Дальний Восток – перекресток культур презентация

Содержание


Презентации» Образование» Дальний Восток – перекресток культур
Дальний Восток – перекресток культур
  Семейно- бытовая обрядность.
  Ритуалы,Нивхи: историко-этнографическое обозрение.
  Нивхи – небольшая малочисленная народность, с древнихЛ.И.Шренк писал: «По своему языку гиляки не состоят ни в какомМногие элементы из традиционной культуры сохранились и бытуют сегодня, но кое-чтоРитуалы рождения и воспитания детей. 
     ПроблематикаРитуалы, непосредственно связанные с родами ребенка. 
 Смысл заключался в том,Воспитание детей у нивхов было индивидуальным и половозрастным. Носило практический характер,Для младенческого возраста характерно проведение различных ритуалов – оберегов,  Главным атрибутом родильной мифологии и обрядности является колыбель. Было два типаПериод раннего детства. 
   Период раннего детства наступал тогда,Период среднего детства 
    На следующем этапе нивхиПоследний период детства 
     К нему относилиСвадебный процесс у нивхов представлял собой сложную систему ритуалов. У нивховПохоронная обрядность сохранила древние элементы нивхской культуры. Она включала основные ритуалы:
В отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, лишь некоторыеДля человека, тело которого не нашли (утонул, пропал на охоте), уЖизнь человеческая бессмысленна без памяти, без бережного отношения к прошлому, к



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Дальний Восток – перекресток культур Семейно- бытовая обрядность. Ритуалы, связанные с детьми.


Слайд 2
Описание слайда:
Нивхи: историко-этнографическое обозрение. Нивхи – небольшая малочисленная народность, с древних времен населяющая низовья реки Амур, остров Сахалин и прилегающее к ним побережье Охотского моря. В научной литературе имеется два наименования этого народа – гиляки и нивхи. Наименование «гиляки» стало известно еще в 17 веке от первых русских землепроходцев. Слово «нивх» («нивхгу») в переводе на русский язык означает «человек», «люди».

Слайд 3
Описание слайда:
Л.И.Шренк писал: «По своему языку гиляки не состоят ни в каком родстве ни со своими соседями айнами и тунгусскими племенами, ни с каким-либо из народов Сибири. Напротив того, подобно камчадалам, алеутам, чукчам и корякам, они стоят совершенно особняком». Нынешние нивхи являются прямыми потомками древнейших жителей Нижнего Амура и Сахалина. Прошлая их территория простиралась на Север и примыкала к территории, занимаемой коряками, распространялась и в южные районы. Возможно, именно на территории нивхов происходил стык культур народов Севера и Юга, связь древних культур Монголии с Аляской. Материальная и духовная культура нивхов Нижнего Амура и острова Сахалин уникальна. Л.И.Шренк писал: «По своему языку гиляки не состоят ни в каком родстве ни со своими соседями айнами и тунгусскими племенами, ни с каким-либо из народов Сибири. Напротив того, подобно камчадалам, алеутам, чукчам и корякам, они стоят совершенно особняком». Нынешние нивхи являются прямыми потомками древнейших жителей Нижнего Амура и Сахалина. Прошлая их территория простиралась на Север и примыкала к территории, занимаемой коряками, распространялась и в южные районы. Возможно, именно на территории нивхов происходил стык культур народов Севера и Юга, связь древних культур Монголии с Аляской. Материальная и духовная культура нивхов Нижнего Амура и острова Сахалин уникальна.

Слайд 4
Описание слайда:
Многие элементы из традиционной культуры сохранились и бытуют сегодня, но кое-что в силу обстоятельств, порожденных временем, утрачено, поэтому возникает необходимость в их восстановлении.

Слайд 5
Описание слайда:
Ритуалы рождения и воспитания детей. Проблематика нивхских мифов и обрядов рождения и воспитания детей изучалась многими исследователями истории и культуры нивхов. Среди них Е.А.Гаер, П.Я. Гонтмахер, Е.А. Крейнович, Г.А. Отаина. Б.О.Пилсудский и другие.

Слайд 6
Описание слайда:
Ритуалы, непосредственно связанные с родами ребенка. Смысл заключался в том, чтобы подготовить будущую мать, отца, всех представителей рода к появлению ребенка. Для этого существовали определенные нормы и правила поведения беременной женщины, ее мужа и всех родственников. Они были направлены на то, чтобы сохранить здоровье и жизнь матери и будущему ребенку.Перед родами жена и муж расплетали косы, снимали все кольца, серьги, браслеты, распоясывались, не оставляли ничего, что могло бы сжимать их. Грехом считалось кричать при родах. Во время трудных родов отпирали все ящики, сундуки, распарывали заплатки, отвязывали лодку, если она была привязана к дереву, развинчивали ружья. Считалось вредным для исхода родов оставлять острые предметы (топоры, ножи, шило, лопаты), вогнанными в дерево или доску. Обязательным ритуалом со стороны мужа являлся его приход к родильному шалашу и сообщение жене о своих делах по облегчению ей родов и сохранению жизни ребенку.

Слайд 7
Описание слайда:

Слайд 8
Описание слайда:
Воспитание детей у нивхов было индивидуальным и половозрастным. Носило практический характер, по принципу «делай, как я». Через повседневный труд, непосредственное участие в обрядовой практике осуществлялось физическое, умственное и нравственное воспитание. Огромное значение имела и игровая деятельность. Воспитание детей у нивхов было индивидуальным и половозрастным. Носило практический характер, по принципу «делай, как я». Через повседневный труд, непосредственное участие в обрядовой практике осуществлялось физическое, умственное и нравственное воспитание. Огромное значение имела и игровая деятельность.

Слайд 9
Описание слайда:
Для младенческого возраста характерно проведение различных ритуалов – оберегов, применение магических предметов – амулетов, талисманов Для младенческого возраста характерно проведение различных ритуалов – оберегов, применение магических предметов – амулетов, талисманов

Слайд 10
Описание слайда:
Главным атрибутом родильной мифологии и обрядности является колыбель. Было два типа детской колыбели: дневная(чак) и ночная(му- лодка), которая имела форму долбленой лодки. Главным атрибутом родильной мифологии и обрядности является колыбель. Было два типа детской колыбели: дневная(чак) и ночная(му- лодка), которая имела форму долбленой лодки.

Слайд 11
Описание слайда:
Период раннего детства. Период раннего детства наступал тогда, когда ребенок начинал ходить, и длился до четырех – пяти лет. Первые самостоятельные шаги малыша нивхские женщины, шутя, называли "килы-килыд"- "протягивать ноги". В этом возрасте некоторые дети продолжали сосать грудь, так как у нивхов принято не отрывать детей от груди, пока сам ребенок не сделает этого. В период раннего детства важную роль играли магические ритуалы сохранения здоровья и жизни ребенка, а также игровая деятельность как особый вид этнической обрядовой практики.

Слайд 12
Описание слайда:
Период среднего детства На следующем этапе нивхи выделяли пяти - восьмилетних детей. В этом возрасте почти все дети бросали сосать грудь, начинали самостоятельную игровую деятельность, приобщались к хозяйственным делам взрослых, к родовой мифологии и обрядности. В период раннего и среднего детства преобладают сюжетные игры. Дети «ловят рыбу», «ходят на охоту», «готовят еду», «строят и обустраивают жилище» и многое другое.

Слайд 13
Описание слайда:
Последний период детства К нему относили детей восьми - четырнадцати лет. Большое распространение получают подвижные игры. Среди них выделяется бег, фехтование на палках, гонки на лодках, на нартах. В этом возрасте все дети хорошо знали производственные дела, наряду с взрослыми принимали участие в промысловой деятельности, собирательстве, обрядовой практике, домашних делах. Подростки двенадцати - четырнадцати лет готовили себя к супружеской жизни.

Слайд 14
Описание слайда:
Свадебный процесс у нивхов представлял собой сложную систему ритуалов. У нивхов определено четыре основных формы брака и связанных с ними мифообрядовых действий. 1.Заключение брачного договора между малолетними детьми 2.Левиратный брак. 3.Похищение или умыкание женщин 4. Калымный брак

Слайд 15
Описание слайда:
Похоронная обрядность сохранила древние элементы нивхской культуры. Она включала основные ритуалы: Ритуал трупоположения Ритуал обряжения покойника Ритуалы, связанные с магией четных и нечетных чисел Ритуалы зажжения погребальных огней Ритуалы погребальной трапезы Ритуалы приношения погребальных даров Ритуалы выноса тела

Слайд 16
Описание слайда:
В отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, лишь некоторые переняли у соседей захоронение в земле. Труп и инвентарь покойного сжигали на огромном костре в тайге под ритуальные плачи. Пепел сгребали к центру кострища и огораживали срубом.

Слайд 17
Описание слайда:
Для человека, тело которого не нашли (утонул, пропал на охоте), у нивхов существовал специальный обряд, Вместо тела хоронили большую, в размер человека, куклу из ветвей и травы. Ее одевали в одежду умершего и закапывали или сжигали, соблюдая все положенные обряды.

Слайд 18
Описание слайда:
Жизнь человеческая бессмысленна без памяти, без бережного отношения к прошлому, к истории и народным традициям. Тревожно на душе у тех, кто замечает, как незаметно и безвозвратно уходят старики и с ними духовное наследие народа. Жизнь человеческая бессмысленна без памяти, без бережного отношения к прошлому, к истории и народным традициям. Тревожно на душе у тех, кто замечает, как незаметно и безвозвратно уходят старики и с ними духовное наследие народа.


Скачать презентацию на тему Дальний Восток – перекресток культур можно ниже:

Похожие презентации