Нации и межнациональные отношения презентация

Содержание


Презентации» Обществознание» Нации и межнациональные отношения
Нации и межнациональные отношения
   «Малый народ обидчив» (туркменская поговорка)
Адам Муртазалиев:  «Обращение к дагам»Проблемы:План
  
 1. Этнические общности. Нация и ее основные признаки.
 2.Факты свидетельствуют:
 Сегодня на Земле живет от 2 до 3 тысячВыводы:
 Почти все современные государства многонациональны. 
 Многонациональны все столицы мира,Этническая общность (греч. "ethnos" - племя, народ)
  Этническая общность -Фазы развития этноса:Классификация этносов
 Географическая: народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки,Народы мираТеории сущности и происхождения этносовПризнаки нацииХарактерные черты нации
 Язык
  В Швейцарии 4 равноправных языка (немецкий,Национальное (этническое) самосознание
 Национальное (этническое) самосознание – чувство принадлежности к определенномуКакой признак нации является основным?
 Приведите примеры, подтверждающие мысль о том,Столыпин Петр Аркадьевич (1862 – 1911)Что означает понятие «национальность»?
 Национальность – принадлежность лица к какой-либо этническойТитульная нация
 Титульная нация — часть населения государства, национальность которой определяетНациональное меньшинство 
 Национальное меньшинство – отдельная часть этноса, оказавшаяся заСтанислав Ежи Лец:
 «Национальное большинство не значит, что отдельный его представительКак вы понимаете смысл высказывания Н.В. Гоголя:
  «Истинная национальность состоитЧто такое «национальный менталитет»?
 Национальный менталитет – исторически сложившаяся совокупность устойчивыхДва уровня менталитетаЧто наложило отпечаток на формирование русского менталитета?Какие черты присущи русскому национальному менталитету?
 Множество исследователей сходятся во мнении,Какие черты присущи русскому национальному менталитету?
 Скромность. Инициатива, лидерство воспринимаются какКультурно-исторические традиции Уинстон Черчилль (1874 – 1965)
 «Я люблю свиней. Собаки смотрят наМежэтнические отношения
 «Итак что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибоОценка межнациональных отношений в Москве её жителями (ВЦИОМ, ноябрь 2009)Этническая картина современной России по данным переписи населения в 2002 году:
Межнациональный мир в России: как россияне оценивают терпимость и миротворческий потенциалМожно ли в современных условиях говорить о чистоте крови?
 Крупнейший русскийМежнациональные отношенияДве тенденции в развитии межнациональных отношений на современном этапеКак проявляются две тенденции в развитии межнациональных отношений?Тенденции в развитии национальных отношений на современном этапе
 Глобализация –(от англ.Мирное сотрудничество 
 Этническое смешивание и образование одной нации (Латинская Америка).
Приведите примеры мирного сотрудничества, интеграции
 Европейский союз
 Участвует ли Россия вВ чем проявилась тенденция к дифференциации в современном мире?
 Что такоеПриведите примеры межнациональных конфликтов
 Абхазия, Южная Осетия и Грузия;
 Нагорный КарабахКаковы причины межнациональных противоречий и конфликтовПроанализируйте данные статистики:Национализм
 Национализм – идеология и политика, суть которой заключается в проповедиГеноцид
 Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedoИстоки национализмаЯвляется ли принадлежность человека к той или иной нации достоинством илиЗадание:
 Назовите известные Вам нации, живущие в современном мире.
 Определите наиболееНазовите нации и народы, представители которых вызывают у Вас чувство раздражения,Должны ли быть у представителей разных наций, проживающих в одной странеМежнациональный мир в России:  как россияне оценивают терпимость и миротворческийПатриотизм
   Патриотизм (греч. "πατρίς" — отечество) — нравственный иЧем из прошлой истории страны сегодня гордятся граждане России, в %Приходилось ли Вам испытывать ущемление своих прав из-за своей национальностиСможете ли Вы принять участие в конфликте в интересах своей национальнойКакие идеологии противостоят национализму и расизму?
 Интернационализм (от лат. inter -Как Вы думаете, что власти должны делать для того, чтобы неПути выхода из межнациональных конфликтов
 Признание межнациональных проблем
 Осознание всеми людьмиТолерантность
 Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) -стремление и способность кТолерантность
 Декларация принципов толерантности утверждена ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года -Законодательная база национальной политики России.
 Конституция РФ
 «Концепция государственной национальной политикиКакие условия необходимы для построения относительно гармоничных межнациональных отношений? 
 ПоследовательнаяПроблемы:Верны ли следующие суждения об этносе? 
 А. Естественная предпосылка формированияВопрос о соотношении нации и государства: сопоставьте две позиции.
  Подумайте над высказываниями. Какое из них Вам кажется наиболее верным? АргументируйтеЦели
 Понимание диалектики национального развития и интеграционных процессов,
 Восприятие принципов сотрудничестваИзраиль и Палестина
 В ноябре 1947 ООН приняла решение создать вЮгославия и Албания
 В начале 90-х годов в связи с перестройкойВеликобритания и Ирландия
 Ирландия, будучи составной частью Британской империи, не давалаЕГЭ. С-8. Темы эссе
 «Величие народа не исчисляется его численностью, как©
 «Наша истинная национальность – человек» Герберт Джордж Уэллс 
 «НационализмНационализм - это проявление слабости нации, а не ее силы. ЗаражаютсяВезде одинаков Господень посев,
 и врут нам о разнице наций
 всеХочу, чтобы имя мое стерегло страхом наши границы крепче цепей иЦели и задачи:
 1) Познакомить с основными признаки этноса и нации,«Когда государство начинают убивать своих людей, оно всегда именует себя Родиной»Д.И. Менделеев
 «Национализм, по мне, столь естественен, что никогда, ни приПрокомментируйте высказывания:
 "Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Нации и межнациональные отношения «Малый народ обидчив» (туркменская поговорка) «Когда идешь в чужую страну, надень такую шапку, которую там носят» (армянская пословица)


Слайд 2
Описание слайда:
Адам Муртазалиев: «Обращение к дагам»

Слайд 3
Описание слайда:
Проблемы:

Слайд 4
Описание слайда:
План   1. Этнические общности. Нация и ее основные признаки. 2. Национальное (этническое) самосознание. 3. Межнациональные отношения: а) Межнациональное сотрудничество. б) Межнациональные конфликты: основные причины возникновения и пути преодоления. 4. Основные направления (тенденции) в развитии наций и межнациональных отношений. 5. Законодательная база национальной политики России.

Слайд 5
Описание слайда:
Факты свидетельствуют: Сегодня на Земле живет от 2 до 3 тысяч народов (если учитывать малые народы), В нашей стране их более 100, Независимых государств в мире насчитывается около 200 Выводы?

Слайд 6
Описание слайда:
Выводы: Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, все крупные города. Коллективы с пестрым национальным составом в наши дни стали нормой не только в самых отдаленных уголках земли, но и в космическом пространстве. Многонациональная среда существует объективно и является типичной чертой и условием жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие является источником многообразия современной культуры!

Слайд 7
Описание слайда:
Этническая общность (греч. "ethnos" - племя, народ) Этническая общность - исторически сложившаяся устойчивая группировка людей, обладающая общностью территории, языка, особенностями культуры, психического склада, самосознанием, исторической памятью

Слайд 8
Описание слайда:
Фазы развития этноса:

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
Классификация этносов Географическая: народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании. Языковая (12 языковых семей): индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, северокавказская, дравидская и др. Антропологическая (5 рас): европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. В составе больших рас принято выделять 25 малых.

Слайд 11
Описание слайда:
Народы мира

Слайд 12
Описание слайда:
Теории сущности и происхождения этносов

Слайд 13
Описание слайда:
Признаки нации

Слайд 14
Описание слайда:
Характерные черты нации Язык В Швейцарии 4 равноправных языка (немецкий, французский, итальянский, ретороманский), однако швейцарцы – единая нация, Англичане и американцы говорят на одном языке, но являются разными нациями. Почему?

Слайд 15
Описание слайда:
Национальное (этническое) самосознание Национальное (этническое) самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Включает в себя: представления об общности происхождения, истории, исторической судьбы, традиции, обычаи, обряды, фольклор – те элементы культуры, которые передаются от поколения к поколению; осознание национальных интересов (необходимости сохранения своих особенностей, уникальности и, с другой стороны, обогащения своей культуры заимствованиями из культур других народов)

Слайд 16
Описание слайда:
Какой признак нации является основным? Приведите примеры, подтверждающие мысль о том, что каждая нация обладает национальным самосознанием Докажите, что народы России связаны «единством исторической судьбы»

Слайд 17
Описание слайда:
Столыпин Петр Аркадьевич (1862 – 1911)

Слайд 18
Описание слайда:
Что означает понятие «национальность»? Национальность – принадлежность лица к какой-либо этнической группе Как определяется этническая самоидентификация в большинстве демократических стран? Согласно ст. 26, ч. 1 Конституции РФ никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Национальная самоидентификация – право на определение национальной принадлежности.

Слайд 19
Описание слайда:
Титульная нация Титульная нация — часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование данного государства

Слайд 20
Описание слайда:
Национальное меньшинство Национальное меньшинство – отдельная часть этноса, оказавшаяся за пределами проживания его основной части или за пределами одноименного государства

Слайд 21
Описание слайда:
Станислав Ежи Лец: «Национальное большинство не значит, что отдельный его представитель больше представителя национального меньшинства».

Слайд 22
Описание слайда:
Как вы понимаете смысл высказывания Н.В. Гоголя: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа» Согласны ли вы с ним? Мнение аргументируйте.

Слайд 23
Описание слайда:
Что такое «национальный менталитет»? Национальный менталитет – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и их образ Часто это понятие заменяют понятием национальный характер, национальная психология Менталитет — сложное, многогранное проявление психической деятельности, включающее как сознательное, так и бессознательное. Он определяет глубинный источник мышления, характер переживаний. Черты менталитета — интуитивизм, рационализм, коллективизм, индивидуализм, лиризм и т. д.

Слайд 24
Описание слайда:
Два уровня менталитета

Слайд 25
Описание слайда:
Что наложило отпечаток на формирование русского менталитета?

Слайд 26
Описание слайда:
Какие черты присущи русскому национальному менталитету? Множество исследователей сходятся во мнении, что генетической особенностью русского национального менталитета является правополушарное мышление. А значит, мышление творческое, чувственное, художественное, иррациональное. Духовность, смирение, долготерпение, страдание, особый путь. Русский человек склонен к апатии, поискам виноватого в его личных неудачах и ожиданию внезапного будущего благоденствия Инертность - стратегия избегания (Существует две стратегии: стратегия достижения и стратегия избегания. Те, кто выбирают первую, управляют своей жизнью сами. Они становятся руководителями. Вторыми управляет жизнь. Их главный инстинкт – инстинкт самосохранения. Они становятся исполнителями. Работают из-под палки. И большинство людей придерживаются как раз второй)

Слайд 27
Описание слайда:
Какие черты присущи русскому национальному менталитету? Скромность. Инициатива, лидерство воспринимаются как демонстрация своих достоинств, т.е. негативно. Быть скромным нужно. Но быть им от силы, а не от слабости Стремление к халяве (сказка «По щучьему велению, по моему хотению»: Емеля был увальнем, работать не любил. Кое-как сестры посылают его до колодца за водой, где он ловит щуку, исполняющую желания. Весь дальнейший сюжет сказки строится на том, что Емеля, сидя на печи, получает все, что хочет). Вера в чудо формирует неадекватную картину мира и мешает человеку добиваться успеха. Зато помогает объяснить, почему не получилось. Халява – это стремление брать. Причем бесплатно.

Слайд 28
Описание слайда:

Слайд 29
Описание слайда:
Культурно-исторические традиции

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:
 

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:
Уинстон Черчилль (1874 – 1965) «Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки – сверху вниз. И только свиньи смотрят на нас как на равных».

Слайд 34
Описание слайда:
Межэтнические отношения «Итак что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и Еллины, все под грехом» Апостол Павел

Слайд 35
Описание слайда:
Оценка межнациональных отношений в Москве её жителями (ВЦИОМ, ноябрь 2009)

Слайд 36
Описание слайда:
Этническая картина современной России по данным переписи населения в 2002 году: 10 малых рас, Более 100 этносов, в том числе около 30 наций, Самый большой этнос- русские (115 889 107 чел. -79,83%), Самые маленькие этносы – арнауты и кайтагцы (по 5 человек).

Слайд 37
Описание слайда:
Межнациональный мир в России: как россияне оценивают терпимость и миротворческий потенциал нашего народа; в каких ситуациях чаще сталкиваются с дискриминацией по национальному признаку, в чём видят угрозы межнациональному миру и пути его сохранения (ВЦИОМ, 2007 г. )

Слайд 38
Описание слайда:
Можно ли в современных условиях говорить о чистоте крови? Крупнейший русский ученый-этнолог Л. Н. Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови», «исключительности», «избранности». Любые претензии на «чистокровность» как с позиций науки, так и с позиций морали есть расистская фантазия или расчетливая политическая демагогия, обман. И обман не безобидный: именно на этой почве вырастают национализм, шовинизм, фашизм, означающие тупик на пути к будущему, причем тупик кровавый, о чем говорят и опыт истории, и опыт наших дней. Подтвердите вывод Л.Н.Гумилева фактами

Слайд 39
Описание слайда:
Межнациональные отношения

Слайд 40
Описание слайда:
Две тенденции в развитии межнациональных отношений на современном этапе

Слайд 41
Описание слайда:
Как проявляются две тенденции в развитии межнациональных отношений?

Слайд 42
Описание слайда:
Тенденции в развитии национальных отношений на современном этапе Глобализация –(от англ. – мировой, всемирный, всеобщий) – это процесс сближения наций и народов, всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Плюсы, минусы?

Слайд 43
Описание слайда:
Мирное сотрудничество Этническое смешивание и образование одной нации (Латинская Америка). Ассимиляция (этническое поглощение) - процесс, в результате которого один этнос утрачивает свою первоначальную культуру и усваивают культуру другого этноса, растворяясь в нем. Может происходить в мирных(США) и военных формах (Римская империя). Культурный плюрализм (от лат. pluralis – множественность) – ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Слайд 44
Описание слайда:
Приведите примеры мирного сотрудничества, интеграции Европейский союз Участвует ли Россия в интеграционном процессе? СНГ, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), БРИК

Слайд 45
Описание слайда:
В чем проявилась тенденция к дифференциации в современном мире? Что такое межнациональный конфликт? Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся взаимными претензиями, открытым противостоянием этносов вплоть до вооруженных столкновений и войн

Слайд 46
Описание слайда:
Приведите примеры межнациональных конфликтов Абхазия, Южная Осетия и Грузия; Нагорный Карабах и Азербайджан; Конфликт в Чечне; Беженцы, переселенцы; дискриминация русскоязычного населения в Прибалтийских государствах; Ближний Восток: арабоизраильский конфликт; Великобритания: конфликт в Северной Ирландии; Албано-югославский конфликт; Испания – баски (народ, населяющий северную Испанию и единственный западноевропейский народ, не говорящий на языке индоевропейской группы).

Слайд 47
Описание слайда:
Каковы причины межнациональных противоречий и конфликтов

Слайд 48
Описание слайда:
Проанализируйте данные статистики:

Слайд 49
Описание слайда:
Национализм Национализм – идеология и политика, суть которой заключается в проповеди национальной исключительности и национального превосходства, ведущие к национальной замкнутости и межнациональным конфликтам. Виды национализма: этнический (борьба народа за национальное выживание, обретение собственной государственности), государственный (стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов), бытовой (негативное проявление национальных чувств, враждебное отношение к представителям других наций, ксенофобия). Ксенофобия – боязнь иностранцев и представителей других культур , неприязнь к ним; убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред. Антисемитизм – национальная нетерпимость по отношению к евреям. Расизм - теория, исходящее из точки зрения о превосходстве одних рас над другими.

Слайд 50
Описание слайда:

Слайд 51
Описание слайда:

Слайд 52
Описание слайда:

Слайд 53
Описание слайда:
Геноцид Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убивать) – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам. Приведите известные Вам факты геноцида. Гитлеровцами было расстреляно, сожжено и уничтожено в концлагерях (Треблинка, Освенцим, Бухенвальд) около 6 млн. евреев почти половина всего еврейского населения. Эту трагедию называют греческим словом Холокост, которое означает «всесожжение».

Слайд 54
Описание слайда:

Слайд 55
Описание слайда:
Истоки национализма

Слайд 56
Описание слайда:

Слайд 57
Описание слайда:

Слайд 58
Описание слайда:
Является ли принадлежность человека к той или иной нации достоинством или недостатком? В национальной принадлежности не заключено никакого человеческого поступка, действия, отношения, и т. д., которые можно было бы рассматривать с позиции добра и зла

Слайд 59
Описание слайда:
Задание: Назовите известные Вам нации, живущие в современном мире. Определите наиболее типичную, как Вам кажется, положительную черту характера, присущую названной нации, запишите, рядом с названием нации, поставив при этом «+»; Определите наиболее типичную, как Вам кажется, отрицательную черту характера, присущую названной нации, запишите, рядом с названием нации, поставив при этом «-»; Всегда ли наши представления о ком-либо являются верными? Что такое стереотипы? Как Вы считаете, как стереотипы влияют на межнациональные отношения?

Слайд 60
Описание слайда:
Назовите нации и народы, представители которых вызывают у Вас чувство раздражения, неприязни (открытый вопрос, любое число ответов) (по данным ВЦИОМ)

Слайд 61
Описание слайда:
Должны ли быть у представителей разных наций, проживающих в одной стране равные права?

Слайд 62
Описание слайда:
Межнациональный мир в России: как россияне оценивают терпимость и миротворческий потенциал нашего народа; в каких ситуациях чаще сталкиваются с дискриминацией по национальному признаку, в чём видят угрозы межнациональному миру и пути его сохранения. (ВЦИОМ2007 г. ) 87% считает, что российскому народу присуща открытость, стремление к общению и взаимодействию с представителями разных народов, религий и культур, полагает большинство респондентов. Этого мнения придерживается 87% русских людей и ещё большая доля, 91%, представителей других национальностей. Не согласны с тезисом лишь 8% респондентов. 80% считают. что русский народ в течение своей истории объединял разные народы, примирял их между собой. Противоположную точку зрения, что история российского государства - это история насильственного присоединения других народов и стран, подавления их национальной самобытности и самостоятельности, разделяют только 10% респондентов. 78% считают. что отношения между различными народами нашей страны всегда были терпимыми, (не согласны с ними 11%). Политика власти всегда строилась с учётом равноправия различных народов нашей страны, отмечает 71% респондентов (против 16%). Мнения по этим вопросам русских и людей другой национальности распределяются практически одинаково. Если говорить о личном опыте, то только 4% опрошенных часто сталкиваются с дискриминацией по национальному признаку, еще 14% - иногда. Это происходит чаще всего в быту - магазинах, отелях, общественном транспорте и т. п. (4% опрошенных отмечают, что это происходило с ними или их ближайшим окружением часто, и 14% - что иногда), при приёме на работу (2% и 11%) и на учёбу (1% и 7%). Допускают для себя и своих детей возможность вступления в брак с представителем другой национальности свыше половины россиян – 59%. Среди русских такую возможность допускают 57%, среди представителей других национальностей - 75%. Президент страны должен быть только русским, считают 54% русских респондентов, а 23% допускают, что это может быть человек иной национальности. Среди представителей других национальностей 58% не имеют ничего против президента иной, чем они, национальности. Большинство россиян довольно тесно общаются с представителями других национальностей. У 69% есть такие коллеги, хорошие знакомые, у 68% - друзья. Кровного родства с представителями «не своей» национальности у опрошенных чаще всего нет: у 60% их нет среди близких родственников, у 49% - среди дальних; как, нет их и среди недоброжелателей (49%).

Слайд 63
Описание слайда:
Патриотизм Патриотизм (греч. "πατρίς" — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы

Слайд 64
Описание слайда:
Чем из прошлой истории страны сегодня гордятся граждане России, в % (допускалось не более 5 вариантов ответов)

Слайд 65
Описание слайда:

Слайд 66
Описание слайда:

Слайд 67
Описание слайда:
Приходилось ли Вам испытывать ущемление своих прав из-за своей национальности

Слайд 68
Описание слайда:
Сможете ли Вы принять участие в конфликте в интересах своей национальной группы? (вопрос задан респондентам разных национальностей) 39 % опрошенных ответили отрицательно, 21 % - зависит от обстоятельств, 21 % - затруднились ответить и 16 % высказали готовность отстаивать интересы своей группы вплоть до включения в национальный конфликт.

Слайд 69
Описание слайда:
Какие идеологии противостоят национализму и расизму? Интернационализм (от лат. inter - между и natio - народ) - идеология и политика, провозглашающая равноправие, общность интересов и международную солидарность различных народов и рас и отрицающая национализм. Космополитизм (от греч. kosmopolites - гражданин мира) - идеология расширения идеи отечества на весь мир, единства человеческого рода, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.

Слайд 70
Описание слайда:
Как Вы думаете, что власти должны делать для того, чтобы не допустить в России роста межнациональной напряженности и конфликтов между коренным населением и мигрантами? (До трёх ответов)

Слайд 71
Описание слайда:
Пути выхода из межнациональных конфликтов Признание межнациональных проблем Осознание всеми людьми неприемлемости насилия Реализация равных прав и свобод лиц любой национальности Использование экономических рычагов Развитие культурной инфраструктуры (национальные общества и центры, школы для обучения на родном языке) Решение наиболее острых социальных проблем в этногруппах – трудоустройство, образование, жилье Толерантность: уважение самобытности, языка, обычаев других наций и народностей Организация эффективно действующих международных комиссий, советов и других структур для мирного разрешения национальных споров.

Слайд 72
Описание слайда:
Толерантность Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) -стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, другой культуры и мировоззрения

Слайд 73
Описание слайда:
Толерантность Декларация принципов толерантности утверждена ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года - Всемирный день толерантности. В РФ принята Федеральная целевая программа формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.

Слайд 74
Описание слайда:
Законодательная база национальной политики России. Конституция РФ «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации»(от 15.06.1996 ) Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (от 17.06.96) Федеральный закон«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (от 30.04.99) ФЦП "Этнокультурное развитие регионов России (на 2008-2012 гг.)"

Слайд 75
Описание слайда:
Какие условия необходимы для построения относительно гармоничных межнациональных отношений? Последовательная демократия, Соблюдение принципов правового государства.

Слайд 76
Описание слайда:

Слайд 77
Описание слайда:
Проблемы:

Слайд 78
Описание слайда:
Верны ли следующие суждения об этносе? А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса – общность территории. Б.Отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую идентичность в случае разделения политико-государственными границами. верно только А верно только Б верно и А, и Б оба утверждения неверны

Слайд 79
Описание слайда:
Вопрос о соотношении нации и государства: сопоставьте две позиции. "Этничность и национализм – это не данность. Они представляют собой социальные и политические конструкции". Иначе говоря, первичной выступает социально-политическая жизнь, государственные институты, а этнический фактор акцентируется тогда, когда это выгодно тем или иным политическим силам.

Слайд 80
Описание слайда:
Подумайте над высказываниями. Какое из них Вам кажется наиболее верным? Аргументируйте свой ответ. 1. "Границы государств должны совпадать с границами национальностей". Это "необходимое условие свободы"

Слайд 81
Описание слайда:
Цели Понимание диалектики национального развития и интеграционных процессов, Восприятие принципов сотрудничества народов, их взаимодействия в решении глобальных проблем. Суворовцы должны осознать опасность национального чванства и национальной нетерпимости, связывать любовь к Отечеству с уважением к другим культурам и цивилизациям.

Слайд 82
Описание слайда:
Израиль и Палестина В ноябре 1947 ООН приняла решение создать в Палестине, английской мандатной территории, еврейское и арабское государства – Израиль и Палестину. У евреев не было своего национального государства, сыграла роль в принятии этого решения и политика притеснения фашистами евреев во Второй мировой войне. Соседние арабские государства в штыки восприняли решение ООН Май 1948 года – провозглашение создания Израиля С этого времени начинается конфликт, продолжающийся и по сей день. Палестина не имела своего собственного государства. Ясир Арафат – лидер Палестины вместе с движением «Фатх» начал борьбу за обретение национальных границ, к середине 90-х годов при помощи посредничества европейских государств удалось добиться создания Палестинской национальной автономии В это же время, на одной из международных конференций при посредничестве США удалось добиться решения от Израиля, что 7% своей территории они отдадут арабам, фактически 4% территории было занято военными сооружениями и техникой Осенью 2000 года обострился конфликт, договоренность о прекращении конфликта, достигнутая на встрече мировых лидеров с противоборствующими сторонами в Шарм-аль-Шейхе (Египет) была нарушена на следующий день. Израильтяне выдвинули лозунг «Дайте армии победить». В ответ палестинцы пообещали «открыть израильтянам дорогу в ад»

Слайд 83
Описание слайда:
Югославия и Албания В начале 90-х годов в связи с перестройкой в СССР, провозглашенной Горбачевым, страны Восточной Европы освобождаются от коммунистического влияния Югославия в начале 90-х – симбиоз различных современных государств (Словения, Хорватия, Македония, Босния, Герцеговина, Сербия, Черногория) Лидером Сербии в то время был С.Милошевич, который старался сохранить доминирующие позиции его республики в союзном государстве В 1991 провозгласили свою независимость Словения, Хорватия, Македония Весной 1992 в Боснии и Герцеговине началась война между населявшими ее сербами, хорватами и мусульманами. Этот конфликт удалось прекратить только с помощью вмешательства в него мирового сообщества В Югославии остались лишь Сербия и Черногория В автономном крае Косово, населенному в большинстве своем национальным меньшинством – албанцами – началось движение сепаратизма (стремление к отделению) Милошевич пытается сохранить целостность государства Его действия мировое сообщество трактовало как геноцид В ситуацию вмешался блок НАТО, решивший наказать Сербию серией мощных авиаударов. В результате выборов 2000 года к власти в Югославии пришла демократическая оппозиция Милошевича посадили в тюрьму, не дождавшись приговора, при загадочных обстоятельствах он скончался

Слайд 84
Описание слайда:
Великобритания и Ирландия Ирландия, будучи составной частью Британской империи, не давала покоя правительству, требуя независимости В начале XX века конфликт обострился Стремясь предотвратить взрыв в самой неспокойной части империи, либералы вынуждены были пойти на уступки: в апреле 1912 года в парламент был внесен законопроект о гомруле (самоуправлении) Ирландии Усилиями палаты лордов его принятие затянулось до 1914 года Особенно сложной была ситуация в Ольстере, северной части Ирландии, где в отличие от остальной Ирландии, большинство принадлежало протестантам, имевшим тесные связи с Англией и в силу этого выступавшим за сохранение унии(союза) с Лондоном И среди католиков и среди протестантов сильны были экстремистские настроения, имелось немало людей, готовых с оружием в руках доказывать свою правоту. Так была создана ИРА – ирландская республиканская армия В итоге английскому правительству пришлось пойти на уступки: хотя закон о самоуправлении Ирландии был принят, наиболее развитая провинция этого острова – Ольстер – исключалась из сферы его действия

Слайд 85
Описание слайда:
ЕГЭ. С-8. Темы эссе «Величие народа не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» В.Гюго «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму» Дж.Вашингтон

Слайд 86
Описание слайда:
© «Наша истинная национальность – человек» Герберт Джордж Уэллс «Национализм — детская болезнь, корь человечества». Альберт Энштейн «Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир». Сантаяна «Моя родина — вселенная, весь род человеческий — мои братья, моя религия — творить добро». Пейн «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». Вольфром «Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит» Вольфрам Вейднер «Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились. Вы никогда не будете жить в спокойном мире, пока не выбьете патриотизм из человеческого рода». Бернард Шоу «Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость» © Марк Твен «Патриотизм - это религия бешеных». © Оскар Уайльд «Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит» Артур Шопенгауэр Самая дешевая гордость — это гордость национальная. (Артур Шопенгауэр Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватает за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости. (Артур Шопенгауэр «Когда государство начинает убивать своих людей, оно называет себя родиной» Фридрих Дюрренмат «Всякого националиста преследует мысль, что прошлое можно - и должно – изменить». (Джордж Оруэлл То кровосмешание между русскими и украинцами, которое происходило на протяжении столетий, не оставляет нам никакого выбора.(Итоги, 2000, 18) (Владимир Путин Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. (Николай Александрович Добролюбов Считаешь себя патриотом! Роди своего ребенка,а не убей чужого.(Энрико Мази) (Энрико Мази

Слайд 87
Описание слайда:
Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы... (Д.С. Лихачев

Слайд 88
Описание слайда:
Везде одинаков Господень посев, и врут нам о разнице наций все люди - евреи, и просто не все нашли пока смелость признаться. (И. Губерман В домах родильных вылезают все одинаково на свет, но те, кого не обрезают, поступят в университет. (И. Губерман Когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся, немедля обнаружится мотив сугубого вреда одной из наций. (И. Губерман

Слайд 89
Описание слайда:
Хочу, чтобы имя мое стерегло страхом наши границы крепче цепей и укреплений, чтобы слово мое было для азиатов законом, вернее неизбежной смерти. Снисхождение в глазах азиатов – знак слабости, и я прямо из человеколюбия бываю строг неумолимо. Одна казнь сохранит сотни русских от гибели и тысячи мусульман от измены (Алексей Петрович Ермолов /

Слайд 90
Описание слайда:
Цели и задачи: 1) Познакомить с основными признаки этноса и нации, со структурой национального менталитета, показать основные ценности русского народа, подтвердить примерами этническое многообразие современного человечества; 2) Развивать умения работать с документами, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии; 3) Формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности национализма в межнациональных отношениях.

Слайд 91
Описание слайда:
«Когда государство начинают убивать своих людей, оно всегда именует себя Родиной» Фридрих Дюрренмат

Слайд 92
Описание слайда:
Д.И. Менделеев «Национализм, по мне, столь естественен, что никогда, ни при каких порядках, «интернационалистами» желаемых, не угаснет»

Слайд 93
Описание слайда:
Прокомментируйте высказывания: "Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины". Джон Кеннеди "Многие склонны путать два понятия: "Отечество" и "Ваше превосходительство". М.Е. Салтыков-Щедрин "Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других". Махатма Ганди "Патриотизм значит просто «убей иноверца»". Борис Гребенщиков "Я мзду не беру – мне за державу обидно!" из к/ф "Белое солнце пустыни" режиссера В.Мотыля


Скачать презентацию на тему Нации и межнациональные отношения можно ниже:

Похожие презентации