Описание слайда:
Развитие общества потребления в России
Рост денежных доходов населения и влияние на изменение структуры (репертуара) потребления)
Возрастание роли крупных торговых центров, супермаркетов, как места шопинга и проведения досуга для всей семьи. Шопинг в таком контексте выступает как форма досуга, «покупка ради покупки, а не из-за практической необходимости».
Революция коммуникаций (мобильная связь, интернет, социальные сети теперь доступны практически всем потребителям
Коммуникации и реклама информируют и популяризируют товары и услуги и активно воздействуют на развитие вкусов, потребностей, желаний, способствуют изменению ценностей и норм поведения потребителей.
Развитие новой формы конкуренции – конкуренции потребителей между собой, чтобы быть «не хуже других, но не сливаться с толпой». Потребитель имеет возможность демонстрировать свой социальный статус и особенности индивидуального образа жизни.
Появление и развитие системы кредитования, пластиковых денег, дорожных чеков, программ лояльности (карты постоянных покупателей), что влияет на скорость принятия решения о покупке. Система потребительского кредитования – это система социального контроля: благополучие потребителей основывается на товарах и услугах, приобретенных в кредит и зависит от постоянного заработка.
Наценка за бренд (марку) товара или производителя - норма для потребителя.
Быстрое изменение моды, в то же время искусственно сокращается жизненный цикл продукции. Психологически потребитель, отстающий от моды чувствует себя некомфортно (символически ощущает свою бедность).
Появление новых видов индустрий: «индустрия красоты и спорта», индустрия «eating out», «индустрия платного образования» происходит коммерциализация физкультуры и спорта (еда вне дома). Изменяется в этой связи сама система межличностного общения. Потребитель формирует желание и потребность выглядеть успешным, здоровым, красивым.
Растет возможность передвижения, в этой связи растет индустрия гостеприимства и туризма.
В противовес классовому делению общества возникает феномен социальной стратификации. Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).