Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях и существительных

Содержание


Презентации» Русский язык» Презентация Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях и существительных
Тема занятия:
 Н и НН в словах разных частей речи.Цель занятия:
   Повторить написание Н и НН 
 Правописание Н и НН в отыменных прилагательныхПравописание отглагольных прилагательных.Правописание причастий.Запомни исключения!Запомни!
          ВПравописание кратких прилагательных и причастий.
      КраткиеКак отличить краткое прилагательное от краткого причастия?Правописание наречий и существительных.
      Наречия наПереход причастий в имена прилагательные
 Наличие у причастий признаков, общих сПереход причастий в прилагательные (продолжение)
 Семантическое (смысловое) перерождение причастия при переходеДомашнее задание.
 А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,Домашнее задание.
 А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,Домашнее задание.
 А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема занятия: Н и НН в словах разных частей речи.


Слайд 2
Описание слайда:
Цель занятия: Повторить написание Н и НН 1) в отыменных прилагательных; 2) в отглагольных прилагательных и причастиях; 3) в наречиях на –о, -е; 4) в существительных.

Слайд 3
Описание слайда:
Правописание Н и НН в отыменных прилагательных

Слайд 4
Описание слайда:
Правописание отглагольных прилагательных.

Слайд 5
Описание слайда:
Правописание причастий.

Слайд 6
Описание слайда:
Запомни исключения!

Слайд 7
Описание слайда:
Запомни! В сочетаниях глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм и др. во второй части, несмотря на наличие приставки пере-, целесообразно писать одно Н, так как сложное слово все в целом имеет значение прилагательного.

Слайд 8
Описание слайда:
Правописание кратких прилагательных и причастий. Краткие прилагательные

Слайд 9
Описание слайда:
Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия?

Слайд 10
Описание слайда:
Правописание наречий и существительных. Наречия на –о, -е

Слайд 11
Описание слайда:
Переход причастий в имена прилагательные Наличие у причастий признаков, общих с именами прилагательными, способствует переходу  причастий в  имена прилагательные. Этот переход, наблюдавшийся в предшествующие периоды истории русского языка, интенсивно осуществляется в наше время. В современном языке есть слова, совершенно утратившие присущую им некогда глагольность и превратившиеся в обычные прилагательные (откровенный от отъкрыти, обыкновенный от обыкнутии подобные: священный, блаженный, неприкосновенный, вдохновенный, умышленный, промышленный, дерзновенный, сокровенный, незабвенный, надменный, смиренный, благословенный, согбенный, окаянный, отчаянный, неожиданный, постоянный, непрестанный, несказанный и др.). Причастными образованиями по происхождению, полностью утратившими глагольные признаки (значение процесса, время, вид, залог и способность управления), являются в современном языке прилагательные двух типов: лежачий, висячий, колючий, горючий и т.п. и смелый, горелый, зрелый, постылый, пришлый и т.п. (ср.: лежачий - лежащий, висячий - висящий и горелый - горевший, зрелый - зревший). Особую группу прилагательных составляют образования от глагольных основ посредством суффиксов -им-, -ем-, обычно употребляемые в сращении с не- (непобедимый, неподражаемый) со значением невозможности, недопустимости действия или состояния. Различие суффиксов -им-, -ем- в данном случае опирается на принадлежность исходных глаголов к разным типам спряжения: невыразимый (выразить - II спряжение),неподражаемый (подражать - I спряжение).

Слайд 12
Описание слайда:
Переход причастий в прилагательные (продолжение) Семантическое (смысловое) перерождение причастия при переходе в прилагательное выражается в утрате причастием значения временного признака, создаваемого деятельностью предмета. Образованное от причастия прилагательное обозначает постоянный признак предмета (ср.: рассеянный туман - рассеянный школьник), причем часто приобретает определенную качественно-оценочную окраску, положительную или отрицательную (ср.: воспитанный мальчик, распущенный мальчик). Для прилагательных, образованных от страдательных причастий прошедшего времени, характерно метонимическое употребление, обусловленное семантическим отрывом от значения основы производящего глагола; ср.: растерянный багаж (определяемое слово багаж - объект действия) и растерянный вид (определяемое слово вид не мыслится как объект действия). Со стороны морфологической прилагательное, образованное от причастия, лишено залоговых и видо-временных значений и потому характеризуется способностью: 1) образовывать краткие формы: кинжал блестящ; 2) образовывать наречия посредством суффиксов -о, -е: напряженно, блестяще и т.п.; 3) иметь степени сравнения: организованнее, увереннее; 4) образовывать отвлеченные существительные на -ость (рассеянность, видимость) и 5) сочетаться с наречиями меры и степени: очень организованный коллектив, весьма изысканный вкус. В отношении синтаксическом отпричастные прилагательные отличаются от причастий утратой глагольного управления. Дополнение в винительном падеже без предлога, характерное для причастий действительных (от глаголов переходных), и в творительном падеже без предлога (в значении субъекта и орудия действия) для причастий страдательных, невозможно при образованных от причастий прилагательных. В зависимости от синтаксических условий отпричастные прилагательные субстантивируются: Учащиеся благодарили преподавателя.

Слайд 13
Описание слайда:
Домашнее задание. А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. С одной стороны, талантливые крепостные графа Шереметьева были призна(1)ыми артистами, музыкантами, художниками, а с другой — бесправными и несвободными людьми, живущими в определё(2)ой личной стеснё(3)ости. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3 А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Парадный портрет должен был вызывать у совреме(1)иков и потомков восторже(2)ые чувства, поэтому изображё(3)ый на нём человек освобождался от всего будничного. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3 А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Создавая свой проект, архитектор стремился к соверше(1)ой законче(2)ости и тщательности, что несколько препятствовало свободе и непринуждё(3)ой лёгкости. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3

Слайд 14
Описание слайда:
Домашнее задание. А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. В ра(1)их работах, созда(2)ых русским мастером, ещё чувствовалось посторо(3)ее влияние, но его зрелые работы отличались уже абсолютной самостоятельностью. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3 А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Одинаково построе(1)ые, краше(2)ые одной и той же лиловой краской домики пансионата разброса(3)ы небольшими группами среди вековых сосен. 1) 1, 2 2) 2 3) 1 4) 1, 2, 3 А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Уценё(1)ая вещица была прода(2)а коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, отправился на вокзал. 1) 1 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

Слайд 15
Описание слайда:
Домашнее задание. А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Стари(1)ые лампы, тка(2)ые кошельки, серебря(3)ые ножи и вилки, старое, тускловатое венецианское стекло — всё было выброше(4)о прибоем времени на эту площадь, как волны выбрасывают на берег водоросли, ракушки и прочий морской сор. 1) 1, 3 2) 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Когда художники увидели присла(1)ую из Ялты картину Фёдора Васильева «Мокрый луг», они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы, невида(3)ый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкнове(4)ом таланте автора. 1) 1, 4 2) 2, 3 3) 1 4) 1, 3, 4 А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени. 1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3


Презентация на тему Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях и существительных доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации