Основы теории литературы. Дисциплина для факультета журналистики. 1 курс, 1 семестр. Выход: экзамен. презентация
Содержание
- 2. Справочники и словари Справочники и словари Зарубежная эстетика и теория литературы
- 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Белецкий А.И. В мастерской художника слова. – М.,
- 4. Тема 1. Литературоведение как наука. Вопросы: 1. Литературоведение как наука. 2.
- 5. 1. Литературоведение как наука. Литературоведение как наука возникло в начале
- 6. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять
- 7. 2. Текстология. 2. Текстология. Вспомогательные литературоведческие дисциплины: текстология – изучает текст
- 8. 4. Связь литературоведения с другими науками. 4. Связь литературоведения с другими
- 9. Тема 2. Литература как вид искусства. Художественный образ. Вопросы: 1. Литература
- 10. 1. Литература как вид искусства. Художественная литература – один из
- 11. “макрообраз” – это образ персонажа в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема
- 12. 4. Аристотель и его «Поэтика» 4. Аристотель и его «Поэтика» Поэ́тика
- 13. Трагедия, по Аристотелю, — любое определенное действие, завершившееся на настоящий момент. Причем,
- 14. 6. Катарсис- термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю,
- 15. 8. Функции художественной литературы. 8. Функции художественной литературы. Художественная литература отличается
- 16. Отличительный характер поэтической мысли в том, что она предстает перед нами
- 17. Тема 3. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Тропы. 1. Функция языка художественной
- 18. 1. Функция языка художественной литературы. 1. Функция языка художественной литературы.
- 19. Язык художественной литературы (поэтический язык) отличается от литературного (канонизированного, нормативного) языка,
- 20. 2. Что такое троп. ^ Употребление слова, выражения, фразы в переносном
- 21. ^ Эпитет – более сложный вид тропа – художественное определение, подчеркивающее
- 22. 4. Олицетворение, аллегория, метонимия. 4. Олицетворение, аллегория, метонимия. Разновидностью метафоры является
- 23. Разновидности метонимии многообразны, как многообразны связи между предметами и явлениями действительности.
- 24. Иногда употребляется определенное число вместо неопределенного («миллион казацких шапок высыпал на
- 25. 6. Гипербола, литота, ирония, сарказм. 6. Гипербола, литота, ирония, сарказм. Гипербола
- 26. Тема 4. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Поэтические фигуры. 1. Понятие поэтической
- 27. 1. Понятие поэтической фигуры. 1. Понятие поэтической фигуры. Поэтические
- 28. Параллелизм придает художественной речи ритмичность, усиливая ее эмоционально-образную выразительность. По поэтической
- 29. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова. Например: Увижу
- 30. Анафора строфическая – повтор каждой строфы с одного и того же
- 31. 4. Риторический вопрос, градация. 4. Риторический вопрос, градация. ^
- 32. Тема 5. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Поэтическая стилистика, поэтическая фонетика, поэтическая лексика.
- 33. 1. Поэтическая стилистика: многосоюзие, бессоюзие, эллипс, оксюморон. Многосоюзие (или полисиндетон) –
- 34. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет... (Блок) Эллипсис –
- 35. ассонанс – повторение гласных звуков, преимущественно ударных («Стонет он по полям, по
- 36. Тема 6. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Связь содержания
- 37. 1. Связь содержания и формы литературного произведения. 1. Связь содержания и
- 38. Проблемой считается основной вопрос, поставленный в произведении. Различают проблемы, получающие решение,
- 39. 4. Конфликт как движущая сила сюжета. 4. Конфликт как движущая
- 40. Пролог – вступительная часть литературного произведения. В прологе сообщается о событиях,
- 41. 6. Внесюжетные элементы: авторские отступления, вставные эпизоды, различные описания, портрет, пейзаж,
- 42. Даже малая художественная деталь в литературном произведении часто играет важную роль
- 43. Тема 7. ЛИТЕРАТУРНЫЙ СУБЪЕКТ 1. Составляющие «Литературного субъекта». 2.
- 44. ЛИТЕРАТУРНЫЙ СУБЪЕКТ (Персонаж. Герой. Характер. Тип. Прототип. Портрет) 2. Литературный субъект:
- 45. Это, однако, не значит, что в произведениях, озаглавленных именем одного персонажа,
- 46. 4. Литературный субъект: прототип и портрет. 4. Литературный субъект: прототип и
- 47. Тема 8. АВТОР. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ 1. Составляющие термина «Автор» в
- 48. 1. Составляющие термина «Автор» в литературоведении. 1. Составляющие термина «Автор» в
- 49. 2. Повествователь и лирический герой. 2. Повествователь и лирический герой. Автора
- 50. Лирический герой как особая форма «легализации» авторского сознания порожден Примерами может
- 51. Лирический герой эпического произведения
- 52. 3. Лирическое «Я» в ролевой лирике. 3. Лирическое «Я» в ролевой
- 53. Лирическое «Я»
- 54. Тема 9. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ 1. Нереальность времени
- 55. 1. Нереальность времени и пространства в литературном произведении. 1. Нереальность времени
- 56. Фрагментарность пространства отчасти связана со свойствами художественного времени, отчасти же имеет
- 57. Фрагменты пространства и времени
- 58. Условность максимальна в лирике, в ней может даже совершенно отсутствовать образ
- 59. Лирическое время
- 60. Условность времени и пространства в драме связана в основном с ее
- 61. Абстрактным называется такое пространство, которое можно воспринимать как всеобщее («везде» или
- 62. Абстрактное и конкретное пространство в литературном произведении
- 63. Конечно, между конкретным и абстрактным пространствами нет непроходимой границы: степень обобщения,
- 64. Художественное время – это последовательность в описании событий, субъективно воспринимаемых. Такое
- 65. Формами конкретизации художественного времени выступают чаще всего «привязка» действия к историческим
- 66. 5. Событийная наполненность пространства и времени в литературном произведении. 5.
- 67. Интенсивность художественного времени
- 68. Повышенная насыщенность художественного пространства, как правило, сочетается с пониженной интенсивностью времени,
- 69. Субъективное время
- 70. 7. Событийное и бессобытийное время в художественной литературе. 7. Событийное
- 71. Событийное и бессобытийное время
- 72. Писатель иногда заставляет время длиться, растягивает его, чтобы передать определенное психологическое
- 73. Открытый и закрытый временной финал
- 74. 9. Смещение пространства и времени. 9. Смещение пространства и времени.
- 75. На изменившиеся научные и философские представления о времени и пространстве отреагировала
- 76. Временные названия литературных произведений
- 77. Вторая координата художественного мира произведения – место – может быть обозначено
- 78. Тема 10. РОДОВИДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Генезис трех родов
- 79. 1. Генезис трех родов художественной литературы. 1. Генезис трех родов
- 80. Эпос, лирика, драма.
- 81. Хотя и не все созданное писателями (особенно в XX в.) укладывается
- 82. Лирические жанры делятся на тематические группы: медитативная, интимная (дружеская и
- 83. 3. История родовидового деления литературы. 3. История родовидового деления литературы.
- 84. Платон и Аристотель
- 85. 4. Родовидовые объединения литературы. 4. Родовидовые объединения литературы. Роды
- 86. 5. Эпичность, драматизм и лиризм художественного произведения. 5. Эпичность, драматизм
- 87. Эпичность лирики. Лиризм произведений.
- 88. Тема 11. СТИХОВЕДЕНИЕ 1. Силлабическая система в стихосложении 2. Силлабо-тоническая
- 89. 1. Силлабическая система в стихосложении. 1. Силлабическая система в стихосложении. Важнейшую
- 90. 1. польские размеры: 11-тисложник с цезурой после пятого слога и 13-тисложник
- 91. 2. Силлабо-тоническая система стихосложения. 2. Силлабо-тоническая система стихосложения. Силлабическая
- 92. двухсложный: ямб, хорей ямб: _ _' Пора, пора –
- 93. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера. Например, если стихотворение
- 94. 4. Рифма в стихосложении. 4. Рифма в стихосложении. Рифма – это
- 95. Примеры: дистих (с парной рифмой – аа): Казак на север держит
- 96. перекрестная, параллельная и кольцевая рифмовка: Бывало, он еще в постеле: (a)
- 97. В русском и европейском стихе чрезвычайно редко возникает монорифм, обычно –
- 98. Тема 12. ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА: художественный метод и литературные направления.
- 99. 1. Художественный метод. 1. Художественный метод. Такие категории литературного процесса, как
- 100. Художественный метод
- 101. Понятием «метод» обозначается общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности.
- 102. Стиль писателя
- 103. 3. Литературное направление. 3. Литературное направление. Понятия «направление», «течение», «школа», относятся
- 104. Литературное направление предлагает достаточно сложную организацию литературного дела, наличие довольно развитой
- 105. 5. Литературная школа и группа В отличие от течения, которое далеко
- 106. Тема 13. ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА: классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм, модернизм.
- 107. 1. Литературные направления и творческий метод. Классицизм. Классицизм как литературное направление
- 108. Манифест Буало «Поэтическое искусство» становится итоговым произведением, обобщающим как опыт предшественников,
- 109. Характерными чертами классицизма принято считать его внеисторичность и абстрактность художественных образов.
- 110. 2. Особенности русского классицизма В XVIII веке русская литература начинает входить
- 111. Критерием ценности и нравственных качеств человека становится служение его государству. Общественная
- 112. Искусство классицизма должно было сочетать эстетическое наслаждение с воспитательной функцией. Вместе
- 113. 3. Литературные направления и творческий метод. Сентиментализм. 3. Литературные направления и
- 114. Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства, или, как говорили в
- 115. В драматургии сентименталисты отвергают закон трех единств, как и уничтожают резкую
- 116. Наряду с распространением сентиментализма вскоре резко усилился рост тенденций, связанных с
- 117. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее
- 118. Ярчайшим представителем английского романтизма является Джордж Байрон. Его творчество проникнуто пафосом
- 119. Романтический герой – индивидуалист. Им овладевает желание подвига, изменения скучного и
- 120. Эстетическое единство заключается в том, что исходной позицией для всех участников
- 121. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В.Жуковского. Хотя
- 122. 7. Литературные направления и творческий метод. Реализм. 7. Литературные направления и
- 123. Достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением
- 124. Поскольку именно реализму доступен разносторонний охват жизни народа, важных общественных вопросов,
- 125. Возникший в 30-е гг. XIX в. критический реализм имел генетические связи
- 126. В последнюю треть XIX в. история литературы на Западе прошла под
- 127. В России Пушкин даёт первые образцы живой прозаической речи, лаконичной и
- 128. 8. Литературные направления и творческий метод. Модернизм. 8. Литературные направления и
- 129. 9. Литературные направления и творческий метод. Символизм. Символизм – направление в
- 130. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.
- 131. 10. Литературные направления и творческий метод. Акмеизм. 10. Литературные направления и
- 132. 11. Литературные направления и творческий метод. Футуризм. 11. Литературные направления и
- 133. Тема 14. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ 1. Понятие о художественном стиле. 2.
- 134. 1. Понятие о художественном стиле. 1. Понятие о художественном стиле.
- 135. Стиль как литературоведческая категория – это закономерно согласованное единство всех элементов
- 136. Так, в «Войне и мире» Л.Н.Толстого главным стилевым принципом, закономерностью стиля
- 137. Поскольку стиль является не элементом, а свойством художественной формы, он не
- 138. Художественный мир произведения может строиться по-разному. Прежде всего это касается изображения
- 139. Наконец, писатель может концентрировать внимание на внутреннем мире персонажа или лирического
- 140. 4. Стилевые доминанты. Стихи и проза. 4. Стилевые доминанты. Стихи и
- 141. 6. Стилевые доминанты: монологизм и разноречие. 6. Стилевые доминанты: монологизм
- 142. 8. Объем произведения. 8. Объем произведения. Существенным свойством стиля
- 143. Среди композиционных приемов особое значение приобретают повтор и усиление, нагнетание однотипных
- 144. Принцип полифонии реализуется и в характере повествования: слово повествователя так же
- 145. Описательность как стилевая доминанта «Мертвых душ» вызвана тем, что Гоголь ставил
- 146. Ритмико-интонационный строй тоже своеобразен: обращение к пятистопному ямбу вместо привычного четырехстопного
- 147. Стихотворение Лермонтова «К*** («Я не унижусь пред тобою...»)» посвящено той же
- 148. Оригинальность является существенным свойством стиля, но в то же время стиль
- 149. Тема 15. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ 1. Современное литературоведение
- 150. 1. Современное литературоведение как наука. 1. Современное литературоведение как наука.
- 151. 2. Авторская модель мира. 2. Авторская модель мира. Условия,
- 152. Разумеется, только подготовленный читатель сможет открыть и осознать эту авторскую модель,
- 153. 4. Интертекстуальность и нарратология. С конца 60-х годов ХХ века широкое
- 154. 5. Герменевтика, гендерная проблематика, мифокритика и метапоэтика в современном литературоведении.
- 155. Широкое распространение получили в настоящее время метапоэтические исследования. Основной объект исследования
- 157. Скачать презентацию
Слайды и текст этой презентации
Скачать презентацию на тему Основы теории литературы. Дисциплина для факультета журналистики. 1 курс, 1 семестр. Выход: экзамен. можно ниже: