Игры и игровые ситуации на уроках биологии

Содержание


Презентации» Биология» Презентация Игры и игровые ситуации на уроках биологии
Игры и игровые ситуации на уроках биологии    Об игре вообще и  познавательных играх в частности
  Слово «игра» трактуется по-разному:
 В одних источниках её называют непродуктивной человеческойОсобенности учебной игры.
    Учебная игра вводится в учебныйДидактические возможности учебных игр
 Предоставляют возможность учиться на собственном опыте;
 СоздаютВ структуре учебного процесса на основе игры можно выделить пять элементовКлассификация учебных игр  (по Т. П. Войтенко)
 Ролевые игры.
 Игры-состязания.
Ролевые игры
 6 класс. «Суд над хлорофиллом». 
   РолиИгры-состязания
 7 класс. «Ох уж эти насекомые»
 Данная игра – примерИмитационно-моделирующие игры
 8 класс. «Прием к врачу»
 Игра проводится после изученияИгра – направляемая дискуссия
 11 класс. «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б.Игра – творческая дискуссия
 11 класс. «Гипотезы происхождения человека». 
 ТематикаИгровые ситуации
    Игровые моменты требуют меньше времени наПримеры игровых моментов, или игр-миниатюр:
 «Пятый лишний».
 «Найди родственников».
 «Составь трёхзначное«Пятый лишний»
 Играющим предлагается набор материалов (гербарий растений, коллекция животных, рисунки,«Найди родственников»
 Правила противоположны игре «Пятый лишний». Самым простым является поиск«Составь трёхзначное число»
 Перед играющими ставится задача обнаружить закономерности в построении«Текст» 
 В составленном заранее тексте пропущены отдельные слова или словосочетания,«Загадки»
 Здесь можно использовать самые разные загадки для 6-7 классов по«Собери растение»
 Предлагаются карточки с изображением цветков, побегов, листьев и плодов«Найди пару»
 Учащиеся разбиваются на 2 команды. Каждый игрок в одной«Найди ошибку»
 Учащимся предлагается текст, рисунок, фрагмент фильма или мультфильма с«Игра-цепочка»
 Игра проводится при опросе.
 Предварительно учащимся в качестве домашнего заданияИгровой метод обучения учащихся является интересным и продуктивным, поэтому часто используетсяИсточники информации:
 Букатов В. М., Ершов А. П. Я иду на



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Игры и игровые ситуации на уроках биологии Подготовила учитель биологии Кирпичева Г. М. МОУ Новоаннинской СОШ № 1 2011 год.


Слайд 2
Описание слайда:
Об игре вообще и познавательных играх в частности Именно в игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремится «взять» высоту и помериться силой и умом с противником.

Слайд 3
Описание слайда:
Слово «игра» трактуется по-разному: В одних источниках её называют непродуктивной человеческой деятельностью; В других – развлечением; В третьих – способом усвоения общечеловеческой культуры; В четвёртых – занятием в рамках определённых правил.

Слайд 4
Описание слайда:
Особенности учебной игры. Учебная игра вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся.

Слайд 5
Описание слайда:
Дидактические возможности учебных игр Предоставляют возможность учиться на собственном опыте; Создают возможности переноса знаний и опыта в реальную ситуацию; Обеспечивают высокую мотивацию достижения цели; В игре происходит снятие скованности, преобладает чувство свободного выбора , возможность проявить самостоятельность и желание помериться силами с другими.

Слайд 6
Описание слайда:
В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить пять элементов – этапов: Ориентация. Подготовка к проведению. Проведение игры. Подведение итогов. Обсуждение хода и результатов игры.

Слайд 7
Описание слайда:
Классификация учебных игр (по Т. П. Войтенко) Ролевые игры. Игры-состязания. Имитационно-моделирующие игры. Игра – направляемая дискуссия. Игра – творческая дискуссия.

Слайд 8
Описание слайда:
Ролевые игры 6 класс. «Суд над хлорофиллом». Роли распределяются заранее (хлорофилл, судья, прокурор, адвокат, фотосинтез, дыхание, углекислый газ, кислород и вода).во время игры участники рассказывают о значении хлорофилла в жизни растений, о процессах фотосинтеза и дыхании. Судья, прокурор и адвокат задают вопросы всем участникам с целью выяснить роль каждого вещества.

Слайд 9
Описание слайда:
Игры-состязания 7 класс. «Ох уж эти насекомые» Данная игра – пример известной телепередачи «Своя игра». Класс разбивается на три команды (ряда). Ребятам заранее предлагается тема игры «Класс Насекомые» и возможная научно-популярная литература. На доске предложены рубрики и баллы за правильные ответы.

Слайд 10
Описание слайда:
Имитационно-моделирующие игры 8 класс. «Прием к врачу» Игра проводится после изучения нескольких тем («Опора и движение», «Транспорт веществ», «Дыхание»). Цель игры повторить основные симптомы болезней органов данных систем, вспомнить название врачей-специалистов, закрепить знания о мерах профилактики некоторых заболеваний. Класс делится на 3 группы: врачи-специалисты, пациенты, эксперты. В конце урока ученики-эксперты выставляют оценки «врачам» по определенным критериям.

Слайд 11
Описание слайда:
Игра – направляемая дискуссия 11 класс. «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, и Ч. Дарвина на эволюцию живой природы и процессы видообразования» Класс делится на 3 группы, каждая из которых будет отстаивать правильность взглядов одного из ученых. Каждой группе выдается карточка с перечнем вопросов, обсуждение которых и будет основой дискуссии.

Слайд 12
Описание слайда:
Игра – творческая дискуссия 11 класс. «Гипотезы происхождения человека». Тематика игры связана с изучением многообразия гипотез возникновения биологического вида. Класс разбивается на небольшие группы. Каждая группа получает исходные данные и перечень вопросов, находит аргументы в пользу выбранной гипотезы, стремиться отстоять свой взгляды на проблему используя навыки ведения дискуссии и публичного выступления.

Слайд 13
Описание слайда:
Игровые ситуации Игровые моменты требуют меньше времени на подготовку и проведение, но часто используются на уроках.

Слайд 14
Описание слайда:
Примеры игровых моментов, или игр-миниатюр: «Пятый лишний». «Найди родственников». «Составь трёхзначное число». «Текст». «Загадки». «Собери растение». «Найди пару». «Найди ошибку». «Игра-цепочка».

Слайд 15
Описание слайда:
«Пятый лишний» Играющим предлагается набор материалов (гербарий растений, коллекция животных, рисунки, открытки и др.), четыре элемента которых принадлежат к одной систематической категории (семейству, отряду, и др.), а пятый – случайный. Это предстоит обнаружить играющему и после чего доказать правильность выбора.

Слайд 16
Описание слайда:
«Найди родственников» Правила противоположны игре «Пятый лишний». Самым простым является поиск дальних родственников, т. е. тех, с которыми этот вид генетически связан на уровне крупных систематических категорий (тип, отдел, класс, отряд и др.)

Слайд 17
Описание слайда:
«Составь трёхзначное число» Перед играющими ставится задача обнаружить закономерности в построении и расположении содержания таблицы, состоящей из трёх строк и трёх колонок, каждая из которых несёт определённую информацию.

Слайд 18
Описание слайда:
«Текст» В составленном заранее тексте пропущены отдельные слова или словосочетания, обозначающие определённые понятия, или характеристика изучаемых природных объектов и явлений. Задача учащихся – вписать эти слова или сочетания.

Слайд 19
Описание слайда:
«Загадки» Здесь можно использовать самые разные загадки для 6-7 классов по многообразию растений и животных.

Слайд 20
Описание слайда:
«Собери растение» Предлагаются карточки с изображением цветков, побегов, листьев и плодов разных растений. Задача: правильно собрать все части растения.

Слайд 21
Описание слайда:
«Найди пару» Учащиеся разбиваются на 2 команды. Каждый игрок в одной команде получает по карточке с изображением растений, в другой команде – с названием растений. По сигналу нужно найти парную карточку.

Слайд 22
Описание слайда:
«Найди ошибку» Учащимся предлагается текст, рисунок, фрагмент фильма или мультфильма с различными биологическими ошибками. Выигрывает тот, кто найдёт больше всего ошибок.

Слайд 23
Описание слайда:
«Игра-цепочка» Игра проводится при опросе. Предварительно учащимся в качестве домашнего задания предлагается продумать вопросы по заданной теме. Учитель первым задаёт вопрос любому ученику; тот правильно ответив, предлагает свой вопрос другому ученику и так далее по цепочке. Оценки ставятся тем, кто задавал интересные вопросы и давал чёткие, правильные ответы.

Слайд 24
Описание слайда:
Игровой метод обучения учащихся является интересным и продуктивным, поэтому часто используется на уроках биологии. Данный метод сделает обучение более увлекательным и творческим. Играя вместе с учениками, можно получить настоящее удовольствие от общения с ними. Желаю удачи!

Слайд 25
Описание слайда:
Источники информации: Букатов В. М., Ершов А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002. Биология. – 1994. - № 38,39; 1995. - №1; 1997. - № 23, 27, 33; 2002. - № 16 -24, 27-30. Журнал ИГ «Основа» Биология 2011. - № 1.


Презентация на тему Игры и игровые ситуации на уроках биологии доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации