Коллекция русских икон

коллекция русских иконРождество Христово 17 век. Поволжье Дерево, левкас,  темпера. 31,6х27,5 см. 
Благовещение 16 век. Вологда Дерево, левкас, темпера. 71,2х52,3 см. 
 ИконаВведение Богородицы во храм 16 век. Ярославль Дерево, левкас, темпера. 110,9х82,8Вознесение Христово 16 век. Среднерусские земли Дерево, левкас, темпера. 67,5х50 см.Святой Николай, с 16 клеймами жития 16 век. Ростовская школа Дерево,Святой Иаков брат Господень 16 век. Новгород (?) Дерево, левкас, темпера.Спас на престоле 16 век. Тверь (?) Дерево, левкас, темпера. 87х61Шесть клейм из жития святого Георгия (врезок) 16 век. Поволжье Дерево,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
коллекция русских икон


Слайд 2
Описание слайда:
Рождество Христово 17 век. Поволжье Дерево, левкас,  темпера. 31,6х27,5 см.  Характерной деталью иконографии является изображение Богоматери, сидящей в повороте к волхвам, подносящим дары младенцу. Данный иконографический вариант получает распространение во второй половине XVII в. Он восходит к одной из самых ранних русских икон с подобной деталью - иконе "Рождество Христово" из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля, созданного в 1650-е годы. Данный кремлевский иконостас и его иконы стали одним из основных образцов в дальнейшем развитии русского искусства. В стиле иконы ощутима зависимость от живописи Москвы третьей четверти XVII в. Ее красочная гамма проще, чем в московских произведениях. Икона является памятником живописи Поволжья второй половины - конца XVII в. Представляет художественную, историческую и музейную ценность

Слайд 3
Описание слайда:
Благовещение 16 век. Вологда Дерево, левкас, темпера. 71,2х52,3 см. Икона из праздничного ряда иконостаса. Оригинальная подробность иконографии - велум не переброшен между зданиями, как обычно, а свешивается с шарообразного навершия башенки. Редкую конфигурацию имеет изображение неба. Колорит иконы выдает ее вологодское происхождение. Важную роль в нем играет краска индиго, положенная на зеленовато-голубую подложку, и столь же типичные для вологодской иконописи зеленая краска и коричневая краса с лиловатым опенком. Обычен для вологодской иконы и очень желтый опенок золочения, с оранжевато-желтой подложкой. Типы ликов и их письмо также типичны для Вологды. Изящество и легкость моделировок на одеяниях архангела сочетаете : плоскостной красочной кладкой на большей части поверхности. Художественный памятник музейной ценности, интересный для истории русской культуры второй половины XVI в.

Слайд 4
Описание слайда:
Введение Богородицы во храм 16 век. Ярославль Дерево, левкас, темпера. 110,9х82,8 см.   В иконе уникально изображение Иерусалимского храма с отверстыми вратами и приподнятой завесой, с деревьями на фасаде символизирующими рай. Редким для своего времени является изображение профиля в круглом окне здания, стоящего слева. Композиция, рисунок и пропорции фигур, типы ликов находят ближайшие аналогии во фресках Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле 1563-1564 годов, а также в ряде икон несомненно ярославского происхождения.

Слайд 5
Описание слайда:
Вознесение Христово 16 век. Среднерусские земли Дерево, левкас, темпера. 67,5х50 см. Икона из праздничного ряда иконостаса. Редкой деталью иконографии является отверстое небо, принимающее в себя мандорлу с возносящимся Христом. Христос благословляет двуперстно, обеими руками. В группах апостолов лишь по две фигуры с каждой стороны изображены полностью. Их возглавляют Петр и Павел. Стиль памятника позволяет датировать его третьей четвертью XVI в.

Слайд 6
Описание слайда:
Святой Николай, с 16 клеймами жития 16 век. Ростовская школа Дерево, левкас, темпера. 77х56,5 см. В среднике святой представлен в иконографии Николы Зарайского, с двумя обычными медальонами с изображениями Спаса и Богоматери вверху. Редкостью являются два медальона над поземом, слева - с полуфигурой святителя, справа - с полуфигурой мученика. Два последних изображения, очевидно, появились по воле заказчика. Редким является также клеймо 12-е, с изображением родителей, молящих Николу о спасении их утонувшего ребенка. Клейма с циклом повествования о спасении трех купцов, выброшенных в море разбойниками, обычны для новгородских и псковских икон, но нечасто встречаются на иконах ростовской художественной традиции.

Слайд 7
Описание слайда:
Святой Иаков брат Господень 16 век. Новгород (?) Дерево, левкас, темпера. 31,1х25.4 см. Надпись с именем святителя не сохранилась, но иконография - черты его лика и форма бороды подсказывают, что это Иаков брат Божий, апостол из числа семидесяти, ставший первым епископом Иерусалима, который был сыном Иосифа от первого брака и, следовательно, приходился братом Иисусу Христу по плоти. В византийском искусстве изображается в числе чтимых отцов церкви. Как творец первой литургии, содержавшей заупокойные службы, и автор послания, в котором говорится об исцеляющей силе молитвы (Иак.5:14-16), он с древних времен почитался еще и в качестве целителя. День памяти - 23 октября, а также 4 января - в числе Семидесяти апостолов. В Новгороде ему молились об избавлении от эпидемий. (См.: Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV- XVI вв. ЦМиАР. Каталог собрания: Серия иконы / Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2000, с. 167). Самостоятельные иконные изображения Иакова Иерусалимского очень редки. Известны новгородские иконы, на которых он изображен вместе с другими святыми: "Никола Чудотворец, Иаков брат Божий, Игнатий Богоносец" конца XV в. (ГРМ) и "Иаков брат Божий, Косма и Дамиан" второй четверти XVI в. По мастерству исполнения и художественным достоинствам икона является памятником столичного уровня. Она могла быть создана в лучших мастерских Москвы или Новгорода середины XVI в. Но особенности исполнения лика позволяют считать, что ее автором был новгородский иконописец.

Слайд 8
Описание слайда:
Спас на престоле 16 век. Тверь (?) Дерево, левкас, темпера. 87х61 см. Стиль иконы противоречив. Моделировка одеяний, характерная для позднего XVI в., сочетается с деталями, которые выглядят как цитаты из искусства XV в. Это, например, крупная, решительно моделированная десница Христа. Иконописец предпочитает сильные контрасты между начальной раскладкой красок и моделирующими слоями, как это было принято в искусстве русских северо-западных земель в целом. Но даже некоторый провинциализм, сказывающийся в упрощенности композиционного решения, не может скрыть тяготения мастера к тверской художественной традиции. Он выявляет прежде всего не цветовой контраст, как было принято в Новгороде, а контраст между светлым и темным, отчего его гамма сильно ахроматизируется. Иконописец мог работать в каком-либо из городов или монастырей Верхнего Поволжья, прежде входивших в тверское княжество. Икона принадлежит к числу памятников, характеризующих неизученные и малоизученные явления русского искусства второй половины XVI в.

Слайд 9
Описание слайда:
Шесть клейм из жития святого Георгия (врезок) 16 век. Поволжье Дерево, левкас, темпера. 41,3х33,1 см. (врезок 28х29,5)   Последовательность сцен на врезке может быть прочитана по-разному. Традиционным, более отвечающим содержанию литературного Страдания св. Георгия, является следующий вариант. Начальный эпизод Страдания - в верхнем левом клейме. Это Приведение Георгия к царю, перед которым он исповедует христианскую веру. Второй эпизод - верхнее правое клеймо, в котором святого по повелению царя бьют воловьими жилами. Третий эпизод - левое среднее клеймо, в котором Георгия заключают в темницу. Четвертый эпизод - левое нижнее клеймо, где Георгий в темнице молится Спасителю. Пятый эпизод - среднее правое клеймо - Георгию прокалывают ребра копьем. Шестой эпизод - нижнее правое клеймо, в котором святого истязают железными крючьями. Врезок является фрагментом произведения, редкого по принципу компоновки житийных клейм.


Презентация на тему Коллекция русских икон доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации