История возникновения педагогики и классификация педагогических наук презентация

Содержание


Презентации» Образование» История возникновения педагогики и классификация педагогических наук
История возникновения педагогики и классификация педагогических наук
 Ходырева М.С.История педагогики
 Становление педагогической науки началось с Древней Греции. Ее родоначальникомУченики Сократа, в первую очередь Платон и Ксенофонт, записали мысли своегоТаким образом, можно утверждать, что основы педагогической теории и практики обученияВ эпоху перехода от Средневековья к Новому времени огромный вклад вМетод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, долженОн первый ввел принцип наглядного обучения, издал иллюстрированный учебник «Мир чувственныхДальнейшее становление педагогической науки связано с трудами целого ряда просветителей иПесталоцци является одним из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарногоВ период (XVIII—XIX вв.) в России активно разрабатывались основы обучения иНо особое место среди просветителей и педагогов России XIX в. занимаетНа рубеже XIX и XX вв. в педагогике возникло как минимумПредставители педологии считали наследственность основным и решающим фактором развития человека. НекоторыеСтановление педагогической науки
 1) эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные2) Формирование педагогики как науки (17-20вв.). Особого внимания в этот период3) Современный (с 20в.). Данный этап был ознаменован основным разделением педагогики:
Классификация педагогических наук
 1) общая педагогика, исследующая принципы, функции и методы4) сравнительная – изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса в различных7) народная – рассматривает традиционные народные методы обучения и воспитания
 8)



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
История возникновения педагогики и классификация педагогических наук Ходырева М.С.


Слайд 2
Описание слайда:
История педагогики Становление педагогической науки началось с Древней Греции. Ее родоначальником считается Сократ вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению. Сократ был противником догматизма, считал, что все надо подвергать критическому анализу, т.е. думать и рассуждать, ничего не принимая на веру, во всем сомневаться.

Слайд 3
Описание слайда:
Ученики Сократа, в первую очередь Платон и Ксенофонт, записали мысли своего великого учителя. Благодаря этим текстам мы получили представление о педагогических приемах Сократа. Один из основных таких приемов заключался в том, что Сократ заставлял ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого начального утверждения. Затем Сократ направлял ученика на правильный путь и помогал сформулировать выводы. Этот прием поиска истины и обучения кость и суровость воспитания, множественные лишения и наказания воспитанников, их раннее отлучение от семьи) позволили использовать название «спартанское воспитание» как нарицательное для обозначения строгого воспитания в суровых условиях.

Слайд 4
Описание слайда:
Таким образом, можно утверждать, что основы педагогической теории и практики обучения были заложены уже в вв. до н.э Затем процесс становления педагогической науки продолжился в средних веках (XIV - XVI вв.). Он характеризуется двумя основными признаками: не создавались отдельные самостоятельные педагогические теории, а использовались компоненты философских систем для построения реального образовательного процесса. Во-вторых, педагогические воззрения находились под сильным влиянием религии, и все взгляды на воспитание развивались исключительно в пределах религиозной идеологии

Слайд 5
Описание слайда:
В эпоху перехода от Средневековья к Новому времени огромный вклад в развитие педагогики внес великий чешский гуманист, философ, историк, ведающийся общественный деятель Ян Амос Коменский (1592—1670). С научными трудами этого ученого связывают возникновение в педагогике целостной теории обучения и воспитания. Дидактику он трактовал и как теорию обучения, и как теорию воспитания. Коменский создал целостную педагогическую систему, в основу которой заложил принцип непрерывности образования. Он разработал систему дошкольного и школьного обучения, говорил о необходимости высших школ для молодежи и «школ зрелого возраста и старости».

Слайд 6
Описание слайда:
Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, должен был не отвращать детей от занятий, а возбуждать в них радость, превращая процесс познания в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам наук без скуки, окрика и побоев. Школа, по Коменскому, — дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности. Его девиз: никакого насилия над человеком

Слайд 7
Описание слайда:
Он первый ввел принцип наглядного обучения, издал иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Признавая три источника познания (чувства, разум, веру), Каменский главную роль отводил чувствам, при этом рассматривая обучение и воспитание в неразрывном единстве.   Каменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогической теории и практики. Многие его дидактические принципы лежат в основе современных теорий обучения

Слайд 8
Описание слайда:
Дальнейшее становление педагогической науки связано с трудами целого ряда просветителей и педагогов-демократов. Один из них — французский философ-просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778), который изложил свои педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании» (1762). Он предлагал рассматривать ребенка как активного участника собственного обучения и воспитания, особое внимание при этом обращал на нравственное воспитание. Руссо предлагал обращаться не столько к просвещенному разуму, сколько к религиозному чувству, живущему, по его мнению, в сердце как внутренний голос совести

Слайд 9
Описание слайда:
Песталоцци является одним из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает в себя взаимосвязь умственного, нравственного, физического и трудового обучения. Песталоцци не только выступал за целостность начального образования, но и разработал методические основы такого образования в области математики, речи, географии.

Слайд 10
Описание слайда:
В период (XVIII—XIX вв.) в России активно разрабатывались основы обучения и воспитания. Эти исследования связаны с именами А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого и др. Так, например, Лев Николаевич Толстой (1828—1910) считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания, призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в педагогике. Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало. Он писал, что, если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. А если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Но если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам — это совершенный учитель.

Слайд 11
Описание слайда:
Но особое место среди просветителей и педагогов России XIX в. занимает Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870), который по праву считается основоположником отечественной научной педагогики.   В цельной дидактической системе Ушинский рассматривал воспитание как общественное явление. Он считал, что предметом питания является человек, а педагогика, если она хочет воспитывать человека во всех отношениях, прежде всего должна узнать его во всех отношениях. Ушинский впервые обосновал тезис о том, что «знать человека во всех отношениях» — это значит изучить его физические и психические способности.   Подчеркивая необходимость связи педагогики с другими науками, изучающими человека, Ушинский мечтал о том времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом.  

Слайд 12
Описание слайда:
На рубеже XIX и XX вв. в педагогике возникло как минимум два интересных явления — Вальдорфская педагогика и педология.   Вальдорфская педагогика — оригинальное направление образования и воспитания, созданное в Германии Рудольфом Штейнером (1861—1925). Вальдорфская педагогика реализует систему взглядов Штейнера на общество и человека в нем, названную им антропософией. Согласно Штейнеру, можно выделить три сферы жизни: духовно-культурную, экономическую и политико-правовую. Основная идея воспитания ребенка, по Штейнеру, состоит в том, чтобы дать ему свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он не сможет участвовать в них как гражданин. В сфере духовной жизни Штейнер настаивал на полной свободе независимых духовных объединений, которые должны защищать сферу «чисто человеческого». Важным положением Вальдорфской педагогики является ориентация обучения на личность каждого отдельного ученика, что позволяет успешно осуществлять коррекционную работу с детьми, обладающими особенностями психического развития.

Слайд 13
Описание слайда:
Представители педологии считали наследственность основным и решающим фактором развития человека. Некоторые наиболее прогрессивные сторонники педологии отмечали также и влияние среды, но при этом понимали среду очень узко, ограничиваясь семьей ребенка. Психическое развитие ребенка в педологии рассматривалось прежде всего как развитие его способностей или интеллекта (умение быстро находить решение задачи и быстро приспосабливаться к требованиям среды). Решающим показателем интеллектуальности для педологов являлась скорость развития заложенных в ребенке способностей

Слайд 14
Описание слайда:
Становление педагогической науки 1) эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные педагогика, решавшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создавал оригинальные и удивительные жизнестойкие системы нравственного и трудового воспитания. Особое место – семейное воспитание. Основные воспитательные системы – спартанская, афинская, римская.

Слайд 15
Описание слайда:
2) Формирование педагогики как науки (17-20вв.). Особого внимания в этот период заслуживает вклад Яна Каменского. Именно он выделили педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Его главный труд – Великая дидактика – одна из первых научно-педагогических книг. Им были предложены принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система). Мировую славу русской педагогике принес К.Д Ушинский. Его главное сочинение – педагогическая антропология. Ведущее место занимали учения о целях, принципах, сущности воспитания.

Слайд 16
Описание слайда:
3) Современный (с 20в.). Данный этап был ознаменован основным разделением педагогики: • Основные принципы дидактики • Теория воспитания – условия, функции, принципы воспитания личности • Общие основы педагогики – руководство учебно-воспитательным процессом • Школоведение – система управления учреждениями образования, структура административного корпуса

Слайд 17
Описание слайда:
Классификация педагогических наук 1) общая педагогика, исследующая принципы, функции и методы обучения и воспитания, являющаяся основой для формирования других отраслей 2) возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) – изучает особенности педагогического процесса с учетом возраста учащихся, основные аспекты обучения и воспитания. Антропогика – наука, изучающая принципы, закономерности, функции и методы обучения взрослых 3) коррекционная – изучает особенности организации педагогического процесса с учащимися, имеющими отклонения в развитии

Слайд 18
Описание слайда:
4) сравнительная – изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса в различных странах мира путем сравнения, сопоставления между собой 5) история педагогики – изучает закономерные особенности функционирования педагогического процесса в различных исторических эпохах. Развитие педагогических идей и практического воспитания и обучения в прошлом 6) социальная педагогика - изучает закономерности, особенности организации педагогического процесса вне учебных заведений. Исследуется влияние социума на развитие участников педагогического процесса. Изучаются возможности общественного, государственного целенаправленного воздействия на развитие человека

Слайд 19
Описание слайда:
7) народная – рассматривает традиционные народные методы обучения и воспитания 8) прикладные – военная, спортивная, семейная, профессиональная педагогика. Профессиональная педагогика изучает закономерности и особенности организации педагогического процесса, осуществление профессиональной деятельности в различных видах профессиональной деятельности.


Скачать презентацию на тему История возникновения педагогики и классификация педагогических наук можно ниже:

Похожие презентации