Андрей Рублёв, Икона - Крещение Господне презентация

Содержание


Презентации» Окружающий мир» Андрей Рублёв, Икона - Крещение Господне
Андрей Рублёв,  Икона - Крещение Господне
 Редактор: ThLic. Антон КрачуновскиИкона
 В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской«Читать икону»
    На икону не только смотрим. ИконуЯзык символов 
 Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону,Крещение Господне. Богоявление 
 	Когда Спасителю, по человеческому естеству, исполнилось 30Бог Отец, Сын и Дух Святой
 	«И, крестившись, Иисус тотчас вышелДух Святой
 	Святой Дух в канонической иконографии праздника изображен не простоАналогия с потопом мира. Жертвенная птица
 	С одной стороны, напрашивается аналогияХристос
 Смысловым и композиционным центром иконы является фигура Христа. Обнаженный ИисусИстинно Сущий
 На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали Греческие буквы ОΩН,Помазанник
 	Иисус начал свое учение. "Дух Господень на Мне; ибо ОнОсвещение воды
 	Своей правой рукой Он благословляет покрывающие Его воды Иордана,Крещение – погребение со Христом к новой жизни
 Христос изображен стоящимНовый АдамВосприемники крещенияАнгелы 
 Число ангелов может быть различно. Наиболее часто изображались триМежду небом и землей 
 Фигуры ангелов образуют как бы ступениФигурки во воде
 Эти фигурки — удивительные изображения языческой античности, проникшиеРека Иордан и мореГоры
 Резкие и острые пробелаы на красно-коричневом фоне берегов создают иллюзиюКанон
 	Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описаниеИоанн КрестительРизы
 Ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех ризЦвет риз
 Белый цвет риз Господних, знаменующий не созданный Божественный Свет,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Андрей Рублёв, Икона - Крещение Господне Редактор: ThLic. Антон Крачуновски ofm


Слайд 2
Описание слайда:
Икона В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской традиции- канонам. Икона: от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение» Хорошая икона — это икона, написанная по канонам, со знанием и богословия, и иконографии. В иконе воспринимается не реальность, а ее духовное содержание, заключенное в символах. Канон - это содержательная форма в которую входит: Техника иконописи, Пропорции фигур, Тип лица и выражение, Внешность и поза, «Уплощение», игнорирование линейной перспективы, Паллета цветов, игнорирование светотени.

Слайд 3
Описание слайда:
«Читать икону» На икону не только смотрим. Икону надо «читать»! Чтобы «читать» необходимое знать алфавит и понимать смысл слов.

Слайд 4
Описание слайда:
Язык символов Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону, кроме хорошего знания Библии и других религиозных сказаний, надо знать язык символов, потому что в иконописной живописи едва ли не каждый персонаж выражает, помимо самого себя, еще и какую-то другую, а иногда и не одну, сущность. Для того чтобы прочитать икону, важно также знать язык жестов. Если на иконе кто-нибудь изображен с рукой, прижатой к щеке, — это знак печали. А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность. У Бога-Отца нимб звездчатый, у Христа крестчатый, у Богоматери, ангелов и святых нимбы круглые. Причем звезда означает обоготворение, а круг — вечность, вечную жизнь. Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных.

Слайд 5
Описание слайда:
Крещение Господне. Богоявление Когда Спасителю, по человеческому естеству, исполнилось 30 лет, Он пришёл на Иордан, где Иоанн Предтеча призывал к покаянию и исповеданию грехов и крестил в водах Иордана. Будучи безгрешен, Господь Иисус Христос, конечно, не имел нужды в таком покаянии, но Своим Крещением от Иоанна Он положил начало Таинству Крещения, являющемуся обязательным условием принадлежности верующих к Церкви. При Крещении Спасителя было особое явление миру всех Трёх Лиц Святой Троицы: Бог Сын крестился в водах Иорданских, Бог Дух Святой сходил на Него с Небес в виде голубя, Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал, возглашая: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Поэтому праздник Крещения называется ещё и Богоявлением.

Слайд 6
Описание слайда:
Бог Отец, Сын и Дух Святой «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф. 3,16-17) В верхней части иконы изображается часть круга (символ разводящихся небес, которые, как некогда и Рай, были затворены для людей Адамовым грехом), из которого исходят на Спасителя лучи с опускающимся Духом святым в виде голубя.

Слайд 7
Описание слайда:
Дух Святой Святой Дух в канонической иконографии праздника изображен не просто в виде парящего над Христом голубя. Сначала изображен небесный полукруг, из которого нисходит луч, заканчивающийся небольшим кругом, в центре которого и помещен голубь.

Слайд 8
Описание слайда:
Аналогия с потопом мира. Жертвенная птица С одной стороны, напрашивается аналогия с потопом. Как тогда мир был очищен от своих беззаконий водами потопа и масличная ветвь в клюве у голубя, выпущенного Ноем с ковчега, возвещала о прекращении потопа и о возвращении мира земле. Так и теперь нисхождение Святого Духа в виде голубя служило указанием на прощение грехов и милости Божьей для всей вселенной. С другой стороны, голубь являлся жертвенной птицей в Израиле, чем подчеркивался характер будущего служения Иисуса Христа. Вот почему изображение Святого Духа в виде голубя уместно лишь на иконе Крещения Господня.

Слайд 9
Описание слайда:
Христос Смысловым и композиционным центром иконы является фигура Христа. Обнаженный Иисус Христос принимает крещение омовением в Иордане. Крещение Иисуса раскрывает Его Божественную природу: миру явился воплотившийся в человеческом облике Сын Божий. Это — Богоявление. Два естества, одна сущность. Бог и человек.

Слайд 10
Описание слайда:
Истинно Сущий На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали Греческие буквы ОΩН, означающие — “истинно Сущий”, потому что “Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий” (Исх. 3; 14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Слайд 11
Описание слайда:
Помазанник Иисус начал свое учение. "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение..." (Лк. 4, 18) С этого момента Иисус выступает как Мессия (от евр. машиах — "помазанник", по-гречески- Христос). Начинается Его великое служение.

Слайд 12
Описание слайда:
Освещение воды Своей правой рукой Он благословляет покрывающие Его воды Иордана, освящая при этом их своим погружением. Отныне - вода не образ смерти, но рождения в новую жизнь.

Слайд 13
Описание слайда:
Крещение – погребение со Христом к новой жизни Христос изображен стоящим на фоне воды, словно в пещере. Такое изображение свидетельствует о том, что при Крещении в воду погружалась не часть, а все тело — про образ погребения Христа, так как Крещение знаменует собой смерть и возрождение к вечной жизни. Символический язык иконы также передает мысль, что Взявший на себя грехи мира «покрывается водами Иордана».

Слайд 14
Описание слайда:
Новый Адам

Слайд 15
Описание слайда:
Восприемники крещения

Слайд 16
Описание слайда:
Ангелы Число ангелов может быть различно. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы (платы) на руках. Тем самым символически изображая действия диаконов во время Таинства.

Слайд 17
Описание слайда:
Между небом и землей Фигуры ангелов образуют как бы ступени лестницы, поднимающейся от земли в небо. Круто поднимаются и берега Иордана. Все устремлено вверх. А в центре всего — Иисус Христос. Богоявление произошло.

Слайд 18
Описание слайда:
Фигурки во воде Эти фигурки — удивительные изображения языческой античности, проникшие и закрепившиеся в иконографии православного образа "Богоявление". В глубокой древности в ранних изображениях Крещения Господня это было сделано традиционным и привычным для античности способом: море и реку обозначили антропоморфными фигурками. Их "убегание" и "обращение вспять" стушевалось.

Слайд 19
Описание слайда:
Река Иордан и море

Слайд 20
Описание слайда:
Горы Резкие и острые пробелаы на красно-коричневом фоне берегов создают иллюзию отдаленности поднимающихся в небо гор — здесь можно усмотреть редкую удачную попытку передать пространственную глубину. Река Иордан заключена между двух высоких горок. Одним из назначений изображения горок на иконах, помимо того, что они символизируют ступени духовного восхождения, является то, что они показывают действие, происходящее на открытом пространстве.

Слайд 21
Описание слайда:
Канон Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг... правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела... наклонены к Господу, а Предтеча на колена преклонился”. Более поздние тексты дают описание подробнее: “Господь наш Христос стоит в Иордане реке, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета).

Слайд 22
Описание слайда:
Иоанн Креститель

Слайд 23
Описание слайда:
Ризы Ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Слайд 24
Описание слайда:
Цвет риз Белый цвет риз Господних, знаменующий не созданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий днями в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет “лазоревый с белимы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.


Скачать презентацию на тему Андрей Рублёв, Икона - Крещение Господне можно ниже:

Похожие презентации