Narratiivizm презентация

Содержание


Narratiivizm
 Irina Golikova
 Doktorant TÜНарративность
 повествовательность, фигуративная форма повествования (рассказ о событиях, поступках и т.д.).Нарративные формы значительно шире лингвистических границ  
 В работах исследователейИз того, что мне — или всем — кажется, что этоВ основе нарративистских концепций объяснения лежит модель «объясняющего рассказа»
 различия «простых» иДирективы «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»Нарратив» (narrare) связано с латинским «gnarus» — знающий, эксперт
 внимание к «нарративу»непосредственный контекст «культура культуры».
 Нарративный и риторический анализ науки и образованияЕсли смотреть на мир через окно, то он выглядит гораздо привлекательней.
А что было бы, если бы я был там, за стеклом?
Гадамер и нарративные элементы в творчестве Платона,
 дает общую характеристику структурыВ результате «сократовской революции» полностью меняются стратегии и содержание воспитания иИЗМЕНЕНИЯ:
 Проблема науки все чаще связывается с проблемой языка, коммуникации, сПрисутствие нарративных структур, техник и методик в истории, философии, науке и«результат» и «интерпретация» не являются нейтральными и лишенными контекста понятиями.
 АГипотеза
 о том, что мироздание строится по принципу, имеющему наибольшую повествовательную   8 тезисов философии трансгуманизма
 1. Футуристичность.  2. Рациональность.1.Футуристичность.
 Классическая европейская философия направлена в прошлое, она опирается на пирамиду2. Рациональность.
 Чтобы выполнить функцию обслуживания практики трансгуманизма, наука должна быть3. Изотропная критичность.
 21 век работает с совершенно новыми человеческими и4. Научная нарративность
 описание научных представлений должно носить повествовательный характер, по. Терминологическая строгость.
 четко определить свои объекты и их свойства. 
6. Процедурность.
 она всегда должна показывать не только сам новый феномен,7. Гуманистичность
  должна рассматривать любые технологические и научные достижения, прежде8. Смелость.
 Трансгуманизм вынужден то и дело разрушать сложившиеся представления отрансформирование на уровнях “наррации”
 События, — гласит дефиниция, — это совершенноНарративная специфика исторического исследования
 Изучена знаменитым итальянским историком Карло Гинзбург —Интуитивный характер нарративного знания  двух уровней
 — на уровне “охотничьей”Конструирование осуществляется  бессознательно
 Действительность второго порядка, являющаяся 
  Предпосылка нарративной терапии это идея, что жизни и отношения людей формируются:Нарративная терапия помогает людям разрешить их проблемы: 
 Позволяя им отделитьВзаимодействие
 Каждое новое событие будет проинтерпретировано в соответствии с тем смыслом,Доминирующая модель жизни.. 
 Жизнь любого человека состоит из значительно большегоЛюди – существа интерпретирующие
 Постоянно переживая нескончаемую вереницу событий, они стремятсяИстории никогда не создаются вне множественных контекстов окружающего мира.
 Из этихИстории прошлого и настоящего формируют истории будущего
 увидев тонущего человека, человекВ действительности, наши жизни мультиисторичны.
 Каждый момент содержит пространство для существованияАльтернативные истории жизни
 К тому же любая "большая история" человека, тонарративные метафоры
 можно сказать, что люди страдают тогда, когда доминирующие историиНарративная терапия: 
 - это подход к консультированию и социальной работе,Важными принципами работы являются неподдельное любопытство со стороны терапевта и егоОТКРОЙ СВОЙ НАРРОТИВ ЖИЗНИ!Источники:
 http://cha-ru.livejournal.com/16315.html
 Литература
 Данто А. Аналитическая философия истории. М.: Идея-Пресс, 2002. 290



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Narratiivizm Irina Golikova Doktorant TÜ


Слайд 2
Описание слайда:
Нарративность повествовательность, фигуративная форма повествования (рассказ о событиях, поступках и т.д.). Под внешними атрибутами наррации существуют более абстрактные и глубинные системы, имплицитные значения, управляющие производством и пониманием этого рода дискурса.

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:
Нарративные формы значительно шире лингвистических границ В работах исследователей фольклора В.Я. Проппа, К. Леви- Стросса уже отмечалось существование универсальных нарративных форм. Существование «жанров» и «типов» подтверждается выделением литературных форм, исторических повествований или видов религиозного дискурса.

Слайд 5
Описание слайда:
Из того, что мне — или всем — кажется, что это так, не следует, что это так и есть Из того, что мне — или всем — кажется, что это так, не следует, что это так и есть Л. Витгенштейн[

Слайд 6
Описание слайда:
В основе нарративистских концепций объяснения лежит модель «объясняющего рассказа» различия «простых» и «значимых» повествований исследователь А. Данто утверждает, что «повествование уже по своему характеру представляет собой некоторую форму объяснения

Слайд 7
Описание слайда:
Директивы «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» воспринимаются равно скептически. Директивы «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» воспринимаются равно скептически.

Слайд 8
Описание слайда:
Нарратив» (narrare) связано с латинским «gnarus» — знающий, эксперт внимание к «нарративу» в науке и образовании становится способом критики и преодоления традиционных представлений о научной теории и рациональности, переосмысления конститутивных, типов реальности: исторической, психологической, педагогической, образовательной, художественной.

Слайд 9
Описание слайда:
непосредственный контекст «культура культуры». Нарративный и риторический анализ науки и образования предполагает учет лингвистических, культурных, ситуационных ограничений, допущение определенного типа языка

Слайд 10
Описание слайда:
Если смотреть на мир через окно, то он выглядит гораздо привлекательней. Мир обретает некую нарративность (повествовательность): «ветер, и вьюга, и сырость, и холод и злые гудящие машины совершенно не раздражают, даже наоборот; и вечер кажется не таким уж скверным.» 

Слайд 11
Описание слайда:
А что было бы, если бы я был там, за стеклом? «Ушла бы художественность, ушла бы созерцательность, ушла бы музыкальность, наступила бы раздраженность тела, которому очень мало надо, чтобы заныть.  Поэтому я всегда стараюсь быть с другой, неактивной стороны стекла.  Кому-то покажется все это ненастоящим, напускным.. Но я уже давно не ищу подлинности, меня гораздо больше привлекает неспешность…»

Слайд 12
Описание слайда:
Гадамер и нарративные элементы в творчестве Платона, дает общую характеристику структуры научной речи и формы ее распада в историческом горизонте сократовского диалога и истоков платоновской диалектики. Гадамер отмечает, что именно диалогический логос Платона нацелен на формулирование и выделение триады фундаментальных ценностей, задающих нормативный контекст жизни человека в обществе и обладающих абсолютным значением: что есть прекрасное, справедливое, благое. Х.-Г. Гадамер подчеркивает, что из «структуры говорения, как взаимопонимания относительно сути дела

Слайд 13
Описание слайда:
В результате «сократовской революции» полностью меняются стратегии и содержание воспитания и образования. В поздних диалогах Платона сама форма диалога подводит к констатации его ведущим некоего знания и уверенности, что в освоении вещи он продвигается в сопровождении другого. «Речь идет не о таком знании, которым обладают лишь «мудрецы», а о том, на которое может претендовать каждый.   Если традиционное воспитание ограничивалось передачей навыков умений, то система образования была непосредственно связана с формированием способностей самостоятельного суждения, оценки, принятия личного решения, личной ответственности, то есть со способностью мышления.

Слайд 14
Описание слайда:
ИЗМЕНЕНИЯ: Проблема науки все чаще связывается с проблемой языка, коммуникации, с лингвистическими теориями. Изменения в науке связаны с двумя функциями — исследованием и передачей информации и знания. Тенденция существенной экстериоризации знания относительного знающего становятся знаковыми моментами перспективы развития науки. Повествование все чаще осмысливается как особый способ познания. Присутствие нарративных структур, техник и методик в истории, философии, науке и образовании оценивается как проявление специфической познавательной установки, воплотившей в себе такие черты, как последовательность, связность, убедительность, целостность, законченность и внимание к передаче, распространению результатов исследования.

Слайд 15
Описание слайда:
Присутствие нарративных структур, техник и методик в истории, философии, науке и образовании оценивается как проявление познавательной установки, воплотившей в себе такие черты: Присутствие нарративных структур, техник и методик в истории, философии, науке и образовании оценивается как проявление познавательной установки, воплотившей в себе такие черты: как последовательность, связность, убедительность, целостность, законченность, внимание к передаче, распространению результатов исследования.

Слайд 16
Описание слайда:
«результат» и «интерпретация» не являются нейтральными и лишенными контекста понятиями. А квалификация есть прежде всего «эпистемический эквивалент» оценки истинности или ложности. в когнитивных методиках, воплощающих в себе условности повествования или нарративные конвенции, традиционные понятия «истинности» или «ложности» не играют в целом никакой роли. стратегическое использование нарратива и «риторических тактик» не могут быть отменены в условиях изменения социокультурной функции и роли науки.

Слайд 17
Описание слайда:
Гипотеза о том, что мироздание строится по принципу, имеющему наибольшую повествовательную ценность, вероятность событий повышается, если о нем потом будет интересно рассказывать.

Слайд 18
Описание слайда:
  8 тезисов философии трансгуманизма 1. Футуристичность. 2. Рациональность. 3. Изотропная критичность. 4. Научная нарративность. 5. Терминологическая строгость. 6. Процедурность. 7. Гуманистичность. 8. Смелость.

Слайд 19
Описание слайда:
1.Футуристичность. Классическая европейская философия направлена в прошлое, она опирается на пирамиду классических понятий начиная от Платона и Аристотеля, и далее до философов эпохи Просвещения. ФТГ должна опираться на еще не реализованное, но оптимистически-вероятное будущее, оттуда брать и категории, и понятия. Для этого следует разработать новую и при этом простую, понятную «без словаря» терминологию, которая не несла бы на себе груз заблуждений и суеверий, накопленных за 2500 лет

Слайд 20
Описание слайда:
2. Рациональность. Чтобы выполнить функцию обслуживания практики трансгуманизма, наука должна быть предельно рациональна. Следует предусмотреть фильтры, отсекающие априорные директивы и идеологемы, выдаваемые за логические рассуждения или за самоочевидные истины (классическая философия переполнена псевдо-логичным словесным мусором).

Слайд 21
Описание слайда:
3. Изотропная критичность. 21 век работает с совершенно новыми человеческими и постчеловеческими измерениями, поэтому она должна обеспечивать одинаково критическое отношение как к новым и необычным, так и к старым, привычным суждениям.

Слайд 22
Описание слайда:
4. Научная нарративность описание научных представлений должно носить повествовательный характер, по возможности с использованием повседневной, а не специальной лексики. необходимо разработать особый арсенал методических приемов для описания науки на естественном языке.

Слайд 23
Описание слайда:
. Терминологическая строгость. четко определить свои объекты и их свойства. Рассуждая о «транс-» и «пост-» человеке, «синтетическом бессмертии», «технологической сингулярности», «сверхразуме» и «разумной материи», нужно строго определять, что под этими терминами понимается - так, чтобы беспочвенные фэнтезийные или идеологические спекуляции не стали возможны на этом субстрате.

Слайд 24
Описание слайда:
6. Процедурность. она всегда должна показывать не только сам новый феномен, но и в общих чертах траекторию, по которой этот феномен возникает из современного состояния науки, техники и общества. Описание феномена должно включать приблизительную процедуру его появления в реальности. ФТГ не занимается недостижимыми умозрительными идеалами, ее предмет – те состояния, которые достигаются предсказуемым образом

Слайд 25
Описание слайда:
7. Гуманистичность должна рассматривать любые технологические и научные достижения, прежде всего с позиции человека, начиная разговор с того, что именно и как именно эти достижения изменят в его существовании, самоощущении и личных возможностях.

Слайд 26
Описание слайда:
8. Смелость. Трансгуманизм вынужден то и дело разрушать сложившиеся представления о допустимом и должном. Нарравативность не должна проявлять пиетет перед «вечными ценностями». Не следует опасаться того, что аудитория будет шокирована зрелищем сноса этих ветхих строений. известно: нельзя сделать яичницу, не разбив яиц.

Слайд 27
Описание слайда:
трансформирование на уровнях “наррации” События, — гласит дефиниция, — это совершенно аморфная совокупность ситуаций, персонажей и действий, содержащихся так или иначе в повествовательном произведении <...> поддающаяся бесконечному пространственному расширению, бесконечному временному прослеживанию в прошлое, бесконечному расчленению внутрь и подвергающаяся бесконечной конкретизации” (с. 158). Это “безграничный, абсолютно непрерывный континуум событий” (с. 162).

Слайд 28
Описание слайда:
Нарративная специфика исторического исследования Изучена знаменитым итальянским историком Карло Гинзбург — затрагивает как теоретическими замечаниями, так и, можно в сборнике “Мифы — эмблемы — приметы” (1986), который недавно появился в русском переводе Любопытно, что в последней из этих статей, добавленной к сборнику уже после его первого итальянского издания (“Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю”, 1994), содержится жесткая критика Ф. Анкерсмита — правда, не “Нарративной логики” (1983), а другой, также более поздней и более радикально постмодернистской его работы. Какую же альтернативу предлагает К. Гинзбург утверждаемой Ф. Анкерсмитом фрагментарности и относительности исторического знания?

Слайд 29
Описание слайда:
Интуитивный характер нарративного знания двух уровней — на уровне “охотничьей” идентификации индивидуальных фактов и на уровне собственно “повествовательной” аллегорической интерпретации их. Индивидуально-фактическая ненадежность старинного “рассказа”, опиравшегося на трудно проверяемые сведения, предания, слухи и т.д., компенсировалась, по Беньямину, его смысловой продуктивностью; современная же нарративная информация, которая в некоторых случаях может проходить через довольно строгие процедуры проверки, сопоставления фактов и оценки источников, рискует в итоге оказаться бессмысленной — мгновенно потребляемым и тут же забываемым продуктом одноразового употребления.

Слайд 30
Описание слайда:
Конструирование осуществляется бессознательно Действительность второго порядка, являющаяся не чем иным, как нашим мировоззрением, мыслями, чувствами, решениями и поступками, порождается в результате, так сказать, наложения нами некоторого определенного порядка на калейдоскоп и фантасмагорическое многообразие мироздания; она не является результатом постижения какого-то «действительного» мира, сама конструирует совершенно определенный мир (один из миров). П. Вацлавик

Слайд 31
Описание слайда:
Предпосылка нарративной терапии это идея, что жизни и отношения людей формируются: Знаниями и историями, которые были созданы сообществами людей, и привлекаются этими людьми для осмысления и описания их опыта. Определенными практиками Я и отношений, в которых способы жизни связываются с этими знаниями и историями. Нарративная терапия помогает людям разрешить их проблемы: Позволяя им отделить их жизнь и отношения от тех знаний и историй, которые, по их мнению, уже себя исчерпали; Помогая им бросить вызов тем способам жизни, которые они воспринимают как доминирующие, подчиняющие, Поощряя людей переписать их истории жизни в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми (самими людьми) историями их идентичности, и в соответствии с предпочтительными (для самих людей) способами жизни.

Слайд 32
Описание слайда:
Нарративная терапия помогает людям разрешить их проблемы: Позволяя им отделить их жизнь и отношения от тех знаний и историй, которые, по их мнению, уже себя исчерпали; Помогая им бросить вызов тем способам жизни, которые они воспринимают как доминирующие, подчиняющие, Поощряя людей переписать их истории жизни в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми (самими людьми) историями их идентичности, и в соответствии с предпочтительными (для самих людей) способами жизни.

Слайд 33
Описание слайда:
Взаимодействие Каждое новое событие будет проинтерпретировано в соответствии с тем смыслом, который во всем этом многообразии историй доминирует в данный момент. В каждый момент нашей жизни, каждым своим жизненным актом, мы осуществляем взаимодействие между нашими доминирующими и альтернативными историями, вновь и вновь придавая смысл нашему опыту

Слайд 34
Описание слайда:
Доминирующая модель жизни.. Жизнь любого человека состоит из значительно большего количества событий, чем те которые он отбирает для своих историй. То, какие из вновь поступающих событий будут включаться в истории, определяется уже сконструированными доминирующими историями данного человека. Например, кто-то может иметь доминирующую историю о том, что он альтруист. Эта история сложилась из множества эпизодов его прошлого, где он вел себя, чувствовал и думал в соответствии с принятым в его обществе и разделяемым им описанием альтруистического поведения и установки. Он мог перевести старушку через дорогу, помочь отстающему ученику в классе, испытывать сострадание к убитому таракану, присоединиться к движению в защиту редких видов животных и пр. Каждый такой поступок, или событие делало его историю о том, что он альтруист, более насыщенной и плотной

Слайд 35
Описание слайда:
Люди – существа интерпретирующие Постоянно переживая нескончаемую вереницу событий, они стремятся увидеть их взаимосвязанными и объяснимыми, то есть осмысленными. Нарратив подобен нити, сплетающей разнообразные, разбросанные во времени и пространстве события в историю. Все мы состоим из множества историй: о том, кем мы являемся и кем не являемся, то есть она наших "Я", о наших способностях и достижениях, о неудачах и поражениях, об интересах и намерениях, о работе и карьере, об отношениях и связях, о поступках, желаниях, планах и т.д. Какими именно будут эти истории, зависит от того, на какие события мы обратили внимание, как связали их между собой и какой смысл им придали.

Слайд 36
Описание слайда:
Истории никогда не создаются вне множественных контекстов окружающего мира. Из этих контекстов – семьи, друзей, коллег, транслирующих культуру средств массовой информации и текстов – человек узнает, какой смысл следует приписать тому или иному событию, а также насколько это событие и этот смысл одобряемы и рекомендуемы. То есть доминирующие нарративы нашей жизни, доминирующие нарративы всех сообществ, в которые мы включены, и доминирующие нарративы нашей культуры – все находятся в тесной взаимосвязи. Личная история "Я - альтруист", связана, например, с

Слайд 37
Описание слайда:
Истории прошлого и настоящего формируют истории будущего увидев тонущего человека, человек знающий, что он альтруист, пойдет его спасать и спокойно впишет этот эпизод в свою доминирующую историю. Более того, такой человек даже будет искать ситуаций, в которых сможет проявиться как альтруист. Так же, как человек, в чьей истории говорится, что он склонен к семейной жизни, будет искать ситуаций, которые постепенно приведут его к созданию семьи.

Слайд 38
Описание слайда:
В действительности, наши жизни мультиисторичны. Каждый момент содержит пространство для существования многих историй, и одни и те же события в зависимости от приписываемых им смыслов и характеров связей могут сложиться в разные нарративы. Любая история не лишена некоторой степени неопределенности и противоречивости. И ни одна история не может вместить все жизненные обстоятельства.

Слайд 39
Описание слайда:
Альтернативные истории жизни К тому же любая "большая история" человека, то есть история его жизни, или просто его жизнь, всегда состоит из множества более мелких существующих одновременно и взаимосвязанных историй – о его прошлом, настоящем и будущем, о нем как члене различных сообществ, о его семье, его культуре и обществе. каждое новое событие будет проинтерпретировано в соответствии с тем смыслом, который во всем этом многообразии историй доминирует в данный момент. В этом смысле в каждый момент нашей жизни, каждым своим жизненным актом, мы осуществляем взаимодействие между нашими доминирующими и альтернативными историями, вновь и вновь придавая смысл нашему опыту

Слайд 40
Описание слайда:
нарративные метафоры можно сказать, что люди страдают тогда, когда доминирующие истории (личные и/или культурные) не позволяют им прожить свои собственные предпочтительные нарративы, или когда человек активно участвует в воплощении историй, которые он находит бесполезными, или когда, как в случае с мафиози, человек больше не может найти ресурсов для поддержания выбранной им истории, новые события интерпретируются им таким образом, что это угрожает старому предпочитаемому нарративу, а зарождающийся новый ему совсем не по душе.

Слайд 41
Описание слайда:
Нарративная терапия: - это подход к консультированию и социальной работе, в котором люди видятся как эксперты в собственных жизнях, а профессиональная позиция предполагает уважительное, не обвиняющее и заинтересованное отношение к любым человеческим историям. проблемы рассматриваются как отделенные от людей, и предполагается, что люди достаточно компетентны и дееспособны и обладают большим количеством способностей, умений и компетенций, которые могут помочь им изменить неудовлетворительные отношения с проблемой.

Слайд 42
Описание слайда:
Важными принципами работы являются неподдельное любопытство со стороны терапевта и его искреннее желание задавать вопросы, на которые он действительно не знает ответа, а, следовательно, готов услышать и принять любой. Важными принципами работы являются неподдельное любопытство со стороны терапевта и его искреннее желание задавать вопросы, на которые он действительно не знает ответа, а, следовательно, готов услышать и принять любой. Терапевтическая беседа может принять любое направление, всегда существует множество возможных путей (нет какого-то одного "правильного" хода беседы известного терапевту как эксперту). Человек, консультирующийся у терапевта, играет существенную роль в определении хода терапевтического процесса.

Слайд 43
Описание слайда:
ОТКРОЙ СВОЙ НАРРОТИВ ЖИЗНИ!

Слайд 44
Описание слайда:
Источники: http://cha-ru.livejournal.com/16315.html Литература Данто А. Аналитическая философия истории. М.: Идея-Пресс, 2002. 290 с. Харре Р. Социальная эпистемология: передачи знания посредством речи // Вопросы философии, 1992, №9. С. 49-60. Гадамер Х.-Г. Диалектическая этика Платона. Феноменологическая интерпретация «Филеба». СПб.: Изд. Санкт-Петербургского философского общества, 2000. 256 с. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. 160 с. http://anthropology.ru/ru/texts/karabaeva/educinnov_11.html


Скачать презентацию на тему Narratiivizm можно ниже:

Похожие презентации