Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании

Содержание


Презентации» Обществознание» Презентация Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ – 30.11.2010
 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР №1
 ВОЙТИК ИРИНА МИХАЙЛОВНА
 канд.Основные вехи и логика изучения рефлексии 
 Основные вехи и логикаФилософия (от античности до новейшего времени)
 Философия (от античности до новейшегоФилософские трактовки рефлексии
 АНТИЧНОСТЬФилософские трактовки
 ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ
 ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ
 Вюрцбургская школаПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ
 Ж. Пиаже в конце своей научной деятельности также обратилсяСОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
 П.П.БлонскийИнформационно-кибернетический и логико-математический подход 
 Информационно-кибернетический и логико-математический подход 
 (И.С.1. Алексеев Н.Г., 1968; 
 1. Алексеев Н.Г., 1968; 
 2.3. Определения понятия
 В современных психологических исследованиях рефлексия рассматривается 
 	в3. Определения понятия
 как принцип существования индивидуального сознания и условие развития3. Определения понятия и механизм функционирования
 РЕФЛЕКСИЯ понимается как 
 переосмысление3. Механизм работы рефлексии
 подобен механизму работы рефлектора – отражаясь 
интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, регулятивная, культуральная, экзистенциальная, духовная
  интеллектуальная,знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия 
 знанияНа современном этапе в нашей стране существуют разные концепции содержания образования,Содержание образования
 Каждая из вышеперечисленных концепций связана с определенной трактовкой местаСодержание образования
 В психологии также обозначился переход 
 от ответа наРоль рефлексии в развитии профессиональных и личностных компетенций
 Роль рефлексии вИсследования И. Н. Семёнова (1976)
 Исследования И. Н. Семёнова (1976)
 эксперимент1. Сформированность личных ценностей и принципов  2. Наличие чётких личных7. Перспективные  направления исследований
 Экзистенциальный тип рефлексии как фактор развития8. Публикации ППС кафедры  по проблемам рефлексии
 Войтик, И.М. Методологические8. Публикации ППС кафедры  по проблемам рефлексии
 Войтюк, Д.К. Возможности8. Публикации ППС кафедры  по проблемам рефлексии
 Кушнерова, Ю.Ю. Особенности8. Публикации ППС кафедры  по проблемам рефлексии
 Самсонова, А.О. РазвитиеСпасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ – 30.11.2010 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР №1 ВОЙТИК ИРИНА МИХАЙЛОВНА канд. психол. наук, доцент


Слайд 2
Описание слайда:
Основные вехи и логика изучения рефлексии Основные вехи и логика изучения рефлексии в социально-гуманитарном знании Отечественные классические школы психологии рефлексии Определения понятия рефлексия и механизм функционирования Типология рефлексивного мышления Гуманизация образования Развитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании: экспериментальные прикладные исследования Перспективные направления исследования Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии

Слайд 3
Описание слайда:
Философия (от античности до новейшего времени) Философия (от античности до новейшего времени) Психология (вторая половина XX века)

Слайд 4
Описание слайда:
Философские трактовки рефлексии АНТИЧНОСТЬ

Слайд 5
Описание слайда:
Философские трактовки ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 6
Описание слайда:
ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Слайд 7
Описание слайда:
ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ Вюрцбургская школа

Слайд 8
Описание слайда:
ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ Ж. Пиаже в конце своей научной деятельности также обратился к экспериментальному изучению рефлексии на материале умозаключений и рассуждений

Слайд 9
Описание слайда:
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ П.П.Блонский

Слайд 10
Описание слайда:
Информационно-кибернетический и логико-математический подход Информационно-кибернетический и логико-математический подход (И.С. Ладенко, В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян) Нормативно-деятельностный и системно-структурный подход (Н.Г. Алексеев, В.В.Давыдов, Г.П. Щедровицкий) Личностно-деятельностный подход (трансформировавшийся затем в экзистенциально-культуральный) (И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов)

Слайд 11
Описание слайда:
1. Алексеев Н.Г., 1968; 1. Алексеев Н.Г., 1968; 2. Давыдов В.В., 1978; 3. Лефевр В.А., 1965; 4. Семёнов И.Н., 1973, 1985, 2005;

Слайд 12
Описание слайда:
3. Определения понятия В современных психологических исследованиях рефлексия рассматривается в нескольких аспектах: как уровень функционирования и особое состояние сознания (Ф.Е.Василюк, Е.В.Улыбина, M.Y.Brown, D.Elkins и др.); как важнейший механизм самопознания и саморегуляции (Н.И.Гуткина, А.В.Захарова, И.С.Кон, В.И.Слободчиков, В.В.Столин, Х.Хекхаузен, M.Y.Brown и др.);

Слайд 13
Описание слайда:
3. Определения понятия как принцип существования индивидуального сознания и условие развития зрелой личности (Б.В.Зейгарник, Е.С.Мазур, В.И.Слободчиков, А.Б.Холмогорова, SJourard, C.Rogers и др.); как особая организованность мыследеятельности, связанная с порождением нового содержания (Н.Х.Алексеев, В.В.Давыдов, А.З.Зак, В.К.Зарецкий, И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов, Е.В.Улыбина и др.)

Слайд 14
Описание слайда:
3. Определения понятия и механизм функционирования РЕФЛЕКСИЯ понимается как переосмысление человеком культурно-детерминированных и индивидуально-переживаемых содержаний своего сознания в процессе разрешения личностью проблемно-конфликтных ситуаций в контексте осуществляемой жизнедеятельности; это концентрированное отражение в сознании различных смыслов; это движение в смыслах; это мышление о мышлении

Слайд 15
Описание слайда:
3. Механизм работы рефлексии подобен механизму работы рефлектора – отражаясь с зеркальной поверхности, лучи концентрируются в одной точке и распространяют тепло по всей комнате, обогревая её

Слайд 16
Описание слайда:
интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, регулятивная, культуральная, экзистенциальная, духовная интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, регулятивная, культуральная, экзистенциальная, духовная Субъект может рефлексировать: свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии); знания об объекте и способы действия с ним (интеллектуальный тип рефлексии); представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков (коммуникативный тип);

Слайд 17
Описание слайда:
знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия (кооперативный тип); представления о планировании, организации профессиональной деятельности, её целей, задач (регулятивный тип рефлексии); целостный образ, личностные основания, смыслы существования (экзистенциальный тип рефлексии)

Слайд 18
Описание слайда:
На современном этапе в нашей стране существуют разные концепции содержания образования, которые объясняют его как: На современном этапе в нашей стране существуют разные концепции содержания образования, которые объясняют его как: 1) педагогически ориентированные основы наук; 2) совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены обучающимися; 3) гуманистически ориентированные теории и технологии, предполагающие творческую активность личности.

Слайд 19
Описание слайда:
Содержание образования Каждая из вышеперечисленных концепций связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и в обществе. Социальный смысл концепций состоит в ответе на вопрос: Человек - цель или средство, он живет для государства или государство существует для него?

Слайд 20
Описание слайда:
Содержание образования В психологии также обозначился переход от ответа на вопрос «Как обращаться с обучающимся, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» к ответу на вопрос «Каким должно быть содержание образования, чтобы обучающийся плодотворно развивался?»

Слайд 21
Описание слайда:
Роль рефлексии в развитии профессиональных и личностных компетенций Роль рефлексии в развитии профессиональных и личностных компетенций Технологии развития рефлексивного мышления: игромоделирование, моделирование проблемных ситуаций, тренинги, коучинг, рефлепрактикум Методы развития: игрорефлексика, проблемно-поисковые задания и упражнения, диалог, полилог, позициональная дискуссия, самонаблюдение, эссе…

Слайд 22
Описание слайда:
Исследования И. Н. Семёнова (1976) Исследования И. Н. Семёнова (1976) эксперимент на материале задачи «Цепь» Исследования развития рефлексивного мышления государственных гражданских служащих в профессиональном образовании (И. М. Войтик, 1996-2000). Исследование типов рефлексивного мышления (И.М.Войтик, Г.П.Алексеева, Ю. Ю. Кушнерова, Д.Ю., Мищенко, А. О. Самсонова) эксперимент на рефлексию личностного типа

Слайд 23
Описание слайда:
1. Сформированность личных ценностей и принципов 2. Наличие чётких личных целей 3. Стремление к постоянному саморазвитию 4. Способность управлять собой 5. Изобретательность, творческий подход к профессиональной деятельности 6. Способность руководить 7. Умение решать проблемы 8. Знание современных управленческих подходов 9. Высокая способность влиять на окружающих 10. Умение обучать и развивать подчинённых 11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы

Слайд 24
Описание слайда:
7. Перспективные направления исследований Экзистенциальный тип рефлексии как фактор развития сознания лидеров Мищенко Диана Юрьевна, зав. лаб. личностного и профессионального развития

Слайд 25
Описание слайда:
8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Войтик, И.М. Методологические основы типологии рефлексивного мышления в профессиональном образовании /И.М.Войтик. //Философия образования. – 2011. - №6 (39). – С.47-56. Войтик, И.М. Методологические основы коммуникативного типа рефлексии в профессиональном образовании менеджеров /И.М.Войтик. //Рефлексивные процессы и управление: Сборник материалов VIII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 18-19 октября 2011 г., Москва. - М.: Когито-Центр, 2011. – С.68-72. Войтик, И.М. Интеллектуальный тип рефлексии в профессиональном образовании /И.М.Войтик. //Философия образования. – 2010. - № 4. – С. 51 – 56. Войтик, И.М. Психологическая культура госслужащих: рефлексивные технологии развития персонала / И. М. Войтик. // Международная научно-практическая конференция «Стратегическое планирование в системе государственного управления», Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, 2009. – 0,2 а.л. Войтик, И.М. Развитие рефлексивного мышления руководителей органов власти в принятии решений // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VП Международного симпозиума 15-16 октября 2009г., Москва / под ред. В. Е. Лепского. – М.: Когито-Центр, 2009. - С. 69 - 72. Войтик, И.М. Технология формирования рефлексивного мышления в последипломном образовании государственных и муниципальных служащих Сибирского федерального округа / И. М. Войтик. // Инновационные технологии обучения в высшей школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Сочи: Издательство Черноморской гуманитарной академии. - 2009. - Ч. 1. – С. 326 – 332.

Слайд 26
Описание слайда:
8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Войтюк, Д.К. Возможности использования рефлексивного практикума в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – www. reflexion.ru Войтюк, Д.К. Культура рефлексии как показатель адекватного профессионального становления практического психолога / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – www. reflexion.ru Войтюк, Д.К. Особенности рискового поведения у подростков с разным уровнем рефлексивности / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005, г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – www. reflexion.ru

Слайд 27
Описание слайда:
8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Кушнерова, Ю.Ю. Особенности развития кооперативного типа рефлексии у студентов-менеджеров и работающих специалистов // Международная научно-практическая Интернет-конференция «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании‘2009» с 21 по 28 декабря 2009 г. – Украина, г. Одесса, 2009. Кушнерова, Ю.Ю. Влияние развития рефлексии у менеджеров на эффективность принятия управленческих решений // Международная научно-практическая конференция «Стратегическое планирование в системе государственного управления», Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, 2009. Кушнерова, Ю.Ю. Философские категории в рамках рефлексивного подхода / Ю.Ю.Кушнерова. // Философия образования. – 2008. - №1.

Слайд 28
Описание слайда:
8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Самсонова, А.О. Развитие интеллектуального типа рефлексии в профессиональном обучении /А.О.Самсонова. // Материалы XLVIII Международной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 10-14 апреля 2010 г. : Управление. – Новосибирск: СибАГС, 2010. – С. 153 – 154. Самсонова, А.О. Развитие интеллектуально-рефлексивных способностей в высшем профессиональном образовании /А.О.Самсонова, И.М.Войтик, И.Н.Семёнов. //Рефлексивные процессы и управление: Сборник материалов VIII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 18-19 октября 2011 г., Москва. - М.: Когито-Центр, 2011. – С.72 – 74. Самсонова, А.О. Рефлексивно-гуманистический подход в преподавании психологических дисциплин /А.О.Самсонова. //Философия образования. – 2011. - №6 (39). – С. 245 – 250.

Слайд 29
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Презентация на тему Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации