Методика уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии.Лектор О.Б.Макарова презентация
Содержание
- 2. План лекции План лекции 1. Методика урока-лекции. 2. Методика урока-семинара. 3.
- 3. Лекция – Лекция – монологический метод обучения, длительный
- 4. В практике обучения биологии используют вводные, тематические и обобщающие лекции.
- 5. Тематическая лекция посвящается изучению одного важного вопроса или проблемы. Тематическая
- 6. Требования, предъявляемые к лекции: Требования, предъявляемые к лекции: - иметь глубокое
- 7. - излагаться эмоционально; - излагаться эмоционально; - органично связываться с другими
- 8. - для повышения доходчивости изложения и создания зрительных образов биологических объектов
- 9. Лекция состоит из введения, основной части и заключения Лекция состоит
- 10. Цель введения – активизировать внимание учащихся, вовлечь их в процесс освоения
- 11. Примеры : Примеры : - самый старый дуб Европы,
- 12. Основная часть лекции посвящается изложению основного содержания. Она может излагаться как
- 13. Тематическая лекция чаще строится в индуктивном плане (от простого к сложному),
- 14. В заключении учитель подводит итог сказанному, делает выводы, повторяет основные вопросы
- 15. Важным условием эффективности лекции является организация учебной деятельности учащихся.
- 16. Такая работа активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет сосредоточить внимание на главном
- 17. Семинар – Семинар – вид урока, на котором основным методом
- 18. Обычно учащиеся работают коллективно и самостоятельно. Обычно учащиеся работают
- 19. Специфика семинара – в коллективном обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных
- 20. При подготовке к семинарским занятиям у учащихся формируются При подготовке
- 21. Одним из основных условий проведения семинара является наличие доступных каждому учащемуся
- 22. Учитель проводит сбеседы, в которых разъясняет цель, тематику и содержание предстоящего
- 23. Семинарские занятия, проводимые в форме дискуссий, деловых игр, конференций, учат школьников:
- 24. Приобретать навыки самостоятельной работы и ее оформления (устного или письменного изложения,
- 25. В российской школе семинары начинаются обычно на завершающей ступени базового школьного
- 26. Кроме того, ход дискуссии на семинаре также должен планироваться учителем в
- 27. Для первых семинаров важно учитывать ряд особенностей: Для первых семинаров важно
- 28. - объем рекомендуемой литературы сводится до минимума, и к ней даются
- 29. Эффективность семинара значительно возрастает, если учитель заранее продумает желательный ход дискуссии,
- 30. Семинар позволяет моделировать любую ситуацию и использовать ее в учебных и
- 31. - реферирования, составление краткого доклада, сообщения; - реферирования, составление краткого доклада,
- 32. Подготовку к семинару необходимо начать заранее (за 2-3 недели). Учитель сообщает
- 33. На первых этапах подготовки к семинару преподаватель должен научить учащихся готовить
- 34. На консультации учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные доклады, сообщения,
- 35. Важным требованием к докладам является их кратковременность – не более 4-6
- 36. Это возможно при знакомстве с вопросами для обсуждения, подготовкой содокладов, рецензированием
- 37. Обсуждение намеченных вопросов должно носить конструктивный характер, в ходе которого систематизируются
- 38. Структура семинара Структура семинара зависит от учебно-воспитательных целей,
- 39. 1. Вводное выступление учителя. Он напоминает учащимся задачи семинара, знакомит с
- 40. 4. Подведение итогов (на этом заключительном этапе занятия учитель анализирует сообщения
- 41. В ходе разработки семинарского занятия можно рекомендовать следующий В ходе
- 42. Организация предварительной работы, консультации. Организация предварительной работы, консультации. Составление плана проведения
- 43. Для того чтобы усилить активность и самостоятельность выступающих на семинаре, следует
- 44. На старшей ступени средней школы постепенно уменьшается инструктивная роль учителя, и
- 45. В старших классах возможно использование не только семинаров повторительно-обобщающего типа, но
- 46. Старшеклассники способны: Старшеклассники способны: - освоить работу с разнообразными
- 47. - уметь самостоятельно обобщать, делать выводы, давать аргументированные оценки, -
- 48. Переход к творческим семинарам необходим как мера, подготавливающая учащихся к продолжению
- 49. Подготовительный этап: Подготовительный этап: I. Учащиеся готовят сборник понятий по теме
- 50. Составляют по каждому вопросу семинара по 5-7 вопросов-суждений (итого 20-30вопросов).Вопросы заносятся
- 51. Известно, что познание окружающего мира начинается с анализа, а заканчивается синтезом
- 52. Все вопросы, по мнению Ботова М.И., в которых не задействована необходимость
- 53. Проблема – это потребность в мысли. В связи с тем, что
- 54. Вопрос-понятие. Вопрос-понятие. Вопрос-суждение. Вопросы-понятия требуют раскрыть понятие по содержанию и
- 55. Структура вопроса-понятия
- 56. Вопрос-суждение требует раскрыть два понятия по содержанию и объему и установить
- 57. Раскрыть содержание понятия это значит перечислить его существенные признаки, необходимые для
- 58. Раскрыть объем понятия это значит перечислить его виды, т.е. установить те
- 59. В формальной логике данная логическая операция носит название «деление понятий». Деление
- 60. Работа на семинаре В начале урока учитель назначает (из числа
- 61. Работу можно начать сразу, а можно разделив класс на группы (у
- 62. Учитель задает вопросы без учета желания учащихся. Если ученик отказывается отвечать,
- 63. III. Доклад (не более 7-10 минут).Излагать материал следует непременно своими словами.
- 64. При подготовке ответа на вопрос семинара материал следует располагать
- 65. Доклад состоит из вступления, основной части и заключения. Доклад состоит
- 66. Для этого он формулирует тезис – основную мысль, основное утверждение, истинность
- 67. Основная часть - способ доказательства, разрешения противоречия (т.е. логическое рассуждение, в
- 68. В качестве аргумента могут быть использоваться: В качестве аргумента могут быть
- 69. В заключительной части докладчик делает вывод по своему выступлению. В заключительной
- 70. IY. Докладчик после выступления отвечает на вопросы своих товарищей:
- 71. V. Дополнения по докладу делаю другие ученики. V. Дополнения по докладу
- 73. Для получения отметки на семинаре, необходимо набрать, следующее количество баллов:
- 74. Ботов М.И. Словесно-логический способ обучения. Красноярск,1994. / Ботов М.И. Словесно-логический
- 75. 5 мая 2010 Семинар «История методики обучения биологии» -вопросы стр.
- 76. Скачать презентацию
Слайды и текст этой презентации
Скачать презентацию на тему Методика уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии.Лектор О.Б.Макарова можно ниже: