Методика подготовки к выполнению заданий части В. презентация

Содержание


Презентации» Образование» Методика подготовки к выполнению заданий части В.
Методика подготовки к выполнению заданий части В.
 В отличие от частиВ1. Из предложений 6-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощьюПредлагаемый алгоритм работы: обязательное чтение предложения (-ий), в котором (-ых) необходимоВ3. Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
 В3.В3. Укажите тип связи в словосочетании УДРУЧАЮЩЕ ОБЕДНЁН (предложение 3).
 В3.В3. Из предложения 14 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ.
Подсказка 1: примыкают неизменяемые части речи. 
  Подсказка 1: примыкаютВ4. Среди предложений 14-18 найдите сложное, которое включает в себя односоставноеВ4. Среди предложений 18-22 найдите сложное предложение, в одной из частейПри обсуждении В5 было предложено решение этого задания и алгоритм работы:В6. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, в состав которого входитВ6 В первых двух абзацах, найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.В6. Среди предложений 9-15 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.В7. Среди предложений 6-15 найдите предложение, которое связано с предыдущим сВ7. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим сВ7. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим приВ8. «Сложное душевное состояние В. Белова подчёркивают многочисленные ______ (предложение 15-16,B8 «Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроеноОбращаем внимание на предложение 14 (Если стихийные людские системы способны заставить(1)Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не(1)Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Методика подготовки к выполнению заданий части В. В отличие от части А, на которую спецификацией выделено приблизительное время решения в 60 минут, часть В, состоящая всего из восьми вопросов, на которые необходимо дать краткий ответ, предлагается решить за полчаса – 30 минут. Стоит отметить, что именно эта часть экзамена является более сложной… для отличников (!!!), как показывает опыт работы. К тому же, если правильно подойти к выполнению заданий этой части единого экзамена, то есть возможность (при правильных решениях) использовать полученные ответы при создании текста сочинения-рассуждения в части С.


Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:
В1. Из предложений 6-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). В1. Из предложений 6-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (6) Но страницы с русским переводом не было. (7)Перед нами извинились и принесли блёклую, криво сброшюрованную стопку листов с инструкцией на русском языке. Как правило, бессуффиксным способом образуются имена существительные (именно их представляют в КИМах), образованные от глаголов: выходить  выход, полететь – полёт, вкладывать – вклад и т.п. Ищем существительное, которое могло быть образовано от глагола. В данном отрывке только одно такое слово – перевод. Перевод – то, что перевели. Искомое слово найдено, но записать его в клеточки необходимо так, как оно выглядит в тексте (если нет специального уведомления типа «Запишите слово в начальной форме»): переводом.  

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
Предлагаемый алгоритм работы: обязательное чтение предложения (-ий), в котором (-ых) необходимо вести поиск — выделение всех слов той части речи, которая указана в задании — определение (разряда, категории, наклонения, степени сравнения) указанной части речи. Предлагаемый алгоритм работы: обязательное чтение предложения (-ий), в котором (-ых) необходимо вести поиск — выделение всех слов той части речи, которая указана в задании — определение (разряда, категории, наклонения, степени сравнения) указанной части речи. Образец рассуждения над решением задания В2: В2. Из предложений 7-10 выпишите субстантивированное прилагательное (прилагательное, ставшее существительным). (7) Археология, дешифровка имён, антропология и другие науки, с помощью которых мы узнаём о событиях прошлого, играют и будут всегда играть большую роль в нашей жизни. (8) Сто лет назад непревзойдёнными считались памятники искусства Древней Греции и Древнего Рима. (9) Ныне искусствоведы гораздо выше ставят шедевры более ранних эпох. (10) Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее. Необходимо найти слово, которое формой напоминает прилагательное, а в предложении выполняет функцию существительного. Простые манипуляции позволяют выявить такое слово в седьмом предложении – прошлого. Просто зададим вопрос: узнаём о событиях (чего?) прошлого. Знание морфологических признаков частей речи и умение использовать их при анализе текста позволит не допустить ошибки в этом, на первый взгляд, сложном задании.

Слайд 6
Описание слайда:

Слайд 7
Описание слайда:
В3. Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. В3. Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. Выделяем основу предложения, которая не может быть подчинительным словосочетанием со связью согласование: мать стояла и смотрела. Ищем существительное с прилагательным, причастием или притяжательным местоимением, поскольку именно эти сочетания чаще всего являются согласованием. В данном предложении искомое словосочетание – свою голову. Где свою (притяжательное местоимение), а голову (существительное). Именно в таком виде и записываем в бланк ответа. В3. Из предложения 20 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (7) Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. Определённо-личное предложение с основой – ходишь, видишь и вспоминаешь. Примыкание, используя одну из схем, найти довольно просто: ходишь (глагол) мимо (наречие). Ходить (как?) мимо.

Слайд 8
Описание слайда:
В3. Укажите тип связи в словосочетании УДРУЧАЮЩЕ ОБЕДНЁН (предложение 3). В3. Укажите тип связи в словосочетании УДРУЧАЮЩЕ ОБЕДНЁН (предложение 3). (3) Мир стал бы удручающе обеднён, прервались бы нити от одного человека к другому, и, надо полагать, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения. В этом случае стоит обращать внимание на состав словосочетания: удручающе (как? наречие) обеднён (каков? причастие от обеднить). Обеднён (как?) удручающе. Есть неизменяемое слово (наречие) – значит, перед нами примыкание. В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании РЯД ПОТРЯСЕНИЙ (предложение 19). (19) Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие – неуловимое мгновение по меркам истории – мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. Определяем главное и зависимое слово ряд (чего?) потрясений. Первое слово главное, второе – зависимое. Оба слова являются существительными. Если заменить зависимое слово другим (ряд скамеек), то увидим, что зависимое слово все равно требует формы родительного падежа. Следовательно, перед нами управление. Это слово и вносим в клеточки бланка ответов.

Слайд 9
Описание слайда:
В3. Из предложения 14 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ. В3. Из предложения 14 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ. (14) Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания. В3. Напишите, какой тип связи использован в словосочетании НАРАЩИВАЕТ СКОРОСТИ (в предложении 13). (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. В3. Из предложений 31-32 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. (31) Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. (32) Надо вырабатывать душу. В3. Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (20) Вся энергия уходит на отбивание от преследователей В3. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ЭТОГО НЕ ПОЙМЁМ (предложение 30). Пока этого не поймём, мы будем пленниками чужих стран, для нас «импортный» останется синонимом слова «качественный».

Слайд 10
Описание слайда:
Подсказка 1: примыкают неизменяемые части речи. Подсказка 1: примыкают неизменяемые части речи. Подсказка 2: чтобы увидеть все словосочетания, выполните синтаксический разбор предложения, то есть подчеркните все члены предложения. Каждый раз, задавая вопрос к второстепенному члену, выписывайте главное (то, от которого задаете вопрос) и зависимое (то, к которому задаете вопрос) слово». Не являются словосочетаниями: 1) сочетание подлежащего и сказуемого (это уже предложение): магазин закрыт, день жаркий, поезд прибывает; 2) ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью (когда ни одно из слов не подчинено другому): книги, газеты и журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег; 3) сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным: около дома (около — предлог); тоже пришёл (тоже — союз); словно во сне (словно — частица); 4) сложные (составные) формы слов: буду заниматься; более интересный; самый умный; 5) фразеологизмы: бить баклуши; водить за нос (оба слова (или одно из них) утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом)"».   Дополню: примыкание опознается не по главному слову (им может быть почти что угодно), а по зависимому – инфинитиву, деепричастию и наречию. Дополню: также зависимое слово может быть формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (ее, его, их; её подруга).

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
В4. Среди предложений 14-18 найдите сложное, которое включает в себя односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения. В4. Среди предложений 14-18 найдите сложное, которое включает в себя односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения. (14)Если стихийные людские системы способны заставить гуманнейшего убивать, сострадательного совершать жестокости, честного кривить душой, то должно быть принципиально возможно и обратное — некие общественные механизмы, принуждающие жестокосердного проявлять сострадание, эгоиста - творить великодушные поступки. (15)Слева направо, слева направо - против настроенного движения не попрёшь. (16)Вся суть в том, куда направить движение механизма. (17)Из века в вех эпизодически предлагались проекты идеальных общественных устройств, при которых должны отсутствовать насилие и вельможное тунеядство, необузданная роскошь и унизительная нищета. (18)Платон, Ян Гус, Томас Мор, Кампанелла - сколько таких благородных проектировщиков прошло по земле... Выделяем грамматические основы в предложениях: 14-ое предложение состоит из 3-х двухсоставных предложений, т. е. под искомые признаки оно не подходит. 15-ое: 1-ая часть - односоставное, неопределенно-личное, 2-ая - односоставное определенно-личное (есть только сказуемое, выраженное личным глаголом). Алгоритм рассуждения: обязательное чтение всех предложений, в которых необходимо вести поиск — определение грамматических основ в каждом предложении — определение вида односоставного предложения — запись ответа цифрами (в клеточке должен находиться только один символ).

Слайд 13
Описание слайда:
В4. Среди предложений 18-22 найдите сложное предложение, в одной из частей которого есть составное именное сказуемое. Напишите номер этого предложения. В4. Среди предложений 18-22 найдите сложное предложение, в одной из частей которого есть составное именное сказуемое. Напишите номер этого предложения. (18) По мере того как шли мальчики, всё малолюднее и темнее становились улицы. (19) Прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мчавшиеся под своими красными и синими сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, её весёлый многоголосый шум, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам – всё осталось позади. (20) Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные неосвещённые косогоры… (21) Наконец они достигли покосившегося ветхого дома. (22) Они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили её. На первый взгляд, невыполнимое задание на поверку является очень простым. Вся его видимая сложность – в обилие осложненных простыхпредложений. В предлагаемом отрывке только одно предложение является сложным – 18: мальчики шли и улицы становились темнее и малолюднее. 19-ое предложение осложнено обобщающим словом всё. 20-ое имеет только одну основу и осложнено однородными подлежащими: потянулись пустыри, переулки, косогоры. 21-ое простое не осложнённое. И, наконец, 22-ое осложнено однородными сказуемыми: они спустились, прошли, отыскали и отворили. Таким образом, если быть предельно внимательным при чтении и выполнении этого задания (опять же при условии, что оно в таком виде сохранится), можно даже не знать, что такое составное именное сказуемое, а ответить правильно только по одной характеристике предложения – сложное. Но… всё-таки составное именное сказуемое это становились темнее и малолюднее.  

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:

Слайд 16
Описание слайда:
При обсуждении В5 было предложено решение этого задания и алгоритм работы: «Если речь идет о приложениях, то 1. ищем в предложениях тире (любимый знак данного второстепенного члена); 2. если тире обнаружено, то ищем в этих предложениях сказуемые, выраженные глаголами (нашли, т. е. здесь не случай, когда подлежащее и сказуемое выражены существительными); 3. значит, в этих предложениях есть обособленные приложения». При обсуждении В5 было предложено решение этого задания и алгоритм работы: «Если речь идет о приложениях, то 1. ищем в предложениях тире (любимый знак данного второстепенного члена); 2. если тире обнаружено, то ищем в этих предложениях сказуемые, выраженные глаголами (нашли, т. е. здесь не случай, когда подлежащее и сказуемое выражены существительными); 3. значит, в этих предложениях есть обособленные приложения».  Приложение - грамматическое название определения, выраженного именем существительным в одном падеже и числе с определяемым словом. Это только второстепенный член предложения. Приложение - это параллельное наименование предмета. В5. Среди предложений 16-22 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. (16) Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17) Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине 20 века, психологи даже ввели термин «шок будущего». (18) Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19) Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие – неуловимое мгновение по меркам истории – мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. (20) Это не просто шок будущего, это супершок. (21) Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами. (22) Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? Наша задача – найти предложение с обособленным приложением, о котором мы помним то, что это определение, выраженное существительным, что любимый знак приложения – тире. В тексте, предложенном нам, тире (вернее, двумя тире) выделяется сочетание слов «неуловимое мгновение по меркам истории». Это и есть правильный ответ. Десятилетие (какое?) - неуловимое мгновение.

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:
В6. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное. Напишите номер этого сложного предложения. В6. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное. Напишите номер этого сложного предложения. (1) Я даже не помню, как называлась та книга. (2) Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3) Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4) Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. В данном отрывке три сложных предложения: 1, 2 и 5. Поскольку в них более одной основы. Третье и четвёртое предложения осложнены однородными сказуемыми. Только осложнены. Из курса средней школы помним, что придаточное определительное предложение отвечает на вопросы (какой? чей?), которые задаются от главного предложения. Опробуем эти вопросы. Я не помню, (что?) как называлась книга – явно не вопрос к определению. Это придаточное изъяснительное предложение. Помню, (что?) что алел вымпел – тоже придаточное изъяснительное. Остаётся единственный вариант: Мы стояли и смотрели на небо, (какое?) с которого падал снег – это и есть придаточное определительное. Но в данном варианте на помощь может придти союзное слово который, являющееся показателем определения.

Слайд 19
Описание слайда:
В6 В первых двух абзацах, найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого сложного предложения. В6 В первых двух абзацах, найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого сложного предложения. (1)Во дворе нашего дома идёт строительство. (2)В окно кухни можно наблюдать, как время от времени выстраивается цепочка и слева направо, слева направо - ручеёк кирпичей, впадающий в ровный, растущий на глазах штабелёк. (3)И как только выстраивались, как только начиналось - слева направо, слева направо, все они, разноликие, становились похожи друг на друга. (4)Попал в цепочку -- сам себе уже не хозяин. (5)Каждого из нас окружают люди. (6)Но эти люди никогда не бывают хаотичной массой, всегда определённым образом выстроены в некий действующий механизм - маленький, временный, как цепочка, перебрасывающая кирпичи, или же необъятно великий, непостижимо сложный, который мы привыкли называть словом «общество». (7)Люди не способны жить неупорядоченно. (8)Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. (9)... имели право на это царствующие особы, они являлись наиболее важной частью сложившихся механизмов, а потому своё личное «хочу» должны были обуздывать больше других.

Слайд 20
Описание слайда:
В6. Среди предложений 9-15 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений в порядке возрастания. (9) Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (10) Но произошёл удивительный парадокс. (11) Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у лбдей дотелефонной, дотелеграфной, доавиционной поры? (12) Да боже мой! (13) Техника сделала могущественным каждое государство и человечество в целом. (14) По огневой уничтожающей и всевозможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. (15) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:
В7. Среди предложений 6-15 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. В7. Среди предложений 6-15 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. В7. Среди предложений 1-10 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения. В7. Среди предложений 6-11 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения. В7. Среди предложений 20-26 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного синонима. Напишите номер этого предложения. В7. Среди предложений 7-15 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения, лексического повтора и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Слайд 23
Описание слайда:
В7. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. В7. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. (1)Во дворе нашего дома идёт строительство. (2)В окно кухни можно наблюдать, как время от времени выстраивается цепочка и слева направо, слева направо - ручеёк кирпичей, впадающий в ровный, растущий на глазах штабелёк. (3)И как только выстраивались, как только начиналось - слева направо, слева направо, все они, разноликие, становились похожи друг на друга. (4)Попал в цепочку -- сам себе уже не хозяин. (5)Каждого из нас окружают люди. (6)Но эти люди никогда не бывают хаотичной массой, всегда определённым образом выстроены в некий действующий механизм - маленький, временный, как цепочка, перебрасывающая кирпичи, или же необъятно великий, непостижимо сложный, который мы привыкли называть словом "общество». (7)Люди не способны жить неупорядоченно. (8)Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. Мы ищем в предложениях (в начале предложений) указательное местоимение и лексический повтор (одно и то же слово в двух предложениях повторяется). Такое сочетание есть только в одном предложении – в шестом: эти (указательное местоимение) люди (лексический повтор). Проверяем наличие связи между пятым и шестым предложениями: эти люди = люди, которые окружают каждого из нас. Связь присутствует. Правильный ответ – 6. Причём, поиск правильного ответа в В7 требует достаточно глубоких знаний не только в способах связи предложений, но и в определении частеречной принадлежности слов, связывающих предложения.

Слайд 24
Описание слайда:
В7. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и вводного слова. Напишите номер этого предложения. В7. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и вводного слова. Напишите номер этого предложения. (1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой. (2)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было уже тогда пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили. (3)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней. (4)- Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот - принесла. (5)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит. Применяя ту же схему поиска , мы можем обнаружить, что лексический повтор (слово мать) и вводное слово (однако) встречается в начале только одного предложения – второго. Это и есть правильный ответ. Тем не менее, в отрывке есть ещё одно вводное слово, но оно, находясь в конце первого предложения (видно), не служит средством связи между предложениями.

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:
В8. «Сложное душевное состояние В. Белова подчёркивают многочисленные ______ (предложение 15-16, 17-18), ______ (предложения 11-12) и _______ («хорошее и плохое, плохое не жалко, а хорошего не вернёшь» в предложении 6). Монолог героя, обращённый к берёзе, насыщен короткими, иногда нераспространёнными предложениями, а в предложении 42 использован такой троп, как ______ («ты еле выжила»), что подчёркивает особое отношение писателя к родине.» В8. «Сложное душевное состояние В. Белова подчёркивают многочисленные ______ (предложение 15-16, 17-18), ______ (предложения 11-12) и _______ («хорошее и плохое, плохое не жалко, а хорошего не вернёшь» в предложении 6). Монолог героя, обращённый к берёзе, насыщен короткими, иногда нераспространёнными предложениями, а в предложении 42 использован такой троп, как ______ («ты еле выжила»), что подчёркивает особое отношение писателя к родине.» Список терминов: Олицетворение, риторическое обращение, лексические повторы, парцелляция, литота, антонимы, просторечное слово, индивидуально-авторские слова, риторические восклицания,риторические вопросы. (6) Всё ушло навсегда – хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь… (11) Надо помнить о том, что день и ночь на земле – как говорил поэт Хикмет – работают реакторы и фазотроны. (12) Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что… (15) Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16) Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17) Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома. (18) Очень хорошо. (42) Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Обращают на себя внимание лексические повторы в предложениях 15-16 («Каждое утро») и 17-18 («Очень хорошо»). На месте первого пробела ставим цифру 3. В предложениях 11-12 – парцелляция (намеренный разрыв одного предложения на несколько предложений). Ставим цифру 4 на месте второго пробела. Антонимы (хорошее и плохое) под цифрой 6 и в предложении шестом займут место третьего пробела. Остаётся четвёртый пробел. Речь обращена к берёзе («ты еле выжила»), как к живому и родному существу – перед нами олицетворение.

Слайд 27
Описание слайда:
B8 «Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человеческое сознание, человеческое общество, использует такой приём, как______(предложение 14), употребляет в речи______(«роскошь» - «нищета»).______(в предложениях 2 и 10),___ («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме». B8 «Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человеческое сознание, человеческое общество, использует такой приём, как______(предложение 14), употребляет в речи______(«роскошь» - «нищета»).______(в предложениях 2 и 10),___ («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме». Список терминов: 1) противопоставление 2) антонимы 3) фразеологизмы 4) ряды однородных членов 5) метафоры 6) сравнение 7) просторечное слово 8) поговорки 9) парцелляция 10) риторические восклицания   (1)Во дворе нашего дома идёт строительство. (2)В окно кухни можно наблюдать, как время от времени выстраивается цепочка и слева направо, слева направо - ручеёк кирпичей, впадающий в ровный, растущий на глазах штабелёк. (.3)И как только выстраивались, как только начиналось - слева направо, слева направо, все они, разноликие, становились похожи друг на друга. (4)Попал в цепочку -- сам себе уже не хозяин. (5)Каждого из нас окружают люди. (6)Но эти люди никогда не бывают хаотичной массой, всегда определённым образом выстроены в некий действующий механизм - маленький, временный, как цепочка, перебрасывающая кирпичи, или же необъятно великий, непостижимо сложный, который мы привыкли называть словом ".общество». (7)Люди не способны жить неупорядоченно. (8)Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. (9)... имели право на это царствующие особы, они являлись наиболее важной частью сложившихся механизмов, а потому своё личное «хочу» должны были обуздывать больше других. (10)В юности я стал мельчайшей молекулой грандиознейшей гиперобщественной системы - Второй мировой войны. (11)По своей природе я не был убийцей, ни по природе, ни по воспитанию, пушкинское «милость к падшим призывал» всегда отзывалось во мне. (12)Но вопреки себе я вынужден был убивать и делал это без каких-либо угрызений совести. (13)Даже гуманнейший из людей - Пушкин, окажись он на моём месте, поступал бы так же. (14)Если стихийные людские системы способны заставить гуманнейшего убивать, сострадательного совершать жестокости, честного кривить душой, то должно быть принципиально возможно и обратное — некие общественные механизмы, принуждающие жестокосердного проявлять сострадание, эгоиста - творить великодушные поступки. (15)Слева направо, слева направо - против настроенного движения не попрёшь. (16)Вся суть в том, куда направить движение механизма. (17)Из века в вех эпизодически предлагались проекты идеальных общественных устройств, при которых должны отсутствовать насилие и вельможное тунеядство, необузданная роскошь и унизительная нищета. (18)Платон, Ян Гус, Томас Мор, Кампанелла - сколько таких благородных проектировщиков прошло по земле... (19)Скорей всего, и у апостола Павла существовал СБОЙ проект, основанный на принципе «если кто не хочет грудиться, тот и не ешь». (20)И ни один не принят жизнью. (21) Отвергнуты все. (22)Почему?..

Слайд 28
Описание слайда:
Обращаем внимание на предложение 14 (Если стихийные людские системы способны заставить гуманнейшего убивать, сострадательного совершать жестокости, честного кривить душой, то должно быть принципиально возможно и обратное — некие общественные механизмы, принуждающие жестокосердного проявлять сострадание, эгоиста - творить великодушные поступки.) Налицо приём противопоставления, поскольку среди приёмов здесь предложены только два (+ парцеляция, но она - синтаксическое средство). Чтобы доказать это можно объяснить значение пар слов: сострадательный - жестокость, например. Эти пары не могут быть антонимами, поскольку не являются членами одной части речи. Обращаем внимание на предложение 14 (Если стихийные людские системы способны заставить гуманнейшего убивать, сострадательного совершать жестокости, честного кривить душой, то должно быть принципиально возможно и обратное — некие общественные механизмы, принуждающие жестокосердного проявлять сострадание, эгоиста - творить великодушные поступки.) Налицо приём противопоставления, поскольку среди приёмов здесь предложены только два (+ парцеляция, но она - синтаксическое средство). Чтобы доказать это можно объяснить значение пар слов: сострадательный - жестокость, например. Эти пары не могут быть антонимами, поскольку не являются членами одной части речи. Второе - («роскошь» - «нищета»). Здесь смело ставим цифру 2 - перед нами те самые антонимы. Третье - в предложениях 2 и 10 (В окно кухни можно наблюдать, как время от времени выстраивается цепочка и слева направо, слева направо - ручеёк кирпичей, впадающий в ровный, растущий на глазах штабелёк. и В юности я стал мельчайшей молекулой грандиознейшей гиперобщественной системы - Второй мировой войны) можно наблюдать метафоры (скрытые сравнения): "ручеёк кирпичей" и "мельчайшей молекулой грандиознейшей гиперобщественной системы". И четвёртое - слово "не попрёшь" - явное просторечие. В ответе у нас должно появиться такое сочетание цифр - 1, 2, 5, 7.

Слайд 29
Описание слайда:
(1)Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди. (2)Из тех, что встречались в жизни. (3)Я ими восхищался. (4)Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5)Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (б)Может быть, особого дара? (7)Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человеческих качеств? (1)Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди. (2)Из тех, что встречались в жизни. (3)Я ими восхищался. (4)Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5)Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (б)Может быть, особого дара? (7)Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человеческих качеств? (8)В детстве меня поразил один мальчик. (9)Лёва Федотов был как раз такой удивительно «всесторонне развитой личностью». (Ю)Он был так не похож на всех. (11)С мальчишеских лет он бурно и страстно развил свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир, точно боялся опоздать куда-то. (12)В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много. (13)Времени было мало. (14)Но ведь он не знал об этом. (15)Он увлекался многими науками, а особенно минералогией, палеонтологией, океанографией, прекрасно рисовал, был влюблен в симфоническую музыку, писал романы в толстых общих тетрадях в коленкоровых переплетах. (16)Кроме того, он закалялся физически — зимой ходил без пальто, владел приемами джиу-джитсу и, несмотря на врожденные недостатки - близорукость, некоторую глухоту и плоскостопие, - готовил себя к далеким путешествиям и географическим открытиям. (17)Так вот, Лёва был первой всесторонне развитой личностью, с кем я встречался в жизни. (18)Его убили на войне в 1942 году. (19)Трудно сказать, кем бы стал этот редкостно одаренный человек. (20)Вся глубинная Левина страсть, все его увлечения, поиски, жадность к жизни, наслаждение плодами человеческого ума исходили из внутренней потребности самопознания и самостановления. (21)По сути дела, этот мальчик всему научился сам. (22)Из чего делаю вывод: всесторонне развитая личность - итог самостоятельности мышления и чувства ответственности перед жизнью. (Ю. Трифонов)   В8 Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 1 - 12. (Цифры пишите в порядке возрастания.) 1) антитеза 2) ряд однородных членов 3) риторические вопросы 4) синтаксический параллелизм 5) развёрнутая метафора

Слайд 30
Описание слайда:
(1)Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди (в этом предложении мы встречаем ряд однородных членов). И сразу же отмечаем цифру 2. (2)Из тех, что встречались в жизни. (3)Я ими восхищался. (4)Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5)Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (б)Может быть, особого дара? (7)Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человеческих качеств?(предложения 5-7 - риторические вопросы). Отмечаем 3. (1)Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди (в этом предложении мы встречаем ряд однородных членов). И сразу же отмечаем цифру 2. (2)Из тех, что встречались в жизни. (3)Я ими восхищался. (4)Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5)Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (б)Может быть, особого дара? (7)Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человеческих качеств?(предложения 5-7 - риторические вопросы). Отмечаем 3. (8)В детстве меня поразил один мальчик. (9)Лёва Федотов был как раз такой удивительно «всесторонне развитой личностью». (10)Он был так не похож на всех. (11)С мальчишеских лет он бурно и страстно развил свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир, точно боялся опоздать куда-то. (12)В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много (предложения 11-12 - развёрнутая метафора). Цифра 5.


Скачать презентацию на тему Методика подготовки к выполнению заданий части В. можно ниже:

Похожие презентации