Модель мира в эвенкийских кумаланах и настенных панно презентация

Содержание


Презентации» Образование» Модель мира в эвенкийских кумаланах и настенных панно
Модель мира в эвенкийских кумаланах и настенных панно
 
 Бузаева АннаЦель исследовательской работы: изучение мировоззрения эвенков и его отражения в искусствеАктуальность исследования:
 Изучение эвенкийской культуры научными сотрудниками г. Благовещенска (экспедиции научнойСотрудничество преподавателей и студентов специальности декоративно-прикладного искусства Амурского педагогического колледжа сСотрудничество с краеведческим музеем (помощь в организации выставки «Традиции и современностьСотрудни-чество с эвенками Дальнего Востока и России (создание сайта о культуреВведение
 Коренные народности Амура и их культура имеют глубокие исторические корниПроисхождение этнонима "эвенк" возводят к древним оленеводам увань, которые упоминались вИсторическая справка
 декоративно-прикладное искусство эвенков, представляло собой занятие кузнечным делом, обработкуИсследовательская работа по теме
 Изучение орнаментального наследия декоративно-прикладного искусства эвенков сталоКумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилалисьВ связи с тем, что кумаланы часто имеют не только традиционнуюКумаланы шьются в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца, луныОбщим способом для украшения меховых ковриков-кумаланов является комбинирование полос белого иФрагмент стихотворения эвенка Василия Лебедева «Кумалан» красноречиво передаёт образ ковра-кумалана икумаланы имели хозяйственное значение (коврики подстилали в чумах) 
 кумаланы имелиКоврики использовались при транспортировке на оленях
 Коврики использовались при транспортировке наКумаланы применялись и для укрывания вещей. Также некоторые кумаланы имели ритуальноеМодель мира в эвенкийском кумалане
 Традиционно в кумалане эвенков через орнаментальныеПерсонажи верхнего мира
 В верхнем мире по представлениям эвенков живёт АгдыПерсонажи среднего мира
 Средний мир представлен образами лягушки-Баха (охраняет спокойствие наПерсонажи нижнего мира
 Нижний мир населяют Мугды́ (души умерших, духи предков),Результаты работы
 В результате исследования данной темы была создана композиция кумалана-настенногоСоздание настенного панно по мотивам кумалана
 Кумалан выполнен из кожи (замша)Образ танцующего эвенка (Средний земной мир) изображён в голубом цвете наВ Верхнем мире изображены небесные белые олени (святость, чистота) и жёлтоеВывод
 В результате выполненной исследовательской работы был обобщён материал по историиСписок используемой литературы
 Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVII–XX вв.)– Л., 1969.
Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн.www.evenki.info



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Модель мира в эвенкийских кумаланах и настенных панно Бузаева Анна


Слайд 2
Описание слайда:
Цель исследовательской работы: изучение мировоззрения эвенков и его отражения в искусстве изготовления ковров-кумаланов и настенных панно. Цель исследовательской работы: изучение мировоззрения эвенков и его отражения в искусстве изготовления ковров-кумаланов и настенных панно. Задачи исследования: определение значения эвенкийских ковров-кумаланов; изучение модели мира эвенков и возможности её отражения в искусстве кумаланов и настенных панно; Создание кумалана-панно, содержащего основные образы трёх миров эвенков (модель мира).

Слайд 3
Описание слайда:
Актуальность исследования: Изучение эвенкийской культуры научными сотрудниками г. Благовещенска (экспедиции научной группы БГПУ в районы расселения эвенков на Дальнем Востоке и в Китае);

Слайд 4
Описание слайда:
Сотрудничество преподавателей и студентов специальности декоративно-прикладного искусства Амурского педагогического колледжа с БГПУ (создание фильма «Орнамент эвенков»). Сотрудничество преподавателей и студентов специальности декоративно-прикладного искусства Амурского педагогического колледжа с БГПУ (создание фильма «Орнамент эвенков»).

Слайд 5
Описание слайда:
Сотрудничество с краеведческим музеем (помощь в организации выставки «Традиции и современность в эвенкийской культуре») Сотрудничество с краеведческим музеем (помощь в организации выставки «Традиции и современность в эвенкийской культуре»)

Слайд 6
Описание слайда:
Сотрудни-чество с эвенками Дальнего Востока и России (создание сайта о культуре эвенков Дальнего Востока).

Слайд 7
Описание слайда:
Введение Коренные народности Амура и их культура имеют глубокие исторические корни на своей земле. Они являются наследниками, созданной их предками оригинальной и по-своему высокой художественной культуры. На Дальнем Востоке эвенки проживают на территории Селемджинского района (п. Улген или Ивановское), Зейского (п. Бомнак) и Тындинского (п. Первомайское). Некоторые эвенки расселены на территории Южной Якутии (с. Иенгра). Большая часть эвенков проживает в Эвенкийском автономном округе (столица п. Тура), который занимает территорию 767,6 тыс.км2 и имеет население 17713 чел. Эвенкия расположена на Среднесибирском плоскогорье, на правобережье реки Енисей.

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:
Происхождение этнонима "эвенк" возводят к древним оленеводам увань, которые упоминались в VII в. в китайских источниках, как жители горно-таежных районов Забайкалья. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования. Орочен - "оленные" (Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгусски), килэ - килен (от Лены до Сахалина), солон - "верхние по течению" (часть амурских эвенков), хамниган - монголо-бурятское обозначение эвенков-скотоводов. Широко известны обозначения эвенкийских групп: бирары, самагиры, манегиры, мурчены и т.д. Происхождение этнонима "эвенк" возводят к древним оленеводам увань, которые упоминались в VII в. в китайских источниках, как жители горно-таежных районов Забайкалья. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования. Орочен - "оленные" (Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгусски), килэ - килен (от Лены до Сахалина), солон - "верхние по течению" (часть амурских эвенков), хамниган - монголо-бурятское обозначение эвенков-скотоводов. Широко известны обозначения эвенкийских групп: бирары, самагиры, манегиры, мурчены и т.д.

Слайд 10
Описание слайда:
Историческая справка декоративно-прикладное искусство эвенков, представляло собой занятие кузнечным делом, обработку кости и рога, дерева и бересты, кожи и меха, вышивку нитями и бисером. Эвенки занимались техникой аппликации и инкрустации, тиснения и мозаики.

Слайд 11
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме Изучение орнаментального наследия декоративно-прикладного искусства эвенков стало стимулом к созданию настенного панно по мотивам эвенкийского кумалана. Кумалан – это национальный ковёр эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов.

Слайд 12
Описание слайда:
Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого. Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого.

Слайд 13
Описание слайда:
В связи с тем, что кумаланы часто имеют не только традиционную овальную или восьмёркообразную форму, но и форму круга, круглые кумаланы ассоциируют с солнцем и небом, поэтому так часто они напоминают звёздное небо. В связи с тем, что кумаланы часто имеют не только традиционную овальную или восьмёркообразную форму, но и форму круга, круглые кумаланы ассоциируют с солнцем и небом, поэтому так часто они напоминают звёздное небо.

Слайд 14
Описание слайда:
Кумаланы шьются в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца, луны и звёзд. Они декорируются широкой кожаной каймой, придающей им нарядность и декоративность. Украшают кумаланы и геометрическим, растительным орнаментом из кожи или вышивкой. Кумаланы шьются в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца, луны и звёзд. Они декорируются широкой кожаной каймой, придающей им нарядность и декоративность. Украшают кумаланы и геометрическим, растительным орнаментом из кожи или вышивкой.

Слайд 15
Описание слайда:
Общим способом для украшения меховых ковриков-кумаланов является комбинирование полос белого и темного меха. Их шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя. Общим способом для украшения меховых ковриков-кумаланов является комбинирование полос белого и темного меха. Их шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя.

Слайд 16
Описание слайда:
Фрагмент стихотворения эвенка Василия Лебедева «Кумалан» красноречиво передаёт образ ковра-кумалана и его значение в жизни эвенков: Фрагмент стихотворения эвенка Василия Лебедева «Кумалан» красноречиво передаёт образ ковра-кумалана и его значение в жизни эвенков: Вот женщина, что шьёт она? Я вижу – за полем шахматным прядь волчьей шерсти серой… Вот в самом центре эпизод охоты, А по краям бежит узор старинный.

Слайд 17
Описание слайда:
кумаланы имели хозяйственное значение (коврики подстилали в чумах) кумаланы имели хозяйственное значение (коврики подстилали в чумах)

Слайд 18
Описание слайда:
Коврики использовались при транспортировке на оленях Коврики использовались при транспортировке на оленях

Слайд 19
Описание слайда:
Кумаланы применялись и для укрывания вещей. Также некоторые кумаланы имели ритуальное значение. Это были шаманские коврики, необходимые в различных обрядах. Кумаланы применялись и для укрывания вещей. Также некоторые кумаланы имели ритуальное значение. Это были шаманские коврики, необходимые в различных обрядах.

Слайд 20
Описание слайда:
Модель мира в эвенкийском кумалане Традиционно в кумалане эвенков через орнаментальные композиции раскрывается модель мира. В ковриках-кумаланах последовательно раскрываются образы трёх миров: верхнего, среднего и нижнего.

Слайд 21
Описание слайда:
Персонажи верхнего мира В верхнем мире по представлениям эвенков живёт Агды (хозяин грома и молнии), Буга, Майи́н (дух-хозяин верхнего мира), Óми (душа человека), Пóдя (дух-хозяин огня и домашнего очага), Сэвэки́ (творец земли, животных и человека, дух-хозяин верхнего мира, покровитель людей и оленей) Сэли́ (мамонт, помощник творца Вселенной Сэвэки, принимавший участие в сотворении земли), Чо́лбон (дух-хозяин планеты Венера, небесное божество) и т.д.

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:
Персонажи среднего мира Средний мир представлен образами лягушки-Баха (охраняет спокойствие на средней земле), Дуннэ́ (дух-хозяйка земли, тайги) и др.

Слайд 24
Описание слайда:
Персонажи нижнего мира Нижний мир населяют Мугды́ (души умерших, духи предков), Дябдар (змей, охраняющий вход в нижний мир), Харги́ (дух-хозяин нижнего мира, старший брат Сэвеки, соперничавший с ним в актах творения по эвенкийским мифам) т.п.

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:
Результаты работы В результате исследования данной темы была создана композиция кумалана-настенного панно, на которой отражена модель мира эвенков. Верхний мир представлен образами белых оленей (символ святости, Бога) и солнца. В среднем мире изображён танцующий человек (символ радости и единства человека с природой). В нижнем мире показан образ змеи Дябдар, охраняющей вход в нижний мир.

Слайд 27
Описание слайда:
Создание настенного панно по мотивам кумалана Кумалан выполнен из кожи (замша) и меха и декорирован вышивкой нитками и бисером. Цветовая символика кумалана выражена в голубом, белом, жёлтом, зелёном и коричневом цветах.

Слайд 28
Описание слайда:
Образ танцующего эвенка (Средний земной мир) изображён в голубом цвете на фоне коричневого (единство небесного и земного начал). Образ танцующего эвенка (Средний земной мир) изображён в голубом цвете на фоне коричневого (единство небесного и земного начал).

Слайд 29
Описание слайда:
В Верхнем мире изображены небесные белые олени (святость, чистота) и жёлтое солнце (свет знания). В Верхнем мире изображены небесные белые олени (святость, чистота) и жёлтое солнце (свет знания). В Нижнем мире находится образ зелёной змеи, которая обозначает иную жизнь умерших и подземных духов.

Слайд 30
Описание слайда:
Вывод В результате выполненной исследовательской работы был обобщён материал по истории и технологии создания традиционных эвенкийских ковров-кумаланов. Разработано содержание панно-кумалана, позволившее понять глубину мировоззрения эвенкийского народа. Создано декоративное изделие - настенное панно по мотивам эвенкийского кумалана, работа над которым позволила на практике понять специфику и сложность выполнения кумаланов.

Слайд 31
Описание слайда:
Список используемой литературы Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVII–XX вв.)– Л., 1969. В краю оленьих троп: Эвенкийскому селу Иенгра – 80 лет: Фотоальбом. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2007.

Слайд 32
Описание слайда:
Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1980. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1980. Мазин А.И. Представления эвенков Приамурья об окружающем их мире. Новосибирск: "Наука", Сибирское отделение, 1984.

Слайд 33
Описание слайда:
www.evenki.info


Скачать презентацию на тему Модель мира в эвенкийских кумаланах и настенных панно можно ниже:

Похожие презентации