Культура первой половины XX века – расцвет или деградация

Содержание


Презентации» История» Презентация Культура первой половины XX века – расцвет или деградация
Культура первой половины XX века: расцвет или деградация
 Культура первой половиныЦели урока:
 Объективно представить творчество деятелей культуры этого времени. 
 Определить,План урока:
 Индустриальное общество первой половины XX века.
  Модернизм.
 АвангардноеИндустриальное общество в начале XX века.
 
 
 Цель : 
В начале XX века утвердилась семерка ведущих  капиталистических стран.
 КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗАЛИ РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕУрбанизация.
 Урбанизация.
 
 1880 год – в Европе 8 городов сРазница быта.
    
    Человек, векамиМаргинализация.
  Очень скоро оказывается, что 
 надежды на богатую жизньМиграция.
 Миграция.
 К миграции приводят все те процессы, о которых говорилосьСоциальные потрясения.
 Социальные потрясения.
 
 Мир в начале XX века поистинеНаучно – технический прогресс.
    Научно – технический прогресс.
Выводы: 
 На развитие культуры первой половины XX века оказали особоеНаправления в искусстве в первой половине XX в.:МодернизМ
 МодернизММодернизм:
 это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половиныТечения в модернизме:
 Символизм.
 Импрессионизм.
 Постимпрессионизм.
 Фовизм.
 Экспрессионизм.
 Абстрактный экспрессионизм.
 Сюрреализм.Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейшихЯркие представители:
 В литературе:
 Ш.Бодлер (Франция)
 М.Метерлинк(Бельгия)
 В.Брюсов (Россия)
 А.Блок (Россия)
Одилон Редон
 Французский        О. Редон       О.Редон «Ворон» О.Редон          О.РедонМихаил Александрович Врубель
 Русский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор.
М.Врубель 
 М.Врубель 
 «Девочка на фоне персидского ковра».
  М.Врубель.     «Демон сидящий»    Русская тема в творчестве М.Врубеля. «Царевна-лебедь»     Александр Скрябин (1872 – 1915)Импрессионизм (от фр. impression-   «впечатление») – направление в искусстве.
Яркие представители.
 В живописи:
   К.Моне (Франция)
   Э.МанеЭдгар Дега «Голубые танцовщицы».Фовизм (от фр.fauve«дикий») – направление во французской живописи
 Время возникновения: 
Анри Матисс – яркий представитель фовизма.
 Франция.
 Годы жизни:
  Анри Матисс
 Анри Матисс
   «Красные рыбки»
   Экспрессионизм (от лат.expressio «выражение») – течение в европейском искусстве.
 Время возникновения:Эмиль Нольде (1867-1956)
 Примером бунтарства и броскости служит картина «Танцующие соАнтивоенная направленность в творчестве Отто Дикса «Раненный солдат»  «Газовая атака»Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах.
Джексон Поллок (США, 1912-1956) – яркий представитель абстрактного экспрессионизма
 «Алхимия»Сюрреализм(от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве XX века, провозгласившееЯркие представители.
 В литературе:
 А.Бретон (Франция)
 Б.Поплавский (Россия)
 
 В кинематографе:
Рене Магритт.
 Рене Магритт.
 
 Годы жизни:
    Р.Магритт «Это не трубка»(1930г. Цикл «Вероломство образов»).Давайте поиграем!!!
 Ребус от Рене Магритта.Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреалистического искусства.
 Испания, Франция.
 Годы жизни:С.Дали «Сон». 1937г.Выводы:
 Модернизм – это попытка уйти от реального мира.
 Апогей отказаавангардное
 искусствоАвангард
 (Avant-garde, «передовой отряд»)-общее название течений в европейском искусстве , возникшееТечения в авангарде.
 Кубизм.
 Дадаизм.
 Примитивизм.
 Футуризм.
 Супрематизм.
 Конструктивизм.Кубизм.
 - от франц. Cube – «куб».
 Время возникновения : началоЯркие представители:
 П.Пикассо        Пабло Пикассо.
  1881-1973
  Испания.
  Художник, скульптор, график, керамист,П.Пикассо «Герника».1937г.
   Поводом к созданию картины стало событие
 П.Пикассо «Голубь мира». 1950г.
 Под влиянием событий, свидетелем которых он был,Дадаизм.
 от франц. Dada- «бессвязный лепет новорожденного»
 Время возникновения: 1916 г.Яркие представители
         М.ДюшанТристан Тцара. (1896-1963)
 Румыния,
 Франция.
 Поэт.
 Основатель дадаизма.Песенка дада.
 эта песня дадаиста
 сердцем истого дада
 стук в мотореПримитивизм – наивное искусство
 Время возникновения.
     Яркие представители.
 Анри Руссо (Франция, 1844-1910)
 Эмили Карр (Канада, 1871-1945)
 Н.С.Наталья Сергеевна Гончарова 
 1881-1962гг.
 Родилась в деревне Нагаево Тульской губернии.Н.С.Гончарова  «Московская зима». 1910-1911гг.Супрематизм. 
 от лат. Supremus- «наивысший», разновидность абстракционизма.
 Время возникновения –К.Малевич. «Черный квадрат»-вершина абстракционизма (1915)Конструктивизм.
 русский, советский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии, декоративно-прикладномКонструктивизм в живописи.
        Конструктивизм в литературе.
        Конструктивизм в архитектуре.Конструктивизм в фотографии.Выводы:
 Авангардное искусство по своей форме становится ещё более абстрактным.
 ПоОбщие выводы:
 Искусство не просто отражает реальность, но и создаёт её«Массовая культура»Что такое массовая культура?
 Это такой тип культуры, который адресован самымФакторы, способствующие возникновению массовой культуры:
 Развитие техники.
 Всеобщее школьное образование.
 РостСША – страна, где наиболее развита массовая культура.
 Голливуд – символКИНО.
 1895г. – изобретение кинематографа.
 1930-н гг. – появление звукового кино.
РАДИО.
 1898г. – появился первый магнитофон («телеграфон»).
 1899г. – изобретено радио.
ЛИТЕРАТУРА.
  Комикс (от англ. Comic – «смешной») – серия рисунковПОП – МУЗЫКА.
 Для неё характерны:
 тиражирование средствами массовой информации;
 коммерческийВыводы:
 Все направления массовой культуры оформились в целую ИНДУСТРИЮ ДОСУГА (новый



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Культура первой половины XX века: расцвет или деградация Культура первой половины XX века: расцвет или деградация


Слайд 2
Описание слайда:
Цели урока: Объективно представить творчество деятелей культуры этого времени. Определить, являлись ли новые явления в культуре свидетельством её расцвета или упадка.

Слайд 3
Описание слайда:
План урока: Индустриальное общество первой половины XX века. Модернизм. Авангардное искусство. Развитие массовой культуры.

Слайд 4
Описание слайда:
Индустриальное общество в начале XX века. Цель : выявить те события и явления, которые оказали решающее влияние на развитие культуры европейских стран в первой половине XX века.

Слайд 5
Описание слайда:
В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран. В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран. В этих странах произошла вторая промышленная революция. Начался век электричества, автомобиля, телефона, радио.

Слайд 6
Описание слайда:
КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗАЛИ РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА ? КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗАЛИ РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА ?

Слайд 7
Описание слайда:
Урбанизация. Урбанизация. 1880 год – в Европе 8 городов с населением около 1,5 млн. человек. 1914 год – в Европе 29 городов с населением свыше 10 млн. человек. Нью-Йорк

Слайд 8
Описание слайда:
Разница быта. Человек, веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный к размеренной сельской жизни, с ее постоянством, неизменностью, монотонностью, вдруг оказывается в условиях суетливого города. Здесь до тебя никому нет никакого дела, где жизнь бурлит, где ежедневно перемещаются тонны товаров, денег, людей, а изменения в жизни происходят быстрее, чем крестьянин может мыслить.

Слайд 9
Описание слайда:
Маргинализация. Очень скоро оказывается, что надежды на богатую жизнь не оправдываются – из сельской бедности человек переезжает в городскую нищету. В городе у него нет своего дома, нет единого сообщества односельчан, помощи ждать неоткуда. В сознании рушатся идеалы призвания.

Слайд 10
Описание слайда:
Миграция. Миграция. К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше – рост городов, расстройство привязанностей. Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы, т.к. немногие могли приспособиться к новым условиям жизни. Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам и создавал угрозу социальных потрясений.

Слайд 11
Описание слайда:
Социальные потрясения. Социальные потрясения. Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров, капиталов, людей приобретало общемировой характер, начала складываться мировая экономика. Борьба за сферы влияния, вылившаяся в локальные и мировые войны, революции поставили под сомнение сам факт человеческого существования. Утрата « коллективной идентичности», национальности, потеря себя и одновременно неустроенность быта, жизни приводили к тому, что люди теряли устойчивые нравственные убеждения и становились на путь преступлений.

Слайд 12
Описание слайда:
Научно – технический прогресс. Научно – технический прогресс. Особенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Прежде всего, это относит к условиям жизни людей, которые воздействуют и изменяют изменение создание масс, формируют позицию того, что мир можно создать искусственно. Это приводит к обострению социальных проблем, массовому участию людей в политике и отрыву от семейных и патриотических ценностей, концентрации внимания человека на условиях быта.

Слайд 13
Описание слайда:
Выводы: На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние: Урбанизация. Миграция. Разница быта. Расстройство привязанностей. Социальные потрясения. Научно – технический прогресс. Под влиянием этих факторов начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей.

Слайд 14
Описание слайда:
Направления в искусстве в первой половине XX в.:

Слайд 15
Описание слайда:
МодернизМ МодернизМ

Слайд 16
Описание слайда:
Модернизм: это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половины XX в.; претендовал на роль единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего»; является ранним этапом в развитии авангардного искусства.

Слайд 17
Описание слайда:
Течения в модернизме: Символизм. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Фовизм. Экспрессионизм. Абстрактный экспрессионизм. Сюрреализм.

Слайд 18
Описание слайда:
Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейших направлений в искусстве конца XIX-начала XX вв. Время возникновения: 1870-1880-е гг. Место возникновения: Франция. Особенности: - многозначность образов, - игра метафор и ассоциаций, - таинственность, - мистичность. Получил развитие в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве.

Слайд 19
Описание слайда:
Яркие представители: В литературе: Ш.Бодлер (Франция) М.Метерлинк(Бельгия) В.Брюсов (Россия) А.Блок (Россия) В музыке: А.Скрябин (Россия)

Слайд 20
Описание слайда:
Одилон Редон Французский художник – символист. Годы жизни: 1840 -1916 . Особенности творчества: - творчество делится на «чёрный»и «цветной» периоды; - тесное переплетение с импрессионизмом и сюрреализмом; - мистичность и даже жутковатость.

Слайд 21
Описание слайда:
О. Редон О.Редон «Ворон» «Глаз как шар»

Слайд 22
Описание слайда:
О.Редон О.Редон «Человек-кактус» «Игрок»

Слайд 23
Описание слайда:
Михаил Александрович Врубель Русский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор. Годы жизни: 1856-1910. Особенности творчества: - мистичность; - загадочность; -таинственность.

Слайд 24
Описание слайда:
М.Врубель М.Врубель «Девочка на фоне персидского ковра». (1886)

Слайд 25
Описание слайда:
М.Врубель. «Демон сидящий» «Демон поверженный»

Слайд 26
Описание слайда:
Русская тема в творчестве М.Врубеля. «Царевна-лебедь» «Богатырь»

Слайд 27
Описание слайда:
Александр Скрябин (1872 – 1915)

Слайд 28
Описание слайда:
Импрессионизм (от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве. Время возникновения: вторая половина XIX в. Место возникновения: Франция. Наиболее развит в живописи. Особенности: - отражение реального мира в движении; - многоцветие.

Слайд 29
Описание слайда:
Яркие представители. В живописи: К.Моне (Франция) Э.Мане (Франция) О.Ренуар (Франция) Э.Дега (Франция)

Слайд 30
Описание слайда:
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».

Слайд 31
Описание слайда:
Фовизм (от фр.fauve«дикий») – направление во французской живописи Время возникновения: конец XIXв. – начало XXв. Особенности: - эмоциональность , - высокая художественная выразительность, - интенсивность цвета, - отказ от светотени, - простые очертания.

Слайд 32
Описание слайда:
Анри Матисс – яркий представитель фовизма. Франция. Годы жизни: 1869 – 1954. Художник, скульптор, аниматор.

Слайд 33
Описание слайда:
Анри Матисс Анри Матисс «Красные рыбки» (1911) С помощью каких приемов, присущих фовизму, художник выразил протест против реальности?

Слайд 34
Описание слайда:
Экспрессионизм (от лат.expressio «выражение») – течение в европейском искусстве. Время возникновения: 1910-1920-е гг. Место возникновения: Германия. Особенности: - выражение эмоционального состояния, - броскость и гротескность, - анархия, бунтарство. Представители: - Отто Дикс (Германия) - Эрнст Барлах (Германия) - Эмиль Нольде (Германия)

Слайд 35
Описание слайда:
Эмиль Нольде (1867-1956) Примером бунтарства и броскости служит картина «Танцующие со свечами»

Слайд 36
Описание слайда:
Антивоенная направленность в творчестве Отто Дикса «Раненный солдат» «Газовая атака»

Слайд 37
Описание слайда:
Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах. Время возникновения: 1910-1920-е гг. Место возникновения: Европа, США. Особенности: - негеометричные штрихи большими кистями; - дрипплинг (выдавливание красок на холст, капли красок); - спонтанность; - импровизация.

Слайд 38
Описание слайда:
Джексон Поллок (США, 1912-1956) – яркий представитель абстрактного экспрессионизма «Алхимия»

Слайд 39
Описание слайда:
Сюрреализм(от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания. Время возникновения: начало 1920-х гг. Место возникновения: Франция. Особенности: - парадоксальное сочетание форм, - самоценность зрелищности явлений, - алогизм композиций, - контрастное сочетание обыденного и чудесного.

Слайд 40
Описание слайда:
Яркие представители. В литературе: А.Бретон (Франция) Б.Поплавский (Россия) В кинематографе: Л.Бунюэль (Франция) Ж Кокто (Франция) Ян Шванкмайер (Чехия)

Слайд 41
Описание слайда:
Рене Магритт. Рене Магритт. Годы жизни: 1898 – 1967. Особенности творчества: - невозмутимость стиля, - предметы не теряют своей предметности, - его творчество – это борьба с обманчивой самоочевидностью.

Слайд 42
Описание слайда:
Р.Магритт «Это не трубка»(1930г. Цикл «Вероломство образов»).

Слайд 43
Описание слайда:
Давайте поиграем!!! Ребус от Рене Магритта.

Слайд 44
Описание слайда:
Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреалистического искусства. Испания, Франция. Годы жизни: 1904 – 1989.

Слайд 45
Описание слайда:
С.Дали «Сон». 1937г.

Слайд 46
Описание слайда:
Выводы: Модернизм – это попытка уйти от реального мира. Апогей отказа от реальности наступит во второй половине XXв. в форме театра абсурда.

Слайд 47
Описание слайда:
авангардное искусство

Слайд 48
Описание слайда:
Авангард (Avant-garde, «передовой отряд»)-общее название течений в европейском искусстве , возникшее на рубеже XIX – XX веков, выраженное в полемическо-боевой форме. Его временные рамки : 1870-1938 годы.

Слайд 49
Описание слайда:
Течения в авангарде. Кубизм. Дадаизм. Примитивизм. Футуризм. Супрематизм. Конструктивизм.

Слайд 50
Описание слайда:
Кубизм. - от франц. Cube – «куб». Время возникновения : начало XX века. Особенности : мир выражается в виде геометрических знаков, конструкций ; характерен искаженный облик реальных предметов и явлений; разложение сложных форм на простые. Более всего проявился в живописи.

Слайд 51
Описание слайда:
Яркие представители: П.Пикассо Ж.Брак (Испания) (Франция) Ф.Леже Х.Грис (Франция) (Испания)

Слайд 52
Описание слайда:
Пабло Пикассо. 1881-1973 Испания. Художник, скульптор, график, керамист, дизайнер. Основатель кубизма.

Слайд 53
Описание слайда:
П.Пикассо «Герника».1937г. Поводом к созданию картины стало событие апреля 1937 г. , когда немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника.

Слайд 54
Описание слайда:
П.Пикассо «Голубь мира». 1950г. Под влиянием событий, свидетелем которых он был, Пикассо становится гуманистом.

Слайд 55
Описание слайда:
Дадаизм. от франц. Dada- «бессвязный лепет новорожденного» Время возникновения: 1916 г. (Первая мировая война) Особенности: - иррациональность. - отрицание признанных канонов в искусстве. - цинизм. - бессистемность. - разрушение эстетики. В 20-ые годы слился с сюрреализмом.

Слайд 56
Описание слайда:
Яркие представители М.Дюшан (Франция ,США) М.Эрнст (Германия,Франция) Т.Тцара (Румыния,Франция)

Слайд 57
Описание слайда:
Тристан Тцара. (1896-1963) Румыния, Франция. Поэт. Основатель дадаизма.

Слайд 58
Описание слайда:
Песенка дада. эта песня дадаиста сердцем истого дада стук в моторе не беда ведь мотор и он дада граф тяжёлый автономный ехал в лифте невредим он мизинец свой огромный оторвал и выслал в рим лифт за это вот беда

Слайд 59
Описание слайда:
Примитивизм – наивное искусство Время возникновения. 1)XIX в. 2)Время Первой Мировой войны. Особенности: Упрощение изображения. Проявился в живописи.

Слайд 60
Описание слайда:
Яркие представители. Анри Руссо (Франция, 1844-1910) Эмили Карр (Канада, 1871-1945) Н.С. Гончарова (Россия, 1881-1962)

Слайд 61
Описание слайда:
Наталья Сергеевна Гончарова 1881-1962гг. Родилась в деревне Нагаево Тульской губернии.

Слайд 62
Описание слайда:
Н.С.Гончарова «Московская зима». 1910-1911гг.

Слайд 63
Описание слайда:
Супрематизм. от лат. Supremus- «наивысший», разновидность абстракционизма. Время возникновения – 1910е годы. Особенности: -комбинация разноцветных плоскостей из простейших геометрических фигур. - уравновешенная ассиметрия. - доминирование цвета над изобразительным смыслом.

Слайд 64
Описание слайда:

Слайд 65
Описание слайда:
К.Малевич. «Черный квадрат»-вершина абстракционизма (1915)

Слайд 66
Описание слайда:

Слайд 67
Описание слайда:
Конструктивизм. русский, советский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве. Время возникновения – 1)1910е годы. 2)1920-1930е годы. Особенности: -строгость. -геометризм. -лаконичность. -монолитность.

Слайд 68
Описание слайда:
Конструктивизм в живописи. А.М.Ган (1893-1942) «Блюдо Конструктивизм»

Слайд 69
Описание слайда:
Конструктивизм в литературе. Осип Максимович Брик (1888 – 1945) – идеолог русского конструктивизма, литературовед, драматург, критик, сценарист. Печатался в журнале «Леф», был редактором, вместе с В.Маяковским, журналов «Леф» и «Новый леф»

Слайд 70
Описание слайда:
Конструктивизм в архитектуре.

Слайд 71
Описание слайда:
Конструктивизм в фотографии.

Слайд 72
Описание слайда:
Выводы: Авангардное искусство по своей форме становится ещё более абстрактным. По содержанию ещё более непонятным зрителю. Искусство становится элитарным.

Слайд 73
Описание слайда:
Общие выводы: Искусство не просто отражает реальность, но и создаёт её через воздействие на сознание людей. Искусство всегда исторично и отражает процессы, происходящие вокруг. Все виды и формы искусства связаны между собой, как по форме, так и по содержанию. В течении первой половины XXв. художественное искусство становится элитарным, т.е. не рассчитанным на широкие массы.

Слайд 74
Описание слайда:
«Массовая культура»

Слайд 75
Описание слайда:
Что такое массовая культура? Это такой тип культуры, который адресован самым широким слоям населения. Само понятие «массовая культура» появилось во второй половине XXв., но как явление зародилась на рубеже XIX – XXвв.

Слайд 76
Описание слайда:
Факторы, способствующие возникновению массовой культуры: Развитие техники. Всеобщее школьное образование. Рост доходов населения. Высокая концентрация людей в городах. Освобождение времени.

Слайд 77
Описание слайда:
США – страна, где наиболее развита массовая культура. Голливуд – символ всевластия массовой культуры Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры изначально носило коммерческий характер.

Слайд 78
Описание слайда:

Слайд 79
Описание слайда:

Слайд 80
Описание слайда:
КИНО. 1895г. – изобретение кинематографа. 1930-н гг. – появление звукового кино. 1935 г. – в США снят первый цветной фильм. 1939 г. – появление первой «мыльной оперы» и кинорекламы.

Слайд 81
Описание слайда:
РАДИО. 1898г. – появился первый магнитофон («телеграфон»). 1899г. – изобретено радио. 1920-е гг. – радио вошло в обиход широких слоёв населения. 1928г. – изобретена техника звукозаписи на ферромагнитную ленту. 1950г. – начало коммерческого применения магнитной плёнки.

Слайд 82
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА. Комикс (от англ. Comic – «смешной») – серия рисунков с краткими текстами, образующими связное повествование. Появились в конце XIXв. В газетах США. К середине XXв. стал одним из самых популярных жанров массовой культуры.

Слайд 83
Описание слайда:
ПОП – МУЗЫКА. Для неё характерны: тиражирование средствами массовой информации; коммерческий характер; шаблонность музыкально – поэтического языка; развлекательный характер.

Слайд 84
Описание слайда:
Выводы: Все направления массовой культуры оформились в целую ИНДУСТРИЮ ДОСУГА (новый виток в развитии общества потребления). Реклама, звёзды кино, эстрады стали навязывать массам определённый образ жизни и стиль поведения. В массовой культуре отчётливо выразилась тенденция к шаблону и однообразию. Она ориентирована на среднюю норму, поскольку обращена к огромной аудитории.


Презентация на тему Культура первой половины XX века – расцвет или деградация доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации