ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ презентация

Содержание


Презентации» Разное» ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Анализ критической статьи (кратко)
 1. Анализ текста до чтения
 1.1. Автор2. Анализ текста во время чтения
 2.1. Логический анализ:
 	– ВыделениеСАМООЦЕНКАСостав УМК для 6 классаТеория литературы изучается исключительно в контексте изучения произведений, логично и обоснованно
На выходе из начальной школы ученик должен:
 Анализировать название текста иПо теории литературы в 5 классе проходят:
 Понятие о приключенческой литературе.6 класс (70 часов)
 	Теория литературы. 
 	Мистика. Мистификация. Символ. 
7 класс (70 часов)
 	Художественная автобиографическая литература. Понятие о литературной традиции.
8 класс (70 часов)
 	Тип литературного героя, типический характер, художественный образ.9 класс (105 часов)
 	В 9-м классе предполагается изучение краткого курсаСодержание учебника литературы 5 класса
 Часть I. Воздействие художественного произведения наСтруктура учебника 5 класса
 Сквозной персонаж (мальчик Олег) позволяет вести диалогУчебник 5 класс книга вторая ЧАСТЬ II «Что можно увидеть сТеоретико-литературные понятия курса литературы 6 класса
 1 раздел. Мистика, мистификация, символ.СТРУКТУРА УЧЕБНИКА 6 КЛАССА
 Сквозной персонаж (девочка Вера) позволяет вести диалогЦЕЛИ изучения литературы – линии развития личности средствами предметаСоотношение линий развития и целей, определенных образовательным стандартомОсобенность программы:
 Изучение литературы 
 рассматривается не столько
 как цель преподавания,Определите цель продуктивных заданийКомплекс образовательных технологий:Технология продуктивного чтенияКаждый образованный человек умеет читать разные тексты. А учит ли этомуКого можно назвать  «грамотным читателем»? 
 Грамотность чтения – этоЧто такое  ПОЛНОЕ понимание текста? 
 Это вычитывание трех видовПотренируемся вместе
 Вспомните «Механик Салерно» Б. Житкова.
  О чем этотПодготовка текста для продуктивного чтения на уроке
 Прочитайте текст, выделите вПример: Литература, 5 кл.Семь смертных грехов
 Гордыня – считать себя центром Вселенной
 Зависть –Комментированное чтение
 Понятие «смысловой барьер»
 Опасное место в тексте.
 К смысловомуЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
 Применимо при работе с малыми формами
 Произведение условноКакие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?Развитие УУД на уроках литературыРазвитие УУД на уроках литературыРазвитие УУД на уроках литературыРазвитие УУД на уроках литературыЦель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом
 Формирует: эстетический вкус, умениеТема: Изображение войны в очерке Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце»
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ  10 И 11 КЛАССОВСтруктура учебника литературы 10 классаУчебник литературы 11 классаРАЗДЕЛ I
 РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 КАК ЗЕРКАЛО НАРОДНОЙ ДУШИ
 �� «ЧЕЛОВЕК,РАЗДЕЛ II
 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 О СОКРОВЕННОЙ ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ
 �� «УТОНЧЁННОИЗЯЩНЫЙРАЗДЕЛ III
 ТЕМА СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА
 В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 �� «ПОЭТЕССА, НАУЧИВШАЯ



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:
Анализ критической статьи (кратко) 1. Анализ текста до чтения 1.1. Автор текста – Кто он? Знакомы ли лично автор критической статьи и автор разбираемого текста, и, если так, какие их связывают отношения? 1.2. Цель создания текста – К кому он обращён? Какие задачи ставил перед собой автор? (поделиться результатом своего исследования; вывести новую тенденцию, познакомить читателей с общепринятой и (или) альтернативной точкой зрения на ход литературного процесса; убедить кого-либо в правоте только своей позиции; использовать разбираемое литературное произведение как аргумент (повод) для формирования определённых идей

Слайд 12
Описание слайда:
2. Анализ текста во время чтения 2.1. Логический анализ: – Выделение фактов внутри текста и установление связей межу ними. – Соотнесение новых фактов с уже известными фактами и выводами; нахождение отличий; поиск объяснения им в тексте. – Согласие или несогласие с авторской логикой. 3. Анализ текста после чтения Читательская интерпретация основной идеи текста: определение своего отношения к ней

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
САМООЦЕНКА

Слайд 15
Описание слайда:

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:
Состав УМК для 6 класса

Слайд 18
Описание слайда:

Слайд 19
Описание слайда:
Теория литературы изучается исключительно в контексте изучения произведений, логично и обоснованно Литературные направления рассматриваются в хронологическом порядке в 9 классе В 10-11 классе литературные произведения расположены не по хронологии, а по принципу духовного (семантического) единства писателей. Соблюден принцип межпредметных связей Литература Русский язык История Духовная культура Обществознание МХК

Слайд 20
Описание слайда:
На выходе из начальной школы ученик должен: Анализировать название текста и самостоятельно озаглавливать Ставить вопросы к тексту Давать развернутый ответ Проводить семантический анализ слова Составлять различные виды планов Пересказывать текст прямо и с компрессией Вести диалог с автором (продуктивное чтение)

Слайд 21
Описание слайда:
По теории литературы в 5 классе проходят: Понятие о приключенческой литературе. Понятие о литературном герое. Эссе как жанр. Жанр рассказа Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи. Отличительные особенности фантастической литературы. Фольклор Поэма как литературный жанр. Понятие о детективе. Повесть Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя Сказка

Слайд 22
Описание слайда:
6 класс (70 часов) Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Баллада, новелла. Эпос, драма. Эпическое в стихах и прозе. Сказка в эпосе и лирике. Литературная cказка. Деталь в сказочном повествовании. Композиционный прием «рассказ в рассказе». Героический эпос, миф, былина. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа).

Слайд 23
Описание слайда:
7 класс (70 часов) Художественная автобиографическая литература. Понятие о литературной традиции. Понятия «литературный герой», «характер». Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Сюжет, конфликт, проблема. Дневник как литературная форма. Очерк как эпический жанр. Композиция. Композиционные приемы. Авторский стиль. Сравнение, контраст, метафора. Лирический герой и автор лирического произведения. Жанры лирической поэзии.

Слайд 24
Описание слайда:
8 класс (70 часов) Тип литературного героя, типический характер, художественный образ. Юмор, ирония, сатира, сарказм как средства выражения авторской позиции. Комедия как драматургический жанр. Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр. Героический характер в литературе. Способы создания характера литературного героя (обобщение). Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой – характер – образ (соотношение понятий).

Слайд 25
Описание слайда:
9 класс (105 часов) В 9-м классе предполагается изучение краткого курса истории русской литературы. В основу построения программы положен хронологический принцип (литература изучается в системе исторически сложившихся этапов, которые выделяются современным литературоведением). Путешествие к истокам. Древнерусская литература (4 ч.) Эпоха рассудка и Просвещения Литература XVIII в. (13 ч.) Становление самосознания в русской литературе Писатели начала XIX в.: многообразие индивидуальностей (44 ч.) Художественные вершины литературы середины XIX века (16 ч.) Литература последних десятилетий XIX века (5 ч.) Страницы литературы XX века (19 ч.)

Слайд 26
Описание слайда:
Содержание учебника литературы 5 класса Часть I. Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение 1 раздел. Жизнь по законам чести 2 раздел. Шифры и клады 3 раздел. Экстремальные ситуации 4 раздел. Как мы становимся взрослыми. 5 раздел. Правда истории и вымысел. 6 раздел. Романтика неизведанного Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами 1 раздел. Мир, «затеряный» в нас. 2 раздел. Научная и «ненаучная» фантастика 3 раздел. Сказка и фантастика Часть III. В лабиринте событий Часть IV. Я и другие Часть V. Мы не можем без них или они без нас?

Слайд 27
Описание слайда:
Структура учебника 5 класса Сквозной персонаж (мальчик Олег) позволяет вести диалог не напрямую, «взрослеет» вместе с детьми, помогает читать и понимать текст, а таже задавать самые разные вопросы. Произведения сгруппированы по разделам в соответствии с эмоциональной составляющей: Раздел 1 – Жизнь по законам чести – воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя Раздел 2 – Шифры и клады – законы приключенческой литературы Раздел 3 – Экстремальные ситуации – герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы Раздел 4 – Как мы становимся взрослыми – тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы, пафос вольности и свободолюбия Раздел 5 – Правда истории и вымысел – историческая правда и авторский вымысел в литературе Раздел 6 – Романтика неизведанного – мечта о неведомом

Слайд 28
Описание слайда:
Учебник 5 класс книга вторая ЧАСТЬ II «Что можно увидеть с закрытыми глазами» Раздел 1 Мир, «затерянный» в нас – наука и фантазия в литературе Раздел 2 Научная и «ненаучная» фантастика – фантастика, как средство изображения авторского замысла Раздел 3 Сказка и фантастика – связь литературы с фольклором ЧАСТЬ III «В лабиринте событий» ЧАСТЬ IV «Я и другие» ЧАСТЬ V «Мы не можем без них, или они без нас»

Слайд 29
Описание слайда:
Теоретико-литературные понятия курса литературы 6 класса 1 раздел. Мистика, мистификация, символ. Перевод и переработка художественного произведения. Эпическое повествование в стихах и в прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка. 2 раздел. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказа в рассказе». 3 раздел. Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола. 4 раздел. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Роль детали в повествовании. 5 раздел. Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического. 6 раздел. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.

Слайд 30
Описание слайда:
СТРУКТУРА УЧЕБНИКА 6 КЛАССА Сквозной персонаж (девочка Вера) позволяет вести диалог не напрямую, «взрослеет» вместе с детьми, помогает читать и понимать текст, а таже задавать самые разные вопросы. Произведения сгруппированы по разделам в соответствии с эмоциональной составляющей: Раздел 1 – «Пролетая над снами» - мистика как средство худож. выраж. Раздел 2 – «Сказки для взрослых» - роль сказки в жизни читателя Раздел 3 – «Следы во времени» - героический эпос разных народов Раздел 4 – «Открывая мир вокруг» - лит-ра, как способ познания мира Раздел 5 – «Смеясь сквозь слезы» - смешное в жизни и в литературе Раздел 6 – «Стихи из заветной тетради» - мир чувств в лирике В разборе каждого литературного произведения реализованы все пять линий развития личности согласно «Концепции модернизации Российского образования», принятого правительством РФ.

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:
ЦЕЛИ изучения литературы – линии развития личности средствами предмета

Слайд 33
Описание слайда:
Соотношение линий развития и целей, определенных образовательным стандартом

Слайд 34
Описание слайда:
Особенность программы: Изучение литературы рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности учащегося

Слайд 35
Описание слайда:
Определите цель продуктивных заданий

Слайд 36
Описание слайда:

Слайд 37
Описание слайда:
Комплекс образовательных технологий:

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:

Слайд 40
Описание слайда:
Технология продуктивного чтения

Слайд 41
Описание слайда:
Каждый образованный человек умеет читать разные тексты. А учит ли этому школа? Традиционные способы работы с текстом в школе А. Прочитайте дома и перескажите (Зачем мне это?) Б. Ответьте кто действует в этом тексте, что делает, когда (только фактуальная инф.) В. Быстро прочитайте про себя и кратко назовите главные черты (… Что здесь главное, если половина слов не понятна?...)

Слайд 42
Описание слайда:
Кого можно назвать «грамотным читателем»? Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать на содержание текстов: - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.) Выделите главную составляющую грамотности чтения

Слайд 43
Описание слайда:
Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Слайд 44
Описание слайда:
Потренируемся вместе Вспомните «Механик Салерно» Б. Житкова. О чем этот рассказ, каковы действующие лица? (фактуальная информация) Почему рассказ называется именно «Механик Салерно» а не как-то по-другому? (почему он, единственный, назван в рассказе по имени)? Какие чувства вы испытали к механику, к матросам, к капитану?(подтекстовая информация) Какими мыслями с нами хотел поделиться автор? (концептуальная информация)

Слайд 45
Описание слайда:

Слайд 46
Описание слайда:
Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту) Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)

Слайд 47
Описание слайда:
Пример: Литература, 5 кл.

Слайд 48
Описание слайда:

Слайд 49
Описание слайда:

Слайд 50
Описание слайда:
Семь смертных грехов Гордыня – считать себя центром Вселенной Зависть – желать того, что есть у другого Гнев – раздражение или ненависть к другим Блуд – измена или разврат в мыслях или наяву Алчность – сильное желание разбогатеть Уныние – мысли о самоубийстве Чревоугодие – вечное наслаждение едой

Слайд 51
Описание слайда:
Комментированное чтение Понятие «смысловой барьер» Опасное место в тексте. К смысловому барьеру относятся: - Непонятные слова (устаревшие, малоупотребительные, или, наоборот, введенные в оборот сравнительно недавно) словоформы, требующие комментария Слова – ложные переводчики (искажающие смысл) Слова – маячки (указывающие на присутствие подтекста)

Слайд 52
Описание слайда:
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ Применимо при работе с малыми формами Произведение условно делится на три части: завязка, кульминация, развязка После первой части предлагается сконструировать дальнейший ход событий (предположить интригу) После второй части – предлагается предсказать финал При работе с развязкой – вывести на открытие нового знания

Слайд 53
Описание слайда:
Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?

Слайд 54
Описание слайда:
Развитие УУД на уроках литературы

Слайд 55
Описание слайда:
Развитие УУД на уроках литературы

Слайд 56
Описание слайда:
Развитие УУД на уроках литературы

Слайд 57
Описание слайда:
Развитие УУД на уроках литературы

Слайд 58
Описание слайда:

Слайд 59
Описание слайда:
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом Формирует: эстетический вкус, умение формулировать свое мнение и отстаивать его; умение работать со словом и понимать его значение и смысл; гражданскую позицию и понимание морально-нравственных ценностей. Приемы: РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРОЧТЕНИЯ ТЕКСТА. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС К ТЕКСТУ В ЦЕЛОМ. ВЫХОД НА ИСТОЛКОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЭПОХУ И БИОГРАФИЮ ПИСАТЕЛЯ. СРАВНЕНИЕ АНТИЦИПАЦИИ И РЕФЛЕКСИИ ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО (обоснованного) ОТНОШЕНИЯ К ДАННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ

Слайд 60
Описание слайда:

Слайд 61
Описание слайда:

Слайд 62
Описание слайда:

Слайд 63
Описание слайда:
Тема: Изображение войны в очерке Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце» Цель: выявление задачи автора I. Работа с текстом до чтения. 1. Чтение названия и его анализ 2. Ответ на вопрос: о чем может идти речь в данном произведении II. Работа с текстом во время чтения. 1. Комментированное чтение очерка 2. Диалог с автором. 3. Выявление смысловых барьеров III. Работа с текстом после чтения. 1. Докажите, что «Севастополь в декабре» - очерк 2. На каком противопоставлении постоянно работает Толстой и какие стилистические приемы использует? 3 Почему «Севастополь в декабре» - эпическое произведение? 4. Какой концепт здесь можно выделить? (три варианта прочтения)

Слайд 64
Описание слайда:

Слайд 65
Описание слайда:
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 10 И 11 КЛАССОВ

Слайд 66
Описание слайда:

Слайд 67
Описание слайда:

Слайд 68
Описание слайда:

Слайд 69
Описание слайда:

Слайд 70
Описание слайда:

Слайд 71
Описание слайда:

Слайд 72
Описание слайда:

Слайд 73
Описание слайда:

Слайд 74
Описание слайда:

Слайд 75
Описание слайда:

Слайд 76
Описание слайда:

Слайд 77
Описание слайда:

Слайд 78
Описание слайда:

Слайд 79
Описание слайда:
Структура учебника литературы 10 класса

Слайд 80
Описание слайда:

Слайд 81
Описание слайда:

Слайд 82
Описание слайда:
Учебник литературы 11 класса

Слайд 83
Описание слайда:
РАЗДЕЛ I РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ЗЕРКАЛО НАРОДНОЙ ДУШИ �� «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ВЕСЬ БОРЬБА» Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) «Преступление и наказание» «САМЫЙ РУССКИЙ ИЗ РУССКИХ» Николай Семёнович Лесков (1831–1895) «Запечатлённый ангел» «ОГРОМНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, КОТОРОГО НЕ ЗАМЕЧАЛИ» Андрей Платонович Платонов (1899–1951) «Сокровенный человек «САМЫЙ БЕСКОМПРОМИССНЫЙ ИЗ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ» Варлам Тихонович Шаламов (1907–1982) «Последний бой майора Пугачёва �� «ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Лев Николаевич Толстой (1828–1910) Л.Н. Толстой о своей жизни «Война и мир» . . . . . . . . . . . . . . . . 173

Слайд 84
Описание слайда:
РАЗДЕЛ II РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА О СОКРОВЕННОЙ ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ �� «УТОНЧЁННОИЗЯЩНЫЙ ЕВРОПЕЕЦ И РУССКИЙ ПОЭТ» Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873) . лирика «ПОЭТ ДВОРЯНСКОЙ СУДЬБЫ» Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) лирика �� «САМЫЙ РУССКИЙ ЭМИГРАНТ» Иван Алексеевич Бунин (1870–1853) рассказ «Антоновские яблоки» �� «ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ» Сергей Александрович Есенин (1895–1925) лирика «АНГЕЛ РОДИНЫ» Николай Михайлович Рубцов (1936–1971) стихотворение «Тихая моя родина» �� «ЛЕТОПИСЕЦ НАРОДНОГО ДУХА» Михаил Александрович Шолохов (1905–1984). «Тихий Дон»

Слайд 85
Описание слайда:
РАЗДЕЛ III ТЕМА СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ �� «ПОЭТЕССА, НАУЧИВШАЯ ЖЕНЩИН ГОВОРИТЬ» Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) стихотворение «Лотова жена» «ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ» Осип Эмильевич Мандельштам (1891–1938) Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса… ». «ПИСАТЕЛЬ, ЖИВУЩИЙ В РОССИИ» Борис Леонидович Пастернак (1890–1960) стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» «САМЫЙ ЗОРКИЙ ПИСАТЕЛЬ» Александр Иванович Куприн (1870–1938) рассказ «Исполины» �� «ГЕРОЙ СВОЕГО РОМАНА» Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940) роман «Мастер и Маргарита» �� «ИНТИМНАЯ ПОЭЗИЯ ИЗРАНЕННОЙ ДУШИ» Марина Ивановна Цветаева (1892–1941). Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины».


Скачать презентацию на тему ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ можно ниже:

Похожие презентации