привела аналогия с краской, которая пристает к волокнам тканей и таким образом окрашивает материю, так же она пристает и к бактериям и тем самым убивает их.

Слайд 87
Описание слайда:
П.Эрлих – лечение сифилиса К концу XIX и в начале XX века внутривенные инъекции были мало распространены в клиниках, в повседневной практике они почти не применялись. Положение изменилось, когда Эрлих нашел сальварсан и предоставил в распоряжение врачей это чудодейственное средство для борьбы с сифилисом, которое нужно было вводить внутривенно. Но для этого Паулю Эрлиху и его сотрудникам пришлось синтезировать свыше 600 различных органических соединений мышьяка, прежде чем в 1907 году удалось найти сравнительно эффективное и малотоксичное вещество. Это вещество имело номер 606, первоначально применялось как препарат «606», а позже получило название «сальварсан» (от лат. «сальваре» — спасать и «арсеник» — мышьяк), и еще позже был расшифрован механизм действия его и ему подобных препаратов направленного действия.

Слайд 88
Описание слайда:
«Теория боковых цепей»

Слайд 89
Описание слайда:
Открытия Пауля Эрлиха

Слайд 90
Описание слайда:
И.И.Мечников (1845 – 1916 г.г.)

Слайд 91
Описание слайда:

Слайд 92
Описание слайда:
Фотокопия диплома о присуждении И.И.Мечникову Нобелевской премии (29.10.1908г.)

Слайд 93
Описание слайда:
И.И.Мечников – переворот в мировоззрении ученых на механизмы действия вакцин Действующие теории

Слайд 94
Описание слайда:
Фагоцитарная теория иммунитета 1. Изначально была выдвинута версия, что функция фагоцитоза –обеспечивать клетки питательными веществами. Ответ И.И. Мечникова: «Эти клетки не просто собрались на воскресный пикник». 2.Роберт Кох в 1876 году, наблюдая за сибирской язвой, интерпретировал увиденное как вторжение возбудителей в белые кровяные тельца. Ответ И.И.Мечникова: «Не бактерии сибирской язвы вторгаются в белые кровяные тельца, а, наоборот, тельца окружают и поглощают бактерии».

Слайд 95
Описание слайда:
Из дневника И.И.Мечникова «В чудной обстановке Мессинского пролива, отдыхая от университетских передряг, я со страстью отдавался работе. Однажды, когда вся семья отправилась в цирк смотреть каких-то удивительных обезьян, и я остался один над своим микроскопом, наблюдая за жизнью подвижных клеток у прозрачной личинки морской звезды, меня сразу осенила новая мысль. Мне пришло в голову, что подобные клетки должны служить в организме для противодействия вредным деятелям. Я сказал себе, что если мое предположение справедливо, то заноза, вставленная в тело личинки, должна в короткое время окружиться налезшими на нее подвижными клетками».

Слайд 96
Описание слайда:
Из дневника И.И.Мечникова

Слайд 97
Описание слайда:
Шарж на И.И.Мечникова во французском журнале Chanteclair 20, 1908 год Драматические картины сражений фагоцитов, которые рисовал Мечников в своих научных отчетах, были встречены в штыки приверженцами гуморальной теории иммунитета, считавшими, что центральную роль в уничтожении играют определенные вещества крови, а не содержащиеся в крови лейкоциты.

Слайд 98
Описание слайда:
Наиболее важные открытия Ильи Ильича Мечникова 1879 год – открыл возбудителей микозов насекомых. 1866-1886 – стал основоположником сравнительной и эволюционной эмбриологии. 1882 год – предложил новую теорию происхождения многоклеточных животных, которая получила название «Фагоцителлы теория». 1882 год – обнаружил явление фагоцитоза. 1892 год – разработал сравнительную патологию воспаления. 1901 год – предложил фагоцитарную теорию иммунитета, за что был удостоен Нобелевской премии в 1908 году. 1903 год – впервые совместно с Э.Ру вызвал экспериментально сифилис у обезьян. Составил целый свод профилактических и гигиенических средств борьбы с самоотравлением организма, таких как стерилизация пищи. 1907 год – опубликовал результаты первого в мире медицинского исследования функциональных свойств болгарской палочки и болгарского кислого молока.

Слайд 99
Описание слайда:
Рисунки И.И. Мечникова

Слайд 100
Описание слайда:
Рисунки И.И. Мечникова

Слайд 101
Описание слайда:
И.И. Мечников : первый брак Осенью 1868 г., серьезно заболевшему ангиной Мечникову, пришло приглашение от Андрея Николаевича Бекетова (1825–1902) – профессора ботаники и будущего ректора Санкт-Петербургского университета (1876–1883) переехать в его дом, с тем, чтобы облегчить его состояние и уход за ним. До этого Мечников был педагогом всех троих детей Бекетовых, но предметом его тайных симпатий стала тринадцатилетняя дочь Катя. Его не оставляла мысль о необходимости устроить свою личную жизнь, подготовив себе жену и помощницу в науке. Однако Катя не проявила должного внимания к болезни молодого ученого, что было естественно для здорового ребенка. Тем не менее, ангина сыграла важную роль в биографии Мечникова. Молодой женщиной, проявившей искреннюю заботу о Мечникове, стала племянница А.Н. Бекетова - Людмила Васильевна Федорович (1845–1973).

Слайд 102
Описание слайда:
И.И. Мечников : первый брак Мечников, продолжая исследование зародышевых листков, установил филогенетическую связь между членистоногими и позвоночными, а также единство происхождения полостных и бесполостных животных. В 1870 г. Мечникову была присуждена ученая степень доктора зоологии за диссертацию «История развитияNebalida» . В этом же году Императорская Санкт-Петербургская академия наук присудила Мечникову вторую премию им. К.М. Бэра (и снова вместе с А.О. Ковалевским). В конце лета 1869 г., оставив жену в Монтрё (Швейцария) – известном швейцарском курорте для легочных больных, – Мечников отправился в Россию к началу учебного года. Летом 1870 г. Илья Ильич привез жену в Москву, к ее родным, а затем в Панасовку. К началу учебного года он уехал в Одессу, отправив жену с ее сестрой Надеждой в Монтрё. Последней надеждой на выздоровление жены был далекий остров Мадейра. Затраты на поездку удалось частично покрыть за счет субсидии Московского общества испытателей природы. Кроме того, Мечников брал на остров заказы на переводы и написание научно-популярных статей . Из-за ухудшавшегося здоровья жены, в конце января 1873 г. Мечников был вынужден взять отпуск в Новороссийском университете, чтобы снова уехать на Мадейру.

Слайд 103
Описание слайда:

Слайд 104
Описание слайда:
И.И. Мечников : второй брак Осенью 1874 г., когда Мечников вернулся в Петербург, здесь в очередной раз его настиг недуг, вызванный многочасовой работой за микроскопом (болезнь глаз). Лишенный возможности заниматься любимым делом, он стал давать уроки в женской гимназии и читать лекции на публичных курсах в университете. Однажды Илья Ильич поднялся этажом выше к соседу Белокопытову, чтобы пожаловаться на шум в его квартире. У хозяина было восемь детей, Однако, увидев среднюю дочь – Ольгу Николаевну Белокопытову (1858–1944), он тут же влюбился в нее и решил немедленно жениться. Отцу, который был против столь поспешного решения Мечникова, он пообещал доучить несовершеннолетнюю жену самостоятельно. Свадьба состоялась 14 февраля 1875 года. В 1877 г. На момент заключения брака невесте было 19 лет, Мечникову – 30.

Слайд 105
Описание слайда:
Ольга Белокопытова 1873 год

Слайд 106
Описание слайда:
Письма И.И.Мечникова жене

Слайд 107
Описание слайда:

Слайд 108
Описание слайда:
Геронтология Перенесший несколько инфарктов миокарда, 2 раза пытавшийся свести счеты с жизнью и много раз проводивший на себе самом смертельные научные опыты, И.И.Мечников всегда мечтал подарить человечеству бессмертие – это была его программа максимум. А программа минимум была связана с тем, чтобы люди старились в здравом уме и ясной памяти и жили не менее 120 лет.

Слайд 109
Описание слайда:
Геронтология В 1908 году И.И. Мечников опубликовал статью «несколько слов о кислом молоке». Собрав данные по 36 странам, И.И. Мечников установил, что самое большое число столетних людей –в Болгарии (4 человека на 1000 населения), такое долгожительство он связал с употреблением в пищу молочнокислых продуктов с «болгарской палочкой».

Слайд 110
Описание слайда:
Геронтология И.И.Мечников писал: «В настоящее время приходится считать себя счастливым, когда в 70 лет еще в состоянии продолжать выполнение своих жизненных задач. В будущем этот предел, конечно, значительно отодвинется».

Слайд 111
Описание слайда:

Слайд 112
Описание слайда:
И.И.Мечников попросил сотрудников института после его смерти « тело вскрыть и обратить внимание на состояние пищеварительных органов –наука должна знать, что дала гигиена питания», которой он придерживался в течение тридцати лет. Мраморная урна с прахом ученого установлена в созданной им библиотеке Пастеровского института в Париже.

Слайд 113
Описание слайда:
Виды иммунитета Врожденный

Слайд 114
Описание слайда:
Основные характеристики врожденного и адаптивного иммунных ответов Врожденный («быстрый, но тупой»)

Слайд 115
Описание слайда:
Взаимодействие механизмов врожденного и адаптивного иммунитета. Важная роль врожденного иммунитета. Врожденный иммунитет защищает все виды живых существ; адаптивный иммунитет присутствует только у позвоночных. Врожденный иммунитет является главной системой распознавания (сенсором) «чужого» и – одновременно - первой линией защиты от этого «чужого». «Врожденное распознавание чужого», процессинг и презентация антигена в иммуногенной форме лимфоцитам является условием развитию адаптивного иммунного ответа на антиген. Антигенпрезентирующие клетки врожденного иммунитета, «владеющие информацией» о типе патогена (внеклеточный или внутриклеточный), определяют тип развития адаптивного иммунного ответа с помощью цитокиновой регуляции. Для успешного завершения реакций адаптивного иммунитета и элиминации из организма носителей генетически чужеродной информации необходима активация и реализация механизмов врожденного иммунитета (активация системы комплемента, фагоцитоза, киллинга и др.).

Слайд 116
Описание слайда:
СТРОЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ (ИС) Центральные органы ИС: костный мозг и тимус

Слайд 117
Описание слайда:

Слайд 118
Описание слайда:

Слайд 119
Описание слайда:

Слайд 120
Описание слайда:
Иммунная система человека В центральных органах иммунной системы (красном костном мозге и тимусе) происходит антигеннезависимый процесс дифференцировки лимфоцитов. В периферических органах –антигензависимый этап дифференцировки лимфоцитов и непосредственное осуществление эффекторных механизмов иммунной защиты организма от носителей генетически чужеродной информации.

Слайд 121
Описание слайда:
Периферические органы иммунной системы Периферические органы иммунной системы расположены по регионарному принципу: контроль антигенного гомеостаза в определенной части тела. Лимфатические узлы(ЛУ): каждый ЛУ контролирует определенную часть тела, от которой к ЛУ поступает лимфа. Селезенка – барьер на пути тока крови. Лимфоидные органы, непосредственно контактирующие с барьерными тканями – слизистыми оболочками и с кожей –контроль возможного нарушения антигенного гомеостаза организма вследствие нарушения барьеров.

Слайд 122
Описание слайда:
Основные свойства иммунной системы человека: Высокая специфичность (избирательное взаимодействие с каждым антигеном или его частью). Высокая чувствительность (распознавание антигена на уровне отдельных молекул). Клональный принцип организации (на конкретный антиген отвечает только один клон лимфоцитов). Иммунологическая память (способность иммунной системы отвечать ускоренно и усиленно на повторное введение антигена). Иммунологическая толерантность (специфическая невосприимчивость к некоторым антигенам, в том числе к антигенам собственного организма).

Слайд 123
Описание слайда:
Основные свойства иммунной системы человека: Рециркуляция клеток иммунной системы ( перемещение клеток из центральных органов в периферические; из крови- в лимфатическую систему; в ткани и органы и т.д.) - функция иммунного надзора; встреча со «своим антигеном»; единство функционирования клеток иммунной системы. Двойное распознавание антигена Т-лимфоцитами -уникальная способность Т-лимфоцита распознавать «чужое» –часть антигена –в контексте «своего» - в молекуле главного комплекса гистосовместимости (MHC или HLA). Регуляторное действие иммунной системы на другие системы организма – единство нейро – эндокринно -иммунных взаимодействий в поддержании гомеостаза организма.

Слайд 124
Описание слайда:
Вопросы к занятию №1 Опишите вехи развития иммунологии. Дайте определение понятию «иммунитет», какова основная функция иммунной системы? Перечислите чужеродные агенты, которые являются объектами иммунного ответа. Каковы основные этапы эволюции иммунной системы? Каково строение иммунной системы человека? Назовите центральные органы иммунной системы. Почему они называются центральными? Какие процессы в них происходят? Назовите периферические органы иммунной системы. Какие процессы развиваются в периферических органах? Перечислите и охарактеризуйте основные виды иммунного ответа. Каковы основные различия врожденного и приобретенного иммунитета? Перечислите основные свойства иммунной системы человека.

Слайд 125
Описание слайда:
Тестовые задания к занятию №1 11. К центральным органам иммунной системы не относятся: Селезенка Аппендикс Поджелудочная железа Тимус Красный костный мозг ___________________________________________________________ 2. К периферическим органам иммунной системы не относятся: Селезенка Аппендикс Поджелудочная железа Тимус Красный костный мозг

Слайд 126
Описание слайда:
Тестовые задания к занятию №1 3. В центральных органах иммунной системы происходит: Антигеннезависимая дифференцировка лимфоцитов Активация системы комплемента Антигензависимая дифференцировка лимфоцитов Распознавание антигена Иммунный ответ _____________________________________________________________ 4 . В периферических органах иммунной системы происходит: Антигеннезависимая дифференцировка лимфоцитов Активация системы комплемента Антигензависимая дифференцировка лимфоцитов Пролиферация клонов лимфоцитов Иммунный ответ

Слайд 127
Описание слайда:
Тестовые задания к занятию №1 5. Врожденный иммунитет: Присутствует только у беспозвоночных Присутствует только у позвоночных Присутствует у беспозвоночных и у позвоночных Присутствует только у хордовых Присутствует только у амфибий __________________________________________________________ 6. К клеточным элементам врожденного иммунитета относятся: В-лимфоциты Т-лимфоциты Т и В-клетки памяти Естественные киллеры Клетки моноцитарно-макрофагального ряда

Слайд 128
Описание слайда:
Тестовые задания к занятию №1 7. К клеточным элементам адаптивного иммунитета относятся: В-лимфоциты Т-лимфоциты Т и В-клетки памяти Естественные киллеры Клетки моноцитарно-макрофагального ряда ________________________________________________________ 8. Илья Ильич Мечников создал: Гуморальную теорию иммунитета Клеточную теорию иммунитета Фагоцитарную теорию иммунитета Теорию малигнизации Теорию генетической предрасположенности к заболеваниям

Слайд 129
Описание слайда:
Тестовые задания к занятию №1 9. Кто является основоположником иммунологии: И.И.Мечников И.П. Павлов Э.Дженер Л.Пастер П.Эрлих _____________________________________________________ 10.Иммунная система выполняет функции: Поддержания генетического постоянства организма на протяжении всей жизни Защиты организма от носителей генетически чужеродной информации Обеспечения интеграции нейро-гуморально- иммунной систем Уничтожения вирустрансформированных и малигнизированных клеток Распознавания и элиминации патогенов.

Слайд 130
Описание слайда:
ДОМАШНЕ ЗАДАНИЕ Необходимо завести тетрадь (альбом) для домашних заданий по иммунологии, в нем обязательно указать ФИО преподавателя. В тетради (альбоме) необходимо кратко излагать ответы на 10 открытых вопросов к каждому занятию. По теме каждого занятия могут даваться дополнительные задания , их необходимо выполнять. Тетрадь (альбом) будет проверяться завучем на зачетных занятиях (занятия №5 и №12). Форма ведения тетради (альбома) представлена на следующем слайде.

Слайд 131
Описание слайда:

Слайд 132
Описание слайда:

Слайд 133
Описание слайда:
Подготовка к занятию №2 Предлагается к самостоятельной ознакомительной работе тема практического занятия №2: « Врожденный и приобретенный иммунитет. Клеточные и гуморальные факторы».


Скачать презентацию на тему Предмет и история иммунологии. Эволюция иммунной системы. Структурно-функциональная организация иммунной системы челове можно ниже:

Похожие презентации