Отличительные признаки текста 6 класс презентация

Содержание


Презентации» Русский язык» Отличительные признаки текста 6 класс
Текст
 Урок русского языка в 6 классе
 Мищенко С.Н. Карелия. Суоярви.Отличительные признаки текстаСмысловая цельность текста Как она достигается в тексте Ф. Абрамова Смысловая цельность текста
   Смысловая цельность достигается единством темы (природа)Членимость текста
   Текст состоит из нескольких предложений.
  Оценочное отношение автора к изображаемому
   "Присутствие" автора может бытьНайдите в первом абзаце текста олицетворение, сравнения, которые раскрывают позицию автораНазовите средства выразительности, которые использует автор, чтобы…(продолжите фразу)
   Назовите средства выразительности, которые использует автор, чтобы…(продолжите фразу)
   Подведём итогДокажите, что перед нами текст
      Проверим себяНайдите в тексте оценочную лексику, повторы, метафоры. Какую роль они играютСредства раскрытия темы Однотематическая лексика Тематическая группа слов
 Сентябрь.
  Проверим
 Комментируя этот текст, можно выделить тематические группы, 
 например, лес:Литература
 Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.Развитие речи: теория и
 практика



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Текст Урок русского языка в 6 классе Мищенко С.Н. Карелия. Суоярви.


Слайд 2
Описание слайда:
Отличительные признаки текста

Слайд 3
Описание слайда:
Смысловая цельность текста Как она достигается в тексте Ф. Абрамова «Наедине с природой»? Все кипит, все бушует: вода, кустарник, сосны, березы, рябины. Ветер гонит песок, как поземку. Белые кипящие волны дохлестывают до сосен. Мокрый, радужно вспыхивающий на солнце галечник. И великое множество молодых чаек - как будто белый птичник сбился у воды. Чайки в воде среди обмелевших валунов - как корабли в бухте. И все плавают, все перестраиваются, словно выполняют какой-то маневр. Смотришь на этих чаек с задранными хвостами - и невольно приходит в голову: да не они ли послужили прообразом первого корабля? Не на них ли глядя, в мозгу нашего пращура зародилась мысль о корабле? На отмели напротив нашего костра целый день недвижно сидят чайки. В великом множестве. Посиживают и о чем-то разговаривают, советуются. О чем? К отлету готовятся? Строптивых своих товарищей прорабатывают? Ах как хотелось бы подслушать их разговор! И не мне одному хочется. Раза три на моих глазах к чайкам подплывали утки, но переступить черту, установленную природой между отдельными видами, не решались.

Слайд 4
Описание слайда:
Смысловая цельность текста Смысловая цельность достигается единством темы (природа) и основной мыслью автора: наедине с природой хочется понять и услышать её «язык». Смысловая цельность достигается и тем, что отбор материала подчиняется основной мысли. Так, в заголовке текста обозначается тема или основная мысль.

Слайд 5
Описание слайда:
Членимость текста Текст состоит из нескольких предложений. В нём выделяются три отдельные части. Ведущая тема членится на микротемы. Каждой микротеме соответствует абзац. Каждая из частей связана и с предшествующей и с последующей – так достигается смысловая связность текста.

Слайд 6
Описание слайда:
Оценочное отношение автора к изображаемому "Присутствие" автора может быть выражено грамматически: местоимением 1-го лица, глаголами 1-го лица, обращением к читателю, вопросительными предложениями, в том числе риторическими вопросами, формами сослагательного (условного) наклонения, междометиями и др. Автор отбирает метафоры, сравнения и другие тропы.

Слайд 7
Описание слайда:
Найдите в первом абзаце текста олицетворение, сравнения, которые раскрывают позицию автора Все кипит, все бушует: вода, кустарник, сосны, березы, рябины. Ветер гонит песок, как поземку. Белые кипящие волны дохлестывают до сосен. Мокрый, радужно вспыхивающий на солнце галечник. И великое множество молодых чаек - как будто белый птичник сбился у воды.

Слайд 8
Описание слайда:
Назовите средства выразительности, которые использует автор, чтобы…(продолжите фразу) Чайки в воде среди обмелевших валунов - как корабли в бухте. И все плавают, все перестраиваются, словно выполняют какой-то маневр. Смотришь на этих чаек с задранными хвостами - и невольно приходит в голову: да не они ли послужили прообразом первого корабля? Не на них ли глядя, в мозгу нашего пращура зародилась мысль о корабле?

Слайд 9
Описание слайда:
Назовите средства выразительности, которые использует автор, чтобы…(продолжите фразу) На отмели напротив нашего костра целый день недвижно сидят чайки. В великом множестве. Посиживают и о чем-то разговаривают, советуются. О чем? К отлету готовятся? Строптивых своих товарищей прорабатывают? Ах как хотелось бы подслушать их разговор! И не мне одному хочется. Раза три на моих глазах к чайкам подплывали утки, но переступить черту, установленную природой между отдельными видами, не решались.

Слайд 10
Описание слайда:
Подведём итог

Слайд 11
Описание слайда:
Докажите, что перед нами текст Мы не перестаем удивляться чуду родной речи. Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу поэзией, рожденной опытом народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости, доставить эстетическое наслаждение многомерностью и многозначностью языка предков. Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи, именно тогда возникает ощущение причастности своей к окружающим людям, окружающей среде, к определенной культуре. Чингиз Айтматов.

Слайд 12
Описание слайда:
Проверим себя

Слайд 13
Описание слайда:
Найдите в тексте оценочную лексику, повторы, метафоры. Какую роль они играют в тексте?

Слайд 14
Описание слайда:
Средства раскрытия темы Однотематическая лексика Тематическая группа слов Сентябрь. Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился. И вдруг осеннюю тишину нарушает яркое, прямо весеннее бормотание тетерева! Певчий дрозд откликнулся - просвистел свою песню. Затенькала птичка-капелька – пеночка-теньковка. И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится ра- дость. Странный в сентябре лес: в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно и радостно! Николай Сладков.

Слайд 15
Описание слайда:
Проверим Комментируя этот текст, можно выделить тематические группы, например, лес: кусты, деревья, опушка, листики, лист, травинка, травы, цветы; обитатели леса: певчий дрозд, пеночка и т.д.; средства описания изображаемого: синонимы, антонимиы, прием антитезы. Выпишите эти средства описания.

Слайд 16
Описание слайда:
Литература Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы : Книга для учителя. М., 1991; Изд. 2-е. М., 1994.


Скачать презентацию на тему Отличительные признаки текста 6 класс можно ниже:

Похожие презентации