Модель организации исследовательской деятельности учащихся на уроках

Содержание


Презентации» Педагогика» Презентация Модель организации исследовательской деятельности учащихся на уроках
Модель организации исследовательской деятельности учащихся на уроках
 Докладчик: Матюха Людмила Викторовна,ПланКонцептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся.  
  В.И.Загвязинский 
   «Под социально-педагогическим моделированием понимается отражение ведущих характеристикВ.П. Зинченко
   «В общем случае под моделью понимается функциональныйВиды моделей исследовательской деятельности.Психологический аспект исследовательских навыков мышленияСуть концепции исследовательской деятельности.
   В процессе исследовательской деятельности происходитРазличие между учебным и научным исследованиямиТехнология исследовательской деятельностиОсновные функции учебного исследования
 путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений,Задачи учебного исследования
 Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательскимФормы организации исследовательской деятельности
 Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов.3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и4. Проведение научно-практических конференций и конкурсов - форм презентации исследовательской деятельности.
Этапы исследовательской деятельности
 Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предметногоЭтап 2. Разработка программы вводного теоретического курса (занятия).
 Этап 2. РазработкаЭтап 4. Подбор и освоение методики исследования.
 Этап 4. Подбор иЭтап 6. Анализ, выводы.
 Этап 6. Анализ, выводы.
 - наличие обсуждения,Результаты 
 1.Качество формального результата определяется соотношением представляемого и реально усвоенного.Основные типы творческих работ учащихсяОсновные различия в приобретаемых навыках как результата выполнения творческих работ разногоУчебное исследование для УЧАЩЕГОСЯ и для УЧИТЕЛЯОсновные этапы учебно-исследовательской деятельности по сравнению с традиционной «самостоятельной» работой учащихся.
Информационные ресурсы
 Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В.,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Модель организации исследовательской деятельности учащихся на уроках Докладчик: Матюха Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей категории Чановской средней общеобразовательной школы №1, Чановского района, Новосибирской области 2008 год


Слайд 2
Описание слайда:
План

Слайд 3
Описание слайда:
Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. Моделирование является одним из методов научного исследования, в процессе которого выявляются и фиксируются существенные, генетические связи между элементами системы или группы явлений. Исторически моделирование возникло в области естественно-математических наук. В.А.Штоф “под моделью - понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает и воспроизводит объект так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте».[1] [1] Штоф В.А. Моделирование и философия М., 1966; c.19.

Слайд 4
Описание слайда:
В.И.Загвязинский «Под социально-педагогическим моделированием понимается отражение ведущих характеристик преобразуемой системы (оригинала) в специально сконструированном объекте-аналоге (модели), который в чем-то проще оригинала и позволяет выявить то, что в оригинале скрыто, неочевидно в силу его сложности и завуалированности сущности многообразием явлений»2. [2] Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Материалы региональной научно-практической конференции «Моделирование социально-педагогических систем». 2001.

Слайд 5
Описание слайда:
В.П. Зинченко «В общем случае под моделью понимается функциональный гомоморфный перенос (отображение) части внешнего мира на систему понятий (изображений, визуализированных картин, символов, знаков). Это отображение не является изоморфным, т. е. взаимно однозначным, однако оно сохраняет существенные связи между элементами внешнего мира или первичной модели. Последнее свойство позволяет модели быть не только описательной, но и предсказательной».[3] [3] Зинченко В.П. Развивающее образование, т. 1, М., 2002. с. 55

Слайд 6
Описание слайда:
Виды моделей исследовательской деятельности.

Слайд 7
Описание слайда:
Психологический аспект исследовательских навыков мышления

Слайд 8
Описание слайда:
Суть концепции исследовательской деятельности. В процессе исследовательской деятельности происходит формирование и развитие важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе, теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности учащихся. в начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; в основной школе – развития у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования; в старшей школе – развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения;

Слайд 9
Описание слайда:
Различие между учебным и научным исследованиями

Слайд 10
Описание слайда:
Технология исследовательской деятельности

Слайд 11
Описание слайда:
Основные функции учебного исследования путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов. инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся, исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения общего образования. способ профориентации и начальной профессиональной подготовки. способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию.

Слайд 12
Описание слайда:
Задачи учебного исследования Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом, приобретением общей компетентности исследователя. Создание познавательной базы исследовательской компетентности. Развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу.

Слайд 13
Описание слайда:
Формы организации исследовательской деятельности Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана (представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов, с написанием проблемно-реферативных работ ).

Слайд 14
Описание слайда:
2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «Методы научных исследований» в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей и отработке постановке и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий и последующей их презентации на уроках. 2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «Методы научных исследований» в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей и отработке постановке и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий и последующей их презентации на уроках.

Слайд 15
Описание слайда:
3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов. 3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.

Слайд 16
Описание слайда:
4. Проведение научно-практических конференций и конкурсов - форм презентации исследовательской деятельности. 4. Проведение научно-практических конференций и конкурсов - форм презентации исследовательской деятельности. 5. Осуществление деятельности кружка «Юный исследователь».

Слайд 17
Описание слайда:
Этапы исследовательской деятельности Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предметного направления области будущей исследовательской деятельности учащихся. - степень связи с базовой программой соответствующего класса; - наличие собственной практики научной работы в избранной области; - возможности консультационной помощи специалистов и ее формы; - форма образовательной деятельности в плане работы учреждения

Слайд 18
Описание слайда:
Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса (занятия). Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса (занятия). - доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план); - опора на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий и схем не составляет большей части программы); необходимость и достаточность объема теоретического материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования; Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы. - соответствие выбираемой темы преподанному теоретическому материалу; - доступность сложности темы и объема работы возможностям учащихся; - исследовательский характер темы, формулировка темы, ограничивающая предмет исследования и содержащая проблему исследования; - соответствие задач цели, адекватность гипотезы.

Слайд 19
Описание слайда:
Этап 4. Подбор и освоение методики исследования. Этап 4. Подбор и освоение методики исследования. - методологическая корректность методики. Соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике детского исследования; - соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объему и характеру исследования; доступность методики освоению и реализации школьниками; Этап 5. Сбор и первичная обработка материала. - доступность запланированного объема работ учащимся; - доступность объекта исследования; - адекватность используемой методики объекту и условиям исследования;

Слайд 20
Описание слайда:
Этап 6. Анализ, выводы. Этап 6. Анализ, выводы. - наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками; - соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной цели; Этап 7. Презентация. - соответствие формата представляемого материала формальным требованиям; - отражение этапов исследования; - отражение авторской позиции учащегося

Слайд 21
Описание слайда:
Результаты 1.Качество формального результата определяется соотношением представляемого и реально усвоенного предметного материала; умением выстроить и представить структуру исследования; формальной способности к рефлексии. 2. Способность целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию, способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования; способность рефлексировать цели, смысл осуществляемой деятельности в соответствии с собственными ценностными основаниями; способность объективировать недостающие для достижения цели ресурсы, имеющиеся в распоряжении ресурсы, перспективные для продуктивной кооперации и на основе этих знаний вступать в продуктивные содержательные коммуникации. 3. Какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Степень включенности учащегося в практическую исследовательскую деятельность, фиксация объема самостоятельно полученных результатов может быть достоверно установлена только через оценку качества образовательного процесса.

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:
.

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Основные типы творческих работ учащихся

Слайд 26
Описание слайда:
Основные различия в приобретаемых навыках как результата выполнения творческих работ разного типа

Слайд 27
Описание слайда:
Учебное исследование для УЧАЩЕГОСЯ и для УЧИТЕЛЯ

Слайд 28
Описание слайда:
Основные этапы учебно-исследовательской деятельности по сравнению с традиционной «самостоятельной» работой учащихся. Основные этапы учебно-исследовательской деятельности по сравнению с традиционной «самостоятельной» работой учащихся. Формулировка темы исследовательской работы (Анкета) Формы представления исследовательских работ (тезисы, аннотация, доклад, стенд (постер), компьютерная презентация). Подготовка к защите исследовательской работы

Слайд 29
Описание слайда:
Информационные ресурсы Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М., 2001. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. М., 2001. Зинченко В.П. Развивающее образование, т. 1, М., 2002. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2007. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М., 2003. Штоф В.А. Моделирование и философия. М., 1966. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. Рождественская И.В.   Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3.


Презентация на тему Модель организации исследовательской деятельности учащихся на уроках доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации