Культура здоровья как основа здоровьесберегающей образовательной среды презентация

Содержание


Презентации» Медицина» Культура здоровья как основа здоровьесберегающей образовательной среды
Культура здоровья как основа здоровьесберегающей образовательной среды
 Чепель Т.Л.
 Новосибирск
 2011Культура здоровья - это
   теория и практика оптимизации жизнедеятельностиОбразовательная среда школы
     «система влияний и условий формированияКомпоненты образовательной среды
 Пространственно-предметный
 Социальный (коммуникативный)
 Технологический (психодидактический)Образовательная среда школы - это
 такая форма сотрудничества, которая создает особыеУчитель – главная фигура в образовательной среде
 Детско-взрослая общность является основнымУчитель - ты судьба для несмышленыша Древняя восточная мудростьЗдоровье педагога – глобальная образовательная проблема
 Здоровый педагог -   основаЗдоровье педагога
    - это способность сохранять и активизироватьКультура здоровья педагога 
 Система ценностно-смысловых установок
 Непрерывно трансформирующаяся система знаний
Педагоги – группа риска по здоровью
 Риск возникновения невротических расстройств, синдромаЯвляется ли здоровье личной ценностью для педагогов?
 только 8.5 % педагогов«Проблемные зоны» культуры здоровья педагогов
 Дефицит ценностного отношения к здоровью детей
Светя другим, сгораю сам…Синдром эмоционального выгорания – профессиональный крест учительства
    Основные симптомы эмоционального выгорания:
 усталость, утомление, истощение; 
 психосоматические проблемы, ухудшениеОсновные симптомы СЭВ
 снижение трудовой активности и мотивации
 негативное отношение кФакторы, вызывающие СЭВ
 Внутренние - это психофизиологические особенности («требования») педагогической профессииВнутренние факторы риска
 отсутствие стабильного режима труда и отдыха; 
 повышеннаяВнешние факторы риска в системе образования:
 нерациональное расписание, составленное без учетаВнешние факторы риска
 развитая корпоративность, сложившиеся группы, женский коллектив
 несоответствие результатовФазы эмоционального выгорания
 Предупреждающая фаза
 Снижение уровня собственного участия
 Эмоциональные реакцииРоль самого педагога в преодолении СЭВ
 Может предотвратить возникновение СЭВ
 МожетОсобенности «невыгорающей личности»
 Уравновешенность психических процессов
 Постоянное виденье позитивных последствий любыхКак может педагогический коллектив заботиться о здоровье педагогов?
 Внутренние факторы -Психологическое здоровьеСовременный ребенок – каков он? (дошкольник) 
 С 2005 по 2009Современный ребенок – каков он? (подростки) 
 Ухудшаются показатели избирательности внимания,Изменения  в глобальной социальной ситуации развития современных детей (пять «М»Основные признаки психологического здоровья
 Переживание радости и самоценности жизни
 Развитый самоконтрольПроблемные зоны культуры здоровья педагогов
 Отсутствие ценностного отношения к собственному здоровьюЧто необходимо?
 Осознание проблемы негативного воздействия образовательной среды школы на здоровье



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Культура здоровья как основа здоровьесберегающей образовательной среды Чепель Т.Л. Новосибирск 2011


Слайд 2
Описание слайда:
Культура здоровья - это теория и практика оптимизации жизнедеятельности человека для адекватной реализации его генетического потенциала и полной личностной самоактуализации; укрепления и развития резервных возможностей организма; оздоровления окружающей биосоциальной среды.

Слайд 3
Описание слайда:
Образовательная среда школы «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно — предметном окружении» (В.А. Ясвин)

Слайд 4
Описание слайда:
Компоненты образовательной среды Пространственно-предметный Социальный (коммуникативный) Технологический (психодидактический)

Слайд 5
Описание слайда:
Образовательная среда школы - это такая форма сотрудничества, которая создает особые формы общности между учащимися и педагогами, самими учащимися, обеспечивающие освоение детьми необходимых норм жизнедеятельности (обобщенных способов, знаний, умений, навыков, компетенций, ценностей, моделей поведения) В.В. Рубцов

Слайд 6
Описание слайда:
Учитель – главная фигура в образовательной среде Детско-взрослая общность является основным условием культурного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, прежде всего - психологического

Слайд 7
Описание слайда:
Учитель - ты судьба для несмышленыша Древняя восточная мудрость

Слайд 8
Описание слайда:
Здоровье педагога – глобальная образовательная проблема Здоровый педагог -   основа эффективно работающей школы (исследования Мак Кензи) Здоровый педагог – обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, качественное и доступное образование для каждого ребенка

Слайд 9
Описание слайда:
Здоровье педагога - это способность сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности

Слайд 10
Описание слайда:
Культура здоровья педагога Система ценностно-смысловых установок Непрерывно трансформирующаяся система знаний Эмоционально-волевой опыт (умения, навыки ЗОЖ и опыт создания здровьесберегающей образовательной среды) Готовность к практической деятельности, направленной на совершенствование собственного здоровья и сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них здоровье-ориентированного поведения

Слайд 11
Описание слайда:
Педагоги – группа риска по здоровью Риск возникновения невротических расстройств, синдрома эмоционального выгорания Риск накопления тяжелых форм неврозов Риск профессиональных деформаций личности

Слайд 12
Описание слайда:
Является ли здоровье личной ценностью для педагогов? только 8.5 % педагогов считают себя нездоровыми; всего 4% учителей имеют 1 группу здоровья, у 37 % из обследованных наблюдаются 1 заболевание, у 63% – 2 и более; 75 % опрошенных педагогов сами отмечают у себя нерациональное питание, 36 % признаются в наличие вредных привычек, 78 % имеют низкую стрессоустойчивость, 80% оценивают свой образ жизни как малоподвижный, 78% принимают лекарства без медицинских показаний.

Слайд 13
Описание слайда:
«Проблемные зоны» культуры здоровья педагогов Дефицит ценностного отношения к здоровью детей Дефицит ценностного отношения к собственному здоровью Недостаток практики здорового образа жизни Дефицит знаний о здоровье, его природе и показателях Проявления синдрома профессионального выгорания

Слайд 14
Описание слайда:
Светя другим, сгораю сам…

Слайд 15
Описание слайда:
Синдром эмоционального выгорания – профессиональный крест учительства «Синдром эмоционального выгорания - поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и возможностям» Фрейденберг, 1974 г. «Выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях» Pines, Aronson

Слайд 16
Описание слайда:
Основные симптомы эмоционального выгорания: усталость, утомление, истощение; психосоматические проблемы, ухудшение сна и аппетита, головные боли; сниженный эмоциональный фон; отстраненность в общении с коллегами и детьми; негативное, подчас циничное отношение отношение к ученикам (после имевших место позитивных взаимоотношений); нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, отрицательная настроенность к выполняемой деятельности; чувство вины;

Слайд 17
Описание слайда:
Основные симптомы СЭВ снижение трудовой активности и мотивации негативное отношение к себе, результатам своего труда, снижение ответственности за них; немотивированная и неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими; тревожные состояния; пессимизм, депрессия; снижение качества жизни в целом.

Слайд 18
Описание слайда:
Факторы, вызывающие СЭВ Внутренние - это психофизиологические особенности («требования») педагогической профессии Внешние - обусловлены спецификой и организацией труда педагога, а также условиями среды, в которой он работает

Слайд 19
Описание слайда:
Внутренние факторы риска отсутствие стабильного режима труда и отдыха; повышенная продолжительность трудового дня за счет работы на дому (89% опрошенных педагогов, уходя с работы, анализируют прошедший день и строят планы на завтра, 4% все время думают о работе); повышенная нагрузка на голосовой аппарат; сниженная двигательная активность; своеобразие функционирования мозга: избирательная и повторяющаяся нагрузка на определенные центры коры больших полушарий; резкое перераспределение тока крови; эмоциональная перенапряженность в процессе работы; "творчество по необходимости» «принужденное общение»

Слайд 20
Описание слайда:
Внешние факторы риска в системе образования: нерациональное расписание, составленное без учета естественных биоритмов и динамики работоспособности педагогов и учащихся; отсутствие возможности рационального питания; отсутствие системы доступных рекреационно-оздоровительных мероприятий; несоблюдение правил гигиены обучения; отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки; повышенная эпидемиологическая опасность инфекционных заболеваний;

Слайд 21
Описание слайда:
Внешние факторы риска развитая корпоративность, сложившиеся группы, женский коллектив несоответствие результатов труда затраченным силам; ответственность перед родителями, обществом в целом за результат своей деятельности; неотрегулированность организационных моментов в педагогической деятельности (нагрузка, кабинет, моральное и материальное стимулирование, сложность оценки качества профессиональной деятельности).

Слайд 22
Описание слайда:
Фазы эмоционального выгорания Предупреждающая фаза Снижение уровня собственного участия Эмоциональные реакции Фаза деструктивного поведения

Слайд 23
Описание слайда:
Роль самого педагога в преодолении СЭВ Может предотвратить возникновение СЭВ Может достичь снижения степени его выраженности

Слайд 24
Описание слайда:
Особенности «невыгорающей личности» Уравновешенность психических процессов Постоянное виденье позитивных последствий любых своих начинаний в делах Любовь к работе благодаря созданию новизны в ней Ироничность Философское отношение к жизни и удовлетворенность ею Душевная теплота, эмпатийность «Невыгорающий» человек всегда любим зависимыми от него людьми (детьми, стариками, подчиненными)

Слайд 25
Описание слайда:
Как может педагогический коллектив заботиться о здоровье педагогов? Внутренние факторы - комната психологической разгрузки, организация досуга педагогов, психологические тренинги, семинары-практикумы по ЗОЖ, консультирование, формирование позитивного образа профессии, организация профосмотров, лечения, оздоровления, спортивно-оздоровительной деятельности, поощрение ЗОЖ педагогов и т.д.) Внешние факторы – могут контролироваться, минимизироваться, должны соблюдаться оптимальные условия организации труда учителя

Слайд 26
Описание слайда:
Психологическое здоровье

Слайд 27
Описание слайда:
Современный ребенок – каков он? (дошкольник) С 2005 по 2009 г. резко снизился уровень когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста Снизился уровень энергичности детей,, но возрос эмоциональный дисконфорт Снижается уровень развития игры, а вслед за этим – уровень произвольной регуляции Наблюдается недоразвитие мотивационно-потребностной сферы детей Фиксируется неразвитость внутреннего плана действий, умения удерживать правило и действовать с ним в плане образов. Резко снижается уровень детской любознательности и воображения Статистической нормой стала неразвитость тонкой моторики руки, слабость графомоторных навыков Фиксируется низкий уровень социальной компетентности детей Нормой стала детская агрессивность, аффективная напряженность Материалы всероссийских конференций «Ребенок в современном мире» (М., 2007); «Другое детство(М., 2009); статьи Д.И. Фельдштейна (ВП №3, 2010), Л.Ф. Обуховой (Психологическая наука и образование – №№2, 2010г )

Слайд 28
Описание слайда:
Современный ребенок – каков он? (подростки) Ухудшаются показатели избирательности внимания, объем оперативной памяти Выявлена тенденция к прогрессивному снижению темпов продольного роста, к нарастанию распространенности астенического телосложения, к отставанию в развитии мышечной силы Усиливается чувство брошенности, опустошенности, растерянности, неверия в себя (тревожность выше, чем чувство одиночества) Значительно увеличивается контингент подростков с экранной зависимостью: рассеянность, гиперактивность, потребность в постоянной внешней стимуляции, трудности восприятия информации на слух, трудности с освоением навыка чтения и культуры чтения, трудности понимания текста, включающего сложные предложения; коммуникативные трудности Резко возрастает критичность подростков к взрослым, ориентация не на поиск развлечений, а на поиск смысла жизни Всплеск индивидуализма, ярко выраженное стремление к индивидуализации Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностей в системе ЦО подростков

Слайд 29
Описание слайда:
Изменения в глобальной социальной ситуации развития современных детей (пять «М» по данным американских ученых) Маркетизация (этика рынка – отрыв ребенка от культурных традиций) Маргинализация (неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисах ведет к росту девиаций – родители в страхе ограничивают контакты ребенка со сверстниками и резко снижают активность и самостоятельность детей) Медикализация (детям ставят диагнозы взрослых и применяют средства и методы взрослого лечения: терапия преобладает над нормальным воспитанием и ЗОЖ) Милитаризация (рост агрессивности и увеличение опыта агрессивного поведения – СМИ, компьютерные игры, конкурентная борьба) Мобилизация- подростки открыто и смело предъявляют свой особенный взгляд на мир, свою позицию, объединяясь в неформальные группировки – Эмо, Готы

Слайд 30
Описание слайда:
Основные признаки психологического здоровья Переживание радости и самоценности жизни Развитый самоконтроль поведения Нравственное отношение к людям Ориентация на высшие образцы человеческой культуры Способность к саморазвитию, созидательному труду и жизнетворчеству Стремление к осмыслению и свободному выбору своего жизненного пути

Слайд 31
Описание слайда:
Проблемные зоны культуры здоровья педагогов Отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью – необходима актуализация восприятия педагогами собственного здоровья как важнейшей личностной ценности Отсутствие ценностного отношения к здоровью детей – необходимо рассматривать здоровье как важнейшую педагогическую категорию и образовательную ценность Отсутствие практики ЗОЖ – необходимо изменение отношения к своему нездоровью и активная позиция в отношении к собственному здоровью Недостаточная готовность к построению здоровьесберегающей среды школы (знания, компетентность, опыт, мотивация) – возможно и необходимо повышение компетентности в области культуры здоровья

Слайд 32
Описание слайда:
Что необходимо? Осознание проблемы негативного воздействия образовательной среды школы на здоровье учащихся Признание ответственности за здоровье детей Утверждение здоровья педагога и ребенка как важнейшей образовательной ценности Реальное повышение психолого-педагогической компетентности учителей в области культуры здоровья Стимулирование ЗОЖ педагогов и детей


Скачать презентацию на тему Культура здоровья как основа здоровьесберегающей образовательной среды можно ниже:

Похожие презентации