Физика в космосе

Содержание


Презентации» Физика» Презентация Физика в космосе
Презентация по физике  на тему: «Физика в космосе»
 Автор работы:Содержание
 Введение.
 Космос. Его освоение.
 Учёные-первопроходцы.
 Физика в космосе. 
 Введение
 Физика - одна из основных наук о природе. Законы физикиКосмос.
 Освоение космоса.Мы называем космосом то пространство, которое окружает со всех сторон нашуЭра освоения космоса началась 4 октября 1957г., запуском первого советского искусственногоУчёные-первопроходцы.
     Каждая эпоха рождает людей, отказывающихся следоватьГалилео Галилей (1564-1642гг.), с жадностью прочитав работу Коперника, стал его последователем.Физика в космосе.Доказательство вращения Земли. Маятник Фуко.
 Хотя в XIX веке никто изВ здании Пантеона в Париже Фуко подвесил маятник длиной 67 метров.Инерция в космосе.
    Мир полон движения. Движутся звезды,Инерция – неотъемлемое свойство движущейся материи. Галилео Галилей первый объяснил явлениеКак же используется явление инерции в космосе?
 Представим на минуту, чтоИ почему Луна не падает на землю?
 В 1687г. Исаак НьютонНьютон утверждал, что между Землей 
 и всеми материальными телами 
С какой силой Земля притягивает Луну можно определить по формуле, выражающейКак Луна вращает Землю?
 Что Луна вращает Землю
 может показаться 
Нужно, чтобы прибор висел свободно, ничего не задевая. Передвигая нитки вдольЗаключение
 С незапамятных времен человек, глядя на ночное небо, мечтал побыватьСпасибо за внимание!Литература:
   “Беседы по физике” М. И. Блудов,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Презентация по физике на тему: «Физика в космосе» Автор работы: Степанова Александра 9 В класс Руководитель: учитель физики МОУ СОШ № 4 г. Всеволожска Кувшинова Л. В. Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 4 г. Всеволожска.


Слайд 2
Описание слайда:
Содержание Введение. Космос. Его освоение. Учёные-первопроходцы. Физика в космосе. 1. Доказательство вращения Земли. Маятник Фуко. 2. Инерция. Явление инерции в космосе. 3. Почему Луна не падает на Землю? 4. Как Луна вращает Землю. Заключение. Литература.

Слайд 3
Описание слайда:
Введение Физика - одна из основных наук о природе. Законы физики - это законы мира, в котором мы живем. Название этой науки - "physis" - ввел древнегреческий ученый Аристотель (384 - 322 гг до н.э.). В переводе на русский язык это слово означает "природа", но под природой Аристотель понимал не просто окружающий человека мир, не естественную среду его обитания, а сущность вещей и событий - то, из чего состоит все сущее в мире, и то как, и почему именно так, все происходит в мире. Все что происходит в окружающем нас мире принято называть явлением. Я хочу вас познакомить с некоторыми явлениями, которые имеют отношение к космосу.

Слайд 4
Описание слайда:
Космос. Освоение космоса.

Слайд 5
Описание слайда:
Мы называем космосом то пространство, которое окружает со всех сторон нашу планету Земля и является вечным и бесконечным. Космос и все, что в нем находится, называется Вселенная. Многие ученые считают, что Вселенная возникла в результате Большого взрыва, происшедшего около 14 млрд. лет тому назад. Вся материя и энергия сегодняшней Вселенной была сконцентрирована в одном месте. Во время взрыва, имевшего огромные масштабы , из этого космического концентрата была выброшена вся Вселенная.

Слайд 6
Описание слайда:
Эра освоения космоса началась 4 октября 1957г., запуском первого советского искусственного спутника Земли. Первым человеком в мире, проложившим путь в космос, был Ю. А. Гагарин. Его полет 12 апреля 1961г. на космическом корабле "Восток" вошел в историю человечества как выдающееся событие.

Слайд 7
Описание слайда:
Учёные-первопроходцы. Каждая эпоха рождает людей, отказывающихся следовать общепринятым правилам и обычаям своего времени. После того, как в 1543 г. были опубликованы теории астронома Николая Коперника (1473-1543 гг.), в Европе начало распространяться представление о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Слайд 8
Описание слайда:
Галилео Галилей (1564-1642гг.), с жадностью прочитав работу Коперника, стал его последователем. Сконструировав телескоп, он провёл астрономические наблюдения, в корне изменившие представления людей о Солнечной системе. “И все-таки она вертится”, - настаивал Галилей после того, как его заставили отречься от своих убеждений.

Слайд 9
Описание слайда:
Физика в космосе.

Слайд 10
Описание слайда:
Доказательство вращения Земли. Маятник Фуко. Хотя в XIX веке никто из образованных людей уже не сомневался, что Земля вращается вокруг своей оси, а не Солнце вокруг неё, известный французский ученый Леон Фуко поставил в 1851 году опыт, который наглядно показывал вращение Земли. Для своего опыта Фуко воспользовался свойством маятника сохранять плоскость своего качания даже в том случае, если место его подвеса вращается вокруг вертикальной оси.

Слайд 11
Описание слайда:
В здании Пантеона в Париже Фуко подвесил маятник длиной 67 метров. Медный шар этого маятника весил 28 килограммов. Когда маятник в Пантеоне был запущен, то через несколько минут было обнаружено, что плоскость качания маятника изменилась, её ближайшая к наблюдателю сторона передвинулась по часовой стрелке с востока на запад. На самом же деле плоскость качания маятника осталась прежней. За это время повернулась Земля с запада на восток. Подобный маятник есть и в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе, длина этого маятника равна 98 метрам.

Слайд 12
Описание слайда:
Инерция в космосе. Мир полон движения. Движутся звезды, планеты, галактики. Наукой доказано движение невидимых глазом частиц – молекул, атомов. Движение есть основное свойство материи. Механическое движение характеризуется скоростью. Движущееся тело не может само по себе изменить свою скорость. Если на него не действуют никакие другие тела, то тело не может ни ускорить, ни замедлить, ни изменить направление своего движения, оно будет двигаться с какой-то определенной по модулю и направлению скоростью. Свойство тел сохранять модуль и направление своей скорости называется инерцией

Слайд 13
Описание слайда:
Инерция – неотъемлемое свойство движущейся материи. Галилео Галилей первый объяснил явление инерции. Исаак Ньютон сформулировал “закон инерции”: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока действия со стороны других тел не изменят этого состояния.

Слайд 14
Описание слайда:
Как же используется явление инерции в космосе? Представим на минуту, что произошло бы в мире, если бы мгновенно исчезло свойство тел, которое мы называем инерцией. Луна упала бы на Землю. Планеты упали бы на Солнце, движение тела могло бы осуществляться только под действием силы и прекращалось бы с исчезновением последней. Таким образом, инерция – выражение единства материи и движения. Земля является лишь одним из миллиардов небесных тел в бесконечной Вселенной. Нашим ближайшим соседом в космосе и одновременно единственным естественным спутником является Луна (d=3475 км, от Земли Луна удалена в среднем примерно на 385 000 км). Двигаясь по инерции, Луна должна удаляться от Земли. Почему же этого не происходит?

Слайд 15
Описание слайда:
И почему Луна не падает на землю? В 1687г. Исаак Ньютон впервые нашел обоснованное объяснение тому, почему планеты вращаются вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли. Согласно хорошо известной всем легенде, Ньютон однажды сидел в саду и увидел падающее с дерева яблоко. Он спросил себя, почему яблоко упало на землю, а Луна на неё не падает? Учёный увлёкся этой простой лишь на первый взгляд проблемой, тесно связанной с галилеевым законом свободного падения, и пришел к понятию силы тяготения. Упавшее на Землю яблоко навело его на мысль, что одна и та же сила притягивает яблоко к земле и удерживает Луну на её орбите вокруг Земли (а планеты – вокруг Солнца). Мы называем эту силу гравитацией, силой тяжести или силой земного притяжения. Если эта красивая история про яблоко – правда, то именно это яблоко было самым важным в истории науки.

Слайд 16
Описание слайда:
Ньютон утверждал, что между Землей и всеми материальными телами существует сила тяготения, которая обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Ньютон рассчитал ускорение, сообщаемое Луне Землёй. Ускорение свободно падающих тел у поверхности Земли равно g=9,8 м/с2. Луна удалена от Земли на расстояние, равное примерно 60 земным радиусам. Следовательно, ускорение на этом расстоянии будет : 9,8 м/с2 : 602 = 0,0027 м/с2

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:
С какой силой Земля притягивает Луну можно определить по формуле, выражающей закон тяготения: Где G – гравитационная постоянная ( 6,7*10-11 Н*м2*кг), m1 и m2 – массы Земли и Луны, r – расстояние между ними. Земля притягивает Луну с силой около 2*1020Н Третий закон Ньютона гласит: “Всякому действию всегда есть равное и прямо противоположное противодействие”. Следовательно, с какой силой Земля притягивает к себе Луну, с такой же силой Луна притягивает Землю. Конечно, притяжение Земли более мощное, и Земля удерживает своим притяжением Луну на её орбите. Луна же своим притяжением (правда, ей в этом помогает Солнце) периодически поднимает в земных океанах воду – происходят приливы и отливы.

Слайд 19
Описание слайда:
Как Луна вращает Землю? Что Луна вращает Землю может показаться невероятным, так как масса Луны в 81 раз меньше массы Земли и она сама вращается вокруг Земли. Земля совершает много разных вращений: она вращается вокруг Солнца, вращается вокруг своей оси, ось Земли совершает прецессионное вращение.

Слайд 20
Описание слайда:
Нужно, чтобы прибор висел свободно, ничего не задевая. Передвигая нитки вдоль стержня, добьёмся полного равновесия коромысла с шариками. Вращая коромысло вокруг ниток, закрутим их как можно больше. Коромысло должно висеть горизонтально, не качаясь. Отпустим коромысло, оно начнёт вращаться вокруг раскручивающихся ниток. Нитки, являющиеся осью нашего прибора, висят строго вертикально, никакие силы не заставляют их сойти с вертикального положения. Когда прибор перестанет раскручиваться, он будет висеть неподвижно в горизонтальном положении. Сделаем небольшой прибор. Возьмем длинный пустой стержень от шариковой ручки и укрепим на его концах два шарика. Один шарик диаметром 3 см, второй – 1 см. У большого шарика масса в несколько раз больше, чем у маленького. Положим стержень с шариками на острие ножа и будем двигать нож, пока “коромысло” с шариками не уравновесится. Отметим чернилами на стержне эту точку. Это будет центр тяжести нашей системы, состоящей из двух шариков. Массой стержня можно пренебречь, она совсем незначительна. К точке, где расположен центр тяжести нашей системы, а она будет находиться ближе к большому шарику, привяжем две нитки длиной 70 см. Другой конец ниток привяжем к какой-нибудь перекладине.

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:
Заключение С незапамятных времен человек, глядя на ночное небо, мечтал побывать в космосе. Мы живем в эпоху освоения космического пространства. Путешествия в космос теперь уже не мечта, а действительность. Осуществляется мечта К. Э. Циолковского: “Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”. Успешно осваивают космос искусственные спутники Земли, пилотируемые космические корабли, орбитальные станции. Человек произвел разведку планет Солнечной системы – Венеры, Марса, Юпитера, достиг поверхности Луны. “Маленький шаг человека, но огромный шаг человечества”, - сказал Нил Армстронг, сделав первый шаг по Луне. Все это стало возможным благодаря законам физики. Законы физики – это законы мира, в котором мы живем. Чтобы жить в согласии с окружающим нас миром, надо знать его законы и использовать их на благо мира.

Слайд 23
Описание слайда:
Спасибо за внимание!

Слайд 24
Описание слайда:
Литература: “Беседы по физике” М. И. Блудов, изд. “Просвещение” 1984 г. “Космос у тебя дома” Ф. Рабиза, изд. “Детская литература” 1984 г. Серия “100 человек, которые изменили ход истории”


Презентация на тему Физика в космосе доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации