ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ презентация

Содержание


Презентации» Технология» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙпонятие «технология»
 Понятие «технология» является одним из самых популярных в современнойпедагогическая технология
 Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь)
Процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированиюПедагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования   всехПреимущества педагогической технологии
 Основой технологии служит четкое определение конечной цели. ВСущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней 
 Как и«педагогическая технология» и «технология обучения»
     Словосочетание «педагогическая технология» является неточнымТехнология обучения-
 это система совместной деятельности субъектов образовательного процесса по егоЭволюция понятия «педагогическая технология
 Слово «технология» пришло в педагогику из промышленногоПервой попыткой создать такой технологический процесс обучения с гарантированными результатами былоКритерии технологичности: 
 1.     Концептуальность (опора на определенную научную концепцию),
Критерии технологичности педагогической технологии 
 Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждойУправляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,Структура педагогической технологии 
 Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии,Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогическиеПедагогические и образовательные технологии
 Вообще словосочетание "педагагогическая технология" является неточным переводомтри уровня описания педтехнологий
 Понятие “педагогическая технология” в образовательной практике вПризнаки технологически организованного учебного процесса: 
 1.     Постановка диагностичных целей.
классификации педагогических технологий  (К. Селевко)
 параметры: 
 уровень применения; 
Классификация педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностьюОписание и анализ образовательной технологии автором представлены в следующей структуре: 2.      Идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой):
3.      Целевые ориентации технологии
 Характеризуются цели и задачи, достижение и решение6 . Процессуальная характеристика (методические особенности)
 В процессуальной характеристике технологии преждеЛитература по теме
 Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, М.,СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ


Слайд 2
Описание слайда:
понятие «технология» Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании. Несмотря на это, существуют различные точки зрения на саму возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так как «технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала ..., осуществляемую в процессе производства продукции» (СЭС с. 1321), что противоречит принципу индивидуализации учебного процесса. Другой проблемой является отсутствие единого подхода к определению сущности понятия «педагогическая технология», «технология обучения».

Слайд 3
Описание слайда:
педагогическая технология Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь) Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин) Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов) Система, включающая некоторое представление ПРО (планируемые результаты обучения), средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев)

Слайд 4
Описание слайда:
Процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образователь­ного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных усло­вий участникам. (Т.М. Давыденко) Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).      Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Слайд 5
Описание слайда:
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Слайд 6
Описание слайда:
Преимущества педагогической технологии Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

Слайд 7
Описание слайда:
Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой: ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения

Слайд 8
Описание слайда:
«педагогическая технология» и «технология обучения»     Словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского an educational technology – «образовательная технология». Но в последнее время под названием «педагогическая технология» в России все чаще появляются работы, посвященные проблемам воспитания. В связи с этим многие исследователи указывают на необходимость разделения терминов Следует также разобраться во взаимодействии терминов «методика» и «технология обучения». В. Гузеев считает, что понятие «методика» шире понятия «технология», так как методика включает в себя вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии. В частности, одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии.     В.М. Монахов выделяет два основных момента, отличающих технологию от методики – это гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса.

Слайд 9
Описание слайда:
Технология обучения- это система совместной деятельности субъектов образовательного процесса по его планированию, организации, ориентированию и корректированию с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам и учёте ограничений. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, технология обучения – это наука о способах воздействия преподавателя на студента в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Слайд 10
Описание слайда:
Эволюция понятия «педагогическая технология Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначало процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом («технология изготовления втулки», «технология плавки чугуна» и т.д.). Эволюция понятия «педагогическая технология»: 1 период (40-е - сер. 50-х г.) - термин “технология в образовании” означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе. 2 период (сер. 50-х - 60-е г.) - под “технологией образования” стали подразумевать программированное обучение. 3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей. 4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерных и информационных технологий обучения.

Слайд 11
Описание слайда:
Первой попыткой создать такой технологический процесс обучения с гарантированными результатами было программированное обучение, которое возникло в 60-х г. в связи с проникновением идей кибернетики в педагогику. Целью программированного обучения была оптимизация управления процессом учения. Программированное обучение предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учащийся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств (программы) может самостоятельно приобретать новые знания и умения. Необходимыми составляющими программированного обучения является наличие:    управляемого объекта (ученика);     последовательной, поэлементной программы;      систематической обратной связи;     управления. Цель управления состоит в изменении наличного состояния управляемого объекта, в доведении его до заранее намеченного уровня. Для этого разрабатывается программа, которая обеспечивает последовательное прохождение каждым учащимся всех этапов усвоения. Без этого обучающий не может гарантировать усвоение учащимся знаний и умений с теми качествами, которые предусмотрены целями обучения. Эффективность управления процессом усвоения обеспечивается наличием следящей обратной связи. Информация о ходе процесса усвоения поступает не только к учителю, но и к ученику. Информация, полученная на основе обратной связи, перерабатывается. И на ее основе вырабатываются корректирующие воздействия.

Слайд 12
Описание слайда:
Критерии технологичности: 1.     Концептуальность (опора на определенную научную концепцию), 2.     Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей). 3.     Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса). 4.     Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения). 5.     Воспроизводимость (возможность применения другими). Задание слушателям: выберите любую образовательную модель и оцените ее с учетом предложенных Вам критериев.

Слайд 13
Описание слайда:
Критерии технологичности педагогической технологии Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Слайд 14
Описание слайда:
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Слайд 15
Описание слайда:
Структура педагогической технологии Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части: концептуальная основа; содержательный компонент обучения; процессуальная часть - технологический процесс.

Слайд 16
Описание слайда:
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Слайд 17
Описание слайда:
Педагогические и образовательные технологии Вообще словосочетание "педагагогическая технология" является неточным переводом с английского educational technology – "образовательная технология". Часто в педагогической практике понятия "педагогическая технология" и образовательная технология" являются синонимами. Но некоторые ученые разделяют эти понятия. Как отмечает В.В.Гузеев, под названием "педагогическая технология" в отечественной науке фигурируют работы по проблемам воспитания. Вместе с тем обзор материалов, в которых фигурирует понятие "образовательная технология", показывает, что оно употребляется чаще всего в контексте "технология обучения". Классификации образовательных и педагогических технологий, представленные разными авторами, показывают, что границы данных понятий весьма размыты и в основе прежде всего лежат технологии обучения.

Слайд 18
Описание слайда:
три уровня описания педтехнологий Понятие “педагогическая технология” в образовательной практике в процессе организации личностно ориентированного обучения употребляется на : Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая общедидактическая, общевоспитательная технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе и школе, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Частно-методический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении “частная методика”, т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей педагогического процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Слайд 19
Описание слайда:
Признаки технологически организованного учебного процесса: 1.     Постановка диагностичных целей. 2.     Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся. 3.     Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников. 4.     Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения 5.     Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы. 6.     Полная управляемость процессом обучения. 7.     Гарантированность конечного результата.

Слайд 20
Описание слайда:
классификации педагогических технологий (К. Селевко) параметры: уровень применения; философская основа; методологический подход; ведущий фактор развития личности; научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта; ориентация на личностные сферы и структуры индивида; характер содержания и структуры; основной вид социально-педагогической деятельности; тип управления учебно-воспитательным процессом; преобладающие методы и способы; организационные формы; средства обучения; подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия; направления модернизации; категория педагогических объектов.

Слайд 21
Описание слайда:
Классификация педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося (В.П. Беспалько)    классическое лекционное обучение; обучение с помощью аудиовизуальных технических средств; система «консультант»; обучение с помощью учебной книги, система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;   компьютерное обучение; система «репетитор» – индивидуальное обучение; «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.      Ф.Я. Савельев предлагает следующую классификацию технологий обучения: по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей; по целям обучения; по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин; по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии; по организации учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные; по методической задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.

Слайд 22
Описание слайда:
Описание и анализ образовательной технологии автором представлены в следующей структуре:   1.      Название технологии, отражающее главную решаемую ею проблему, основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса или характерную региональную (местную) ситуацию. Название технологии часто дается по одному, самому яркому её признаку. 

Слайд 23
Описание слайда:
2.      Идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой): вид педагогической технологии  (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология); основные используемые философские позиции; отношение к факторам развития; изложение особенностей применения научной концепции освоения опыта в данной технологии; ориентация технологии на определенную сферу развития индивида (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП, СТВ, СФР); принадлежность технологии к определенной содержательной области;  указание преобладающих видов социально-педагогической деятельности; характеристика типа управления педагогическим процессом; применяемые организационные формы педагогического процесса; описание воспитательной ориентации и подхода к человеку (ребенку, подростку, молодежи); методы и средства, применяемые в технологии, выделение преобладающих; отнесение педагогической технологии к какой-либо группе модернизации традиционных технологий; характеристика категории (адреса) контингента, на который направлена технология.

Слайд 24
Описание слайда:
3.      Целевые ориентации технологии Характеризуются цели и задачи, достижение и решение которых планируется в технологии, строится дерево целей и задач. 4.      Концептуальная основа педагогической технологии Краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке её построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научная концепция освоения опыта, ориентация на определенную сферу развития человека, методы воспитания.   5.      Содержание УВП Содержание и структура УВП (педагогической деятельности учителей и учащихся) в рамках технологии рассматривается с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствия целям и социальному заказу. Указывается объем и характер содержания обучающих и воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ.

Слайд 25
Описание слайда:
6 . Процессуальная характеристика (методические особенности) В процессуальной характеристике технологии прежде всего определяются структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту обучаемых. Описываются мотивационная характеристика , особенности методики, применения методов и средств обучения, управление и организационные формы педагогического процесса (диагностика, планирование, регламент, коррекция). 7.      Программно-методическое обеспечение Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления: учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий.   8.       Выполнение критериев технологичности: научности; концептуальности; системности (иерархичности, преемственности, комплексности, целостности); структурированности (логичности, процессуальности, алгоритмичности); развивающего характера; управляемости (вариативности, диагностируемости, прогнозируемости), эффективности, воспроизводимости.

Слайд 26
Описание слайда:
Литература по теме Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, М., 1989; Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова- Сибирская. - М. : Академия, 2005. - 285 с. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования.- М., 2001. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995 Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - Петербург, 2006. Селевко Г.В. Слагаемые педагогических технологий Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающегося образования. //Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения. - Петрозаводск, 1996.

Слайд 27
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать презентацию на тему ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ можно ниже:

Похожие презентации