История среднего образования на Руси. презентация

Содержание


Презентации» Образование» История среднего образования на Руси.
История среднего образования на Руси.Начало образования на Руси.
 На Руси учебные заведения именовались училищами: словоСодержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие кШколы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, вНайдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., по их содержанию видно, чтоСтали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте иВ 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия);Чему обучались русские в допетровское время? 
  Из четырех правилНа Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно плюс триОбразовательная реформа Петра Великого
 Благодаря Петру в России возникла система профессиональногоСтудентов в университете было сначала очень мало. В основном это былиЕкатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы.В это время преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис,Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например,За 1782–1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей,Российское образование в Александровскую эпоху
  В начале царствования Александра IПриходские школы учили Закону Божию, чтению, письму, началам арифметики. В уездномРоссийское образование при Николае I 
 Николай I прекрасно понимал, чтоБыли приняты меры к укреплению дисциплины среди студентов, инспектору предписывалось посещатьВ 1839 году в некоторых гимназиях и уездных училищах были открытыОбразовательная реформа Александра II
 В 1864 году было принято «Положение оРоссийское образование в конце XIX – начале XX века
  БылиСоветская школа до начала 30-х гг.
 Уже в конце 1917 г.Российское образование в 30–80-х гг.
 И.В. Сталин лично участвовал в разработкеБольшая часть активно работавших в системе образования в 20-х гг. творческиПараллельно с реформой среднего образования в конце 80–90-х гг. осуществлялась иСовременное образование 
 Современное образование - это одно из средств решенияСегодня Вы – ученики ,а учеба – это ваш основной труд,Интернет ресурсы 
 http://mulganov.ucoz.ru
 2http://poiskpravdy.com/gramotnost-v-carskoj-rossii/	
 http://news.armenia.ru/2010/09/07/78393/v-obshheobrazovatelnyx-shkolax-armenii-sokratilos-kolichestvo-uchenikov/
 http://www.ote4estvo.ru/sovetskie-plakaty/268-sovetskie-revolyucionnye-plakaty.html
 http://www.gzt.ru/picture/36633/?from=dopfromsingle
 http://www.ruskline.ru/news_rl/2009/05/01/vvedenie_shkol_noj_formy_-_e_to_vozvrawenie_k_imperskosti/
 http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/history/piter_19/
 http://900igr.net/kartinki/iskusstvo/CHto-ljubjat-deti.files/038-Ilja-Repin-Pushkin-v-TSarskom-Sele.html



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
История среднего образования на Руси.


Слайд 2
Описание слайда:
Начало образования на Руси. На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. На партах появились красиво изданные учебники. Раньше, ученики старательно записывали слова учителя под диктовку, сидя перед ним у подножия кафедры. Учили сначала азбуку, потом Часослов, то есть молитвы, богослужебные тексты и письмо. На этом обучение обычно заканчивалось.

Слайд 3
Описание слайда:
Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум).

Слайд 4
Описание слайда:
Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.

Слайд 5
Описание слайда:
Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси.

Слайд 6
Описание слайда:
Стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов.В XVI–XVII вв. Центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. Стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов.В XVI–XVII вв. Центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия.

Слайд 7
Описание слайда:
В 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия. На Украине и в Белоруссии возникали типографии (именно туда, в Острог под Львовом, уехал первопечатник Иван Федоров после бегства из Москвы); создавались и издавались учебники. В 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия. На Украине и в Белоруссии возникали типографии (именно туда, в Острог под Львовом, уехал первопечатник Иван Федоров после бегства из Москвы); создавались и издавались учебники.

Слайд 8
Описание слайда:
Чему обучались русские в допетровское время? Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями. Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие. Астрономия тоже была чисто прикладной областью (составление календарей и др.). Естествоведческие знания были случайными, несистематическими. Развивалась практическая медицина (в основном заимствованная с Востока) и особенно фармацевтика. Очень высок был интерес к истории.

Слайд 9
Описание слайда:
На Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно плюс три тысячи Часословов и полторы тысячи Псалтырей. (Необходимо отметить, что и буквари, и грамматика описывали не живой разговорный русский язык, а литературный старославянский (церковно-славянский). В XVII веке появились первые учебники риторики и логики. Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. На партах появились красиво изданные учебники. Раньше, ученики старательно записывали слова учителя под диктовку, сидя перед ним у подножия кафедры. Учили сначала азбуку, потом Часослов, то есть молитвы, богослужебные тексты и письмо. На этом обучение обычно заканчивалось. На Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно плюс три тысячи Часословов и полторы тысячи Псалтырей. (Необходимо отметить, что и буквари, и грамматика описывали не живой разговорный русский язык, а литературный старославянский (церковно-славянский). В XVII веке появились первые учебники риторики и логики. Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. На партах появились красиво изданные учебники. Раньше, ученики старательно записывали слова учителя под диктовку, сидя перед ним у подножия кафедры. Учили сначала азбуку, потом Часослов, то есть молитвы, богослужебные тексты и письмо. На этом обучение обычно заканчивалось.

Слайд 10
Описание слайда:
Образовательная реформа Петра Великого Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие. При Петре, в 1714 году, образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян).

Слайд 11
Описание слайда:
Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.

Слайд 12
Описание слайда:
Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.

Слайд 13
Описание слайда:
В это время преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики . В средней добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история и краткая география России, а в главной – подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

Слайд 14
Описание слайда:
Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

Слайд 15
Описание слайда:
За 1782–1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек. К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Но среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной «комиссия об училищах» разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь. За 1782–1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек. К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Но среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной «комиссия об училищах» разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

Слайд 16
Описание слайда:
Российское образование в Александровскую эпоху В начале царствования Александра I произошла реформа системы образования. Была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система была подчинена Министерству народного просвещения. Вводились три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии .Школы двух первых типов были бесплатными . Сельские приходские училища финансировались помещиками, уездные училища и гимназии – из государственного бюджета. Особую категорию составляли элитные учебные заведения – Царскосельский и другие лицеи и благородные пансионы.

Слайд 17
Описание слайда:
Приходские школы учили Закону Божию, чтению, письму, началам арифметики. В уездном училище продолжалось изучение Закона Божия и арифметики с геометрией, изучались также грамматика, география, история, начала физики, естественной истории и технологии. В губернских училищах изучался предмет, который ныне называется граждановедением или обществоведением ,а также логика, психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая экономия, физико-математические и естественно-научные предметы, коммерция и технология. Приходские школы учили Закону Божию, чтению, письму, началам арифметики. В уездном училище продолжалось изучение Закона Божия и арифметики с геометрией, изучались также грамматика, география, история, начала физики, естественной истории и технологии. В губернских училищах изучался предмет, который ныне называется граждановедением или обществоведением ,а также логика, психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая экономия, физико-математические и естественно-научные предметы, коммерция и технология.

Слайд 18
Описание слайда:
Российское образование при Николае I Николай I прекрасно понимал, что борьбу с революционными и либеральными идеями надо было начинать со школ и университетов. «никто не должен получать образование выше своего звания». Главными предметами стали греческий и латинский языки. Благородные пансионы и частные школы, плохо поддававшиеся тотальному контролю со стороны государства, были преобразованы или закрыты. Поездки профессоров за границу были резко сокращены, прием студентов ограничен, была введена плата за обучение. Для всех факультетов стали обязательными богословие, церковная история и церковное право.

Слайд 19
Описание слайда:
Были приняты меры к укреплению дисциплины среди студентов, инспектору предписывалось посещать «в разные часы и всегда неожиданно» квартиры казеннокоштных студентов, контролировать их знакомства, посещение ими церковных служб. Студенты были одеты в форму, регламентировалась даже их прическа, не говоря уже о поведении и манерах. Были приняты меры к укреплению дисциплины среди студентов, инспектору предписывалось посещать «в разные часы и всегда неожиданно» квартиры казеннокоштных студентов, контролировать их знакомства, посещение ими церковных служб. Студенты были одеты в форму, регламентировалась даже их прическа, не говоря уже о поведении и манерах.

Слайд 20
Описание слайда:
В 1839 году в некоторых гимназиях и уездных училищах были открыты (с 4-го класса) реальные отделения, где преподавались промышленно-естественная история, химия, товароведение, бухгалтерия, счетоводство, коммерческое законоведение и механика. Принимались туда разночинцы; задача заключалась в том, чтобы, как прямо писал министр, «удержать низшие сословия государства в соразмерности с гражданским их бытом и побудить их ограничиться уездными училищами», не допуская в гимназию и тем более в университеты. В 1839 году в некоторых гимназиях и уездных училищах были открыты (с 4-го класса) реальные отделения, где преподавались промышленно-естественная история, химия, товароведение, бухгалтерия, счетоводство, коммерческое законоведение и механика. Принимались туда разночинцы; задача заключалась в том, чтобы, как прямо писал министр, «удержать низшие сословия государства в соразмерности с гражданским их бытом и побудить их ограничиться уездными училищами», не допуская в гимназию и тем более в университеты.

Слайд 21
Описание слайда:
Образовательная реформа Александра II В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания.

Слайд 22
Описание слайда:
Российское образование в конце XIX – начале XX века Были приближены друг к другу учебные планы гимназий и реальных училищ, отменены уроки латыни и греческого в младших классах гимназий и заменены уроками русского языка, географии, русской истории. Выросло число учащихся в гимназиях, причем процент детей дворян и чиновников в них упал до 35%, а детей мещан, рабочих и крестьян вырос до 45%. Снизилось число неграмотных в России, повысился интерес к образованию. Университеты вновь получили автономию (официально это произошло в 1905 г.), женщины были допущены на некоторые факультеты, были открыты новые университеты и другие высшие учебные заведения.

Слайд 23
Описание слайда:
Советская школа до начала 30-х гг. Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибких учебных планов. Введение всеобщего обучения и движение за ликвидацию неграмотности, в результате чего в городах были охвачены обучением все дети, в селах около половины.

Слайд 24
Описание слайда:
Российское образование в 30–80-х гг. И.В. Сталин лично участвовал в разработке серии постановлений ЦК ВКП(б) 1931–1932 гг. о школе. Вводились единые обязательные программы и учебные планы, единые стабильные учебники. Во главу угла были поставлены дисциплина и послушание, а отнюдь не развитие личности ребенка. Были строго запрещены любые эксперименты и творческий поиск. Происходила дальнейшая интенсивная идеологизация содержания образования.

Слайд 25
Описание слайда:
Большая часть активно работавших в системе образования в 20-х гг. творчески мыслящих педагогов и психологов была .В течение 11 лет, с 1943 по 1954 г., обучение в школах было раздельным (мужские и женские школы). Была введена обязательная школьная форма, скопированная с гимназической. Доминировали предметы идеологического цикла (история КПСС, диалектический и исторический материализм, полит-экономия социализма и т.п.). Большая часть активно работавших в системе образования в 20-х гг. творчески мыслящих педагогов и психологов была .В течение 11 лет, с 1943 по 1954 г., обучение в школах было раздельным (мужские и женские школы). Была введена обязательная школьная форма, скопированная с гимназической. Доминировали предметы идеологического цикла (история КПСС, диалектический и исторический материализм, полит-экономия социализма и т.п.).

Слайд 26
Описание слайда:
Параллельно с реформой среднего образования в конце 80–90-х гг. осуществлялась и реформа высшего образования. Однако эта реформа осталась не доведенной до логического конца. После 1985-го, а особенно после 1991 г. резко изменилось к лучшему положение с национальным образованием.

Слайд 27
Описание слайда:
Современное образование Современное образование - это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

Слайд 28
Описание слайда:
Сегодня Вы – ученики ,а учеба – это ваш основной труд, ваша профессия. Ваша отметка – это результат вашего каждодневного труда. Сегодня Вы – ученики ,а учеба – это ваш основной труд, ваша профессия. Ваша отметка – это результат вашего каждодневного труда.

Слайд 29
Описание слайда:
Интернет ресурсы http://mulganov.ucoz.ru 2http://poiskpravdy.com/gramotnost-v-carskoj-rossii/ http://news.armenia.ru/2010/09/07/78393/v-obshheobrazovatelnyx-shkolax-armenii-sokratilos-kolichestvo-uchenikov/ http://www.ote4estvo.ru/sovetskie-plakaty/268-sovetskie-revolyucionnye-plakaty.html http://www.gzt.ru/picture/36633/?from=dopfromsingle http://www.ruskline.ru/news_rl/2009/05/01/vvedenie_shkol_noj_formy_-_e_to_vozvrawenie_k_imperskosti/ http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/history/piter_19/ http://900igr.net/kartinki/iskusstvo/CHto-ljubjat-deti.files/038-Ilja-Repin-Pushkin-v-TSarskom-Sele.html http://www.proshkolu.ru/user/galstonok/folder/38725 http://charity.lfond.spb.ru/ekaterina/1.html http://news.moe-online.ru/view/224465.html http://www.int-edu.ru/museum/history_alexander_1.html http://www.int-edu.ru/museum/history_alexander_2.html http://part181-page87.pluspicture.ru/img130096.html http://www.int-edu.ru/museum/history_old_1.html http://www.fond-rk.ru/category/fedorov/ http://www.int-edu.ru/museum/history_old_3.html http://www.artsait.ru/ http://valenik.ru/vsesvit/tema/p/painter/k/1/kustodbm/kustodbm.html http://socman.livejournal.com/116253.html http://www.artsait.ru/ http://lashkovagalina.beon.ru/19649-605-istorija-obrazovanija-v-rossii.zhtml http://www.respek.info/index.php?p=729 http://school008.ucoz.ru/publ/5-4-2 http://www.ruob.ru/


Скачать презентацию на тему История среднего образования на Руси. можно ниже:

Похожие презентации