Народы Сибири – культура, традиции, обычаи (3 класс)

Выполнила ученица
 3в класса
 Дубровская Юлия.    КАЛЫМ – цена за невесту, один из видов компенсации за жену.Левират – брачный обычай, по которому вдова была обязана или имелаЖилища народов классифицированы на основе разных критериев: по материалам изготовления –Август - сентябрь МОНТЭЛСЭ (осень)      Октябрь - ноябрь БОЛАНИ (поздняяДАЛЕЕ СЧЕТ МЕСЯЦЕВ ПЕРЕХОДИЛ НА ЛЕВУЮ РУКУ И ШЕЛ ПО НЕЙ    Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в семейных обрядах.1. Нельзя ходить по огню.      2. Огонь костра нельзя колоть, 7. Твой плохой поступок в жизни - это самый большой грех.    Одежда народов Севера приспособлена к местным климатическим условиям и образу жизни.



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Выполнила ученица 3в класса Дубровская Юлия.


Слайд 2
Описание слайда:
    КАЛЫМ – цена за невесту, один из видов компенсации за жену. У лесных юкагиров, чукчей других народов крайнего Северо - Востока первоначально существовали бескалымные браки. Размер калыма и порядок его уплаты определялись на переговорах при сватовстве. Чаще всего калым выплачивался в виде оленей, медных или железных котлов, тканей, звериных шкур. С развитием товарно-денежных отношений часть калыма могла быть выплачена деньгами. Величина калыма зависела от имущественного положения семей жениха и невесты.     КАЛЫМ – цена за невесту, один из видов компенсации за жену. У лесных юкагиров, чукчей других народов крайнего Северо - Востока первоначально существовали бескалымные браки. Размер калыма и порядок его уплаты определялись на переговорах при сватовстве. Чаще всего калым выплачивался в виде оленей, медных или железных котлов, тканей, звериных шкур. С развитием товарно-денежных отношений часть калыма могла быть выплачена деньгами. Величина калыма зависела от имущественного положения семей жениха и невесты.

Слайд 3
Описание слайда:
Левират – брачный обычай, по которому вдова была обязана или имела право выйти замуж за брата своего умершего мужа. Был распространен у большинства народов Севера. Право на жену умершего старшего брата принадлежало младшему, а не наоборот. Левират – брачный обычай, по которому вдова была обязана или имела право выйти замуж за брата своего умершего мужа. Был распространен у большинства народов Севера. Право на жену умершего старшего брата принадлежало младшему, а не наоборот. Сорорат – брачный обычай, согласно которому вдовец обязан жениться на младшей сестре или племяннице умершей жены.

Слайд 4
Описание слайда:
Жилища народов классифицированы на основе разных критериев: по материалам изготовления – деревянные (из бревен, досок, отесанных столбов, жердей, колотых плах, ветвей), корьевые (берестяные и из коры иных деревьев – ели, пихты, лиственницы), войлочные, из костей морских животных, земляные, глинобитные, с плетеными стенами, а также крытые оленьими шкурами; Жилища народов классифицированы на основе разных критериев: по материалам изготовления – деревянные (из бревен, досок, отесанных столбов, жердей, колотых плах, ветвей), корьевые (берестяные и из коры иных деревьев – ели, пихты, лиственницы), войлочные, из костей морских животных, земляные, глинобитные, с плетеными стенами, а также крытые оленьими шкурами; по отношению к уровню земли – наземные, подземные (полуземлянки и землянки) и свайные; по планировке – четырехугольные, круглые и многоугольные; по форме – конические, двускатные, односкатные, сферическая, полусферическая, пирамидальные и усеченно-пирамидальные; по конструкции – каркасные (из вертикальных или наклонных столбов, покрытый сверху шкурами, корой, войлоком).

Слайд 5
Описание слайда:

Слайд 6
Описание слайда:
Август - сентябрь МОНТЭЛСЭ (осень)     Октябрь - ноябрь БОЛАНИ (поздняя осень)     Декабрь - январь ТУГЭНИ (зима)     Февраль - март НЭЛКЫСНЭН (ранняя весна)     Апрель - май НЭЛКЫ (весна)     Июнь - НЭГНИ (раннее лето)     Июль - ДЮГАНИ (лето)     НАЧАЛО ГОДА     Сентябрь - ойчири унмы (буквально: подымающаяся тыльная сторона руки).     Октябрь - ойчири билэн (буквально: подымающееся запястье).     Ноябрь - ойчири ечэн (буквально: подымающийся локоть).     Декабрь - ойчири мир (буквально: подымающееся плечо).     Январь - тугэни хэе - макушка зимы (буквально; темя головы). Август - сентябрь МОНТЭЛСЭ (осень)     Октябрь - ноябрь БОЛАНИ (поздняя осень)     Декабрь - январь ТУГЭНИ (зима)     Февраль - март НЭЛКЫСНЭН (ранняя весна)     Апрель - май НЭЛКЫ (весна)     Июнь - НЭГНИ (раннее лето)     Июль - ДЮГАНИ (лето)     НАЧАЛО ГОДА     Сентябрь - ойчири унмы (буквально: подымающаяся тыльная сторона руки).     Октябрь - ойчири билэн (буквально: подымающееся запястье).     Ноябрь - ойчири ечэн (буквально: подымающийся локоть).     Декабрь - ойчири мир (буквально: подымающееся плечо).     Январь - тугэни хэе - макушка зимы (буквально; темя головы).

Слайд 7
Описание слайда:
ДАЛЕЕ СЧЕТ МЕСЯЦЕВ ПЕРЕХОДИЛ НА ЛЕВУЮ РУКУ И ШЕЛ ПО НЕЙ В НИСХОДЯЩЕМ ПОРЯДКЕ:     Февраль - эври мир (буквально: спускающееся плечо)     Март - эври ечэн (буквально: спускающийся локоть)     Апрель - эври билэн (буквально: спускающееся запястье)     Май - эври унма (буквально: спускающаяся тыльная поверхность кисти)     Июнь - эври чон (буквально: опускающийся кулак)     Июль - дюгани хэен (буквально: макушка лета)     Август - ойчири чор (буквально: поднимающийся кулак) ДАЛЕЕ СЧЕТ МЕСЯЦЕВ ПЕРЕХОДИЛ НА ЛЕВУЮ РУКУ И ШЕЛ ПО НЕЙ В НИСХОДЯЩЕМ ПОРЯДКЕ:     Февраль - эври мир (буквально: спускающееся плечо)     Март - эври ечэн (буквально: спускающийся локоть)     Апрель - эври билэн (буквально: спускающееся запястье)     Май - эври унма (буквально: спускающаяся тыльная поверхность кисти)     Июнь - эври чон (буквально: опускающийся кулак)     Июль - дюгани хэен (буквально: макушка лета)     Август - ойчири чор (буквально: поднимающийся кулак)

Слайд 8
Описание слайда:
    Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в семейных обрядах. Домашний очаг стремились постоянно поддерживать. Во время перекочевок эвенки перевозили его в котелке. Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение. Огонь очага берегли от осквернения, запрещали бросать в него мусор, шишки («чтобы не залепить бабушке смолой глаза» – эвенки), касаться огня чем-либо острым, лить в него воду. Почитание огня перешло и на предметы, имеющие с ним длительное соприкосновение.     Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в семейных обрядах. Домашний очаг стремились постоянно поддерживать. Во время перекочевок эвенки перевозили его в котелке. Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение. Огонь очага берегли от осквернения, запрещали бросать в него мусор, шишки («чтобы не залепить бабушке смолой глаза» – эвенки), касаться огня чем-либо острым, лить в него воду. Почитание огня перешло и на предметы, имеющие с ним длительное соприкосновение.

Слайд 9
Описание слайда:
1. Нельзя ходить по огню.     2. Огонь костра нельзя колоть, резать острыми предметами. Если не соблюдать и противоречить этим приметам, то огонь потеряет силу своего духа.     3. Свою старую одежду, вещи нельзя выбрасывать и оставлять на земле, а надо уничтожить вещи путем сжигания. Если не соблюдать этих правил, то человек всегда будет слышать плач своих вещей и одежды.     4. Если берешь у куропаток, гусей и уток яйца из гнезда, то обязательно два-три яйца оставляй в гнезде.     5. Остатки добычи нельзя разбрасывать на том месте, где ты ходишь и живешь.     6. В семье нельзя часто ругаться и спорить, потому что огонь вашего очага может обидеться и вы будете несчастны.      1. Нельзя ходить по огню.     2. Огонь костра нельзя колоть, резать острыми предметами. Если не соблюдать и противоречить этим приметам, то огонь потеряет силу своего духа.     3. Свою старую одежду, вещи нельзя выбрасывать и оставлять на земле, а надо уничтожить вещи путем сжигания. Если не соблюдать этих правил, то человек всегда будет слышать плач своих вещей и одежды.     4. Если берешь у куропаток, гусей и уток яйца из гнезда, то обязательно два-три яйца оставляй в гнезде.     5. Остатки добычи нельзя разбрасывать на том месте, где ты ходишь и живешь.     6. В семье нельзя часто ругаться и спорить, потому что огонь вашего очага может обидеться и вы будете несчастны.     

Слайд 10
Описание слайда:
 7. Твой плохой поступок в жизни - это самый большой грех. Этот поступок может отразиться на судьбе твоих детей.      8. Вслух много не говори, не то твой язык заработает мозоль.      9. Не смейся без какой-либо причины, иначе вечером будешь плакать.     10. Сначала посмотри на себя и уже потом осуждай других.     11. Где бы ты ни жил, где бы ни был, плохо отзываться о климате нельзя, так как земля, на которой ты живешь может разгневаться.     12. Свои волосы и ногти после стрижки не бросай где попало, иначе после смерти будешь блуждать в надежде найти их.     13. Без причины злиться и ненавидеть людей нельзя. Это считается грехом в старости может обернуться твоим одиночеством.       7. Твой плохой поступок в жизни - это самый большой грех. Этот поступок может отразиться на судьбе твоих детей.      8. Вслух много не говори, не то твой язык заработает мозоль.      9. Не смейся без какой-либо причины, иначе вечером будешь плакать.     10. Сначала посмотри на себя и уже потом осуждай других.     11. Где бы ты ни жил, где бы ни был, плохо отзываться о климате нельзя, так как земля, на которой ты живешь может разгневаться.     12. Свои волосы и ногти после стрижки не бросай где попало, иначе после смерти будешь блуждать в надежде найти их.     13. Без причины злиться и ненавидеть людей нельзя. Это считается грехом в старости может обернуться твоим одиночеством.     

Слайд 11
Описание слайда:
    Одежда народов Севера приспособлена к местным климатическим условиям и образу жизни.     Одежда народов Севера приспособлена к местным климатическим условиям и образу жизни. Для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток) кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров, у шорцев – овечьим мехом. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре     Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани.

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:


Презентация на тему Народы Сибири – культура, традиции, обычаи (3 класс) доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации