Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»

Содержание


Презентации» Литература» Презентация Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»
Организация урока.Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца».
 Работа учителя русского языка иЦели урока: 
 Работа над идейно-художественным своеобразием произведения;
 Развитие у учащихсяЗадачи урока.
 Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
 Как война вторгласьМихаил Михайлович Пришвин 1873-1954
 Великая любовь Пришвина к природе родилась изУчился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии .
Закончил агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума, затем агрономическое отделение ЛейпцигскогоМ.М.Пришвин -автор книг «В краю непуганых птиц», «Женьшень», «Лесная капель», «ОсудареваСказка-быль «Кладовая солнца»
 написана Пришвиным в 1945 году, сразу после окончанияНастя и Митраша 
 Где и когда происходит действие?
 Как жилиНастя.
 Настя – «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотыеМитраша.
 Митраша – «мужичок в мешочке», в «золотых веснушках», носик «чистенький,Толковый словарь.
 Золотой –1. Сделанный из золота.
    Вывод.
 После смерти родителей брат и сестра жили трудно, но дружно,Жанр произведения– сказка-быль.  
 Быль- рассказ о происшествии, случае, имевшемСказка и быль .
 Рассказ о жизни Насти и Митраши –Сосна и ель, растущие вместе.
 Зачем писатель вставляет повествование о соснеСосна и ель
 С тех пор лет, может быть двести этиВывод.
 Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даётГлавная проблема произведения–проблема выбора своего пути. 
 О чём спорят НастяВывод.
 Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, ноБлудово болото –кладовая солнца.
 Какой смысл вкладывает Пришвин в слова «кладоваяТравка и Антипыч.
 Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека».Почему Пришвин отказалсяПравда Антипыча –правда жизни. 
 Как вы понимаете выражение «Эта правдаВывод.
  
       ЛюбовьОтветь на вопрос: «Чему меня научила эта книга?»
 Дома: прочитай рассказы



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Организация урока.


Слайд 2
Описание слайда:
Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца». Работа учителя русского языка и литературы средней школы N7 г.Гатчины Мушкатёровой Татьяны Павловны

Слайд 3
Описание слайда:
Цели урока: Работа над идейно-художественным своеобразием произведения; Развитие у учащихся навыков исследовательской работы, навыков сотрудничества.

Слайд 4
Описание слайда:
Задачи урока. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Как война вторглась в жизнь детей. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Отношение автора к героям и событиям, в чем это проявляется. Философская глубина и художественное своеобразие произведения.

Слайд 5
Описание слайда:
Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954 Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. К.Паустовский

Слайд 6
Описание слайда:
Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии . В 12 лет с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию»(первое устремление к мечте) Учителем географии у Пришвина был Василий Васильевич Розанов, который теперь известен как великий русский философ.

Слайд 7
Описание слайда:
Закончил агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума, затем агрономическое отделение Лейпцигского университета в Германии. Учительствовал в селе, работал агрономом, в 20-30е годы сотрудничал в печати, много путешествовал.

Слайд 8
Описание слайда:
М.М.Пришвин -автор книг «В краю непуганых птиц», «Женьшень», «Лесная капель», «Осударева дорога», «Кладовая солнца», «Корабельная чаща», «Кащеева цепь» и др.

Слайд 9
Описание слайда:
Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. «Кладовая солнца» – одно из лучших произведений русской литературы для детей .

Слайд 10
Описание слайда:
Настя и Митраша Где и когда происходит действие? Как жили дети после смерти родителей? Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к Насте и Митраше? Какие ещё выразительные средства использует автор, чтобы передать свои чувства к детям?

Слайд 11
Описание слайда:
Настя. Настя – «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые монетки», носик «чистенький», «волосы … отливали золотом»

Слайд 12
Описание слайда:
Митраша. Митраша – «мужичок в мешочке», в «золотых веснушках», носик «чистенький, как у сестры». «Умненькие дружные ребята». -В каком значении в данных словосочетаниях употреблено слово «золотой»(см.словарь).

Слайд 13
Описание слайда:
Толковый словарь. Золотой –1. Сделанный из золота. 2.перен.Блестяще-жёлтый, цвета золота. 3.перен.Замечательный по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший.

Слайд 14
Описание слайда:
Вывод. После смерти родителей брат и сестра жили трудно, но дружно, вместе хозяйствовали, заботились друг о друге и «о живых существах» (домашних животных) Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, неравнодушие к людям и общественным делам.

Слайд 15
Описание слайда:
Жанр произведения– сказка-быль. Быль- рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности. Сказка- фольклорная (народная)-занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.(Зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты, олицетворение, победа добра над злом). Сказка- литературная (авторская) тесно связана с народной сказкой , но имеет автора, выражает его взгляд на мир.

Слайд 16
Описание слайда:
Сказка и быль . Рассказ о жизни Насти и Митраши – это сказка или быль? Где сказка входит в их жизнь?

Слайд 17
Описание слайда:
Сосна и ель, растущие вместе. Зачем писатель вставляет повествование о сосне и ели? Докажите, что это не просто рассказ, а сказка? Запишите несколько предложений как стихотворение.

Слайд 18
Описание слайда:
Сосна и ель С тех пор лет, может быть двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питанье, сучьями –за воздух и свет. (Есть ритм и одинаково построенные предложения)

Слайд 19
Описание слайда:
Вывод. Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.

Слайд 20
Описание слайда:
Главная проблема произведения–проблема выбора своего пути. О чём спорят Настя и Митраша у Лежачего камня? Можно ли сказать, на чьей стороне автор? Как изменилась природа после ссоры детей? Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как вела себя Настя , оставшись одна? Почему Настя забыла о брате? Как автор относится к происходящему?

Слайд 21
Описание слайда:
Вывод. Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, но Митраше не хватило жизненного опыта. Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем, и для него пойти по неизведанной тропе означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового, проложить путь будущим поколениям. Короткий путь исследователя не является лёгким, он требует учитывать опыт, накопленный людьми. В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца».

Слайд 22
Описание слайда:
Блудово болото –кладовая солнца. Какой смысл вкладывает Пришвин в слова «кладовая солнца»? Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?

Слайд 23
Описание слайда:
Травка и Антипыч. Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека».Почему Пришвин отказался от этого названия? Расскажите о жизни Травки. Почему Травка пришла на помощь человеку? Как вы понимаете выражение « Маленький человек остановил в себе большое сердце»?

Слайд 24
Описание слайда:
Правда Антипыча –правда жизни. Как вы понимаете выражение «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»?

Слайд 25
Описание слайда:
Вывод. Любовь

Слайд 26
Описание слайда:
Ответь на вопрос: «Чему меня научила эта книга?» Дома: прочитай рассказы М.М.Пришвина: «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг». Подготовь выразительное чтение рассказа «Столбы».


Презентация на тему Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца» доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации