САТИРЫ СМЕЛОЙ ВЛАСТЕЛИН презентация

Содержание


Презентации» Разное» САТИРЫ СМЕЛОЙ ВЛАСТЕЛИН
САТИРЫ СМЕЛОЙ ВЛАСТЕЛИНД. И. ФОНВИЗИН
 Среди писателей последней трети XVIII века выдающееся местоВ Москве на доме №5 по Рождественскому переулку висит мемориальная доска,В начале 1757 года было решено представить попечителю университета Шувалову, жившемуВ 1760 году, окончив гимназию, Фонвизин поступил в Московский университет. ВВ 1760 году, окончив гимназию, Фонвизин поступил в Московский университет. ВКомедия – драматическое произведение, обличающее посредством осмеяния пороки людей и отрицательныеКомедия «Недоросль»1782год. Идейное содержание комедии. 		1. Недоросль – в России вТема крепостного права и его растлевающее влияние на помещиков и крепостныхТема отечества и службы ему 
 Тема отечества и честного служенияТема воспитания 
 Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума: «ОноТема нравов придворного дворянства 
 Эта тема раскрывается в речах Стародума,Идейный замысел комедии обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичныхДействующие лица комедии Говорящие фамилии
 отрицательные
  Простакова – мать Митрофана;
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КОМЕДИИПростакова – грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречаетУ Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческогоТупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставитОбраз Простаковой, живо и правдиво нарисованный, приобретает еще большую убедительность, жизненностьСкотинин. 
 Скотинин. 
 Типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье,Митрофан.
 Митрофан.
  В буквальном переводе с греческого языка имя МитрофанУмственное развитие Митрофана крайне низко, так как он питает непреодолимое отвращениеПРАВДИВЫ, ЖИЗНЕННО УБЕДИТЕЛЬНЫ В КОМЕДИИ ОБРАЗЫ ДОМАШНИХ УЧИТЕЛЕЙ МИТРОФАНА:  ЦИФИРКИНА,Цифиркин.
 Цифиркин.
 Отставной солдат, Цыфиркин – человек, имеющий ряд хороших качеств.Кутейкин – это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии.Вральман.
 Вральман.
 В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец,ДВОРОВЫЕ СЛУГИЕРЕМЕЕВНА.
 ЕРЕМЕЕВНА.
 Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное правоТРИШКА.
 ТРИШКА.
 Другой тип крепостного слуги введен в образе портного Тришки.ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КОМЕДИИСтародум – человек просвещенный и передовой. Он воспитан в духе петровскогоПравдин, Милон и Софья обрисованы автором бледнее, чем остальные действующие лицаНельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные люди, какВ армии Суворова встречались патриотически настроенные , верные своему долгу офицеры,В воспоминаниях людей того времени можно встретить образы девушек того времени,Значение комедии «Недоросль»
 Со страниц комедии. Со сцены театра прозвучал смелый



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
САТИРЫ СМЕЛОЙ ВЛАСТЕЛИН


Слайд 2
Описание слайда:
Д. И. ФОНВИЗИН Среди писателей последней трети XVIII века выдающееся место принадлежит Денису Ивановичу Фонвизину. Образованный и свободомыслящий человек, Фонвизин всю свою жизнь был врагом самодержавного произвола, врагом придворных вельмож, царских любимцев. Фонвизин сумел так широко и правдиво нарисовать в своих произведениях современную ему русскую жизнь, что Белинский назвал его сочинения «живой летописью» эпохи.

Слайд 3
Описание слайда:
В Москве на доме №5 по Рождественскому переулку висит мемориальная доска, на которой написано, что в этом доме родился и жил с 1745 по 1763 год Денис Иванович Фонвизин. Отец Фонвизина, помещик, служил в Москве чиновником. По словам Фонвизина, он отличался прямотой и неподкупной честностью. Заботясь о воспитании и образовании детей, он в 1755 году, как только открылась гимназия при Московском университете, отдал туда двух своих сыновей – Дениса и Павла. Учился Фонвизин отлично.

Слайд 4
Описание слайда:
В начале 1757 года было решено представить попечителю университета Шувалову, жившему в Петербурге, десять лучших учеников гимназии, в числе их оказался Фонвизин. Петербург произвел на мальчика сильное впечатление. . Особенно поразил его театр. «Ничто, - писал он,- в Петербурге так меня не восхищало, как театр, который я увидел первый раз отроду…»

Слайд 5
Описание слайда:
В 1760 году, окончив гимназию, Фонвизин поступил в Московский университет. В студенческие годы он пишет ряд сатирических произведений: посланий, басен, эпиграмм. По выходу из университета Фонвизин поступил на службу в Коллегию иностранных дел, но продолжает интересоваться литературой и театром. Он сближается с актерами, писателями и театральными деятелями, пишет стихотворения и комедии, в которых выступает обличителем царей и вельмож. В 1760 году, окончив гимназию, Фонвизин поступил в Московский университет. В студенческие годы он пишет ряд сатирических произведений: посланий, басен, эпиграмм. По выходу из университета Фонвизин поступил на службу в Коллегию иностранных дел, но продолжает интересоваться литературой и театром. Он сближается с актерами, писателями и театральными деятелями, пишет стихотворения и комедии, в которых выступает обличителем царей и вельмож.

Слайд 6
Описание слайда:
В 1760 году, окончив гимназию, Фонвизин поступил в Московский университет. В студенческие годы он пишет ряд сатирических произведений: посланий, басен, эпиграмм. По выходу из университета Фонвизин поступил на службу в Коллегию иностранных дел, но продолжает интересоваться литературой и театром. Он сближается с актерами, писателями и театральными деятелями, пишет стихотворения и комедии, в которых выступает обличителем царей и вельмож. В 1760 году, окончив гимназию, Фонвизин поступил в Московский университет. В студенческие годы он пишет ряд сатирических произведений: посланий, басен, эпиграмм. По выходу из университета Фонвизин поступил на службу в Коллегию иностранных дел, но продолжает интересоваться литературой и театром. Он сближается с актерами, писателями и театральными деятелями, пишет стихотворения и комедии, в которых выступает обличителем царей и вельмож. В 1782году он уходит в отставку и всецело отдается литературной работе. В 1788 году Фонвизин предпринимает попытку издать журнал, но разрешения на это не получил. 1 декабря 1792 года умер.

Слайд 7
Описание слайда:
Комедия – драматическое произведение, обличающее посредством осмеяния пороки людей и отрицательные явления социальной действительности. Комедия – драматическое произведение, обличающее посредством осмеяния пороки людей и отрицательные явления социальной действительности. Эпиграмма – короткое стихотворение сатирического характера. Гипербола – художественное преувеличение. Ирония (насмешка) – это употребление слов в переносном значении, прямо противоположно их обычному смыслу. Сарказм – гневная насмешка. Олицетворение – такое изображение, когда неодушевленные предметы, явления природы наделяются свойствами живого существа, даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Юмор – изображение смешного в жизни людей и общества. Иносказание – выражение, содержащее иной, скрытый смысл. Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придает изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его.

Слайд 8
Описание слайда:
Комедия «Недоросль»1782год. Идейное содержание комедии. 1. Недоросль – в России в 18 веке молодой человек, не достигший совершеннолетия и не поступивший на службу. 2. Глуповатый юноша – недоучка (разговорный, иронич.) Главными темами комедии являются: тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и на дворовых; тема отечества и службы ему; тема воспитания; тема нравов придворного дворянства.

Слайд 9
Описание слайда:
Тема крепостного права и его растлевающее влияние на помещиков и крепостных Тема крепостного права приобрела после Пугачевского восстания первостепенное значение. Эту тему Фонвизин раскрывает не только с бытовой стороны, показывая, как управляют своими поместьями Простакова и Скотини. Он говорит о губительном воздействии крепостного права на помещика и крепостного. Указывает Фонвизин и на то, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Слайд 10
Описание слайда:
Тема отечества и службы ему Тема отечества и честного служения ему звучит в речах Стародума и Милона. Стародум неустанно говорит о необходимости служения отечеству, о честном выполнении дворянином своего долга перед родиной, о содействии ее благу. Его поддерживает и Милон, который заявляет, что «истинно неустрашимый военачальник» «славу свою предпочитает жизни, но что всего более – он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу».

Слайд 11
Описание слайда:
Тема воспитания Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума: «Оно (воспитание) должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». Надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны.

Слайд 12
Описание слайда:
Тема нравов придворного дворянства Эта тема раскрывается в речах Стародума, особенно в разговоре его с Парвдиным. Стародум резко и гневно обличает развращенное придворное дворянство. Из его рассказов мы узнаем о нравах придворного круга, где «прямой дорогой почти никто не ездит», где «один другого сваливает», где «водятся премелкие души». Исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится».

Слайд 13
Описание слайда:
Идейный замысел комедии обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков-крепостников (Простаковых, Скотинина), их слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цифиркина, Кутейкина, Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, все русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон). Идейный замысел комедии обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков-крепостников (Простаковых, Скотинина), их слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цифиркина, Кутейкина, Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, все русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон). Образ Софьи, умной и просвещенной девушки, содействует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; С Софьей связана и вся происходящая в «комедии» борьба.

Слайд 14
Описание слайда:
Действующие лица комедии Говорящие фамилии отрицательные Простакова – мать Митрофана; Митрофан – сын Простаковой, жертва неправильного воспитания; Скотинин – брат Простаковой; Вральман – учитель, бывший кучер; Кутейкин – учитель, жадный до денег. Цыфиркин – учитель, занимается преподаванием в свободное время от других дел.

Слайд 15
Описание слайда:
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КОМЕДИИ

Слайд 16
Описание слайда:
Простакова – грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в ее власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прощения у того, кто сильнее ее. Она невежественна. Враждебно относится к просвещению; с ее точки зрения, образование излишне: «Без наук люди живут и жили»,- говорит она. Только подчиняясь необходимости, она нанимает Митрофану учителей. В отношениях с людьми она руководствуется только грубым расчетом, личной выгодой. У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. Простакова – грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в ее власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прощения у того, кто сильнее ее. Она невежественна. Враждебно относится к просвещению; с ее точки зрения, образование излишне: «Без наук люди живут и жили»,- говорит она. Только подчиняясь необходимости, она нанимает Митрофану учителей. В отношениях с людьми она руководствуется только грубым расчетом, личной выгодой. У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Слайд 17
Описание слайда:
У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. Убежденная, закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать все, что ей угодно. Даже преданную ей Еремеевну, няньку Митрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью», «скверной харей».Она считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них все, что могла. «С тех пор как все,- сокрушенно жалуется она брату,- что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. Убежденная, закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать все, что ей угодно. Даже преданную ей Еремеевну, няньку Митрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью», «скверной харей».Она считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них все, что могла. «С тех пор как все,- сокрушенно жалуется она брату,- что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Слайд 18
Описание слайда:
Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и понукает им, как хочет. Учителям по году не платит жалованья. Лишь к своему сыну Митрофану она относится иначе. Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание его жизни. «Одна моя забота, обна моя отрада – Митрофанушка», -говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому ее слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда. Характер Простаковой, степень ее умственного развития, положение помещицы и полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям – все это выразительно и ярко отражается в ее речи. Так, Тришку она называет «мошенником, вором, скотом, воровской харей, болваном», Еремеевну – «бестией». ЕЕ пренебрежительное отношение к мужу выражается в насмешках над ним. Она называет мужа «уродом», «рохлей». Сначала она обращается с Софьей грубо, деспотично, но когда узнает, что та стала богатой наследницей тон по отношению к Софье меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!» Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и понукает им, как хочет. Учителям по году не платит жалованья. Лишь к своему сыну Митрофану она относится иначе. Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание его жизни. «Одна моя забота, обна моя отрада – Митрофанушка», -говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому ее слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда. Характер Простаковой, степень ее умственного развития, положение помещицы и полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям – все это выразительно и ярко отражается в ее речи. Так, Тришку она называет «мошенником, вором, скотом, воровской харей, болваном», Еремеевну – «бестией». ЕЕ пренебрежительное отношение к мужу выражается в насмешках над ним. Она называет мужа «уродом», «рохлей». Сначала она обращается с Софьей грубо, деспотично, но когда узнает, что та стала богатой наследницей тон по отношению к Софье меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»

Слайд 19
Описание слайда:
Образ Простаковой, живо и правдиво нарисованный, приобретает еще большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился ее характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в ее душу ничего хорошего. Но еще сильнее воздействовали на нее условия крепостного права – ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Образ Простаковой, живо и правдиво нарисованный, приобретает еще большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился ее характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в ее душу ничего хорошего. Но еще сильнее воздействовали на нее условия крепостного права – ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян.

Слайд 20
Описание слайда:
Скотинин. Скотинин. Типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно относившийся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен. Все его мысли связаны со скотным двором. Теплоту и нежность он проявляет только к своим свиньям. Скотинин – свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Он жаден. Узнав, что Софья принесет своему мужу состояние, он готов уничтожить своего соперника Митрофана.

Слайд 21
Описание слайда:
Митрофан. Митрофан. В буквальном переводе с греческого языка имя Митрофан означает «являющий свою мать». Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка». Крепостное право, домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили, развратили его. От природы он не лишен хитрости и сообразительности. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой является мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова.

Слайд 22
Описание слайда:
Умственное развитие Митрофана крайне низко, так как он питает непреодолимое отвращение к труду и ученью. Сцены его занятий с учителями ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках, нежелание чего-либо понять, усвоить новое. Голубятня, пироги. Сладкий сон и праздная жизнь барчука ему гораздо милее. Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким – к отцу и матери, няньке. Преданную Еремеевну называет «старой хрычовкой», с учителями не разговаривает, а «лается», матери говорит: «да отвяжись, матушка, как навязалась» и др. Речь Митрофана полно отражает его характер и отличительные качества. («Небось брат», Кака дверь? И др.) Основной тон его речи – капризный, пренебрежительный, тон будущего деспота и самодура. Образ Митрофана – образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки с тало нарицательным. Самое слово «недоросль» стало синонимом круглого невежды, ничего не знающего и не желающего знать. Умственное развитие Митрофана крайне низко, так как он питает непреодолимое отвращение к труду и ученью. Сцены его занятий с учителями ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках, нежелание чего-либо понять, усвоить новое. Голубятня, пироги. Сладкий сон и праздная жизнь барчука ему гораздо милее. Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким – к отцу и матери, няньке. Преданную Еремеевну называет «старой хрычовкой», с учителями не разговаривает, а «лается», матери говорит: «да отвяжись, матушка, как навязалась» и др. Речь Митрофана полно отражает его характер и отличительные качества. («Небось брат», Кака дверь? И др.) Основной тон его речи – капризный, пренебрежительный, тон будущего деспота и самодура. Образ Митрофана – образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки с тало нарицательным. Самое слово «недоросль» стало синонимом круглого невежды, ничего не знающего и не желающего знать.

Слайд 23
Описание слайда:
ПРАВДИВЫ, ЖИЗНЕННО УБЕДИТЕЛЬНЫ В КОМЕДИИ ОБРАЗЫ ДОМАШНИХ УЧИТЕЛЕЙ МИТРОФАНА: ЦИФИРКИНА, КУТЕЙКИНА, ВРАЛЬМАНА.

Слайд 24
Описание слайда:
Цифиркин. Цифиркин. Отставной солдат, Цыфиркин – человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю», -говорит он. В городе он помогает приказным « то счетец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». Фонвизин зарисовал образ Цифиркина с явным сочувствием.

Слайд 25
Описание слайда:
Кутейкин – это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии. Он резко отличается от других учителей своей жадностью к деньгам. Кутейкин – это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии. Он резко отличается от других учителей своей жадностью к деньгам.

Слайд 26
Описание слайда:
Вральман. Вральман. В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер. Он не учил Митрофана, потакал лени и пользовался невежеством Простаковой.

Слайд 27
Описание слайда:
ДВОРОВЫЕ СЛУГИ

Слайд 28
Описание слайда:
ЕРЕМЕЕВНА. ЕРЕМЕЕВНА. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым-Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у нее сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. («Издохну на месте, а дитя не выдам»). Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У нее нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. И за свою беззаветную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая ведьма, старая хрычовка и др. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принужденной служить извергам-помещикам, не способным оценить ее верную службу. Образ Еремеевны глубоко жизненный.

Слайд 29
Описание слайда:
ТРИШКА. ТРИШКА. Другой тип крепостного слуги введен в образе портного Тришки. Тришка выступает только в одном действии комедии, произносит всего несколько фраз, но уже складывается довольно полное впечатление об этом человеке. Тришка – талантливый самоучка: не учась шить, он сшил кафтан Митрофану «изрядьнехонько», по выражению Скотинина. Он умно и логично отвечает Простаковой, находчив, держится с достоинством.

Слайд 30
Описание слайда:
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КОМЕДИИ

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:
Стародум – человек просвещенный и передовой. Он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей той поры. Стародум прежде всего глубокий патриот. Честная и полезная служба отечеству – для него первая обязанность дворянина. «Степень знатности (т.е ценности), - говорит Стародум,- рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества. .. без знатных дел знатное состояние ничего». Стародум – представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож – любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Он возмущается косностью, дикостью, злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных. Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придает больше цены, чем образованию: «ум, коли он только ум, самая безделица…Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу – и будешь человеком во всякое время». В речах Стародума выражена программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи, и прежде всего – самого Фонвизина. Стародум – человек просвещенный и передовой. Он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей той поры. Стародум прежде всего глубокий патриот. Честная и полезная служба отечеству – для него первая обязанность дворянина. «Степень знатности (т.е ценности), - говорит Стародум,- рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества. .. без знатных дел знатное состояние ничего». Стародум – представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож – любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Он возмущается косностью, дикостью, злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных. Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придает больше цены, чем образованию: «ум, коли он только ум, самая безделица…Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу – и будешь человеком во всякое время». В речах Стародума выражена программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи, и прежде всего – самого Фонвизина. Правдин, Милон и Софья обрисованы автором бледнее, чем остальные действующие лица комедии. Своим поведением они как бы доказывают правоту взглядов Стародума и оттеняют злонравие Простаковых-Скотининых. Нельзя отрицать, что в жизни были такие честные и безупречные чиновники, как Правдин, а в армии Суворова встречались патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры, вроде Милона.

Слайд 33
Описание слайда:
Правдин, Милон и Софья обрисованы автором бледнее, чем остальные действующие лица комедии. Своим поведением они как бы доказывают правоту взглядов Стародума и оттеняют злонравие Простаковых - Скотининых.

Слайд 34
Описание слайда:
Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные люди, как Правдин, но роль, которую отвел ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров в то время не было. Вводя в комедию Правдина в роли чиновника, облеченного полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин тем самым противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни. Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные люди, как Правдин, но роль, которую отвел ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров в то время не было. Вводя в комедию Правдина в роли чиновника, облеченного полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин тем самым противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни.

Слайд 35
Описание слайда:
В армии Суворова встречались патриотически настроенные , верные своему долгу офицеры, вроде Милона В армии Суворова встречались патриотически настроенные , верные своему долгу офицеры, вроде Милона

Слайд 36
Описание слайда:
В воспоминаниях людей того времени можно встретить образы девушек того времени, похожих на Софью. В воспоминаниях людей того времени можно встретить образы девушек того времени, похожих на Софью.

Слайд 37
Описание слайда:
Значение комедии «Недоросль» Со страниц комедии. Со сцены театра прозвучал смелый голос писателя, который гневно громил язвы и недостатки жизни того времени, призывал к борьбе с ними. Комедия рисовала подлинные картины жизни; показывала живых людей, хороших и дурных, призывала подражать первым и бороться с последними. Она просвещала сознание, воспитывала гражданские чувства, звала к действию. Свою общественную деятельность комедия не утратила и в последующее время. Вопрос о крепостном праве был злободневен до 1861 года. Так же велико значение комедии в истории развития русской драмы. Она живет на сцене и в наши дни.


Скачать презентацию на тему САТИРЫ СМЕЛОЙ ВЛАСТЕЛИН можно ниже:

Похожие презентации