Опыт Франции в области реализации ГЧП-проектов: уроки и перспективы презентация

Содержание


Презентации» Экономика» Опыт Франции в области реализации ГЧП-проектов: уроки и перспективы
Опыт Франции в области реализации ГЧП-проектов: уроки и перспективы1. История вопроса: многовековой опыт государственно-частного сотрудничества в области реализации инфраструктурныхОсновные вехи  в истории  ГЧПФранцузский подход к организации ГЧП за границей: 150 - летний опыт1.1. Богатый и разнообразный опыт
 На сегодняшний день Франция обладает богатейшимПередача управления объектами коммунальной инфраструктуры:  хорошо отлаженная процедура
 Такая возможностьГЧП как инструмент оптимизации и рационализации государственных инвестиций 
 Возможность оптимизировать1.2. Расширение сферы ГЧП и включение в нее объектов «социальной инфраструктуры»1.3. Ключевые драйверы реформы системы финансирования ГЧП
 Ускорение реализации проектов вОсновные препятствия, связанные с проведением реформы системы финансирования ГЧП (1) Основные препятствия, связанные с проведением реформы системы финансирования ГЧП (2) 1.4. Необходимые предпосылки для создания ГЧП1.5. Сравнительный анализПредварительные данные обратной связи обещают хорошие количественные и качественные показатели, ноГЧП-проекты по состоянию на сегодняшний день (с разбивкой по категориям государственныхГЧП-проекты по состоянию на сегодняшний день (с разбивкой по отраслям)2.2. Крупнейшие по объему капитальных вложений ГЧП-проектыКрупнейшие по объему капитальных вложений ГЧП-проекты 
 Структура ГЧП сложна => логично было бы создать некое подразделение,3.1. Рабочая группа по ГЧП при Министерстве финансов Франции (MAPPP): экспертная3.2. Три функции MAPPP в отношении договоров о ГЧП  
 
 Социально-экономическая оценка проектов
 Определение приоритетности проектов
 Предварительная оценка и сравнительный4. С какими проблемами мы можем столкнуться в будущем
 Прогноз на+ помимо кризиса:  - растущее беспокойство по поводу пригодности и4.1. Бюджетная устойчивость
 И на центральном, и на местном уровнях фискальные4.2. Вопросы финансирования: затяжные последствия кризиса4.3. Политическая переоценка
 В 2012 г. к власти пришло новое правительство4.4. Проверка и рекомендации Минфина – январь 2013 г. 1. ВВыводы:
 ГЧП – структуры сложные, а их организация бывает сопряжена сОграничения и необходимые меры предосторожности
 Не все проблемы можно решить сИдеология ГЧПСпасибо за внимание!
 Рабочая группа по ГЧП при Министерстве финансов Франции



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Опыт Франции в области реализации ГЧП-проектов: уроки и перспективы


Слайд 2
Описание слайда:
1. История вопроса: многовековой опыт государственно-частного сотрудничества в области реализации инфраструктурных проектов XVII век: Строительство каналов и мостов XIX век: Железные дороги, метро, водоснабжение, санитария, электричество и т. д. XX век: Автомобильные дороги, утилизация отходов, централизованное теплоснабжение и т.д.

Слайд 3
Описание слайда:
Основные вехи в истории ГЧП

Слайд 4
Описание слайда:
Французский подход к организации ГЧП за границей: 150 - летний опыт

Слайд 5
Описание слайда:
1.1. Богатый и разнообразный опыт На сегодняшний день Франция обладает богатейшим опытом организации ГЧП по принципу «пользователь платит»; в настоящее время действуют свыше 30.000 таких контрактов Более 95% из них - на местном уровне (минимальный порог отсутствует) Благодаря этому на местном рынке сформировались сильные и профессиональные игроки

Слайд 6
Описание слайда:
Передача управления объектами коммунальной инфраструктуры: хорошо отлаженная процедура Такая возможность есть у правительств всех уровней Возможность применения гибкого подхода к процессу передачи полномочий Наличие нескольких вариантов (с инвестициями или без них) Конечная ответственность в любом случае все равно остается за органом, осуществляющим государственные закупки Качество оказываемых услуг остается на прежнем уровне, вне зависимости от того, на ком лежит конечная ответственность => это лучше с общественно-политической точки зрения

Слайд 7
Описание слайда:
ГЧП как инструмент оптимизации и рационализации государственных инвестиций Возможность оптимизировать распределение задач между государственным и частным секторами в зависимости от уровня издержек, сроков реализации проектов, показателей эффективности и рисков Возможность избежать альтернативы «государственная собственность или приватизация», не ставя под угрозу миссию общественного служения органов государственной власти и управления

Слайд 8
Описание слайда:
1.2. Расширение сферы ГЧП и включение в нее объектов «социальной инфраструктуры» В 1980-х годах стало ясно, что государственный сектор уже не в состоянии удовлетворить растущие потребности населения и потребителей в услугах объектов социальной инфраструктуры (как в количественном, так и в качественном отношениях) Задержка инвестиций в здравоохранение, образование, пенитенциарную систему, транспорт приводит к ухудшению объектов социальной инфраструктуры Необходимо расширять сферу ГЧП, включив в нее услуги, финансируемые конечными потребителями лишь частично или вообще бесплатные для них (“объекты социальной сферы”); в таких проектах частный партнер получает выплаты со стороны государственного в зависимости от эксплуатационной готовности соответствующего объекта. Поэтому необходимы соответствующие соглашения о ГЧП, регулирующие финансовые отношения партнеров

Слайд 9
Описание слайда:
1.3. Ключевые драйверы реформы системы финансирования ГЧП Ускорение реализации проектов в социальной сфере как стимул экономического роста Обеспечение экономической эффективности и модернизации системы государственного управления - путем концентрации деятельности государственного сектора в тех сферах, где он эффективнее всего, передавая часть функций на аутсорсинг частным компаниям и снижая финансовое бремя, которое напрямую несет государственный сектор - путем распределения рисков и внедрения наиболее эффективных и инновационных методов работы частным сектором Упрощение механизма передачи соответствующих полномочий органам государственного управления местных уровней или независимым организациям («децентрализация»): - обеспечивая их новыми средствами для выполнения переданных им новых функций в социальной сфере (например, строительство дорог) - следовательно: для ГЧП - проектов минимальный порог инвестиций устанавливать не нужно

Слайд 10
Описание слайда:
Основные препятствия, связанные с проведением реформы системы финансирования ГЧП (1) Прежде чем проводить какие бы то ни было эксперименты, необходима надлежащая нормативно-правовая база - Франция – страна писаного права - На практике ограничение доступа к проектам ГЧП обусловлено соответствующими постановлениями Конституционного суда Административная инерция - Адаптация фискальных, налоговых и иных нормативных документов применительно к деятельности ГЧП производится крайне медленно отраслевые и профессиональные интересы, лоббирование: - МСП, архитекторы и т.д.

Слайд 11
Описание слайда:
Основные препятствия, связанные с проведением реформы системы финансирования ГЧП (2) Культурное сопротивление: - проблемы ментальности: глубокий «водораздел» между государственным и частным (национальный характер) - ГЧП по-прежнему воспринимаются скорее как инструмент финансирования, нежели чем как новый инструмент государственного управления - многие проекты до сих пор в большей степени связаны с «кирпичами», чем с оказанием услуг …Но есть и положительные моменты: - частный сектор готов к сотрудничеству => высокий уровень конкуренции - сильные «мозговые тресты» хорошо подготовили почву - местные правительства, вне зависимости от их политической окраски, очень быстро берут этот новый инструмент на вооружение

Слайд 12
Описание слайда:
1.4. Необходимые предпосылки для создания ГЧП

Слайд 13
Описание слайда:
1.5. Сравнительный анализ

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:
Предварительные данные обратной связи обещают хорошие количественные и качественные показатели, но каким будет поток сделок в дальнейшем, пока не очень понятно Предварительные данные обратной связи обещают хорошие количественные и качественные показатели, но каким будет поток сделок в дальнейшем, пока не очень понятно

Слайд 16
Описание слайда:
ГЧП-проекты по состоянию на сегодняшний день (с разбивкой по категориям государственных партнеров)

Слайд 17
Описание слайда:
ГЧП-проекты по состоянию на сегодняшний день (с разбивкой по отраслям)

Слайд 18
Описание слайда:
2.2. Крупнейшие по объему капитальных вложений ГЧП-проекты

Слайд 19
Описание слайда:
Крупнейшие по объему капитальных вложений ГЧП-проекты

Слайд 20
Описание слайда:
  Структура ГЧП сложна => логично было бы создать некое подразделение, занимающееся ГЧП Варианты организационной структуры подразделения, занимающегося ГЧП: Форма собственности (государственное или совместное предприятие с частной компанией) Охват (общенациональный или децентрализация полномочий / на уровне отдельной отрасли) Функции (разработка инвестиционной стратегии, операционный консалтинг) Полномочия (обязательные или факультативные) Финансирование деятельности (из гос. бюджета или на платной основе)

Слайд 21
Описание слайда:
3.1. Рабочая группа по ГЧП при Министерстве финансов Франции (MAPPP): экспертная структура по подготовке договоров о ГЧП Административный орган (государственная собственность) Центральный орган (общенациональный охват) Создан при Минфине (бюджетное финансирование) Небольшой (в составе всего 10 человек), создан в мае 2005 г. Занимается всеми отраслями, представленными в публичной сфере Не занимается вопросами стратегии, выполняя консалтинговые функции, однако обладает обязательными полномочиями (контролирует доступ к национальным проектам) Продвижение и роль за границей (для всех типов ГЧП)

Слайд 22
Описание слайда:
3.2. Три функции MAPPP в отношении договоров о ГЧП Информация / Обучение & продвижение нового инструмента на местном рынке (+ международное сотрудничество) Проверка юридической и экономической составляющих (соотношение цена / качество): имеет ли смысл прибегать к организации ГЧП для реализации соотв. проекта & проверка проекта договора о партнерстве перед его подписанием (только для гос. проектов) (совместно с Бюджетным департаментом - по вопросу устойчивости проектов) Методологические инструменты (предварительный перечень претендентов, финансовая ведомость, инструментарий для анализа и оценки рисков, руководство пользователя, отраслевые руководства) & помощь в реализации (помощь в организации тендера, подготовка и обсуждение договоров)

Слайд 23
Описание слайда:
  Социально-экономическая оценка проектов Определение приоритетности проектов Предварительная оценка и сравнительный анализ «цена / качество» Управление процессом конкурсных торгов Выбор победителя конкурса Подписание договоров Непосредственный надзор за их выполнением

Слайд 24
Описание слайда:
4. С какими проблемами мы можем столкнуться в будущем Прогноз на 2013 г. и дальнейшую перспективу дать сложно (из-за кризиса) 1. Бюджетная устойчивость Прогноз в отношении финансовых возможностей органов, осуществляющих гос. закупки, пересмотрен в сторону уменьшения 2. Вопросы финансирования Мировой кризис кредитно-финансовой системы по-прежнему оказывает влияние на рынок; банки, многосторонние инвестиционные соглашения и долговые обязательства находятся в процессе становления 3. Политическая переоценка & позиция СМИ (ГЧП подвергаются нападкам?)

Слайд 25
Описание слайда:
+ помимо кризиса: - растущее беспокойство по поводу пригодности и жизнеспособности ГЧП в долгосрочной перспективе - сложность в управлении как со стороны государства, так и со стороны частных партнеров: сделки в рамках ГЧП сложно оценивать, исполнять, структурировать и контролировать - ограничение доли рынка для МСП (& не французских игроков) - ограничения в отношении учета операций по внебалансовым счетам, связанные с введением критериев МСФО ОС и Евростат

Слайд 26
Описание слайда:
4.1. Бюджетная устойчивость И на центральном, и на местном уровнях фискальные ограничения сейчас стали строже, чем когда-либо Общий объем затрат на протяжении всего жизненного цикла в ГЧП дают более четкое представление о реальных затратах с течением времени Необходимо более тщательно подходить к принятию решений о запуске новых проектов (см. доклад Галлуа) Теперь необходимо обоснование бюджетной устойчивости всех проектов Центрального правительства (Указ от 27 сентября 2012 г.)

Слайд 27
Описание слайда:
4.2. Вопросы финансирования: затяжные последствия кризиса

Слайд 28
Описание слайда:
4.3. Политическая переоценка В 2012 г. к власти пришло новое правительство => беспокойство по поводу реализации политики прежнего правительства Глубинное разделение между государственным и частным - вопрос по-прежнему очень щекотливый Стоимость привлечения заемного частного капитала (поскольку ГЧП до сих пор рассматриваются прежде всего как модель финансирования) В СМИ было раздуто несколько громких скандалов в связи с провалом некоторых проектов => проблема общественного мнения

Слайд 29
Описание слайда:
4.4. Проверка и рекомендации Минфина – январь 2013 г. 1. В конце 2012 проведена тщательная аудиторская проверка 2. Выполнен критический анализ процедур, методов контроля и результатов деятельности ГЧП 3. Сформулированы предложения по совершенствованию этапа исследования «цена / качество» и по усилению защиты общественных интересов (централизация отчетности и контроля за исполнением всех договоров, систематизация процесса оценки фактических результатов деятельности, расширить предварительное сравнительное исследование «цена / качество» в целях отбора и установления приоритетности всех крупных правительственных проектов) 4. Но в целом политика организации ГЧП не оспаривалась!

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:
Выводы: ГЧП – структуры сложные, а их организация бывает сопряжена с множеством ловушек: поэтому, если уж вы выбираете такую форму организации деятельности, как ГЧП, то для этого нужны настоящие причины (целью должна быть не показуха и не возможность использовать какие-то бухгалтерские или бюджетные уловки) Начинайте с малого: проверить, работает ли схема, проще на более мелких проектах Усиливайте государственное управление (это непременное условие эффективности закупок и контроля за исполнением контрактов в рамках ГЧП) Прежде всего изучите возможность использования модели платных услуг для населения (если это приемлемо с социально-политической точки зрения) Сформируйте центральный орган (служба одного окна для государственных и частных заинтересованных сторон + накопление опыта)

Слайд 32
Описание слайда:
Ограничения и необходимые меры предосторожности Не все проблемы можно решить с помощью ГЧП: - проблемы финансирования (т.к. финансовые обязательства государства по отношению к ГЧП могут быть нечетко прописаны) - анализ, планирование и отбор проектов (все это остается преимущественно за гос. сектором) - Неясный объем затрат и негибкость условий договоров о ГЧП (условные обязательства) - Преимущества частного менеджмента также зависят от эффективности заключения договоров в рамках ГЧП и осуществления гос. закупок.

Слайд 33
Описание слайда:
Идеология ГЧП

Слайд 34
Описание слайда:
Спасибо за внимание! Рабочая группа по ГЧП при Министерстве финансов Франции Mission d’Appui aux PPP/ French MoF 139, Rue de Bercy F-75572 Paris CEDEX 12 Tel: 33 (0) 1 44 87 71 7534 78 E-mail: francois.bergere@dgtresor.gouv.fr Web: http://www.economie.gouv.fr/ppp


Скачать презентацию на тему Опыт Франции в области реализации ГЧП-проектов: уроки и перспективы можно ниже:

Похожие презентации