Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы


Презентации» Литература» Презентация Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы
Изучение языка  художественных произведений  на уроках русского языка иАктуальность проблемы:Уроки изучения  языка художественных   произведений создают условия дляПеред учащимися раскрываются тайны удивительной выразительности родной речи, всех ее сторон,Цели и задачи:
 изучение законов употребления языковых единиц;
 развитие навыков самостоятельной   
 Основные направления изучения
  языка художественной литературы:"Русскому языку нельзя научить ребят на отдельных словах или отдельных, неСистема работы  над языком И.С. Тургенева
   Проза И.С.Темы уроков:
 Урок- повторение «Берегите наш язык...» - 5 класс
 ВолшебнаяВыводы:
 «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить ономуЛИТЕРАТУРА
 1.     Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. //Русский язык



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы Литвиной Татьяны Михайловны, МОУ «СОШ№16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края


Слайд 2
Описание слайда:
Актуальность проблемы:

Слайд 3
Описание слайда:
Уроки изучения языка художественных произведений создают условия для воспитания у учащихся способности осознавать эстетическую ценность языковых явлений художественного произведения, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. И одна из задач, стоящих перед учителем, - «научить и приучить учащихся читать художественные произведения филологически вооруженным взглядом» (Н. М. Шанский)

Слайд 4
Описание слайда:
Перед учащимися раскрываются тайны удивительной выразительности родной речи, всех ее сторон, поскольку объектом анализа последовательно станут все ярусы языка: фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический.

Слайд 5
Описание слайда:
Цели и задачи: изучение законов употребления языковых единиц; развитие навыков самостоятельной работы над идейно-художественным смыслом прочитанного на основе исследования языковой ткани произведения, от анализа языка – к образу, сюжету, композиции, идее; осмысление всех компонентов содержания и формы во взаимосвязи и восприятие произведения как целостного явления искусства слова; творческий подход к родному языку, умение ценить творческие находки писателей и собеседников, внимательно и чутко относиться к своей речи, находить адекватное выражение для собственных мыслей и чувств, создавать собственные тексты.

Слайд 6
Описание слайда:
    Основные направления изучения языка художественной литературы:

Слайд 7
Описание слайда:
"Русскому языку нельзя научить ребят на отдельных словах или отдельных, не связанных по смыслу предложениях. Нужен непременно текст, который давал бы образцы правильной связной речи", - писал Ф.Советкин.

Слайд 8
Описание слайда:
Система работы над языком И.С. Тургенева Проза И.С. Тургенева музыкальна. Звук ее переполняет. Вчитываясь в их музыку: эта музыка составляет ту поэтическую форму, которая от содержания неотделима, она несёт в себе и образы, и чувства, и мысли.

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
Темы уроков: Урок- повторение «Берегите наш язык...» - 5 класс Волшебная красота и сила русского слова (по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» - 6 класс Уроки словесности. Служебные части речи (по «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева) – 7 класс Интерпретация стихотворения И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...» - 8 класс Повторения синтаксиса сложного предложения (на примере повести И. С. Тургенева «Первая любовь») – 9класс Мастерство И. С. Тургенева в создании пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» - 10 класс Уроки словесности. Стилистический анализ стихотворения И. С. Тургенева «Собака»

Слайд 11
Описание слайда:
Выводы: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся», - писал Федор Буслаев. Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием должно быть на мой взгляд, основным принципом работы учителя русского языка и литературы, ведь педагог должен учить не только правилам грамматики, но и любви к родному языку.

Слайд 12
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА 1.     Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. //Русский язык в школе. 2002, №2, с.3. 2.     Антонова Е.С. Тайна текста. //Русский язык в школе. 2000, №5, с.3; 3.     Барлас Л.Г. Язык художественной литературы. М., 1985. 4.     Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. - М., 1983. 5.     Вопросы изучения мастерства писателей в школе. Сборник статей. М., 1973. 6.     Львова С.И. Уроки словесности. «Дрофа», 1996. 7.     Машталер О.Е. Лингвистическая лаборатория на уроке. //Русский язык в школе. 1999, №6, с.4 8.     Методика преподавания литературы /Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. 9.     Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., 1971. 10. Практикум по методике преподавания литературы 11. /Под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999. 12. Преподавание литературы в старших классах. Сборник статей. М., 1978. 13. Программно-методические материалы. Литература. 5 – 11 кл. - М., 2000. 14. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. «Дрофа», 2003. 15. Сорокин В.И. Теория литературы. М., 1970.  


Презентация на тему Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации