Биография Салтыкова-Щедрина

Содержание


Презентации» Литература» Презентация Биография Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин (псевдоним - Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826 - 1889), прозаик.М.Е.Салтыков-Щедрин
 М.Е.Салтыков-Щедрин
 Художник И.Н.КрамскойО.М.Салтыкова
 О.М.Салтыкова
 (мать писателя)Е.В.Салтыков
 Е.В.Салтыков
 (отец писателя)М.Е.Салтыков 
 М.Е.Салтыков 
 в детствеМ.Е.Салтыков 
 М.Е.СалтыковМ.Е.Салтыков 
 М.Е.СалтыковЕ.А.Салтыкова
 Е.А.Салтыкова
 (жена писателя)Дочь Елизавета
 Дочь ЕлизаветаСын Константин
 Сын КонстантинДом, где родился М.Е.Салтыков 
 Дом, где родился М.Е.СалтыковДом в селе Спас-Угол
 Дом в селе Спас-УголМосковский дворянский институт
 Московский дворянский институтЦарскосельский лицей
 Царскосельский лицейДом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков 
 Дом в Вятке, гдеКомната М.Е.Салтыкова 
 Комната М.Е.СалтыковаРодился 15 января 1826 в селе Спас - Угол Калязинского уездаВ конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где  
   
   - 1869 г. - в журнале "Отечественные записки" опубликованыСКАЗКИ.
 СКАЗКИ.
 1869-1886 гг «Сказки для детей изрядного возраста».
 Особенности: фантастика,Общие черты сказок:
 Общие черты сказок:
 а)	В сказках ощутима связь сг)  Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждойЗначение сказок. Сказки — итог многолетних наблюдений писателя. Направлены против общественногоРазберите по схеме 2 любые сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
 «Дикий помещик» 1869.
 Цель:Презентацию подготовила: 
 Презентацию подготовила: 
 Крикун 
 Наталья Борисовна,
 учитель



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Салтыков-Щедрин (псевдоним - Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826 - 1889), прозаик.


Слайд 2
Описание слайда:
М.Е.Салтыков-Щедрин М.Е.Салтыков-Щедрин Художник И.Н.Крамской

Слайд 3
Описание слайда:
О.М.Салтыкова О.М.Салтыкова (мать писателя)

Слайд 4
Описание слайда:
Е.В.Салтыков Е.В.Салтыков (отец писателя)

Слайд 5
Описание слайда:
М.Е.Салтыков М.Е.Салтыков в детстве

Слайд 6
Описание слайда:
М.Е.Салтыков М.Е.Салтыков

Слайд 7
Описание слайда:
М.Е.Салтыков М.Е.Салтыков

Слайд 8
Описание слайда:
Е.А.Салтыкова Е.А.Салтыкова (жена писателя)

Слайд 9
Описание слайда:
Дочь Елизавета Дочь Елизавета

Слайд 10
Описание слайда:
Сын Константин Сын Константин

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
Дом, где родился М.Е.Салтыков Дом, где родился М.Е.Салтыков

Слайд 13
Описание слайда:
Дом в селе Спас-Угол Дом в селе Спас-Угол

Слайд 14
Описание слайда:
Московский дворянский институт Московский дворянский институт

Слайд 15
Описание слайда:
Царскосельский лицей Царскосельский лицей

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков

Слайд 18
Описание слайда:

Слайд 19
Описание слайда:
Комната М.Е.Салтыкова Комната М.Е.Салтыкова

Слайд 20
Описание слайда:
Родился 15 января 1826 в селе Спас - Угол Калязинского уезда Тверской губернии.      - 1826-1836 гг. - получено первоначальное домашнее образование в родовой вотчине.      - 1836-1838 гг. - учеба в Московском Дворянском институте.      - 1838 г. - за отличные успехи переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.         - 1841 г. - в журнале "Библиотека для чтения" опубликовано стихотворение "Лира".      - 1844 г. - зачислен в штат канцелярии военного ведомства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь..." - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.      - 1847 г. - опубликованы рецензии на новые книги в журналах "Современник", "Отечественные записки".      - 1848 г. - повесть "Запутанное дело" опубликована в "Отечественных записках". Первые повести Салтыкова своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.    - 1855 г. - освобожден из ссылки, причислен к министерству внутренних дел.

Слайд 21
Описание слайда:
В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 - 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 - 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. - 1856 г. - женитьба в Москве на 17-летней дочери вятского вице-губернатора Елизавете Аполлоновне Болтиной .      - 1856-1857 гг. - в журнале "Русский вестник" опубликован сатирический цикл "Губернские очерки". Подписано "Н. Щедрин".      - 1858 г. - назначен вице-губернатором в Рязань.      - 1860 г. - назначен вице-губернатором в Тверь. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров. В эти годы появились рассказы и очерки ("Невинные рассказы", 1857? "Сатиры в прозе", 1859 - 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.      - 1862 г. - уволен в отставку.      - 1862 г., декабрь - писатель переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.      - 1864 г. - исключен из состава редакции "Современника". Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу. Назначен председателем Пензенской казенной палаты.      - 1866 г. - управляющий Тульской казенной палаты.      - 1867 г. - переезд в Рязань, служба в качестве управляющего казенной палатой.      - 1868 г. - отставка. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869? пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства.

Слайд 22
Описание слайда:
        - 1869 г. - в журнале "Отечественные записки" опубликованы сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик".      - 1869-1870 гг. - в "Отечественных записках" опубликован роман "История одного города".      - 1872 г. - рождение сына Константина.      - 1873 г. - рождение дочери Елизаветы. В 1875 - 1876 лечился за границей, посещал страны Западной Европы. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.      - 1878 г. - утвержден редактором "Отечественных записок". В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 - 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883?). В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".      - 1887-1889 гг. - в "Вестнике Европы" напечатан роман "Пошехонская старина". В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 - 86); "Мелочи жизни" (1886 - 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 - 89).      - 1889 г., март - резкое ухудшение здоровья писателя. За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...".      - 1889 г., 28 апреля - смерть М. Е. Салтыкова Щедрина.      - 1889 г., 2 мая - похороны на Волковом кладбище в Петербурге рядом с могилой И.С. Тургенева - по завещанию Салтыкова.

Слайд 23
Описание слайда:
СКАЗКИ. СКАЗКИ. 1869-1886 гг «Сказки для детей изрядного возраста». Особенности: фантастика, реальность, комическое + трагическое, гротеск, гипербола, эзопов язык. Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей. 1869, 1880-1886 гг. Первые три сказки опубликованы в 1869 году, остальные — на протяжении 1880-1886 годов. Создавались в эпоху реакции. «Для детей изрядного возраста»: дети эти - взрослые, нуждающиеся в поучении. Форма сказки отвечала задачам писателя. В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народных интересов. Особенности: писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека, умудренного горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения. Фантастика — форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной жизни конкретным содержанием. И фантастика, и эзопова речь служат для реализации поставленной им перед собой задачи.

Слайд 24
Описание слайда:
Общие черты сказок: Общие черты сказок: а) В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки. б) Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, построены на иносказаниях. В одних сказках действующие лица - представители животного мира, нарисованные зоологически верно, но в то же время являющиеся аллегорическими персонажами, олицетворяющими определенные классовые отношения в обществе. В других сказках героями являются люди, но и здесь сохраняется иносказание. Поэтому сказки не теряют своего аллегорического смысла. в) В сказках умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках.

Слайд 25
Описание слайда:
г) Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них лицом к лицу сталкиваются представители антагонистических классов ( генералы и мужик, помещик и мужики…). г) Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них лицом к лицу сталкиваются представители антагонистических классов ( генералы и мужик, помещик и мужики…). д) Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, в некоторых сказках преобладает комическое, в других комическое переплетается с трагическим. е) Язык сказок в основном народный, с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов. ж)Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX в.

Слайд 26
Описание слайда:
Значение сказок. Сказки — итог многолетних наблюдений писателя. Направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие других. Значение сказок. Сказки — итог многолетних наблюдений писателя. Направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие других. «...то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства...». Ю.В.Лебедев

Слайд 27
Описание слайда:
Разберите по схеме 2 любые сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Дикий помещик» 1869. Цель: пробудить самосознание, показать отношения между помещиками и народом. Черты: помещики – глупость, жадность, паразитизм; народ – безропотность, терпение, трудолюбие. Итог: народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание.

Слайд 28
Описание слайда:
Презентацию подготовила: Презентацию подготовила: Крикун Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУСОШ № 7 г. Чебаркуля


Презентация на тему Биография Салтыкова-Щедрина доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации