Формулировка и комментарий основной проблемы текста

Содержание


Презентации» Педагогика» Презентация Формулировка и комментарий основной проблемы текста
Формулировка и комментарий основной проблемы текстаЦель:
 1. Сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т.Различайте понятия:
 Тема текста – это, о чём говорится в текстеПроблемой могут быть:
 такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например:Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
 Проблематика – несколько проблем,Автором проблема может быть
 
 • поставлена
 • изложена
 • рассмотрена
Способы выражения проблемы в текстах разных стилей(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека».Тема: текст рассказывает о 
      9)Только  при самоограничении сможет  дальше существовать  все умножающеесяФормулируем проблему
 В виде чёткого и лаконичного предложения:
  проблема (чего?)Прокомментировать основную проблему поможет, например, такой план:Работа по тексту А. Жуховицкого
 Самостоятельная работа. Задание: прочтите текст иПроанализируйте формулировки проблем и исправьте ошибки
 Автор поставил перед нами проблему• Проблема «охоты к перемене мест» возникла на Руси ещё в• Меня в этом тексте взволновала проблема вежливости милицейского начальства.
 •Самая основная проблема
 Из-за чего так незаслуженно пострадал Герой России? КакКомментарий проблемы
 К какой категории можно отнести эту проблему? 
 КакаяКомментарий проблемы
 Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы? 
 ТрадиционнаПримерно так можно оформить комментарий:
 «С глубоким сожалением можно отметить, чтоРечевые обороты-помощники:
 Проблема может заставить читателя
 • глубоко задуматься
 • серьёзно



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Формулировка и комментарий основной проблемы текста


Слайд 2
Описание слайда:
Цель: 1. Сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т. к. неверно сформулированная проблема приведёт к фактическим ошибкам в комментарии. 2. Понять, что значит «прокомментировать» проблему исходного текста, почему важно уметь комментировать основную проблему текста. 3. Найти способы изложения в сочинении комментария проблемы.

Слайд 3
Описание слайда:
Различайте понятия: Тема текста – это, о чём говорится в тексте - смысловое ядро текста Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.

Слайд 4
Описание слайда:
Проблемой могут быть: такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается) демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было два и более ребёнка, но пока это не так)

Слайд 5
Описание слайда:
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте. Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте. Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста её толкование.

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
Автором проблема может быть • поставлена • изложена • рассмотрена • выдвинута • затронута • поднята • сформулирована • исследована • проанализирована

Слайд 8
Описание слайда:
Способы выражения проблемы в текстах разных стилей

Слайд 9
Описание слайда:
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)«Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам САМИМ следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя. (1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)«Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам САМИМ следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя. (5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать – то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории.) (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости. (9)Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души. (По А. И. Солженицыну)

Слайд 10
Описание слайда:
Тема: текст рассказывает о самоограничении Автор рассуждает о В какой части текста говорится об этом?

Слайд 11
Описание слайда:
9)Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.

Слайд 12
Описание слайда:
Формулируем проблему В виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) исследуется в данном тексте

Слайд 13
Описание слайда:
Прокомментировать основную проблему поможет, например, такой план:

Слайд 14
Описание слайда:
Работа по тексту А. Жуховицкого Самостоятельная работа. Задание: прочтите текст и сформулируйте основную проблему статьи.

Слайд 15
Описание слайда:
Проанализируйте формулировки проблем и исправьте ошибки Автор поставил перед нами проблему наглости сержантов-милиционеров, которые лупят дубинками кого ни попадя по чему попало. Проблема этого текста такая: если милиционеры будут бить, а ты будешь молчать, то скоро нас не станет! Жуковицкий рассматривает проблему того, что Герой России – лицо кавказской национальности. Проблема нерусских имён и фамилий всегда вызывала настороженность у охранников порядка.

Слайд 16
Описание слайда:
• Проблема «охоты к перемене мест» возникла на Руси ещё в древние времена. • Проблема «охоты к перемене мест» возникла на Руси ещё в древние времена. • Проблема в данном тексте состоит в том, что устаревают со временем мудрые русские пословицы и поговорки. Разве у сегодняшней наглости есть предел? Как говорится, того и гляди схватишь даже от того, от кого не ожидаешь. Уже и не верится, что «моя милиция меня бережёт». Эта-то пословица точно устарела! • Проблема поделения родной Земли каждому россиянину уже проводилась в нашей стране во время приватизации. • Проблема нашей закомплексованности сказалась и в этом тексте: чуть что – сразу чеченцы! • Проблема самообороны. Вот чему стоит учить граждан нашей страны. • Проблема скинхедов не имеет формы и цвета волос. • Проблема «оборотней в погонах» не обошла стороной и Магомеда Толбоева, и автора текста. •

Слайд 17
Описание слайда:
• Меня в этом тексте взволновала проблема вежливости милицейского начальства. • Меня в этом тексте взволновала проблема вежливости милицейского начальства. • Нет, никогда не исчезнет из нашей жизни проблема пресмыкательства перед знаменитыми героями и людьми! А пред остальными кто будет извиняться? • Проблема сомнения в жизни не даёт автору спокойно жить. • Разве мало в нашей стране тех, кого «Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину»? Давно пора писать об этой проблеме, и хоть один Жуховитский чесно о ней рассказал! Спасибо ему! • Проблема «понаехавших» всегда раздражала москвичей. • Страшно жить от такой проблемы беззащитности перед произволом и издевательством власти с дубинками! • Проблема позора Героя России, которого раздули журналисты, особенно остро стоит на поверхности текста.

Слайд 18
Описание слайда:
Самая основная проблема Из-за чего так незаслуженно пострадал Герой России? Как на этот вопрос отвечает Л. Жуховицкий? Что так тревожит писателя?

Слайд 19
Описание слайда:
Комментарий проблемы К какой категории можно отнести эту проблему? Какая это проблема. Дадим ей определение: …. Почему вы выбрали именно это определение? Что приводит к подобным страшным событиям? Чем опасны националисты? Почему для России эта проблема особенно актуальна?

Слайд 20
Описание слайда:
Комментарий проблемы Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы? Традиционна ли эта проблема? Кто из писателей, публицистов обращался к ней? Как Жуховицкий заостряет внимание читателей на этой проблеме?

Слайд 21
Описание слайда:
Примерно так можно оформить комментарий: «С глубоким сожалением можно отметить, что морально-этическая проблема, которую поднимает автор, очень актуальна в наши дни. Распад некогда могучей державы – СССР – привёл к обострению экономических, политических, социальных проблем, и националисты, воспользовавшись этим, чтобы объявить виновниками всего происходящего мигрантов, посеять неприязнь между людьми разных национальностей. И случай, вызвавший справедливое негодование автора, произошёл не на острове дикарей, а в Москве, которую когда-то, в декабре 1941 года, ценой своей жизни спасли для России грузины и казахи, армяне и узбеки, башкиры и калмыки…»

Слайд 22
Описание слайда:
Речевые обороты-помощники: Проблема может заставить читателя • глубоко задуматься • серьёзно размышлять • рассуждать вместе с автором • лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т. п.) • серьёзнее относиться к … • переосмыслить своё отношение к … • по-новому посмотреть на … • критичнее относиться к … • обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)


Презентация на тему Формулировка и комментарий основной проблемы текста доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации