История дизайна, науки и техники Тема 4 презентация

Содержание


Презентации» Искусство» История дизайна, науки и техники Тема 4
ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИЗАЙНА В РОССИИ
 РУССКИЙ МОДЕРН: ПОИСКИ СТИЛЯПромышленная революция в России фактически началась в XIX в., когда вРешетчатые металлические конструкции типа ферм оказали сильное влияние на стилистику раннегоРоссийские инженеры зачастую решали не только технические, но и чисто дизайнерскиеАвиация становилась приметой нового, XX в. В 1910 г. конструктор И.И.С 1829 г. В России в течение почти 100 лет каждоеШухов Владимир Григорьевич (1853—1939) конструктор, выдающийся инженер, которого уже при жизниВ 1882 году Шухов построил первые железнодорожные мосты на основе своихПо принципу сетчатых конструкций Шухов разработал конструкцию сетчатой башни гиперболоидного типаДальнейшей модификацией идеи сетчатых гиперболоидных конструкций стала конструкция радиобашни на ШаболовкеВ проектной деятельности В.Г. Шухова четко прослеживаются три критерия, близких дизайн-проектированию:На Нижегородской ярмарке 1896 г. впервые были выставлены экспонаты, которые можноФедор Григорьевич Солнцев (1801-1892) - академик живописи, художник-археолог, реставратор и исследователь«Абрамцевский» художественный кружок С. И. Мамонтова (с конца 1870-х — началоВ столярной мастерской в Абрамцево мастерили шкафчики, полочки, стулья, пользуясь народнымиИзделия Абрамцевских мастерских — мебель, рамки для фотографий, шкатулки, образцы обивочныхПоленова Елена Дмитриевна (1850-1898), русская художница, мастер декоративного дизайна, одна изВ принадлежащих Поленовой более ста проектах предметов мебели и прикладного искусстваВаснецов Виктор Михайлович (1848-1926), художник, один из основоположников русского модерна вТот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в егоПредметы интерьера, выполненные для дома В.М.ВаснецоваПо эскизам В.М.Васнецова, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковьМалютин Сергей Васильевич (1859-1937), русский художник, самобытный мастер русского модерна.Опыты по возрождению утраченной культуры народных ремесел, воплощаемой новыми художественными средствами,В продукции мастерских в Талашкино , выполнявшейся мастерами по эскизам профессиональныхМихаил Александрович Врубель (1856-1910) Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, театральный художник,В 1889 г. Врубель переехал в Москву, познакомился с С. И.С 1890 г. более десяти лет Врубель осуществлял художественное руководство абрамцевскойМногие творческие искания Врубеля связаны с усадьбой Абрамцево.  Здесь пробудилсяВ 1891 Врубель руководил постройкой флигеля «с роскошным фасадом в римско-византийскомПо эскизу Врубеля и при его участии в 1896—1903 на фасадеВрубель неоднократно работал совместно с Ф.О. Шехтелем над отделкой «готических» интерьеров,Врубель создал значительное число произведений, исполнил иллюстрации к произведениям М. Ю.Им было создано 13 рисунков, из которых большая часть относилась кВрубель создал ряд экспрессивных, психологически выразительных портретов («С.И. Мамонтов», 1897)М.А. Врубель выполнил эскизы театральных костюмов и декораций для Частной русскойАлександр Николаевич Бенуа (1870—1960) Живописец, график, художник театра, теоретик и историкМодерн.  Архитектура и интерьер  В архитектуре русского модерна можноФёдор Осипович Шехтель (1859-1926) — российский архитектор, живописец, график, сценограф; одинШехтель обыгрывает скульптурно ту же идею доминанты лестницы в композиции пространства,Стилизации на тему готики и неорусские стилизации в творчестве Ф. ШехтеляСреди построек Шехтеля интернационально-декоративной ветви русского модерна, имевшей, в основном, франко-бельгийскиеТема волны, пластичных кривых линий и форм проходит в различных элементахОтносительная стилистическая однородность модерна, как определяющего направления в российской архитектуре рубежаМосковский архитектурный модерн реализовался в жанре особняка и доходного дома. КаждыйРационалистические черты творчества  Ф.О. Шехтеля особенно проявились в архитектуре построенныхВ собственном особняке на Садово-Кудринской улице Ф. Шехтель создал свободную импровизациюПетербургский модерн часто рассматривается как один из вариантов так называемого северногоК.К.Шмидт Доходный дом на улице. Храмовой в Петербурге 1911-1912. Фрагмент фасадаРаспространение модерна в жилых интерьерах России реализовывалось не только деятельностью профессиональныхВ Петербурге на фабрике Р.Ф. Мельцера, торговый дом "Мельцер Ф. иСреди Мельцеровских интерьеров можно отметить: Большой готический кабинет Николая II вВ начале XX в. прошли две выставки, решавшие общую задачу —Вторая выставка — «Современное искусство» — открылась в январе 1903 г.Распространению нового движения в искусстве способствовали петербургские журналы «Мир искусства» иСамим своим внешним видом «Мир искусства» резко контрастировал с тогдашней периодикой,С созданием «Мира искусства» — как сообщества, так и издаваемого имЛев Самойлович Бакст, был прежде всего живописцем. Он успешно работал вПосле закрытия журнала «Мир искусства» Бакст нашел новое место для приложенияИллюстрировал Л. С. Бакст и книги. В апреле 1907 года петербургское



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИЗАЙНА В РОССИИ РУССКИЙ МОДЕРН: ПОИСКИ СТИЛЯ


Слайд 2
Описание слайда:
Промышленная революция в России фактически началась в XIX в., когда в других странах Европы она была уже в разгаре. Первым испытал мощное воздействие индустриализации транспорт. Строительство новых железных дорог спровоцировало бум мостостроительства. Среди создателей мостов были не просто выдающиеся инженеры-строители, но и подлинные ученые-исследователи: Д.И. Журавский (1821—1891), основатель русской научной школы в области строительной механики, Н.А. Белелюбский (1842—1922), строитель мостов через Волгу, Обь, Днепр, Ф.С. Ясинский (1856—1899), основатель теории устойчивости сжатых стержней и др. К началу XX века в российской мостостроительной науке сложилось несколько самостоятельных авторских школ.

Слайд 3
Описание слайда:
Решетчатые металлические конструкции типа ферм оказали сильное влияние на стилистику раннего конструктивизма. В те годы в мировой науке отсутствовала единая теория ферм. Инженеры варьировали комбинации конструктивных систем — арочные фермы, коробчатые, консольные. Каждый патентовал свой тип решетчатых конструкций.

Слайд 4
Описание слайда:
Российские инженеры зачастую решали не только технические, но и чисто дизайнерские вопросы — комфортабельность, стиль, внешний вид. Технические новации пытались приспособить к повседневным нуждам. Физик Б.С. Якоби создал электродвигатель и несколько типов телеграфных аппаратов, П.Н. Яблочков занимался системами электрического освещения. Из оригинальных технических сооружений стоит отметить и самолет А.Ф. Можайского, изобретенный в 1881 г.

Слайд 5
Описание слайда:
Авиация становилась приметой нового, XX в. В 1910 г. конструктор И.И. Сикорский, служивший в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода поднял в воздух свой первый самолет. Летом того 1914 г на самолете И.И. Сикорского «Илья Муромец» совершили перелет из Москвы в Киев с промежуточной посадкой.

Слайд 6
Описание слайда:
С 1829 г. В России в течение почти 100 лет каждое лето проходила Нижегородская торгово-промышленная ярмарка, где демонстрировались всевозможные технические новшества: электрический трамвай, электрическое освещение и др.

Слайд 7
Описание слайда:
Шухов Владимир Григорьевич (1853—1939) конструктор, выдающийся инженер, которого уже при жизни называли российским Эдисоном.

Слайд 8
Описание слайда:
В 1882 году Шухов построил первые железнодорожные мосты на основе своих типовых решений (с пролетами от 25 до 100 м). Всего под его руководством были построены 417 мостов. Ему принадлежат конструкции арочных покрытий московских магазинов ГУМ и Петровский пассаж, гостиницы «Метрополь», дебаркадера Киевского вокзала в Москве и др. В 1895 году Шухов подает заявку на сетчатые покрытия.

Слайд 9
Описание слайда:
По принципу сетчатых конструкций Шухов разработал конструкцию сетчатой башни гиперболоидного типа (от математического термина «гипербола») и широко использовал такое конструктивное решение в водонапорных башнях, опорах линий электропередач, мачт военных кораблей.

Слайд 10
Описание слайда:
Дальнейшей модификацией идеи сетчатых гиперболоидных конструкций стала конструкция радиобашни на Шаболовке (г. Москва), построенной в 1919— 1922 годах

Слайд 11
Описание слайда:
В проектной деятельности В.Г. Шухова четко прослеживаются три критерия, близких дизайн-проектированию: Достижение максимальной экономии материала и, следовательно, снижение стоимости; Наименьшая трудоемкость при воплощении проекта, возможность использования труда менее квалифицированных работников; Быстрота монтажа или сооружения, сжатые сроки возведения, экономия времени

Слайд 12
Описание слайда:
На Нижегородской ярмарке 1896 г. впервые были выставлены экспонаты, которые можно отнести только к промышленному искусству. Выполненные талантливыми мастерами при участии ведущих русских художников того времени — М.А. Врубеля, А.Я. Головина, К.А. Коровина, братьев A.M. и В.М. Васнецовых и многих других, они свидетельствовали о появлении нового стиля, отличавшегося ярко выраженным национальным колоритом. Неорусский стиль — стилевое направление, национально-романтическая ветвь русского модерна, направление или творчество мастеров, основанное на использовании традиций русского национального искусства. С понятием русский, русская традиция, национальная самобытность вплоть до начала XX века связывается отечественная, отличная от западноевропейской художественная традиция, отражающая своеобразие истоков русской культуры.

Слайд 13
Описание слайда:
Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892) - академик живописи, художник-археолог, реставратор и исследователь древнерусского искусства.

Слайд 14
Описание слайда:
«Абрамцевский» художественный кружок С. И. Мамонтова (с конца 1870-х — начало 1880-х гг.), в Абрамцеве под Москвой

Слайд 15
Описание слайда:
В столярной мастерской в Абрамцево мастерили шкафчики, полочки, стулья, пользуясь народными орнаментами и технологией резьбы, основанной на выемке трехгранных углублений (трехгранно-выемчатая резьба)

Слайд 16
Описание слайда:
Изделия Абрамцевских мастерских — мебель, рамки для фотографий, шкатулки, образцы обивочных тканей — продавались в Москве в магазине «Русские работы», интерьер которого был выполнен по рисункам Врубеля.

Слайд 17
Описание слайда:
Поленова Елена Дмитриевна (1850-1898), русская художница, мастер декоративного дизайна, одна из основоположниц стиля модерн в русском искусстве.

Слайд 18
Описание слайда:
В принадлежащих Поленовой более ста проектах предметов мебели и прикладного искусства смело комбинируются детали и элементы, взятые из разных реальных прототипов или собственноручно сочиненных вариаций. Начав с росписи изготовленных крестьянами-кустарями предметов, она переходит к проектированию и компоновке самих предметов.

Слайд 19
Описание слайда:
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.

Слайд 20
Описание слайда:
Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского Снегурочка на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево

Слайд 21
Описание слайда:
Предметы интерьера, выполненные для дома В.М.Васнецова

Слайд 22
Описание слайда:
По эскизам В.М.Васнецова, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного и Избушка на курьих ножках

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:
Малютин Сергей Васильевич (1859-1937), русский художник, самобытный мастер русского модерна.

Слайд 25
Описание слайда:
Опыты по возрождению утраченной культуры народных ремесел, воплощаемой новыми художественными средствами, были подхвачены участниками других «колоний» художников — в Талашкине под Смоленском, в имении княгини М. К. Тенишевой

Слайд 26
Описание слайда:
В продукции мастерских в Талашкино , выполнявшейся мастерами по эскизам профессиональных художников и своим, традиции русского народного искусства сочетались с чертами стиля "модерн".

Слайд 27
Описание слайда:
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, театральный художник, книжный иллюстратор, архитектор. Член объединения «Мир искусства» (с 1900). Академик Академии художеств (1905). Участник Мамонтовского художественного кружка (с 1889).

Слайд 28
Описание слайда:
В 1889 г. Врубель переехал в Москву, познакомился с С. И. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В. А. Серов, И. И. Левитан, К. И. Коровий, В.М. Васнецов.

Слайд 29
Описание слайда:
С 1890 г. более десяти лет Врубель осуществлял художественное руководство абрамцевской керамической мастерской, создал блюда, вазы, декоративную скульптуру. С 1890 г. более десяти лет Врубель осуществлял художественное руководство абрамцевской керамической мастерской, создал блюда, вазы, декоративную скульптуру. Он создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: "Лель", "Волхова", "Купава".

Слайд 30
Описание слайда:
Многие творческие искания Врубеля связаны с усадьбой Абрамцево. Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям. в 90-е годы художник постоянно обращается к образам русского фольклора.

Слайд 31
Описание слайда:
В 1891 Врубель руководил постройкой флигеля «с роскошным фасадом в римско-византийском духе» по собственному проекту для дома Мамонтовых на Садовой-Спасской улице. Им были созданы майоликовая работа «Голова львицы», горельеф-маска для ворот московского дома Мамонтовых

Слайд 32
Описание слайда:
По эскизу Врубеля и при его участии в 1896—1903 на фасаде здания гостиницы «Метрополь» выполнено из майоликовых изразцов мозаичное панно «Принцесса Грёза».

Слайд 33
Описание слайда:
Врубель неоднократно работал совместно с Ф.О. Шехтелем над отделкой «готических» интерьеров, в одухотворённо-изысканной линейной ритмике своих произведений приближаясь к стилю модерн Им был выполнен ряд произведений в том числе для особняка А.В.Морозова во Введенском переулке . М.А.Врубель Полет Фауста и Мефистофеля, панно для готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве

Слайд 34
Описание слайда:
Врубель создал значительное число произведений, исполнил иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова

Слайд 35
Описание слайда:
Им было создано 13 рисунков, из которых большая часть относилась к "Демону". Эта тема прошла через все творчество Врубеля.

Слайд 36
Описание слайда:
Врубель создал ряд экспрессивных, психологически выразительных портретов («С.И. Мамонтов», 1897)

Слайд 37
Описание слайда:
М.А. Врубель выполнил эскизы театральных костюмов и декораций для Частной русской оперы, найдя тонкое созвучие музыкальной и живописно-пластической образности

Слайд 38
Описание слайда:
Александр Николаевич Бенуа (1870—1960) Живописец, график, художник театра, теоретик и историк искусства, художественный критик. С именем Бенуа связано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства».

Слайд 39
Описание слайда:
Модерн. Архитектура и интерьер В архитектуре русского модерна можно выделить три основные ветви:. национально-романтическая (первые постройки в стиле модерн относятся к 1880-м гг.) интернационально-декоративная рационалистическая (первое десятилетие ХХ века) Наибольшее распространение российский модерн получил в Москве.

Слайд 40
Описание слайда:
Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926) — российский архитектор, живописец, график, сценограф; один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве

Слайд 41
Описание слайда:
Шехтель обыгрывает скульптурно ту же идею доминанты лестницы в композиции пространства, которую реализовал В. Орта в особняке Тасселя в Брюсселе в 1893 г. Но Орта пользовался скорее графическими средствами, Шехтель — объемно-пластическими. Пластическая тема здесь — мотив волны.

Слайд 42
Описание слайда:
Стилизации на тему готики и неорусские стилизации в творчестве Ф. Шехтеля имеют общую черту — гротеск, основанный на сочетании утрированной прорисовки исторических деталей и пластического решения внутреннего пространства.

Слайд 43
Описание слайда:
Среди построек Шехтеля интернационально-декоративной ветви русского модерна, имевшей, в основном, франко-бельгийские и венские корни, наиболее принципиальной, совершенной и этапной с точки зрения его развития является здание особняка С.П. Рябушинского в Москве.

Слайд 44
Описание слайда:
Тема волны, пластичных кривых линий и форм проходит в различных элементах отделки и оборудования интерьеров особняка Рябушинского выполненных по проекту самого архитектора.

Слайд 45
Описание слайда:
Относительная стилистическая однородность модерна, как определяющего направления в российской архитектуре рубежа XIX — начала XX в., проявилась, в первую очередь, в творчестве родоначальника его интернационально-декоративной ветви Льва Николаевича Кекушева

Слайд 46
Описание слайда:
Московский архитектурный модерн реализовался в жанре особняка и доходного дома. Каждый архитектор включал в число объектов и элементы внутреннего убранства дома.

Слайд 47
Описание слайда:
Рационалистические черты творчества Ф.О. Шехтеля особенно проявились в архитектуре построенных им в Москве конторских и производственных зданий

Слайд 48
Описание слайда:
В собственном особняке на Садово-Кудринской улице Ф. Шехтель создал свободную импровизацию на тему московского ампира, совместив его отдельные стилистические знаковые формы (встроенный в стену портик, скульптурные детали) с формообразующими принципами архитектуры модерна — асимметричностью композиции.

Слайд 49
Описание слайда:
Петербургский модерн часто рассматривается как один из вариантов так называемого северного модерна, получившего распространение в Прибалтике (главным образом в Финляндии и Латвии). Его особенностью является сочетание классицистической строгости и рационалистической ясности решения фасадов и интерьеров. Наиболее значительные архитекторы петербургского модерна — Ф.И. Лидваль, Р.Ф. Мельцер, А.С. Хренов, В.П. Апышков, А.И. Гоген, Н.В. Васильев, Э.Ф. Виррих, А.Ф. Бубырь, Е.Л. Морозов, И.А. Претро, Г.В. Барановский, С.А. Бржозовский.

Слайд 50
Описание слайда:
К.К.Шмидт Доходный дом на улице. Храмовой в Петербурге 1911-1912. Фрагмент фасада

Слайд 51
Описание слайда:
Распространение модерна в жилых интерьерах России реализовывалось не только деятельностью профессиональных архитекторов и художников, стремившихся к созданию целостной художественной среды, но и самими потребителями, обставлявшими свои квартиры и загородные дома по собственному вкусу из тех выполненных в «новом стиле» предметов

Слайд 52
Описание слайда:
В Петербурге на фабрике Р.Ф. Мельцера, торговый дом "Мельцер Ф. и К" являвшегося одновременно ведущим художником и дизайнером этой фабрики, изготавливалась легкая, удобная и довольно дорогая мебель из светлых пород дерева, включавшая модные для того времени вставки из цветного стекла

Слайд 53
Описание слайда:
Среди Мельцеровских интерьеров можно отметить: Большой готический кабинет Николая II в Зимнем дворце, интерьеры коттеджа в Петергофе. Мельцеры работали для Ливадийского дворца в Крыму, особняка Кшесинской, особняк Рябушинского в Москве и очень многих других.

Слайд 54
Описание слайда:
В начале XX в. прошли две выставки, решавшие общую задачу — показать широкому зрителю возможности нового стиля в создании интерьера. Первая — «Архитектура и художественные ремесла нового стиля» — состоялась в Москве в декабре 1902 г

Слайд 55
Описание слайда:
Вторая выставка — «Современное искусство» — открылась в январе 1903 г. в Петербурге. Был представлен ряд образцовых комнат со всем убранством

Слайд 56
Описание слайда:
Распространению нового движения в искусстве способствовали петербургские журналы «Мир искусства» и «Искусство и художественная промышленность», выходившие с 1898 года

Слайд 57
Описание слайда:
Самим своим внешним видом «Мир искусства» резко контрастировал с тогдашней периодикой, уровень которой определяла «Нива», очень популярная, но никогда не стремившаяся к художественным новациям.

Слайд 58
Описание слайда:
С созданием «Мира искусства» — как сообщества, так и издаваемого им журнала — Лев Бакст (1866-1924) стал его активным участником

Слайд 59
Описание слайда:
Лев Самойлович Бакст, был прежде всего живописцем. Он успешно работал в жанре портрета.

Слайд 60
Описание слайда:
После закрытия журнала «Мир искусства» Бакст нашел новое место для приложения своих способностей — ежемесячный журнал «Золотое руно», который начал выходить в Москве весной 1906 года.

Слайд 61
Описание слайда:
Иллюстрировал Л. С. Бакст и книги. В апреле 1907 года петербургское издательство «Оры» выпустило, а Товарищество «Вольная типография» напечатало книгу Александра Александровича Блока (1880—1921) «Снежная маска».


Скачать презентацию на тему История дизайна, науки и техники Тема 4 можно ниже:

Похожие презентации