О моделировании мышления презентация

Содержание


Презентации» Медицина» О моделировании мышления
О моделировании мышления  
 Чернавская О.Д., 
 Чернавский Д.С., КарпСовременные тенденции
 Нейроинформатика -2014 (МИФИ) 
 Математика, компьютеры, образование (Дубна) 
Афоризмы
 Живое = то, что научилось учиться (Шумский)
 Человечество долго смотрелоОсновные направления 
 BICA = Biologically Inspired Cognitive Architecture 
 (SOAR:Основные положения динамической теории информации 
 Информация – запомненный выбор одного“Естественно-Конструктивистский подход 
  Теория распознавания
 Нейрокомпьютинг, но: концепция  
Ключевые моменты ЕПК (чем мы отличаемся от других) 
  континуальноеДинамический формальный нейрон 	      (key pointНейрокомпьютинг
 Динамический формальный нейрон (ДФН) = бистабильный элемнт, имеющий активное (+1)1. Функции записи (восприятия) и хранения (запоминания) образной инф.:  два2. Формирование символа типичного образа STI 
 “черный” образ передается сМатематическая модель процессора локализации G
 Gi – динамич. переменная,  –Роль символов (key point #2):   внутренняя семантическая (условная) информацияСимволы высоких уровней иерархии  формируются после и на основе STIСимволы высоких уровней иерархии формируются после и на основе STI Вербализация: символы-слова SW
 Обучение языку – рассм. ранее (матер. МИФИ- 2013)Уравнения, описывающие все рассмотренные взаимодействия (базовая модель):Комментарии к системе уравнений 
 2 первых набора уравнений – дляРассматриваемый вариант архитектуры АМ построен на основе 4-х принципов самоорганизации :
Иллюстрация к принципу «почернение связей»Архитектура мыслительной системы (АМ)Комментарии к схеме  
  Система «растет»: уровни инф. разногоИнтерпретация 
 Подсознание \\ «underself», неподконтрольное системе  
  =Заключение
 BICA  ИИ: Наща архитектура отличается от этого подхода: Оставались вопросы
 Каков механизм регуляции связей ППЛП и ЛПЛП ? 
Часть 2.  Где в этой схеме место для эмоции ?С точки зрения эволюции
 Э  более древний механизм восприятия окружения
С тоски зрения психологии  («с позиции личности»)
  Э можноС позиции нейрофизиологии
 Э зависят уровня и состава нейромедиаторов (Н)
 Проблема «яйцо или курица»
 Что первично? 
 Э нужны, чтобы стимулироватьКонцепция «плодотворная дебютная идея»
 Случайное самовозбуждение (шум) в искусственных системах имитируетаргумент 1 (глобальный)
  неожиданность – неверный или не сделанный прогнозаргумент 2 (локальный)
 Высказывалась гипотеза (Schmidhuber 2009) о том, что конечноймодель «яйцо-курица» = уравнения гомеостаза
 Система уравнений для Z(t),  (t),Простор для спекуляций! 
 Z0  темперамент? 
 Индивид. для системыЭффект стресса
 Стресс = парадоксальная Э реакция = при нарастании ЭИнтерпретация чувства юмора
 ЧЮ = способность адаптироваться к неожиданным ситуациям иЗаключение: непонятные вопросы 
 Как может влияет продукция нейромедиаторов в одномСпасибо за вниманиеЛитература 
 Голдберг Э. Парадокс мудрости. М.: УРСС, 2005. 
 Ежовзадачи на сходство\различие объектов (продолжение)
 Полученный ответ верен для данной системыВыводы из ДТИ 
 Способность записывать и сохранять информацию  дуальныЗапись и хранение образной информации:  два процессора типа Хопфилда, связиРазные уровни «скрытости» (интуиции?)
 Серые связи:  «смутные воспоминания» 
 (случайная«естественно-конструктивистский» подход к моделированию процесса мышления :
 Нейрокомпьютинг
 Теория распознавания
 ДинамическаяСистема уравнений =«ход мысли»Процессор локализации («Гроссберга») 
 Gi – переменная нейрона
  - параметр:Роль (функции) символов  внутренняя семантическая инф.
  сжатие (код) инф.Афоризмы
 Живое = то, что научилось учиться (Шумский)
 Человечество долго смотрелоList of references
 Alexandrov Yu.I., Jarvilenhto T. et al. (1993). ActivityHaykin S.S. (2009) Neural Networks and Learning Machines. Prentice Hall. 
модель «яйцо-курица» 
 Система уравнений для Z(t): Z0 = уровень шума



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
О моделировании мышления Чернавская О.Д., Чернавский Д.С., Карп В.П., Никитин А.П., Щепетов Д.С. ФИАН, Москва olgadmitcher@gmail.com


Слайд 2
Описание слайда:
Современные тенденции Нейроинформатика -2014 (МИФИ) Математика, компьютеры, образование (Дубна) Когнитивный сдвиг: Нейро-компьютинг – машины ЛУЧШЕ чем человек Формальный нейрон МакКаллоха-Питтса нейро-физиология – КАК устроен человек Реальный нейрон, Хочкин-Хаксли, Фицхью-Нагумо сейчас: искусственная система, способная ДУМАТЬ как человек , + динамический формальный нейрон

Слайд 3
Описание слайда:
Афоризмы Живое = то, что научилось учиться (Шумский) Человечество долго смотрело на птицу, чтобы научиться летать. И построило самолет. Он замечательно летает, но на птицу совсем не похож. (?) Ученые делятся на ПТИЦ и ЛЯГУШЕК: П понимают все, кроме деталей; Л – только детали (Дайсон) Измеряя напряжение на клеммах телевизионной платы, ТРУДНО вывести уравнение Максвелла. Шум = инструмент адаптации к изменениям (Парин)

Слайд 4
Описание слайда:
Основные направления BICA = Biologically Inspired Cognitive Architecture (SOAR: Laird et al) Концепция «активных агентов» (Редько) Учет психологических факторов и мотивов Искусственный Интеллект (AI) (Осипов, Калиниград) Усовершенствование комп. программ для решения некоторого круга задач («кофеварка») «Естественно-конструктивистский подход» (мы): Как может думать человек?!?

Слайд 5
Описание слайда:
Основные положения динамической теории информации Информация – запомненный выбор одного варианта из n возможных и равноправных. (Quastler) Генерация И – свободный (случайный) выбор. Необходим перемешивающий слой = случайный фактор Рецепция И = предопределенный выбор (навязанный извне) Условная И – выбор, возникший в коллективе (обществе) в результате договоренности (условности). Примеры – код, язык. Ценность И определяется ее полезностью для достижения цели Базовая цель мышления— сохранение, распространение и создание (генерация) «своей» условной И. Определение: Мышление есть самоорганизованный процесс записи (восприятия), запоминания (хранения), обработки, генерации и распространения информации. Важно: запись и сохранение ( генерация и рецепция И) дуальны (дополнительны). Для решения этих задач необходимы две разные подсистемы.

Слайд 6
Описание слайда:
“Естественно-Конструктивистский подход  Теория распознавания Нейрокомпьютинг, но: концепция динамического формального нейрона Динамическая Теория Информации (ДТИ) (Haken, 2000, Prigogen, 1997, Chernavskii, 2000) Свидетельства Природы 2 полушария мозга -- зачем? ПП  интуиция, ЛП «логика; не совсем так Goldberg, 2005: ПП  обучение, воспрнятие новой информации LH запоминание и обработка знакомой информации  индивидуальность (challenge) Человек мыслит недетерминировано, часто непредсказуемо и всегда индивидуально

Слайд 7
Описание слайда:
Ключевые моменты ЕПК (чем мы отличаемся от других)  континуальное представление нейропроцессоров;  разделение всей системы на две подсистемы – для генерации и рецепции информации. Условно : правое и левое церебральными полушариями (ПП и ЛП), а связи между ними (t) — с corpus callosum. ПП отвечает за обработку новой информации, а ЛП — за работу с хорошо известной, что полностью согласуется с выводами Э. Голдберга  учет случайного фактора («шума»), который присутствует только в ПП  неустойчивый характер процесса формирования символа  результат оказывается непредсказуемым  индивидуальность  самоорганизация нейронного ансамбля вместо детерминированной программы.

Слайд 8
Описание слайда:
Динамический формальный нейрон (key point #1) Izhikevich 2007 МкКаллох-Питтс (1943) нейрон = простой сумматор Хочкин-Хаксли (1952) = сложноя система, 4 дин. ур. ФицХью-Нагумо (1961) упрощение до 2 диф. Дин.ур.: V – мембран. потенциал, Y – внутреняя (релаксац.) переменная Iext – внешний сигнал; ai ,bi – параметры. Кубичная нелинейность  разные динамические режимы: spike, spike train, bistable След. шаг (bi=0, ai) Hopfield (1982) ур. близко к МкП, но позволяет проследить динамику

Слайд 9
Описание слайда:
Нейрокомпьютинг Динамический формальный нейрон (ДФН) = бистабильный элемнт, имеющий активное (+1) и пассивное (-1\0) стационарные состояния Процессор = пластина, населенная ДФН ; 2 типа процессоров: Hopfield- type = линейная аддитивная ассоциативная сеть каждый предъявленный объект  pattern активных ДФН = образ (распределенная память) Grossberg -type нелинейное конкурентное взаимод.  локализация образа  символ (сжатие образной инф. )  Информация существует в форме обученных связей

Слайд 10
Описание слайда:
1. Функции записи (восприятия) и хранения (запоминания) образной инф.: два Hopfield-type процессора, обученных по-разному Н0: пластина первичных образов  запись связи  между активными нейронами, изначально слабые (“серые”), усиливаются («чернеют») в процессе обучения (Hebb rule) Нtyp : пластина типичных образов  хранение «информативные» связи постоянны  = 0, остальные слабеют = работает как фильтр (оригинальная версия J. Hopfield) Принцип “почернение связей”: когда сила связей в образе достат. велика (над порогом : th) образ передается Н0Нtyp для хранения ( долговременная память)

Слайд 11
Описание слайда:
2. Формирование символа типичного образа STI “черный” образ передается с пластины H typ на пластину локализации G:  Что-то происходит  выбор все активные нейроны должны погаснуть, и только единственный выживает  STI  После обучения связей плаcтины G : тот же образ всегда «сворачивается» в тот же символ (причем быстро) “Победитель получает все” = межпластинные связи  образных нейронов «переключаются» на выбранный символ

Слайд 12
Описание слайда:
Математическая модель процессора локализации G Gi – динамич. переменная,  – параметр; Zk – «шум» Стационарный состояния: {0} and {1}; взаимод. нелинейне конкурентное, (знак “”)  Обучение связей внутри-пласт. ij и меж-пласт. ik:  Шум необходим для выбора символа  выбор случаен! символ не должен быть “лучшим”, он iиндивидуален для системы  Специализация символа: обучение параметров k k()  после формирования меж-пласт. связей символ выводится из конкурентной борьбы, но получает возможность участвовать в «кооперативных» (Hebbian) взаимодействиях

Слайд 13
Описание слайда:
Роль символов (key point #2): внутренняя семантическая (условная) информация Сжатие информации (кодирование) Коммуникация (язык): слова соотносятся именно с символами Осознание образной информации: сам акт образования символа означает, что система проинтерпретировала «клубок» связей на пластине Нtyp как паттерн, который имеет смысл, т.е. относится к реальным объектам (на рис. –3)  = семантические связи  эффект не парных корреляций! .

Слайд 14
Описание слайда:
Символы высоких уровней иерархии формируются после и на основе STI Символ класса SCl ряд образов имеющих общие нейроны   иерархические семантические связи Вынужденные (объективные) = опосредованные общими образными нейронами-прародителями  параметрическое вляние на образные нейроны Hi = внимание i i(G+1)

Слайд 15
Описание слайда:
Символы высоких уровней иерархии формируются после и на основе STI (key point #3) Символ concept SCon = “образ-из-симолов” = “абстрактный образ” = “символьный pattern” (терминология не устоялась)  noнятия: не имеют материального (образного) содержания, но имеют смысл coвесть, бесконечность, красота..   абстрактные связи спонтанные, не опосредованы образ- ными нейронами, создаются самой системой в процессе ее развития («ночь, улица, фонарь, аптека» …) если они «того стоят» (чернеют)  S (стихи)

Слайд 16
Описание слайда:
Вербализация: символы-слова SW Обучение языку – рассм. ранее (матер. МИФИ- 2013) «словотворчество» в ПП = собственные внутренние аудио-символы В обученной системе: слова (W) воспринимаются непосредственно через ЛП, если есть внутренние символы того же смысла Если слова относятся к образам, не знакомым данной системе -- они смысла не имеют. Абстрактная информация в ЛП = «выводное» (семантическое) знание, полученное методом «объяснить словами» (одно из определений логики = наука о получении выводного знания)

Слайд 17
Описание слайда:
Уравнения, описывающие все рассмотренные взаимодействия (базовая модель):

Слайд 18
Описание слайда:
Комментарии к системе уравнений 2 первых набора уравнений – для образных пластин Н0 и Нtyp 3-й набор – символьные пластины G-type S-инфраструктура: индекс   уровень иерархии; число не фиксировано и не лимитировано; возникают по мере необходимости  Символы обеспечивают параметрический эффект:  (G)  внимание ()  прекращение конкуренции (после того, как S сформирован) Связи = разные типы (уровни) информации:   образные   конкурентные, обеспечивают выбор символа   семантические STI   иерархические SS (через образные нейроны-прародители) Ф  абстрактные S S (спонтанные, создаваемые системой)   взаимодействие подсистем (многочисленные, действуют в зависимости от решаемой задачи) = аналог corpus callosum Базовая модель = конкретная реализация требует уточняющих предположений

Слайд 19
Описание слайда:
Рассматриваемый вариант архитектуры АМ построен на основе 4-х принципов самоорганизации : I. Две разных (взаимод.) подсистемы: ПП(RH) = правая подсистема: генерация инф. = обучение и творчество LS (LH) = левая подсистема: рецепция инф. из ПП = запоминание и обработка инф. (распознавание) II. Шум (случайный фактор) – есть только в ПП ЛП : отсутствие случайности  логика ? III. Подобная архитектура в обеих подсистемах  для взаимозаменяемости (при необходтмости) IV. Обучение = передача инф. ПП  ЛП: по принципу «почернения связей» : все связи обучаются: в ПП – по Хеббу, в ЛП – по Хопфилду ( гипотеза  возможны и другие варианты архитектуры)

Слайд 20
Описание слайда:
Иллюстрация к принципу «почернение связей»

Слайд 21
Описание слайда:
Архитектура мыслительной системы (АМ)

Слайд 22
Описание слайда:
Комментарии к схеме  Система «растет»: уровни инф. разного типа формируются последовательно – каждый следующий возникает после и на основе предыдущего (на рис. -- голубая «пила») 270  вид сверху на «мозг»: от зрит. коры, зоны W, к лобныv долям Скейлинг: на каждом уровне символы, будучи сформированы, получают возможность создавать «символьные образы», которые в свою очередь могут формировать свой символ (после «почернения» абстр. связей )– так формируется абстрактная инфраструктура ( символы имеют «руки и ноги») Символьная (вербализованная) информация может восприниматься извне через ЛП – так получаются семантические знания (эпизодические формируются в ПП)  На каждом уровне иерархии ПП выступает в роли Учителя для ЛП: инф. передается по принципу «почернения связей»  reduction of Inf.: часть инф. оказывается “утраченной” (не передается на следующий уровень) = внутренняя (скрытая) инф. индивидуальная для данной системы

Слайд 23
Описание слайда:
Интерпретация Подсознание \\ «underself», неподконтрольное системе = образы, записанные в Н0 “серыми” связями out of control (не связанные с к-л символом) могут быть активированы только шумом (случайно) = insight Сознание = степень готовности к мышлению (все, что происходит в системе, от …) Интуиция \\ индивидуальное “прямое усмотрение истины (Kant) = индивид. скрытая информация (включая “серые” образы)  большинство действительно сосредоточено в ПП Логика \\ дедуктивное рациональное (“правильное ”) суждение  имеет социальный аспект = вербализованные устойчивые (доказанные) aбстрактные (причинно-следств.) связи  присутствуют только в ЛП вся развитая абстрактная (символьная) инфраструктура (ПП+ЛП )  мудрость (больше, чем логика)

Слайд 24
Описание слайда:
Заключение BICA  ИИ: Наща архитектура отличается от этого подхода: мы пытаемся понять, как ИИ и АМ могут возникнуть. ИИ м.б. соотнесено с ЛП  для ИИ не нужно 2-х подсистем Индивидуальность обеспечивается присутствием случайного фактора в ПП (ЛП тоже инд. поскольку порождено ПП!) Основное «достижение» предлагаемого подхода: начиная с примитивного (но динамического) нейрона  благодаря самоорганизованному нелинейному взаимодействию нейронного ансамбля  появляются различные типы (уровни) информации:  семантическая (структурированная иерархически)  абстрактная (не полученная сенсорным путем, созданнаяАМ)  вербализованная (понятная другим «системам») …т.е. «система осознает себя и окружающий мир»

Слайд 25
Описание слайда:
Оставались вопросы Каков механизм регуляции связей ППЛП и ЛПЛП ? Как и от чего зависит амплитуда шума Z(t)? Имеет ли Z(t) специфику = Zi(t) или амплитуда шума -- общая во вем ПП? Как эти факторы могут быть связаны с Э???

Слайд 26
Описание слайда:
Часть 2. Где в этой схеме место для эмоции ? Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции, как и многие другие психические явления, пока слабо изучены и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведенное определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

Слайд 27
Описание слайда:
С точки зрения эволюции Э  более древний механизм восприятия окружения Эмоции представляют собой синтетическую (интегральную) реакцию, без анализа конкретных причин и источников эмоциональных побуждений. Деление на «эмоцио» и «рацио» начинается с того момента, когда человек приобретает язык (по крайней мере, внутренний, т.е. развитую структуру символов) язык представляет собой временной ряд символов (Шумский 2013), т.е. рациональное мышление представляет собой последовтельный способ обработки информации (ЛП??) естественно предположить, что эмоциональная реакция соответствует параллельному способу. (ПП??)

Слайд 28
Описание слайда:
С тоски зрения психологии («с позиции личности») Э можно разделить на прагматические и эстетические: ПЭ = связаны с достижением цели  оценка удаленности средств достижения (Шамис 2006) ЭЭ =? -- восприятие произведений искусства, явлений природы, предпочтение цвета, … мода, личные ассоциации, детские впечатления, … ??? = «формулы любви» нет и не надо

Слайд 29
Описание слайда:
С позиции нейрофизиологии Э зависят уровня и состава нейромедиаторов (Н) возбуждающие (адреналин,…) и тормозящие (опиаты…) Продукция Н : глобальная (таламус, гиппокамп) локадьная (на уровне 1 синапса) Основная проблема: как перейти от продукции Н в 1-м синапсе к Э = осознанное психологическое состояние??? = То же: как от активности 1-го нейрона перейти к понятию «сознание» ??? Трудно, но не невозможно

Слайд 30
Описание слайда:
Проблема «яйцо или курица» Что первично? Э нужны, чтобы стимулировать мыслительный процесс??? Мыслительный процессс порождает Э??? Как это может быть реализовано в мат. модели искусственной мыслительной системы?

Слайд 31
Описание слайда:
Концепция «плодотворная дебютная идея» Случайное самовозбуждение (шум) в искусственных системах имитирует эмоциональный фон в системах живых. Свободный случайный выбор (=генерация информации) имитирует выбор эмоциональный. Э =  изменение амплитуды шума !?! Э делятся на Побуждающие : для генерации И (беспокойство, паника) = повышение уровня шума= Z/t>0 ~ «отрицат. Э» Закрепляющие: для рецепции И = снижение шума = Z/t<0 ~ «положительные Э» (радость, облегчение,..) (t)  Z/t: ЛППП ~ побужд. Э = активация ПП = рост шума ППЛП=закрепляюшие Э = передача в ЛП  сниж. шума Переменная производная («дрожание Z») = активный диалог подсистем («мысли мечутся»)

Слайд 32
Описание слайда:
аргумент 1 (глобальный) неожиданность – неверный или не сделанный прогноз – всегда является одновременно и источником Э , и сигналом к изменению глобальной регуляции, т.е. необходимостью в дополнительном Э стимуле. Иными словами, в состоянии неожиданности возникает необходимость обращения к ПП, т.е. активация связей ЛПЛП . момент понимания = встраивание новой И в уже известную = ЛП (=момент истины = момент «ага», Wiggins 2012) активирует обратную связь ППЛП .

Слайд 33
Описание слайда:
аргумент 2 (локальный) Высказывалась гипотеза (Schmidhuber 2009) о том, что конечной целью живого организма является сжатие информации; акт достижения этой цели должен сопровождаться радостью. близко к утверждению Сенеки: цель человека – стремление от менее совершенного состояния к более совершенному. Что есть совершенное? Мы полагаем, что наиболее естественное стремление – понять, т.е. осознать. В рамках нашей модели это означает формирование нового символа (и его семантических связей с образом) и встраивание его в уже существующую структуру символов. Вполне естественно ожидать, что этот процесс должен сопровождаться положительными эмоциями. любой акт формирования символа есть акт сжатия информации, т.е. конечный вывод совпадает.

Слайд 34
Описание слайда:
модель «яйцо-курица» = уравнения гомеостаза Система уравнений для Z(t),  (t), (t): Z0 = уровень шума «в покое»;  = уровень Н глобального действия (возбужд.  тормоз. ) ik = уровень Н локального действия (синтез в 1 синапсе) F(Z,) = нелинейность (для нетрив. эффектов типа стресса)

Слайд 35
Описание слайда:
Простор для спекуляций! Z0  темперамент? Индивид. для системы ! Процесс колебательный? Я: устойчивый фокус Релаксационные или нет – зависит от соотношения  (тоже индивидуально) Нелинейные эффекты Zmax = предельно-допустимая амплитуда превышение = срыв Стресс

Слайд 36
Описание слайда:
Эффект стресса Стресс = парадоксальная Э реакция = при нарастании Э выше некоторого (индивидуального!) порога все процессы подавляются (синтезируются только опиаты) Все физиологические характеристики стандартизированы ( «шума», т.е. разброса в показателях, нет!) Фактор 1 / (Zmax - Z)  особая точка  dZ/dt  -   Z 0 или <0 ! = случайное самовозбуждение переходит в подавление!

Слайд 37
Описание слайда:
Интерпретация чувства юмора ЧЮ = способность адаптироваться к неожиданным ситуациям и получать от этого удовольствие = неверный (преждевременный) прогноз, кот. м.б. сразу заменен на верный анекдот (хороший!) представляет собой поток информации, который допускает определенную трактовку вплоть до некоторого момента. Следующий блок информации должен не опровергать предыдущую, но выводить на совсем другой конечный образ (также хорошо известный). В этом случае от системы требуется «вернуться» в тот момент, когда две цепочки образов расходятся к двум разным символам и «перескочить» на правильную траекторию. Сам процесс возврата-перескока требует от системы определенных и специфических усилий  это может быть фрустрация , или резкие скачи амплитуды шума, способный «встряхнуть» систему — для человека таким очевидным способом является смех. В терминах Z(t): смех =одновременное повышение и понижение амплитуды (резкий скачок)

Слайд 38
Описание слайда:
Заключение: непонятные вопросы Как может влияет продукция нейромедиаторов в одном нейроне на эмоции, т.е. псих-состояние всего организма? Что является «супервайзером» для оценки степени черноты связей, как внутри-пластинных, так и меж-пластиных, и связан ли он с Э? Если да, то как? Что является «триггером» для начала процесса формирования символа? Связан с Э, если да, то как? Зачем Н так много??? (~ 4000) Измерима ли экспериментально величина амплитуды Z(t)? Измеримо ли ik? Ответы на эти вопросы позволили бы действительно понять, как эмоции могут имитироваться в искусственной мыслительной системе. (начать и кончить)

Слайд 39
Описание слайда:
Спасибо за внимание

Слайд 40
Описание слайда:
Литература Голдберг Э. Парадокс мудрости. М.: УРСС, 2005. Ежов А.А., Шумский С.А. Нейрокомпьютинг и его применения. М: МИФИ, 2006. Кастлер Г. Возникновение биологической организации. М.: Мир, 1967. Чернавская О.Д., Никитин А.П., Чернавский Д.С. Концепция интуитивного и логического в нейрокомпьютинге. Биофизика, 2009, т.54, № 6, с. 1103. Чернавская О.Д., Чернавский Д.С., Карп В.П., Никитин А.П., Рожило Я.А. Процесс мышления в контексте динамической теории информации. Часть I: Основные цели и задачи мышления. \\ СС, 2011, №6, с. Чернавский Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. М.: Наука, 2001. Чернавский Д.С. и др. Распознавание. Аутодиагностика. Мышление. – М.: Радиотехника, 2003. Шамис А.С. Пути моделирования мышления. – М.: КомКнига, 2006. Hebb D. O. The organization of behavior: a neuropsychological theory. New York, 2002. (Оригинальное издание — 1949) Чернавская О.Д., Чернавский Д.С., Карп В.П., Никитин А.П., Рожило Я.А. Анализ роли понятий образ и символ в моделировании процесса мышления средствами нейрокомпьютинга. Препринт ФИАН № 34, 2011; ПНД, 2011, Т. 19, № 6, стр. 5-21

Слайд 41
Описание слайда:
задачи на сходство\различие объектов (продолжение) Полученный ответ верен для данной системы (индивида), но может быть ошибочен объективно, поскольку способ записи образной информации индивидуален. Решение, полученное таким образом, интуитивно: оно основано на опыте, т.е. картине мира индивида и не должно доказываться. вербализованное решение может быть доказано, если для этого использовать общепринятые понятия и связи — по сути, это и есть метод «перевода интуитивного знания в логическое».

Слайд 42
Описание слайда:
Выводы из ДТИ Способность записывать и сохранять информацию  дуальны (дополнительны); эти функции должны быть разделены между двумя «подсистемами» Для записи (генерация информации) принципиально необходимо наличие шума= случайного, хаотического элемента, присутствующего в подсистеме обучения; для сохранения и рецепции информации шум не нужен и даже вреден. ПП = …+ шум  обучение (интуитивное мышление ?) ЛП = … без шума  хранение и работа = связное (логическое?) мышление

Слайд 43
Описание слайда:
Запись и хранение образной информации: два процессора типа Хопфилда, связи по-разному обученные Н0: силы связей  между активными нейронами растут по мере обучения (= связи «чернеют»), остальные связи не меняются (правило Хебба) Нtyp :: «нужные» связи постоянны,  = 0, лишние отмирают = «отсечение ненужного» (оригинальный вариант Дж. Хопфилда) «принцип почернения связей»: при достаточном (над-пороговом, th) обучении пластины Н0, образ передается прямыми межпластинными связями на пластину Нtyp,

Слайд 44
Описание слайда:
Разные уровни «скрытости» (интуиции?) Серые связи:  «смутные воспоминания» (случайная инф., не переходит на уровень ТО, не запоминается и поэтому не может ассоциироваться ни с каким символом )  неосознанная и неподконтрольная системе= подсознание.? (ср. П1) Активация: только благодаря шуму («вдруг увидеть внутренним взором») = озарение («инсайт») Черные связи = яркая «картинка» без символа Активация: анализ, подбор нескольких внутр. символов Семантические связи = внутренние символы без слов Активация: подбор нужных слов разного уровня (понятий и уточнений).  (часто лень, но всегда возможно) Критерий правильности = только внутреннее удовлетворение = эмоции (ср. И3)

Слайд 45
Описание слайда:
«естественно-конструктивистский» подход к моделированию процесса мышления : Нейрокомпьютинг Теория распознавания Динамическая теория информации (ДТИ): Информация есть запомненный выбор одного варианта из ряда возможных и равноправных (Кастлер)  2 способа возникновения информации: генерация = свободный (индивид) выбор рецепция = выбор, воспринфтый извне ! Они дуальны (дополнительны)  нужны 2 разные подсистемы  для генерации информации необходим перемешивающий слой = шум

Слайд 46
Описание слайда:
Система уравнений =«ход мысли»

Слайд 47
Описание слайда:
Процессор локализации («Гроссберга») Gi – переменная нейрона  - параметр: стац. состояния {0} и{1} ij - связи внутри пластины; взаимод. подавляющее: знак (-) Обучение связей : Тс – характ. время, 0 – начальное значение силы связи (одинаковое для всех) Динамика: все активированные нейроны в начале гаснут, в конце вновь загорается только один Нейрон, победивший (случайно!) единожды, после обучения побеждает всегда и становится символом данного набора нейронов ( образа ).

Слайд 48
Описание слайда:
Роль (функции) символов внутренняя семантическая инф. сжатие (код) инф. осознание образной информации = выделение из всего множества связей на пластине Нtyp того набора, который имеет смысл, т.е. соответствует одному реально существующему объекту  классификация (иерархия) Символы класса Скл разного уровня Формирование символов-понятий: после установления семантических связей С--О, символы сами могут играть роль форм. нейронов  «образ из симолов» = абстрактные связи  понятия, не связанные с конкретными образами (например, совесть) Коммуникация: символы-слова (СС) взаимодействие всех пластин : параметрическое воздействие на образные нейроны .

Слайд 49
Описание слайда:
Афоризмы Живое = то, что научилось учиться (Шумский) Человечество долго смотрело на птицу, чтобы научиться летать. И построило самолет. Он замечательно летает, но на птицу ну совсем не похож. Ученые делятся на ПТИЦ и ЛЯГУШЕК: П понимают все, кроме деталей; Л – только детали Измеряя напряжение на клеммах телевизионной платы, ТРУДНО вывести уравнение Максвелла.

Слайд 50
Описание слайда:
List of references Alexandrov Yu.I., Jarvilenhto T. et al. (1993). Activity Versus Reactivity in Psychology and Neurophysiology. Ecological Psychology, 5, 85-103 Anokhin K.V. (2012). Cognitom: theory of realized degrees of freedom of brain. Proc 5th Int. Conf on Cognitive Science. Kaliningrad. (in Russian). Bishop C.M. (2007). Pattern Recognition and Machine Learning. Springer Bongard M.M. (1970). Pattern Recognition, New York: Spartan Books. Chernavskaya O.D., Chernavskii D.S., Nikitin A.P. (2009) The concept of intuitive and logical in neurocomputing. Biophysics, 54, 727-735 Chernavskaya O.D., et al. (2011). On the role of concepts “image” and “symbol” in the neurocomputing modeling the thinking system. Izvestia vuzov. Applied Nonlinear Dynamics, 19, 21-35. (in Russian). Chernavskaya O.D. et al. (2012). The Concepts of Intuition and Logic within the Frame of Cognitive Process Modeling. Biologically Inspired Cognitive Architectures 2012. Proceedings of the Third Annual Meeting of the BICA Society (A. Chella, R.Pirrone, R. Sorbello, K.R. Johannsdottir, Eds), 105-107. Chernavskii D.S. (2000). The origin of life and thinking from the viewpoint of modern physics. Physics-Uspekhi, 43, 151-176. Chernavskii D.S. (2004). Synergetics and Information. Dynamical Theory of Information. Moscow, URSS (in Russian). Chernavskii D.S., et. al. (2011). Mathematical model of image localization processor, LPI Preprints, No.9 (in Russian) Deacon T.W. (2011). Incomplete Nature: How Mind Emerged from Nature. New York WW Norton&Co. Fitz Hugh R. (1961). Impulses and physiological states in theoretical models of nerve membrane. Biophys. J., 1, 445. Goldberg E. (2009). The new executive brain. Oxford University Press. Grossberg S. (1982). Studies of Mind and Brain. Boston: Riedel. Grossberg S. (1987). The adaptive brain. Elsevier. Haken H. (2000). Information and Self-Organization: A macroscopic approach to complex systems. Springer.

Слайд 51
Описание слайда:
Haykin S.S. (2009) Neural Networks and Learning Machines. Prentice Hall. Hebb D. O. (1949). The organization of behavior. John Wiley & Sons. Hodgkin A.L., Huxley A.F. (1952). A quantitative description of membrane current and its application to conduction and excitation in nerve. The Journal of physiology, 117, 500–544. Hopfield J.J. (1982). Neural networks and physical systems with emergent collective computational abilities. Proceedings of the National Academy of Sciences, 79, 2554. Izhikevich E.M. (2007). Dynamical systems in neuroscience: the geometry of excitability and bursting. MIT Press. Izhikevich E.M. and Edelman G.M. (2008) Large-scale model of mammalian thalamocortical systems. In: Proceedings of the national academy of sciences, V. 105, № 9. Kharkevich A.A. (1960). On the Value of Information. Problemy kibernitiki, 4, 53–57. (in Russian) Kohonen T. (2001). Self-Organizing Maps. Springer. Laird J.E. (2012). The Soar cognitive architecture. MIT Press McCulloch W.S., Pitts W. (1943). A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity. Bulletin of Mathematical Biophysics, 5, 115. Muller B., Reinhardt J. (1990). Neural networks. Springer Verlag. Nagumo J., Arimoto S., Yashizawa S. (1962). An active pulse transmission line simulating nerve axon. Proc. IRE, 50, 2062. Penrose R. (1989). Shadows of the Mind. Oxford University Press. Quastler H. (1964). The emergence of biological organization. New Haven: Yale University Press Red’ko V.G. (2012) Principles of functioning of autonomous agent-physicist. Proc. of the Third Annual Meeting of the BICA Society, (A. Chella, R.Pirrone, R. Sorbello, K.R. Johannsdottir, Eds). Springer,255-256 Samsonovich A. (2007). Bringing consciousness to cognitive neuroscience: a computational perspective. Journal of Integrated Design and Process Science, 11, 19-30. Shannon C. (1963). The mathematical theory of communication. Univ. of Illinois Press. Solso R. (1998) Cognitive psychology (5th ed.). Needham Heights, MA: Allyn and Bacon. Turing A.M. (1950). Computing machinery and intelligence. Mind, 59, 433-460. Wiggins G.A. (2013). Learning and Creativity in the Global Workspace. Advances in Intelligent Systems and Computing, 196, 57

Слайд 52
Описание слайда:
модель «яйцо-курица» Система уравнений для Z(t): Z0 = уровень шума «в покое»


Скачать презентацию на тему О моделировании мышления можно ниже:

Похожие презентации