Методика уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии. Лектор О.Б.Макарова презентация

Содержание


Презентации» Образование» Методика уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии. Лектор О.Б.Макарова
Методика  уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии.  Лектор О.Б.МакароваПлан лекции
 План лекции
 1.  Методика урока-лекции.
 2.  МетодикаЛекция – 
   Лекция – 
 монологический метод обучения,В практике обучения биологии используют вводные, тематические и обобщающие лекции.
 Тематическая лекция посвящается изучению одного важного вопроса или проблемы. 
 ТематическаяТребования, предъявляемые к лекции:
 Требования, предъявляемые к лекции:
 - иметь глубокое- излагаться эмоционально;
 - излагаться эмоционально;
 - органично связываться с другими- для повышения доходчивости изложения и создания зрительных образов биологических объектовЛекция состоит из введения, основной части и заключения 
 Лекция состоитЦель введения – активизировать внимание учащихся, вовлечь их в процесс освоенияПримеры : 
 Примеры : 
 - самый старый дуб Европы,Основная часть лекции посвящается изложению основного содержания. Она может излагаться какТематическая лекция чаще строится в индуктивном плане (от простого к сложному),
В заключении учитель подводит итог сказанному, делает выводы, повторяет основные вопросыВажным условием эффективности лекции является организация учебной деятельности учащихся. 
 Такая работа активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет сосредоточить внимание на главномСеминар –
    Семинар –
  вид урока, наОбычно учащиеся работают коллективно и самостоятельно. 
   Обычно учащиесяСпецифика семинара – в коллективном 	обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненныхПри подготовке к семинарским занятиям у 	учащихся формируются 
 При подготовкеОдним из основных условий проведения семинара является наличие доступных каждому учащемусяУчитель проводит сбеседы, в которых разъясняет цель, тематику и содержание предстоящегоСеминарские занятия, проводимые в форме дискуссий, деловых игр, конференций, учат школьников:
Приобретать навыки самостоятельной работы и ее оформления (устного или письменного изложения,В российской школе семинары начинаются обычно на завершающей ступени базового школьногоКроме того, ход дискуссии на семинаре также должен планироваться учителем вДля первых семинаров важно учитывать ряд особенностей:
 Для первых семинаров важно- объем рекомендуемой литературы сводится до минимума, и к ней даютсяЭффективность семинара значительно возрастает, если учитель заранее продумает желательный ход дискуссии,Семинар позволяет моделировать любую ситуацию и использовать ее в учебных и- реферирования, составление краткого доклада, сообщения;
 - реферирования, составление краткого доклада,Подготовку к семинару необходимо начать заранее (за 2-3 недели). Учитель сообщаетНа первых этапах подготовки к семинару преподаватель должен научить учащихся готовитьНа консультации учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные доклады, сообщения,Важным требованием к докладам является их кратковременность – не более 4-6Это возможно при знакомстве с вопросами для обсуждения, подготовкой содокладов, рецензированиемОбсуждение намеченных вопросов должно носить конструктивный характер, в ходе которого систематизируютсяСтруктура семинара 
   Структура семинара 
 зависит от учебно-воспитательных1. Вводное выступление учителя. Он напоминает учащимся задачи семинара, знакомит с4. Подведение итогов (на этом заключительном этапе занятия учитель анализирует сообщенияВ ходе разработки семинарского занятия можно рекомендовать следующий 
 В ходеОрганизация предварительной работы, консультации.
 Организация предварительной работы, консультации.
 Составление плана проведенияДля того чтобы усилить активность и самостоятельность выступающих на семинаре, следуетНа старшей ступени средней школы постепенно уменьшается инструктивная роль учителя, иВ старших классах возможно использование не только семинаров повторительно-обобщающего типа, ноСтаршеклассники способны: 
 Старшеклассники способны: 
 - освоить работу с разнообразными- уметь самостоятельно обобщать, делать выводы, давать аргументированные оценки, 
 -Переход к творческим семинарам необходим как мера, подготавливающая учащихся к продолжениюПодготовительный этап:
 Подготовительный этап:
 I. Учащиеся готовят сборник понятий по темеСоставляют по каждому вопросу семинара по 5-7 вопросов-суждений (итого 20-30вопросов).Вопросы заносятсяИзвестно, что познание окружающего мира начинается с анализа, а заканчивается синтезомВсе вопросы, по мнению Ботова М.И., в которых не задействована необходимостьПроблема – это потребность в мысли. В связи с тем, чтоВопрос-понятие.
 Вопрос-понятие.
 Вопрос-суждение. 
 Вопросы-понятия требуют раскрыть понятие по содержанию иСтруктура вопроса-понятия
         Вопрос-суждение требует раскрыть два понятия по содержанию и объему и установитьРаскрыть содержание понятия это значит перечислить его существенные признаки, необходимые дляРаскрыть объем понятия это значит перечислить его виды, т.е. установить теВ формальной логике данная логическая операция носит название «деление понятий». ДелениеРабота на семинаре
    В начале урока учитель назначаетРаботу можно начать сразу, а можно разделив класс на группы (уУчитель задает вопросы без учета желания учащихся. Если ученик отказывается отвечать,III. Доклад (не более 7-10 минут).Излагать материал следует непременно своими словами.При подготовке ответа на вопрос семинара     материалДоклад состоит из вступления, основной части и заключения. 
 Доклад состоитДля этого он формулирует тезис – основную мысль, основное утверждение, истинностьОсновная часть - способ доказательства, разрешения противоречия (т.е. логическое рассуждение, вВ качестве аргумента могут быть использоваться:
 В качестве аргумента могут бытьВ заключительной части докладчик делает вывод по своему выступлению.
 В заключительнойIY.  Докладчик после выступления отвечает на вопросы   V. Дополнения по докладу делаю другие ученики.
 V. Дополнения по докладуДля получения отметки на семинаре, необходимо набрать, следующее количество баллов: 
Ботов М.И. Словесно-логический способ обучения. Красноярск,1994. / 
 Ботов М.И. Словесно-логический5 мая 2010
 Семинар «История методики обучения биологии» 
 -вопросы стр.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Методика уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии. Лектор О.Б.Макарова


Слайд 2
Описание слайда:
План лекции План лекции 1. Методика урока-лекции. 2. Методика урока-семинара. 3. Методика урока-семинара с использованием фрагментов словесно-логической технологии.

Слайд 3
Описание слайда:
Лекция – Лекция – монологический метод обучения, длительный по времени – почти весь урок. Урок-лекция (вид урока) предполагает, что новый материал занимает большую часть урока, по типу урока он может быть: вводный, изучение нового материала и реже – обобщающий.

Слайд 4
Описание слайда:
В практике обучения биологии используют вводные, тематические и обобщающие лекции. В практике обучения биологии используют вводные, тематические и обобщающие лекции. На вводной лекции раскрывается основное содержание темы, ставятся проблемы, вопросы, которые будут решаться в процессе изучения.

Слайд 5
Описание слайда:
Тематическая лекция посвящается изучению одного важного вопроса или проблемы. Тематическая лекция посвящается изучению одного важного вопроса или проблемы. Обобщающая лекция обычно завершает изучение темы, систематизирует и углубляет знания учащихся.

Слайд 6
Описание слайда:
Требования, предъявляемые к лекции: Требования, предъявляемые к лекции: - иметь глубокое теоретическое содержание, которое должно быть научным и доступным; - излагаться в логической последовательности;

Слайд 7
Описание слайда:
- излагаться эмоционально; - излагаться эмоционально; - органично связываться с другими формами организации процесса обучения (быть в системе);

Слайд 8
Описание слайда:
- для повышения доходчивости изложения и создания зрительных образов биологических объектов и явлений необходимо использовать наглядные пособия и ТСО; - для повышения доходчивости изложения и создания зрительных образов биологических объектов и явлений необходимо использовать наглядные пособия и ТСО; - продолжительность школьной лекции 25-45 мин.

Слайд 9
Описание слайда:
Лекция состоит из введения, основной части и заключения Лекция состоит из введения, основной части и заключения Каждая часть несет свою дидактическую нагрузку. .

Слайд 10
Описание слайда:
Цель введения – активизировать внимание учащихся, вовлечь их в процесс освоения знаний Цель введения – активизировать внимание учащихся, вовлечь их в процесс освоения знаний Этого можно достичь, если начать лекцию с ярких примеров, постановки проблемы, сообщения интересных фактов, сведений из жизни учащихся.

Слайд 11
Описание слайда:
Примеры : Примеры : - самый старый дуб Европы, которому более 2тыс. лет, растет в местечке Стельмуж в Литве. - пиявка весом 2г. может высосать 8-15 мл. крови; - луна-рыба откладывает до 300 млн икринок, менее 1% которых дают начало малькам.

Слайд 12
Описание слайда:
Основная часть лекции посвящается изложению основного содержания. Она может излагаться как в индуктивном, так и дедуктивном плане. Основная часть лекции посвящается изложению основного содержания. Она может излагаться как в индуктивном, так и дедуктивном плане.

Слайд 13
Описание слайда:
Тематическая лекция чаще строится в индуктивном плане (от простого к сложному), Тематическая лекция чаще строится в индуктивном плане (от простого к сложному), во вводной лекции используется дедукция: раскрываются основные положения темы, проблемы в целом, теории или закономерности, а в дальнейшем на уроках учитель подробно останавливается на каждом положении теории, вопросе темы и т.п.

Слайд 14
Описание слайда:
В заключении учитель подводит итог сказанному, делает выводы, повторяет основные вопросы темы. В заключении учитель подводит итог сказанному, делает выводы, повторяет основные вопросы темы.

Слайд 15
Описание слайда:
Важным условием эффективности лекции является организация учебной деятельности учащихся. Важным условием эффективности лекции является организация учебной деятельности учащихся. С этой целью могут быть использованы следующие приемы: составление плана, запись основных положений лекции в виде тезисов, конспектирование, подготовка ответов на вопросы.

Слайд 16
Описание слайда:
Такая работа активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет сосредоточить внимание на главном и глубже понять содержания темы. Такая работа активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет сосредоточить внимание на главном и глубже понять содержания темы.

Слайд 17
Описание слайда:
Семинар – Семинар – вид урока, на котором основным методом является беседа и деятельность учащихся заключается в том, что они отвечают на вопросы, выступают с сообщениями и сами задают вопросы.

Слайд 18
Описание слайда:
Обычно учащиеся работают коллективно и самостоятельно. Обычно учащиеся работают коллективно и самостоятельно. В процессе беседы анализируются и углубляются основные положения ранее изученной темы, конкретизируются знания, закрепляются умения.

Слайд 19
Описание слайда:
Специфика семинара – в коллективном обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя. Специфика семинара – в коллективном обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя.

Слайд 20
Описание слайда:
При подготовке к семинарским занятиям у учащихся формируются При подготовке к семинарским занятиям у учащихся формируются навыки самообразования, общеучебные умения работать с учебной и научно-популярной литературой.

Слайд 21
Описание слайда:
Одним из основных условий проведения семинара является наличие доступных каждому учащемуся источников: книжной и другой литературы, справочных материалов. Одним из основных условий проведения семинара является наличие доступных каждому учащемуся источников: книжной и другой литературы, справочных материалов.

Слайд 22
Описание слайда:
Учитель проводит сбеседы, в которых разъясняет цель, тематику и содержание предстоящего семинара, дает необходимые указания по подготовке сообщений, докладов и т.п. Учитель проводит сбеседы, в которых разъясняет цель, тематику и содержание предстоящего семинара, дает необходимые указания по подготовке сообщений, докладов и т.п.

Слайд 23
Описание слайда:
Семинарские занятия, проводимые в форме дискуссий, деловых игр, конференций, учат школьников: Семинарские занятия, проводимые в форме дискуссий, деловых игр, конференций, учат школьников: Обсуждать поставленные вопросы. Доказательно высказывать свои суждения. На практике применять свои знания и умения.

Слайд 24
Описание слайда:
Приобретать навыки самостоятельной работы и ее оформления (устного или письменного изложения, аргументированной защиты собственных выводов и т.п.). Приобретать навыки самостоятельной работы и ее оформления (устного или письменного изложения, аргументированной защиты собственных выводов и т.п.). Самостоятельно анализировать ответы товарищей. Выступления учащихся способствуют развитию монологической речи, повышают культуру общения.

Слайд 25
Описание слайда:
В российской школе семинары начинаются обычно на завершающей ступени базового школьного образования. В российской школе семинары начинаются обычно на завершающей ступени базового школьного образования. Мы считаем что можно проводить семинары начиная с 7- 8классов. Самостоятельный поиск учащегося во время предварительной подготовки семинара осуществляется при значительной корректирующей помощи учителя.

Слайд 26
Описание слайда:
Кроме того, ход дискуссии на семинаре также должен планироваться учителем в интересах развития навыков семинарской работы учащихся. Кроме того, ход дискуссии на семинаре также должен планироваться учителем в интересах развития навыков семинарской работы учащихся.

Слайд 27
Описание слайда:
Для первых семинаров важно учитывать ряд особенностей: Для первых семинаров важно учитывать ряд особенностей: - не все вопросы, выносимые на обсуждения, должны готовиться всем классом; - класс может быть разбит на группы, каждая из которых готовит свой вопрос;

Слайд 28
Описание слайда:
- объем рекомендуемой литературы сводится до минимума, и к ней даются четкие поисковые ориентиры (вплоть до конкретных страниц), самостоятельная проработка учащимися источника пока невелика. - объем рекомендуемой литературы сводится до минимума, и к ней даются четкие поисковые ориентиры (вплоть до конкретных страниц), самостоятельная проработка учащимися источника пока невелика.

Слайд 29
Описание слайда:
Эффективность семинара значительно возрастает, если учитель заранее продумает желательный ход дискуссии, в том числе «неожиданные» вопросы, которые Эффективность семинара значительно возрастает, если учитель заранее продумает желательный ход дискуссии, в том числе «неожиданные» вопросы, которые заставят школьников самостоятельно искать пути решения возникшей проблемы, помогут отказаться от привычных штампов и стереотипов мышления и создать условия для выявления личной позиции ученика.

Слайд 30
Описание слайда:
Семинар позволяет моделировать любую ситуацию и использовать ее в учебных и воспитательных целях. Учащиеся 8-х классов должны приобрести следующие навыки: Семинар позволяет моделировать любую ситуацию и использовать ее в учебных и воспитательных целях. Учащиеся 8-х классов должны приобрести следующие навыки: работать с первоисточниками по вопросам, заранее заданным учителем и в форме, им определенной (конспект, тезисы, план устного выступления и т.п.);

Слайд 31
Описание слайда:
- реферирования, составление краткого доклада, сообщения; - реферирования, составление краткого доклада, сообщения; - самостоятельной проработки дополнительной литературы по теме; - составления таблиц, схем, графиков и т.п.; - участие в коллективном обсуждении.

Слайд 32
Описание слайда:
Подготовку к семинару необходимо начать заранее (за 2-3 недели). Учитель сообщает Подготовку к семинару необходимо начать заранее (за 2-3 недели). Учитель сообщает тему, задачи семинара, вопросы для обсуждения, распределяет доклады, указывает список литературы, проводит консультации.

Слайд 33
Описание слайда:
На первых этапах подготовки к семинару преподаватель должен научить учащихся готовить доклады (помочь составить план, подобрать примеры, наглядные пособия, сделать выводы или заключение). На первых этапах подготовки к семинару преподаватель должен научить учащихся готовить доклады (помочь составить план, подобрать примеры, наглядные пособия, сделать выводы или заключение). Поэтому проведению семинара предшествует консультация, которая проводится во внеурочное время.

Слайд 34
Описание слайда:
На консультации учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные доклады, сообщения, наглядный материал, оказывает методическую помощь. На консультации учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные доклады, сообщения, наглядный материал, оказывает методическую помощь. В этот же период с учащимися может работать консультант из числа хорошо подготовленных ребят, который помогает отобрать литературу, составить план выступления.

Слайд 35
Описание слайда:
Важным требованием к докладам является их кратковременность – не более 4-6 мин, что позволяет вовлечь в работу большое число учащихся. Важным требованием к докладам является их кратковременность – не более 4-6 мин, что позволяет вовлечь в работу большое число учащихся. Другим непременным условием успешной работы семинара является подготовка к нему всех учащихся.

Слайд 36
Описание слайда:
Это возможно при знакомстве с вопросами для обсуждения, подготовкой содокладов, рецензированием или комментированием сообщений одноклассников. Это возможно при знакомстве с вопросами для обсуждения, подготовкой содокладов, рецензированием или комментированием сообщений одноклассников.

Слайд 37
Описание слайда:
Обсуждение намеченных вопросов должно носить конструктивный характер, в ходе которого систематизируются знания учащихся, устанавливаются связи между фактическими и теоретическими положениями, биологическими закономерностями, Обсуждение намеченных вопросов должно носить конструктивный характер, в ходе которого систематизируются знания учащихся, устанавливаются связи между фактическими и теоретическими положениями, биологическими закономерностями, совершенствуется умение делать выводы.

Слайд 38
Описание слайда:
Структура семинара Структура семинара зависит от учебно-воспитательных целей, уровня подготовленности учащихся. Наиболее распространенной является такая структура:

Слайд 39
Описание слайда:
1. Вводное выступление учителя. Он напоминает учащимся задачи семинара, знакомит с планом проведения, ставит проблему (2 мин). 1. Вводное выступление учителя. Он напоминает учащимся задачи семинара, знакомит с планом проведения, ставит проблему (2 мин). 2. Выступления учащихся (сообщения по заданным темам) – не белее 20-25 мин. 3. Дискуссии (обсуждения проводятся по вопросам семинара) – 10-15мин.

Слайд 40
Описание слайда:
4. Подведение итогов (на этом заключительном этапе занятия учитель анализирует сообщения учащихся и оценивает их участие в дискуссии, сообщает материал и делает выводы) -2 мин. 5. Домашнее задание (дается преподавателем для закрепления полученных знаний).

Слайд 41
Описание слайда:
В ходе разработки семинарского занятия можно рекомендовать следующий В ходе разработки семинарского занятия можно рекомендовать следующий план его подготовки: Выбор темы, определение цели и задач. Подготовка вопросов для обсуждения. Распределение заданий и тем для сообщений.

Слайд 42
Описание слайда:
Организация предварительной работы, консультации. Организация предварительной работы, консультации. Составление плана проведения семинара Выбор методов и приемов проведения семинара. Подбор средств наглядности.

Слайд 43
Описание слайда:
Для того чтобы усилить активность и самостоятельность выступающих на семинаре, следует предложить каждому, кто будет выступать, самому найти необходимое пособие. Для того чтобы усилить активность и самостоятельность выступающих на семинаре, следует предложить каждому, кто будет выступать, самому найти необходимое пособие.

Слайд 44
Описание слайда:
На старшей ступени средней школы постепенно уменьшается инструктивная роль учителя, и углубляются возможности самостоятельного поиска и творчества учащихся. На старшей ступени средней школы постепенно уменьшается инструктивная роль учителя, и углубляются возможности самостоятельного поиска и творчества учащихся.

Слайд 45
Описание слайда:
В старших классах возможно использование не только семинаров повторительно-обобщающего типа, но и семинаров-поисков, воспитательная цель которых состоит в содействии формированию творчески мыслящей личности. В старших классах возможно использование не только семинаров повторительно-обобщающего типа, но и семинаров-поисков, воспитательная цель которых состоит в содействии формированию творчески мыслящей личности.

Слайд 46
Описание слайда:
Старшеклассники способны: Старшеклассники способны: - освоить работу с разнообразными первоисточниками; - научиться анализировать различные точки зрения по проблеме в ходе реферирования и подготовки к семинарам;

Слайд 47
Описание слайда:
- уметь самостоятельно обобщать, делать выводы, давать аргументированные оценки, - уметь самостоятельно обобщать, делать выводы, давать аргументированные оценки, - рецензировать литературу по теме, выступления одноклассников; овладение навыками ведения дискуссии, защиты своей точки зрения при уважительном отношении к мнению оппонента.

Слайд 48
Описание слайда:
Переход к творческим семинарам необходим как мера, подготавливающая учащихся к продолжению образования. Творческий семинар имеет своей целью закрепить и углубить полученные знания. Переход к творческим семинарам необходим как мера, подготавливающая учащихся к продолжению образования. Творческий семинар имеет своей целью закрепить и углубить полученные знания. В качестве примера приведем организацию семинара с использованием элементов словесно-логической технологии

Слайд 49
Описание слайда:
Подготовительный этап: Подготовительный этап: I. Учащиеся готовят сборник понятий по теме обобщения. Лучше в таблице (графы – термин, содержание и объем понятия).

Слайд 50
Описание слайда:
Составляют по каждому вопросу семинара по 5-7 вопросов-суждений (итого 20-30вопросов).Вопросы заносятся в анкету обратной связи (Ф,И.О. учащегося, тема семинара, вопросы-суждения). Составляют по каждому вопросу семинара по 5-7 вопросов-суждений (итого 20-30вопросов).Вопросы заносятся в анкету обратной связи (Ф,И.О. учащегося, тема семинара, вопросы-суждения).

Слайд 51
Описание слайда:
Известно, что познание окружающего мира начинается с анализа, а заканчивается синтезом и обобщением. Известно, что познание окружающего мира начинается с анализа, а заканчивается синтезом и обобщением. Средством анализа является вопрос, средством синтеза – ответ. Вопросы могут быть проблемными и непроблемными.

Слайд 52
Описание слайда:
Все вопросы, по мнению Ботова М.И., в которых не задействована необходимость вычленения понятий и суждений, являются непроблемными. Все вопросы, по мнению Ботова М.И., в которых не задействована необходимость вычленения понятий и суждений, являются непроблемными.

Слайд 53
Описание слайда:
Проблема – это потребность в мысли. В связи с тем, что существует две формы общечеловеческой мысли – понятия и суждения, то может быть только два вида проблемных вопросов: Проблема – это потребность в мысли. В связи с тем, что существует две формы общечеловеческой мысли – понятия и суждения, то может быть только два вида проблемных вопросов:

Слайд 54
Описание слайда:
Вопрос-понятие. Вопрос-понятие. Вопрос-суждение. Вопросы-понятия требуют раскрыть понятие по содержанию и объему.

Слайд 55
Описание слайда:
Структура вопроса-понятия Называется…. Считается… Понимается… Что Представляют … Выражается… Является… Такое… КАКОВЫ виды и свойства… … В ЧЕМ заключается сущность… …

Слайд 56
Описание слайда:
Вопрос-суждение требует раскрыть два понятия по содержанию и объему и установить связь между ними. Вопрос-суждение требует раскрыть два понятия по содержанию и объему и установить связь между ними. ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО… КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО….. В КАКОМ СЛУЧАЕ…. КОГДА…….. 1 понятие – глагол связка КАКИМ ОБРАЗОМ 2 понятие? ВСЛЕДСТВИИ ЧЕГО… ПОЧЕМУ….

Слайд 57
Описание слайда:
Раскрыть содержание понятия это значит перечислить его существенные признаки, необходимые для отличия данного предмета (явления) от сходных с ним. Раскрыть содержание понятия это значит перечислить его существенные признаки, необходимые для отличия данного предмета (явления) от сходных с ним.

Слайд 58
Описание слайда:
Раскрыть объем понятия это значит перечислить его виды, т.е. установить те предметы (явления), которым присуще содержание (совокупность определенных признаков), рассматриваемого понятия. Раскрыть объем понятия это значит перечислить его виды, т.е. установить те предметы (явления), которым присуще содержание (совокупность определенных признаков), рассматриваемого понятия.

Слайд 59
Описание слайда:
В формальной логике данная логическая операция носит название «деление понятий». Деление понятий осуществляется по основанию деления (признаку, с учетом которого происходит установление видов делимого понятия). В формальной логике данная логическая операция носит название «деление понятий». Деление понятий осуществляется по основанию деления (признаку, с учетом которого происходит установление видов делимого понятия).

Слайд 60
Описание слайда:
Работа на семинаре В начале урока учитель назначает (из числа наиболее успевающих по теме) арбитра и согласительную комиссию, которые будут вести семинар и фиксировать баллы.

Слайд 61
Описание слайда:
Работу можно начать сразу, а можно разделив класс на группы (у каждой один из вопросов семинара) дать возможность в течении 10-15 мин подготовить выступления Работу можно начать сразу, а можно разделив класс на группы (у каждой один из вопросов семинара) дать возможность в течении 10-15 мин подготовить выступления

Слайд 62
Описание слайда:
Учитель задает вопросы без учета желания учащихся. Если ученик отказывается отвечать, он отстраняется от семинара и получает «2» балла. Учитель задает вопросы без учета желания учащихся. Если ученик отказывается отвечать, он отстраняется от семинара и получает «2» балла.

Слайд 63
Описание слайда:
III. Доклад (не более 7-10 минут).Излагать материал следует непременно своими словами. Разрешается пользоваться текстом первоисточника или конспекта. Если потребуется приводить цитаты. III. Доклад (не более 7-10 минут).Излагать материал следует непременно своими словами. Разрешается пользоваться текстом первоисточника или конспекта. Если потребуется приводить цитаты.

Слайд 64
Описание слайда:
При подготовке ответа на вопрос семинара материал следует располагать таким образом. Чтобы каждая мысль вытекала из предыдущей. При подготовке ответа на вопрос семинара материал следует располагать таким образом. Чтобы каждая мысль вытекала из предыдущей.

Слайд 65
Описание слайда:
Доклад состоит из вступления, основной части и заключения. Доклад состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступительной части докладчик должен подготовить аудиторию к восприятию конкретного учебного материала семинара.

Слайд 66
Описание слайда:
Для этого он формулирует тезис – основную мысль, основное утверждение, истинность которого необходимо обосновать в ответе. Для этого он формулирует тезис – основную мысль, основное утверждение, истинность которого необходимо обосновать в ответе. Тезис должен быть сформулирован ясно и точно.

Слайд 67
Описание слайда:
Основная часть - способ доказательства, разрешения противоречия (т.е. логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса). Основная часть - способ доказательства, разрешения противоречия (т.е. логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса).

Слайд 68
Описание слайда:
В качестве аргумента могут быть использоваться: В качестве аргумента могут быть использоваться: основоположения какой-либо теории; определения понятий, принятые в науке; суждения, описывающие установленные факты; ранее доказанные положения.

Слайд 69
Описание слайда:
В заключительной части докладчик делает вывод по своему выступлению. В заключительной части докладчик делает вывод по своему выступлению.

Слайд 70
Описание слайда:
IY. Докладчик после выступления отвечает на вопросы своих товарищей: ему полагается задать 7-10 вопросов-суждения. IY. Докладчик после выступления отвечает на вопросы своих товарищей: ему полагается задать 7-10 вопросов-суждения. Если докладчик не отвечает на вопрос, то на него отвечает задающий (и получает баллы и за вопрос и за ответ).

Слайд 71
Описание слайда:
V. Дополнения по докладу делаю другие ученики. V. Дополнения по докладу делаю другие ученики. VI. Анализ доклада делает любой ученик. Логика, полнота, правильность, доказательность, непротиворечивость выступления, использование наглядных пособий. Правильность ответов на вопросы.

Слайд 72
Описание слайда:

Слайд 73
Описание слайда:
Для получения отметки на семинаре, необходимо набрать, следующее количество баллов: Для получения отметки на семинаре, необходимо набрать, следующее количество баллов: «удовлетворительно» 4-5 баллов «хорошо» 6-8 баллов «отлично» 9-10 баллов

Слайд 74
Описание слайда:
Ботов М.И. Словесно-логический способ обучения. Красноярск,1994. / Ботов М.И. Словесно-логический способ обучения. Красноярск,1994. / А.Н.Мягкова и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии – м.:Просвящение,1988/.

Слайд 75
Описание слайда:
5 мая 2010 Семинар «История методики обучения биологии» -вопросы стр. 46 Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии


Скачать презентацию на тему Методика уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии. Лектор О.Б.Макарова можно ниже:

Похожие презентации