Диалог. ГИА С2

Содержание


Презентации» Обществознание» Презентация Диалог. ГИА С2
ДиалогДиалог
  Единство диалога в его смысле, теме, содержании. 
 ДиалогДиалог подразумевает установку на устную речь: 
 Диалог подразумевает установку наОсобенности диалога
 Краткость высказывания, 
 большая роль интонации, 
 разнообразие особых«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать ихОбращения в диалоге
 	Обращение необходимо для установления контакта, и это егоВопросы в диалоге
 Вопросы приобретают функцию:
 выделения темы дальнейшего сообщения :Виды вопросно-ответных единств в диалоге
 1. Реплики дополняют друг друга и(1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если бы(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.
 (41)Иван Павлович, какВ Литературной энциклопедии утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом,У Вас всё получится!Литература
 Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», 1989г. 
 Колокольцева Т.Н. Специфические



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:
Диалог

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
Диалог Единство диалога в его смысле, теме, содержании. Диалог – средство выражения логической цепи взаимосвязанных по содержанию сочетаний мыслей-суждений, речевое построение, в котором два говорящих как бы создают одну мысль, структура, где тема распределяется между двоими. Специфика диалога как сложного единства тесно связана с его тематической цельностью, с характером развития содержания, с движением мысли.

Слайд 6
Описание слайда:
Диалог подразумевает установку на устную речь: Диалог подразумевает установку на устную речь: большое количество разговорных выражений, просторечий, широкое использование эмоционально-экспрессивной лексики синтаксических средств (простых и бессоюзных предложений), важная роль интонации. Все это несвойственно письменной речи.

Слайд 7
Описание слайда:
Особенности диалога Краткость высказывания, большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава, свободное от строгих норм письменной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.

Слайд 8
Описание слайда:
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Всякое наше представление о взаимодействии, контакте или коммуникации связано с диалогом. Поэтому неудивительно, что именно диалогу автор уделяет много внимания, когда рассматривает человеческие отношения; даёт речевую характеристику героям; выражает своё отношение к ним и т.д. Диалог представляет своеобразную инсценировку жизненных явлений, в которых вырисовывается характер героя.

Слайд 9
Описание слайда:
Обращения в диалоге Обращение необходимо для установления контакта, и это его прямая функция. Адресат непосредственно отмечается формой обращения. Обращения выполняют функцию выражения субъективного отношения рассказчика к собеседнику и в тоже время они создают атмосферу непринужденной беседы, иллюзию речевой ситуации. В зависимости от интонации обращение-воздействие может иметь смысл укора, запрета, предостережения, просьбы и др.

Слайд 10
Описание слайда:
Вопросы в диалоге Вопросы приобретают функцию: выделения темы дальнейшего сообщения : Про жизнь мою рассказать? образного воплощения внутренних размышлений героев и рассказчика: «Где оно, моё счастье? –думает Алёшка.- И когда оно появится? выражения модально-эмоциональных оценок (желательности, удивления, недоумения, неуверенности, сомнения, возмущения и др.); Да как же ты живёшь? Риторические вопросы, весьма распространенные в разговорной речи, активизируют внимание слушающего, поэтому являются особо экспрессивным средством передачи информации.

Слайд 11
Описание слайда:
Виды вопросно-ответных единств в диалоге 1. Реплики дополняют друг друга и создают представление о предмете и поступке. (4) Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило… (5)— К-как повредило? Где? — оторопели ребята. (6)— В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8)Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, — хозяйка высморкалась в передник. 2. Ответ выступает как возражение или новое толкование. (56)— Ел, ел, аж опротивели. (57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело. (59)— Я и не вру. (60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто. 3. Вопрос и ответ разъясняют исходное утверждение. (14)— Вань, а земляника поспела? — вдруг тихо спросила она. (15)— А я откуда знаю? (16)Не до земляники сейчас. (17)— Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела — поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем.

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:
(1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если бы им кто-нибудь сказал, что дядя Соломин не родной им человек, они бы, пожалуй, не поверили. (2)И радостью, и детской бедой они привыкли делиться с ним. (1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если бы им кто-нибудь сказал, что дядя Соломин не родной им человек, они бы, пожалуй, не поверили. (2)И радостью, и детской бедой они привыкли делиться с ним. (3)Но однажды хозяйка, у которой снимал комнату Иван Павлович, встретила их со слезами: (4)— Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило… (5)— К-как повредило? Где? — оторопели ребята. (6)— В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8)Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, — хозяйка заплакала. (10)— Ходила я в больницу. (11)Говорят, ему ногу выше колена отрежут… (12)Низко опустив головы, ребята ушли на берег и уселись под тополями. (13)Нюра сквозь слезы смотрела на заречный лес. (14)— Вань, а земляника поспела? — вдруг тихо спросила она. (15)— А я откуда знаю?! (16)Не до земляники сейчас. (17)— Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела — поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем… (20)— Нюрка! — загорелся Ваня. (21)— Ух, и голова у тебя! (22)Робко вошли ребята в палату и замерли, пораженные, — так изменился дядя Соломин. (23)Но самая разительная перемена в глазах: нет той ласковой усмешки, которая часто искрилась в них, нет и грусти. (24)Глаза Соломина словно стекляшки — ровные, безразличные. (25)Преодолевая робость, ребята двинулись к его кровати, с радостью замечая, что под тонким одеялом — обе ноги. (26)Нюра задрожавшим голосом сказала: (27)— Это мы пришли, дядя Соломин… (28)Мы… я и Ваня. (29)— Ах, вот кто ко мне пожаловал, — попытался улыбнуться Иван Павлович, с трудом потянулся с кровати и подвинул табуретку. (30)— Садитесь, ребятки. (31)Ваня и Нюра чинно уселись рядышком. (32)— Ну, как дела? (33)— Все на пять, — почему-то шепотом ответила Нюра. (34)— Тройка по математике, — промямлил Ваня, угрюмо глядя в распахнутое настежь окно. (35)— Как же ты это подкачал, тезка? (36)Ваня только вздохнул. (37)Иван Павлович потрепал Ваню по плечу. (38)— Ничего, тезка… не горюй… (39)Нюра толкнула Ваню под бок и повела глазами на рукав халата, где хранился стакан с ягодой. (40)— Это… вот… дядя Соломин, вам, — неловко предложил Ваня подарок.

Слайд 14
Описание слайда:
(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану. (41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану. (42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату: (43)-Ребята землянику принесли! (44)— Да ну! (45)Неужели поспела? (46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели: (47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех. (49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных. (50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили: (51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали… (52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите! (55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил: (56)— Ел, ел, аж опротивели. (57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело. (59)— Я и не вру. (60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто. (62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза. (63)— Хороша! — восхищенно сказал он.(64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу. (65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня.  (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите! (67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал: (68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите… . (69)По коридору расхаживал главврач. (70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным? (71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет? (74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете. (76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно? (79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли. (80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила: (81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем. (83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил: (84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит… (85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух… (По В.Астафьеву)

Слайд 15
Описание слайда:

Слайд 16
Описание слайда:
В Литературной энциклопедии утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Безусловно, душевный склад человека отражается в характере его речи, в её содержании, и, включая диалог, автор помогает читателю лучше понять внутренний мир персонажей. Так, доброта хозяйки, у которой жил Иван Павлович, чувствуется в обращении «детки» (предложение 4), которым она встречает ребятишек. Кроме того, женщина очень переживает случившееся с её квартирантом, и инверсия в этом предложении (обстоятельство и дополнение, выраженные именами существительными, стоят перед словами, к которым они относятся) передаёт её взволнованность, боль. Внезапность произошедшей беды ошеломила и ребят, поэтому повтор слова «придавило» в вопросительном предложении 5 отражает их страх за Ивана Павловича. Так, передавая эмоции хозяйки, Вани и Нюры автор помог читателю понять и их характеры, и характер дяди Соломина, ставшего близким человеком всем героям рассказа.

Слайд 17
Описание слайда:
У Вас всё получится!

Слайд 18
Описание слайда:
Литература Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», 1989г. Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. – Волгоград, 2001. Земская Е.А. Устная речь // Русский язык. Энциклопедия. М.: БРЭ-Дрофа, 1997. Мирошниченко А."Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство" М., 2008


Презентация на тему Диалог. ГИА С2 доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации