Презентация, доклад Перспективы инклюзивного образования в Челябинской области [2].pptx


Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Перспективы инклюзивного образования в Челябинской области [2].pptx. Презентация на заданную тему содержит 110 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Педагогика» Перспективы инклюзивного образования в Челябинской области [2].pptx
500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:

Слайд 2
Описание слайда:
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИФИКУ ИНТЕГРИРОВАННОГО (ИНКЛЮЗИВНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИФИКУ ИНТЕГРИРОВАННОГО (ИНКЛЮЗИВНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 3
Описание слайда:
Инклюзия как мировоззрение и образовательная концепция Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.

Слайд 4
Описание слайда:
Инклюзия — центральная идея развития современного образования, затрагивающая глубокие социальные и ценностные изменения нашего общества. В основе инклюзии лежит идея включающего общества. Она означает что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения. Инклюзия — центральная идея развития современного образования, затрагивающая глубокие социальные и ценностные изменения нашего общества. В основе инклюзии лежит идея включающего общества. Она означает что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения.

Слайд 5
Описание слайда:
Важно, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенства их прав во всех видах деятельности. За этим стоит глубокая философская проблема — проблема отношений «Я и Другой», проблема формирования нашего сознания в условиях социального взаимодействия. Важно, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенства их прав во всех видах деятельности. За этим стоит глубокая философская проблема — проблема отношений «Я и Другой», проблема формирования нашего сознания в условиях социального взаимодействия.

Слайд 6
Описание слайда:
Идея инклюзии возникла в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений. Идеология инклюзии (включающего общества) сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. Идея инклюзии возникла в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений. Идеология инклюзии (включающего общества) сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми.

Слайд 7
Описание слайда:
Внедрение инклюзии возможно только на основе принципов демократизации и при отсутствии дискриминации по любому признаку. Профессор Манчестерского университета Питер Миттлер дал такое определение: «Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся» Внедрение инклюзии возможно только на основе принципов демократизации и при отсутствии дискриминации по любому признаку. Профессор Манчестерского университета Питер Миттлер дал такое определение: «Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся»

Слайд 8
Описание слайда:
Таким образом, инклюзия – это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества. Таким образом, инклюзия – это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества. Инклюзивное образование – результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физической состояние.

Слайд 9
Описание слайда:
Принципы инклюзивного образования Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок: признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов; повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся; изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

Слайд 10
Описание слайда:
анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности; анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности; проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы; различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать; признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ; признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.

Слайд 11
Описание слайда:
Принципы инклюзии определяют новую парадигму образовательных отношений: Принципы инклюзии определяют новую парадигму образовательных отношений: 1 ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2 каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 3 все люди нуждаются друг в друге; 4 подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 5 все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 6 для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 7 разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Слайд 12
Описание слайда:
Дэвид Митчелл, признанный международный эксперт в области инклюзивного образования, утверждает, что «успех инклюзивного образования зависит от того, рассматривается ли оно как часть системы, в которой школа является звеном более крупной системы (общества)»3. Он вывел «формулу» для описания составляющих инклюзивного образования: Дэвид Митчелл, признанный международный эксперт в области инклюзивного образования, утверждает, что «успех инклюзивного образования зависит от того, рассматривается ли оно как часть системы, в которой школа является звеном более крупной системы (общества)»3. Он вывел «формулу» для описания составляющих инклюзивного образования:

Слайд 13
Описание слайда:
ИО=В+О+5К+П+Рс+Рк, ИО=В+О+5К+П+Рс+Рк, где В – видение (т.е. знание об актуальном состоянии и наличие прогноза на развитие и обучение), О – определение в школу, 5К – 5 компонентов (адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное обучение, адаптированная среда, право на образование), П – поддержка, Рс– ресурсы, Рк– руководство.

Слайд 14
Описание слайда:
Концепция инклюзивного образования заключается в изменения самого образования (условий, программ, среды, средств обучения, форм аттестации) с целью обеспечения права каждого ребенка на получение качественного образования вместе с другими детьми. Концепция инклюзивного образования заключается в изменения самого образования (условий, программ, среды, средств обучения, форм аттестации) с целью обеспечения права каждого ребенка на получение качественного образования вместе с другими детьми.

Слайд 15
Описание слайда:
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (детей-инвалидов) в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (детей-инвалидов) в общеобразовательных (массовых) школах.

Слайд 16
Описание слайда:
В основу инклюзивного образования положена идея, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В основу инклюзивного образования положена идея, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Слайд 17
Описание слайда:
Существует много определений этого понятия, но наиболее чётко его объясняет доктор педагогических наук, профессор Сулейманова: «Инклюзивное образование – это политика государства, направленная на устранение барьеров, которые разъединяют детей, на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую и религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус».

Слайд 18
Описание слайда:
Т. о. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Т. о. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Слайд 19
Описание слайда:
Дети с особенностями в развитии Любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие какие-то отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди выделялись в особую группу, и в обществе и в государстве складывалось особое отношение к ним. Инвалид - от лат «слабый», «немощный». Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения. Районы крайнего Севера. Древний Рим, в других – было милосердно-сострадательным.

Слайд 20
Описание слайда:
Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению По данным ВОЗ детей – инвалидов насчитывается 2–3 % от всей популяции. Этому способствуют многие факторы: это и экологические проблемы неумеренное употребление алкоголя и наркотиков кризисные явления в обществе, которые всегда связаны со стрессами, дальнейшее развитие медицинских знаний, сейчас выхаживают таких больных, которые 50 лет назад неминуемо погибли бы (операции на сердце у новорожденных детей с тяжелой аритмией сердца). При этом наследственные изменения встречаются у 8 – 10% детей, количество детей, пострадавших от неблагоприятных условий развития колеблется от 20 до 50%.

Слайд 21
Описание слайда:
По всем прогнозам показатель детской инвалидности будет расти, значит нам надо учиться жить вместе с такими людьми, помогая им, но не унижая их достоинства. По всем прогнозам показатель детской инвалидности будет расти, значит нам надо учиться жить вместе с такими людьми, помогая им, но не унижая их достоинства. Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. В частности, если в 1995 году в России насчитывалось 453,6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2011 году их число приблизилось к 590 тысячам. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

Слайд 22
Описание слайда:
Инвалидность в детском возрасте – это состояние стойкой соцальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи и надзоре. Инвалидность в детском возрасте – это состояние стойкой соцальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи и надзоре. Дети с различными отклонениями в развитии требуют различного подхода, различных методик работы. Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы: глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; с недоразвитием речи; с нарушением опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом; дети с соматическими нарушениями в развитии.

Слайд 23
Описание слайда:
Между тем, в системе образования для инвалидов продолжают накапливаться и развиваться негативные тенденции: серьезное отставание российской молодежи с инвалидностью от их сверстников из индустриально развитых стран в освоении практически значимых знаний и навыков, в возможностях приобретения квалификации и интеграции в общество. Система образования, доступная инвалидам, не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда; не получила должного развития система непрерывного профессионального образования для молодых инвалидов, что сдерживает их трудовую реабилитацию и наиболее полное участие в экономике, а следовательно, не позволяет эффективно модернизировать социальную сферу. Между тем, в системе образования для инвалидов продолжают накапливаться и развиваться негативные тенденции: серьезное отставание российской молодежи с инвалидностью от их сверстников из индустриально развитых стран в освоении практически значимых знаний и навыков, в возможностях приобретения квалификации и интеграции в общество. Система образования, доступная инвалидам, не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда; не получила должного развития система непрерывного профессионального образования для молодых инвалидов, что сдерживает их трудовую реабилитацию и наиболее полное участие в экономике, а следовательно, не позволяет эффективно модернизировать социальную сферу.

Слайд 24
Описание слайда:
Получение образования, а в конечном итоге и приобретение профессии, по мнению большинства исследователей, является основным результатом реабилитации и позволяет инвалидам достигнуть социальной и экономической мобильности (В.В. Печенкин, Д.В. Зайцев, Э.К. Наберушкина, 2008). Получение образования, а в конечном итоге и приобретение профессии, по мнению большинства исследователей, является основным результатом реабилитации и позволяет инвалидам достигнуть социальной и экономической мобильности (В.В. Печенкин, Д.В. Зайцев, Э.К. Наберушкина, 2008). В сфере занятости и трудовых отношений инвалидам предоставляются льготы и щадящие условия труда. Вместе с тем эти гарантии выступают ограничениями для реализации прав, самореализации в образовании и профессиональной карьере. Инвалиды по определению непривлекательны для работодателей, получая образование в специальных школах, они не готовы к продолжению образования

Слайд 25
Описание слайда:
История инклюзивного образования в мировой практике Активная западная теория - середина 20 века. Ключевую роль в разворачивании интеграционных процессов сыграла выдвинутая скандинавскими странами концепция «нормализации» (Н.Э. Бенк-Миккельсен – 1959; Б. Нирье – 1968), законодательно закрепленная позиция социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями, в основе которой - идея о нормализации условий социальной жизни для инвалидов в соответствии с международными правовыми актами («Декларация прав человека» и др.). Одной из составных частей из аспектов нормализации стало интегрированное (инклюзивное) образование.

Слайд 26
Описание слайда:
ЮНЕСКО определяет инклюзию как «процесс обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через увеличение участия в обучении, культурах и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них». В эволюции идеи инклюзивного образования есть несколько важных этапов и знаковых событий.

Слайд 27
Описание слайда:
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.

Слайд 28
Описание слайда:
Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:
В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования. В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования. Т.о., были провозглашены требования, чтобы все дети учились вместе, так как в дальнейшем им всем предстоит жить в одном обществе, они должны еще в детстве научиться общаться друг с другом. В этих странах нет определения «инвалид», они называют таких людей: в США – «человек с проблемами», в европейских странах – «человек с ограниченными возможностями». Мы застряли и зациклились на медицинской модели, если нарушения определяют дальнейшую жизнь ребенка.

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:
Примерно до 1965 года действовала преимущественно «медицинская модель». В процессе образования дети с нарушениями здоровья помещались в специальные школы и школы- интернаты. В ответ на изоляцию детей, имеющих тяжелое состояние здоровья, в странах, ориентированных на демократические основы общества, стали раздаваться голоса с призывом реформировать всю систему, сделать ее более гуманной. Начинаются поиски путей совместного обучения, которые ведутся параллельно в европейских странах (Скандинавские страны), в США, Японии. Если в Скандинавии интеграция начинает осуществляться, в основном, нормативным и практическим путем, то в США ее реализации предшествуют педагогические поиски и эксперименты. Примерно до 1965 года действовала преимущественно «медицинская модель». В процессе образования дети с нарушениями здоровья помещались в специальные школы и школы- интернаты. В ответ на изоляцию детей, имеющих тяжелое состояние здоровья, в странах, ориентированных на демократические основы общества, стали раздаваться голоса с призывом реформировать всю систему, сделать ее более гуманной. Начинаются поиски путей совместного обучения, которые ведутся параллельно в европейских странах (Скандинавские страны), в США, Японии. Если в Скандинавии интеграция начинает осуществляться, в основном, нормативным и практическим путем, то в США ее реализации предшествуют педагогические поиски и эксперименты.

Слайд 34
Описание слайда:
В США в 1962 г. M.C. Reynolds публикует программу специального образования, в которой предусматривается достижение возможно большего участия детей с ограниченными возможностями в общем образовательном потоке по принципу: «специфики не более, чем это необходимо». В 70-х годах в Скандинавии появилось понятие «нормализация», как альтернатива «медицинской модели». Это понятие и определило политику в отношении детей с особыми потребностями в последующие 15–20 лет. В США в 1962 г. M.C. Reynolds публикует программу специального образования, в которой предусматривается достижение возможно большего участия детей с ограниченными возможностями в общем образовательном потоке по принципу: «специфики не более, чем это необходимо». В 70-х годах в Скандинавии появилось понятие «нормализация», как альтернатива «медицинской модели». Это понятие и определило политику в отношении детей с особыми потребностями в последующие 15–20 лет.

Слайд 35
Описание слайда:
Концепция нормализации, принятая в США и Канаде, делала упор на воспитание в духе культурных норм, принятых в том обществе, в котором живет человек. Это стало началом движения за гражданские права тех, кто ранее был исключен из общества, в том числе людей с инвалидностью. Экономические, технологические и информационные возможности развитых стран Европы, США, Японии позволили создать для реализации инклюзивного образования, наряду с имеющейся системой специального образования, параллельную образовательную среду в системе массового образования. Кроме этого, городская инфраструктура была сделана максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями, были сняты информационные и иные барьеры, которые ограничивали возможности участия этой категории населения в социальной жизни. Концепция нормализации, принятая в США и Канаде, делала упор на воспитание в духе культурных норм, принятых в том обществе, в котором живет человек. Это стало началом движения за гражданские права тех, кто ранее был исключен из общества, в том числе людей с инвалидностью. Экономические, технологические и информационные возможности развитых стран Европы, США, Японии позволили создать для реализации инклюзивного образования, наряду с имеющейся системой специального образования, параллельную образовательную среду в системе массового образования. Кроме этого, городская инфраструктура была сделана максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями, были сняты информационные и иные барьеры, которые ограничивали возможности участия этой категории населения в социальной жизни.

Слайд 36
Описание слайда:
Люди с инвалидностью – пассивные получатели минимума услуг, удовлетворяющих базовые потребности Люди с инвалидностью активно борются за равные права и возможности На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Слайд 37
Описание слайда:
Ситуация с инклюзивным образованием в России На Руси, люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности традиционно являлись объектами благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной религии им было уготовлено особое место. На этих людях был «Промысел божий».

Слайд 38
Описание слайда:
Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в г. Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей. Первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей появилось в г.Риге в 1854 г.

Слайд 39
Описание слайда:
К концу XIX века образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновренно переходя из категории частных учебно-воспитательных учреждений и в систему специализированных государственных школ. С 1908 г., благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых. К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Однако специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г. К концу XIX века образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновренно переходя из категории частных учебно-воспитательных учреждений и в систему специализированных государственных школ. С 1908 г., благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых. К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Однако специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г.

Слайд 40
Описание слайда:
В послереволюционной России члены общества рассматривались прежде всего как «строители светлого будущего». Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни, а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений, и как следствие этого – изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Это привело к тому, что целый пласт людей – часто одаренных, талантливых – оказался невостребованным обществом. Воспитание и охрана здоровья «дефективных» детей были отнесены к компетенции различных органов власти. Так, нервные и психически больные дети должны были направляться на воспитание в учреждения Наркомздрава, умственно-отсталые — во вспомогательные школы Наркомпроса, телесно-дефективные дети (глухонемые, слепые, калеки) — в специальные учреждения Наркомпроса. В послереволюционной России члены общества рассматривались прежде всего как «строители светлого будущего». Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни, а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений, и как следствие этого – изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Это привело к тому, что целый пласт людей – часто одаренных, талантливых – оказался невостребованным обществом. Воспитание и охрана здоровья «дефективных» детей были отнесены к компетенции различных органов власти. Так, нервные и психически больные дети должны были направляться на воспитание в учреждения Наркомздрава, умственно-отсталые — во вспомогательные школы Наркомпроса, телесно-дефективные дети (глухонемые, слепые, калеки) — в специальные учреждения Наркомпроса.

Слайд 41
Описание слайда:
В результате дети со сложной структурой дефекта были признаны «необучаемыми». В СССР к середине 80-х гг. насчитывалось восемь типов школ для детей с отклонениями в развитии. Т.О., в СССР идея интегрированного обучения не нашла поддержки ни в системе массового, ни в системе специального образования. В виде эксперимента она длительное время является предметом исследования в НИИ дефектологии АПН СССР(70-е годы – Э.И.Леонгард под руководством проф. Ф.Ф.Рау; далее – там же с 80-х г.г. и по настоящее время–коллектив исследователей под руководством Н.Д.Шматко).

Слайд 42
Описание слайда:
Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что он замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь.

Слайд 43
Описание слайда:
Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Потому Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. Он считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Никто не отрицает необходимость последнего, но специальные знания и обучение нужно подчинить общему воспитанию, общему обучению. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.

Слайд 44
Описание слайда:
С начала 90-х годов ХХ в.ряд образовательных учреждений в России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.) начинает работу в режиме интеграции, однако системного внедрения инклюзивного образования в России не произошло до настоящего времени. Сегодня российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире, которые утверждают недискриминационное отношение к инвалидам и призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности.

Слайд 45
Описание слайда:
В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998).

Слайд 46
Описание слайда:
По данным Министерства образования и науки РФ, с 2008 – 2010 годов модель инклюзивного образования внедряется (в порядке эксперимента) в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ, среди которых: Москва, Архангельск, Самарская область, столица Республики Бурятия, Ухта (Республика Коми), Республика Карелия (Петрозаводск, Сортавала), Томск, Воронеж, Санкт-Петербург, Хабаровск, республики Северного Кавказа. В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47.

Слайд 47
Описание слайда:

Слайд 48
Описание слайда:

Слайд 49
Описание слайда:
Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) достигнуты большие успехи, в других регионах эта практика только начинает складываться. Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) достигнуты большие успехи, в других регионах эта практика только начинает складываться.

Слайд 50
Описание слайда:
Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования https://www.youtube.com/watch?v=hMLp4h-UcxQ

Слайд 51
Описание слайда:

Слайд 52
Описание слайда:
Особенности построения процесса инклюзивного образования И.О. основывается на положении, согласно которому за результаты обучения возлагается на учителей, то в результате больше всего внимания уделяется лучшим, способнейшим учащимся, а дети-инвалиды, будучи "пасынками и падчерицами" системы образования, оказываются в низах школьной иерархии

Слайд 53
Описание слайда:
В настоящее время в России одновременно применяются 5 подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями: В настоящее время в России одновременно применяются 5 подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями: Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов и интернатах. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях. Домашнее обучение Дистанционное обучение Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Слайд 54
Описание слайда:
Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов: Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов: Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Слайд 55
Описание слайда:
Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье. Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье. Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Слайд 56
Описание слайда:
Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения

Слайд 57
Описание слайда:
В России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. На его реализацию в 2009 году из федерального бюджета был выделен 1 миллиард рублей, в 2011-2012 годах ежегодный объем финансирования составит 2,5 миллиарда. Т.о., необходимо уточнить, что понятие «инклюзивное образование» шире понятия «доступное (интегративное) образование для детей с ограниченными возможностями».

Слайд 58
Описание слайда:
Главное: Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. Главное: Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Слайд 59
Описание слайда:

Слайд 60
Описание слайда:
Различная организация системы образования

Слайд 61
Описание слайда:

Слайд 62
Описание слайда:

Слайд 63
Описание слайда:

Слайд 64
Описание слайда:
Теоретические основы интегрированного (инклюзивного) образования

Слайд 65
Описание слайда:
В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и инклюзия стала одним из ведущих направлений в обучении и воспитании младших школьников с ОВЗ, что выразилось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день Институт инклюзивного образования является единственным признанным инструментом реализации прав ребенка с ОВЗ на образование и счастливое будущее, поэтому в России принято уделять особое внимание младшим школьникам данной категории, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе. В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и инклюзия стала одним из ведущих направлений в обучении и воспитании младших школьников с ОВЗ, что выразилось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день Институт инклюзивного образования является единственным признанным инструментом реализации прав ребенка с ОВЗ на образование и счастливое будущее, поэтому в России принято уделять особое внимание младшим школьникам данной категории, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе.

Слайд 66
Описание слайда:

Слайд 67
Описание слайда:

Слайд 68
Описание слайда:

Слайд 69
Описание слайда:

Слайд 70
Описание слайда:

Слайд 71
Описание слайда:

Слайд 72
Описание слайда:

Слайд 73
Описание слайда:

Слайд 74
Описание слайда:

Слайд 75
Описание слайда:

Слайд 76
Описание слайда:
С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так называемого инклюзивного образования.

Слайд 77
Описание слайда:
Нормативно – правовая база для внедрения инклюзивного образования в школе следующая: Нормативно – правовая база для внедрения инклюзивного образования в школе следующая: 1. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями. 4. Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

Слайд 78
Описание слайда:
Различные аспекты проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья являлась предметом научных исследований Института коррекционной педагогики РАО, носивших преимущественно инициативный и опережающий характер, поскольку в образовательной политике государства эта проблема не имела отчетливых тенденций. В последние 2 – 3 года ситуация существенно изменилась: государством сформулирован заказ на всестороннюю разработку данной проблемы в области педагогической практики, поскольку стала очевидной необратимость этой тенденции и появилась потребность придать процессам инклюзии системный и упорядоченный характер. Различные аспекты проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья являлась предметом научных исследований Института коррекционной педагогики РАО, носивших преимущественно инициативный и опережающий характер, поскольку в образовательной политике государства эта проблема не имела отчетливых тенденций. В последние 2 – 3 года ситуация существенно изменилась: государством сформулирован заказ на всестороннюю разработку данной проблемы в области педагогической практики, поскольку стала очевидной необратимость этой тенденции и появилась потребность придать процессам инклюзии системный и упорядоченный характер.

Слайд 79
Описание слайда:
Выстраивая инклюзивное образование в образовательной организации, важно учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования. Инклюзия/интеграция, по мнению ученых Института коррекционной педагогики Российской академии образования (г. Москва), не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Выстраивая инклюзивное образование в образовательной организации, важно учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования. Инклюзия/интеграция, по мнению ученых Института коррекционной педагогики Российской академии образования (г. Москва), не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.

Слайд 80
Описание слайда:
В основе инклюзивного образования обучающихся в начальной школе с ОВЗ лежит стремление обучать всех учеников вместе, не выделяя их, не перемещая в отдельные классы (группы), избегая тем самым формирования у них комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности, сохраняя в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся образцы для своего роста и развития в виде своеобразной верхней планки, к которой будут стремиться остальные неуспешные школьники. Инклюзивное обучение основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. В основе инклюзивного образования обучающихся в начальной школе с ОВЗ лежит стремление обучать всех учеников вместе, не выделяя их, не перемещая в отдельные классы (группы), избегая тем самым формирования у них комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности, сохраняя в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся образцы для своего роста и развития в виде своеобразной верхней планки, к которой будут стремиться остальные неуспешные школьники. Инклюзивное обучение основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Слайд 81
Описание слайда:
Правильная организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в среде нормально развивающихся сверстников, то есть с учётом уровня развития каждого ребенка и обеспечения реальности для него инклюзии, актуальная задача для общеобразовательного учреждения. На основании Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» родители детей с ОВЗ вправе выбрать школу для обучения их детей. Учитывая современные социально-общественные условия, многие из них настаивают на обучении своих детей в массовой общеобразовательной школе, так как значительная часть родителей не согласна на их обучение в классах специального (коррекционного) обучения, в специальных (коррекционных) школах.

Слайд 82
Описание слайда:
Теоретическими основами организации интегрированного обучения можно считать психологические теории социального научения (А. Бандуры, У. Бронфенбреннера, Р. Сирса, B. Скиннера, К. Халла и других). Согласно данным теориям, центральной проблемой развития ребенка является научение. А оно возможно только под влиянием непосредственного социального окружения, в которое погружен ребенок. В понятие «социальное окружение» эти ученые включают пол ребенка, положение в семье, счастье его матери, социальную позицию семьи и уровень образования родителей. Именно поэтому колоссальное значение в педагогической практике, основанной на теориях социального научения, придается повышению образовательного уровня родителей. Теоретическими основами организации интегрированного обучения можно считать психологические теории социального научения (А. Бандуры, У. Бронфенбреннера, Р. Сирса, B. Скиннера, К. Халла и других). Согласно данным теориям, центральной проблемой развития ребенка является научение. А оно возможно только под влиянием непосредственного социального окружения, в которое погружен ребенок. В понятие «социальное окружение» эти ученые включают пол ребенка, положение в семье, счастье его матери, социальную позицию семьи и уровень образования родителей. Именно поэтому колоссальное значение в педагогической практике, основанной на теориях социального научения, придается повышению образовательного уровня родителей.

Слайд 83
Описание слайда:
Следует отметить теоретические положения, раскрытые Л.С. Выготским и значимые до настоящего времени в организации интегрированного обучения: Следует отметить теоретические положения, раскрытые Л.С. Выготским и значимые до настоящего времени в организации интегрированного обучения: положение о возможностях ребенка, способного под воздействием обучения со стороны взрослого интериоризировать опыт познавательной и коммуникативной деятельности; теория о единстве биологического и социального в развитии ребенка; понятие о структуре дефекта при умственной отсталости: основное нарушение и вторичные (сопутствующие) отклонения; положение о единстве законов развития нормальных и умственно отсталых детей при качественном своеобразии развития умственно отсталого ребенка; экспериментально доказанное учение о возможностях компенсации дефекта и о преимущественной коррекции вторичных отклонений при целенаправленном воздействии со стороны специально подготовленного взрослого; понятие о комплексном коррекционно-педагогическом воздействии; учение о сенситивных периодах.

Слайд 84
Описание слайда:
Сегодня российские ученые Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Е.Л. Гончарова выделяют несколько моделей интегрированного обучения

Слайд 85
Описание слайда:
Постоянная полная интеграция Ребенок с отклонениями в развитии получал специальную помощь с раннего детства и к моменту школьного обучения он психологически готов к обучению с обычными детьми его возраста. Такие дети зачисляются в один 1 класс от 1 до 3 детей и находятся весь день в обычном классе, где уроки проводит обычный учитель начальных классов, все учебные занятия ученики с ОВЗ посещают с нормально развивающимися сверстниками. При необходимости получает консультативную помощь логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов.

Слайд 86
Описание слайда:
2) Постоянная неполная интеграция 2) Постоянная неполная интеграция Такую модель интеграции возможно реализовать во всех типах образовательных учреждений. В данную модель интеграции могут вовлекаться дети с различным уровнем психофизического развития, но не имеющие сочетанных или сложных дефектов развития. Пребывание детей в учреждении с нормально развивающимися детьми возможно только на части учебных занятий, на которых усвоение учебного материала возможно совместно детьми с разными способностями к обучению (музыка, рисование, физическая культура и др.). Но для усвоения специальной образовательной программы (русский язык, математика, литературное чтение) дети объединяются дефектологами в «гибкие» классы или выводятся из класса на индивидуальные или подгрупповые занятия к учителю-дефектологу. Количество детей в классе не должно быть более 5 человек. Часть занятий дети проводят с обычным учителем, а часть – с дефектологом

Слайд 87
Описание слайда:
3) Постоянная частичная интеграция Модель может быть реализована в школах, где открыты общие и специальные классы для детей с определенными отклонениями в развитии (нарушение зрения, интеллекта, слуха). Комплектование классов осуществляется согласно существующим нормативным документам. Дети большую часть учебного дня проводят в своем классе с учителемдефектологом, обучаясь по специальной программе, а меньшую часть (внеклассные мероприятия, праздники, совместные прогулки) находятся с обычными детьми.

Слайд 88
Описание слайда:
4) «Систематическая» временная интеграция Дети с отклонениями в развитии и их нормально развивающиеся сверстники обучаются в разных классах, по разным образовательным программам, но территориально в одной образовательной организации (массовые школы со спецклассами). В специальных классах обучаются дети, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении со сложными нарушениями в развитии. Вне зависимости от уровня развития объединяются с обычными сверстниками не реже 2 раз в месяц для проведения совместных мероприятий, в основном воспитательного характера.

Слайд 89
Описание слайда:
5) Эпизодическая интеграция Модель интеграции предполагает взаимодействие детей из специальных (коррекционных) школ с нормально развивающимися сверстниками. Это возможно при проведении праздников и развлечений, совместных походов, отдыхе в загородном лагере, участии в конкурсах, выставках, посещении кружков и секций системы дополнительного образования и т.д.

Слайд 90
Описание слайда:
При организации интегрированного обучения следует учитывать мнение всех участников образовательного процесса. По результатам опросов родителей детей с ОВЗ, не все родители готовы допустить к своему ребенку неподготовленных к общению с ним сверстников и педагогов. Часто родители опасаются, что ребенка будут дразнить и обижать. В качестве фактора, также препятствующего интеграции, отмечается низкий культурный и образовательный статус родителей. Согласно статистическим данным, в России соотношение родителей, стремящихся к интеграции и не принимающих ее, выражается отношением 1:4. Такая низкая готовность к интеграции со стороны родителей детей с ограниченными возможностями здоровья объясняется еще и нежеланием принимать на себя ответственность за перспективы развития собственного ребенка (М.С. Артемьева, А.А. Дмитриев, А.Н. Коноплева, Л.Е. Шевчук) При организации интегрированного обучения следует учитывать мнение всех участников образовательного процесса. По результатам опросов родителей детей с ОВЗ, не все родители готовы допустить к своему ребенку неподготовленных к общению с ним сверстников и педагогов. Часто родители опасаются, что ребенка будут дразнить и обижать. В качестве фактора, также препятствующего интеграции, отмечается низкий культурный и образовательный статус родителей. Согласно статистическим данным, в России соотношение родителей, стремящихся к интеграции и не принимающих ее, выражается отношением 1:4. Такая низкая готовность к интеграции со стороны родителей детей с ограниченными возможностями здоровья объясняется еще и нежеланием принимать на себя ответственность за перспективы развития собственного ребенка (М.С. Артемьева, А.А. Дмитриев, А.Н. Коноплева, Л.Е. Шевчук)

Слайд 91
Описание слайда:
Среди учителей – дефектологов также имеются некоторые сомнения о целесообразности и результативности интегрированного образования в масштабах страны. Слишком велики усилия, вложенные в развитие ребенка, очень часто специалист оказывается один на один с проблемами ребенка и невелика поддержка его усилий со стороны социума. Поэтому и существуют опасения, что возможно выпадение ребенка из системы специального образования и снижение результативности коррекционно – педагогической работы. Таким образом, отношение к интегрированному обучению до настоящего времени как со стороны родителей, так и со стороны специалистов, достаточно неоднозначно. Среди учителей – дефектологов также имеются некоторые сомнения о целесообразности и результативности интегрированного образования в масштабах страны. Слишком велики усилия, вложенные в развитие ребенка, очень часто специалист оказывается один на один с проблемами ребенка и невелика поддержка его усилий со стороны социума. Поэтому и существуют опасения, что возможно выпадение ребенка из системы специального образования и снижение результативности коррекционно – педагогической работы. Таким образом, отношение к интегрированному обучению до настоящего времени как со стороны родителей, так и со стороны специалистов, достаточно неоднозначно.

Слайд 92
Описание слайда:
В настоящее время отсутствует нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию интегрированного обучения в образовательных учреждениях. Вместе с тем самим образовательным учреждениям даны большие права в расширении сферы их образовательной деятельности.

Слайд 93
Описание слайда:
Педагогические ситуации 1-я ситуация В класс общеобразовательной школы приходит ребенок с ОВЗ, однако, выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с ребенком-инвалидом. Как должен поступить педагог в данном конфликте? 2-я ситуация Педагог замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-инвалида также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу проблем коммуникации. Что должен предпринять педагог в данной ситуации?

Слайд 94
Описание слайда:
Педагогические ситуации 3-я ситуация Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Что должен предпринять педагог, чтобы разрешить опасения матери? 4-я ситуация Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако, педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту. Как должен поступить классный руководитель, родители, руководитель ОУ в сложившейся ситуации?

Слайд 95
Описание слайда:
Технологии организации инклюзивного образовательного процесса Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы. Например, учет индивидуальных особенностей можно осуществить, если объединить детей в группы по схожим признакам.

Слайд 96
Описание слайда:
формы занятий, зависящие от количества участников процесса: формы занятий, зависящие от количества участников процесса: Индивидуальное обучение – индивидуальные задания на уроке, задания на дом. Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища. Групповая работа – обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление. Фронтальное обучение всего класса.

Слайд 97
Описание слайда:
Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроке, учитель инклюзивного класса должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка, у которого отмечаются особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации.

Слайд 98
Описание слайда:
Часто такой ученик не может полностью успевать за темпом всего класса: выполняет задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одноклассниками.

Слайд 99
Описание слайда:
Организация и формирование основ сотрудничества всех участников образовательного процесса На первом этапе организации инклюзивного образования происходит знакомство и формирование основ сотрудничества всех участников образовательного процесса – детей, родителей, учителя, администрации школы, специалистов. В апреле 1-й класс набран. Чтобы заранее знать, какие дети придут в класс, лучше всего познакомиться с ними до начала учебного года. Можно провести знакомство, пригласив родителей и детей на первую встречу.

Слайд 100
Описание слайда:
Организация и формирование основ сотрудничества всех участников образовательного процесса На этой встрече можно провести экскурсию по школе, познакомить с помещением будущего класса, физкультурным залом, столовой; показать, где и как ученики будут раздеваться, а где проводить перемены. После экскурсии собрать всех в классной комнате и познакомиться в неформальной обстановке. Узнать, как кого зовут, что дети любят, что их интересует. В процессе знакомства учитель сможет заметить возможности и особенности каждого ребенка. Это позволит лучше подготовиться к началу учебного года, продумать те условия, которые необходимы детям для комфортного обучения.

Слайд 101
Описание слайда:
Конечно, при первом знакомстве можно заметить только самые яркие особенности – ребенок на коляске, у ребенка сложности с речью, серьезные проблемы со зрением или слухом. А при более длительном контакте и наблюдении за ребенком учитель сможет отметить проявление других особенностей.

Слайд 102
Описание слайда:
Важно уже при первом знакомстве установить контакт не только с детьми, но и с родителями. Очень важно при этом, чтобы родители сами захотели поделиться с учителем проблемами своих детей, рассказали о своих пожеланиях. Эту информацию от них вы можете получить, предложив им ответить на вопросы анкеты, либо в личной беседе после общей встречи. Главное, чтобы родители почувствовали доверие к вам и захотели поделиться информацией

Слайд 103
Описание слайда:
Это станет возможным, если учитель сам начнет разговор о том, что школа заботится обо всех детях и предусматривает разные возможности для разных детей. Можно показать, например, на экскурсии пандусы и широкие двери для коляски, поручни и яркие наклейки на дверях для детей с нарушениями зрения.

Слайд 104
Описание слайда:
Организация адаптационного периода для ребенка с ОВЗ Второй этап – это период адаптации к школьной жизни, который переживает каждый ребенок. Замечено, что в первое время посещения школы состояние детей обычно ухудшается. Они становятся беспокойными, тревожными, раздражительными, гиперактивными или гиперпассивными. Может ухудшаться и их физическое здоровье. Такие проблемы не минуют и учеников инклюзивных классов. Большинство возникающих трудностей рано или поздно проходят, и состояние детей нормализуется. Если же проблемы усугубляются, то необходимо срочно принимать меры.

Слайд 105
Описание слайда:
В первом классе особенно важным является создание условий для благоприятной адаптации ребенка к школе, т.е. обеспечение благополучного развития и обучения с учетом его индивидуальных возможностей. На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены. Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного дня.

Слайд 106
Описание слайда:
Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях – в расписании, кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях – что делать, если: захотел в туалет; необходимо идти в столовую; следующий урок – физкультура; класс идет на прогулку; необходимо подготовиться к следующему уроку; звенит звонок и т.д.

Слайд 107
Описание слайда:
Включение ребенка с ОВЗ во взаимодействие с одноклассниками Когда ребенок с ОВЗ приходит в школу, его окружает большое количество новых людей – детей и взрослых. Хорошо, если в классе уже есть знакомые дети – например, те, с которыми ребенок ходил в детский сад. Если таких детей нет, то важной задачей тьютора, психолога, учителя на третьем этапе становится включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками. Чаще всего, дети сами подходят друг к другу, знакомятся, предлагают вместе поиграть. В случае с «особым» ребенком инициатором общения детей часто становится взрослый – учитель, тьютор, психолог.

Слайд 108
Описание слайда:
Возможно, всем детям класса необходимо объяснить, почему N так отличается от них – плохо говорит, необычно выглядит, странно себя ведет. Рассказать, что N трудно, и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. Ведь первоклассники формируют свое отношение к тому или иному ученику своего класса в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым. Если учитель показывает положительное отношение к «особому» ребенку: не старается выделить его из всех детей, включает в урок, организует взаимодействие на уроке и перемене, то в классе формируются отношения доверия, сотрудничества и взаимопомощи.

Слайд 109
Описание слайда:
Организация образовательного пространства Четвертый этап заключается в организации пространства не только внутри классной комнаты, но и вне ее. Детям с ОВЗ важно на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. Для этого в классе нужно установить ширму, «палатку» и др. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на уроке, ребенок готов снова включиться в работу и взаимодействие. Очень часто учитель не понимает причин тех трудностей, которые возникают у детей в новом для них пространстве школы. Чтобы включение детей, которые нуждаются в специальных образовательных условиях, было эффективным, необходимо подключить к работе специалистов школы – дефектолога, психолога, логопеда. Они помогут учителю определить особые образовательные потребности детей и разработать рекомендации по организации образовательного процесса, организовать психолого-педагогическое сопровождение.

Слайд 110
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Перспективы инклюзивного образования в Челябинской области [2].pptx можно ниже:

Похожие презентации