Изучение цикла «Петербургские повести»

Содержание


Презентации» Литература» Презентация Изучение цикла «Петербургские повести»
Мультимедийный урок  по теме:Наконец, в третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь ужеПлан урока.
 История создания цикла «Петербургские повести».
 Работа над повестью «Шинель».
Готовимся к ЕГЭ ( Задание С, часть 3)
   ГотовимсяТочное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие трудности.Жизненные источники
         «Шинель»
 	         «Шинель»
Заметки на полях
 		     Заметки на полях
Петербург Гоголя
 	        Каким рисует нам автор Акакия Акакиевича? Опишите его, расскажите о егоКаким увидели героя художники- иллюстраторы? Какие качества его личности выбрали? ЧтоВ чем причина несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина?
 		В чемКакие общие черты в судьбе и поведении Акакия Акакиевича и значительногоТема униженных и оскорбленных, задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырыхКонтрольные вопросы:
 Что общего в социальном положении Евгения из «Медного всадника»«Шинель» - это завершение всех повестей Гоголя, итог третьего, последнего циклаИспользованная литература
 1. В.В. Гиппиус. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники… - М.,Урок подготовила 
 Урок подготовила 
 преподаватель русского языка и литературыКОНЕЦ
 КОНЕЦ



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Мультимедийный урок по теме:


Слайд 2
Описание слайда:
Наконец, в третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь уже не изображает идеала; все поле картины заняло теперь искажение его, гибель поэзии и творчества, пошлость и гнусность, задавившие высокое в русском человеке… Наконец, в третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь уже не изображает идеала; все поле картины заняло теперь искажение его, гибель поэзии и творчества, пошлость и гнусность, задавившие высокое в русском человеке… Г.А. Гуковский

Слайд 3
Описание слайда:
План урока. История создания цикла «Петербургские повести». Работа над повестью «Шинель». - «Непостижимый город»: человек и город в сюжете повести. - Причины несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина. Сопоставление «Медного всадника» А.С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя.

Слайд 4
Описание слайда:
Готовимся к ЕГЭ ( Задание С, часть 3) Готовимся к ЕГЭ ( Задание С, часть 3) Как решается тема «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя? Каков Петербург в изображении русских писателей? Почему повесть Н.В. Гоголя «Шинель»называют одним из главных произведений в русской литературе?

Слайд 5
Описание слайда:
Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие трудности. Очевидно, это вторая половина 1833 и особенно 1834 годов, когда Гоголь переживает творческий подъем. Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие трудности. Очевидно, это вторая половина 1833 и особенно 1834 годов, когда Гоголь переживает творческий подъем. Еще в 1833 году писатель задумал книгу под названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16 линии», в которой хотел изобразить социальные противоречия большого города. Название «Петербургские повести» Гоголю не принадлежит и дано редактором его сочинений. Точно известно только, что после книги «Миргород» Н.В. Гоголь переходит темам, которые в изобилии дала ему жизнь в Петербурге. В 1835 и 1836 годах он пишет повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос».

Слайд 6
Описание слайда:
Жизненные источники Жизненные источники (Петербург 30-40 годов) «Тишина в нем (Петербурге) необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах». Н.В.Гоголь – матери, 30 апреля 1829 г. «В … четырех инстанциях…бумага должна сделать 159 оборотов; столько же нужно и на обратном пути к исполнению, и вдвое более, - если министр потребует каких-нибудь справок и объяснений…» Н.А.Добролюбов. Руководство к наглядному изучению административного порядка течения бумаг в России «Снова хожу каждый день в должность… Жалованья получаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую-нибудь статейку для г. журналистов… Одного только нужно здесь опасаться бедняку – заболеть…, издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остается одно средство – умереть». Н.В.Гоголь – матери, 2 февраля 1830г.

Слайд 7
Описание слайда:
«Шинель» «Шинель» Все мы вышли из «Шинели» Гоголя… Ф.М.Достоевский

Слайд 8
Описание слайда:
Заметки на полях Заметки на полях Анекдот - случай, приключение, происшествие, смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания. Лепатьевское ружье. Лепаж – знаменитый французский мастер-оружейник. Особенно славились его дуэльные пистолеты и охотничьи ружья. Анненков Павел Васильевич (1812-1887) – литературовед, издатель трудов А.С.Пушкина, автор биографических трудов о Пушкине, Белинском, Гоголе.

Слайд 9
Описание слайда:
Петербург Гоголя Петербург Гоголя 1.Каким изображали Петербург русские писатели? 2. Каким видят город герои и как его описывает Н.В.Гоголь в «Петербургских повестях» и в «Шинели»? 3. Каким увидел город художник Савва Бродский? Что в тексте повести могло натолкнуть художника на такое изображение города?

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:
Каким рисует нам автор Акакия Акакиевича? Опишите его, расскажите о его занятиях, интересах, дайте толкование имени героя? Заметки на полях Акакий (русские святцы) – смиренный Акакий (греческий) - незлобный

Слайд 12
Описание слайда:
Каким увидели героя художники- иллюстраторы? Какие качества его личности выбрали? Что в тексте повести могло натолкнуть художников на то или иное графическое решение?

Слайд 13
Описание слайда:
В чем причина несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина? В чем причина несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина? -Какие изменения произошли с героем после покупки шинели? -Как дальше складывалась судьба героя? -Какую роль играет в сюжете произведения эпизод встречи Башмачкина со значительным лицом?

Слайд 14
Описание слайда:
Какие общие черты в судьбе и поведении Акакия Акакиевича и значительного лица вы заметили?

Слайд 15
Описание слайда:
Тема униженных и оскорбленных, задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинается в русской литературе произведениями А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Сравним «Медный всадник» А.С. Пушкина и «Шинель» Н.В. Гоголя. Тема униженных и оскорбленных, задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинается в русской литературе произведениями А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Сравним «Медный всадник» А.С. Пушкина и «Шинель» Н.В. Гоголя.

Слайд 16
Описание слайда:
Контрольные вопросы: Что общего в социальном положении Евгения из «Медного всадника» и Акакия Акакиевича из «Шинели»? Случайно ли упоминание бронзового памятника Петру Первому в описании времяпрепровождения чиновников в повести Гоголя? Какие ассоциации возникают у читателя с «Медным всадником»? Почему так снижен у Гоголя образ Медного всадника и Петербурга? Как раскрывается тема мести бедного человека? Есть ли в повести Гоголя параллель тому, что появляется в больном воображении бедного Евгения (погоня за ним Медного всадника)? Каково значение этих фантастических сцен в каждом из произведений? В чем, по-вашему, состоит различие в отношении Пушкина и Гоголя к своим героям?

Слайд 17
Описание слайда:
«Шинель» - это завершение всех повестей Гоголя, итог третьего, последнего цикла их, как итог всех циклов вместе. Трагическое движение темы трех циклов замкнулось… «Шинель» - это завершение всех повестей Гоголя, итог третьего, последнего цикла их, как итог всех циклов вместе. Трагическое движение темы трех циклов замкнулось… Так три цикла соотнесены: благо; благо в борьбе со злом; зло. Вот упрощенно – кратчайшая формула этого соотношения и движения темы у Гоголя. При этом сгущение трагизма к концу этого движения было в то же время все более напряженным и страстным отрицание зла, все более взволнованным призывом к его ниспровержению… Г.А.Гуковский. Реализм Гоголя

Слайд 18
Описание слайда:
Использованная литература 1. В.В. Гиппиус. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники… - М., 1999. 2. А.В. Ляпина. Творчество Н.В. Гоголя в школьном курсе литературы. Омск. 2009г. 3. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. Под редакцией профессора Г.И.Беленького. М. Просвещение. 1996г. 4. Журнал «Литература в школе» разных лет.

Слайд 19
Описание слайда:
Урок подготовила Урок подготовила преподаватель русского языка и литературы Омского кадетского корпуса Самкова Людмила Александровна

Слайд 20
Описание слайда:
КОНЕЦ КОНЕЦ


Презентация на тему Изучение цикла «Петербургские повести» доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации