Сценарий урока на тему: «Дифракция света. Дифракционная решетка». презентация

Содержание


Презентации» Образование» Сценарий урока на тему: «Дифракция света. Дифракционная решетка».
Сценарий урока  на тему: «Дифракция света. Дифракционная решетка».Цели:
 Цели:
 1)образовательные:
 раскрыть понятие дифракции света, используя аналогию с Ход урока.
 Организационный момент (приветствие).
 Проверка знаний и домашнего задания.
 ОбъяснениеПроверка знаний и домашнего задания. 
 Устный опрос по вопросам наУстный опрос по вопросам на тему: «Интерференция света».
 Как получают когерентныеИндивидуальная работа по карточкам.
 1. Две световые волны являются когерентными, если
2. При интерференции света в интерференционных максимумах складываются
 2. При интерференции3. Чему равна разность хода лучей в отраженном свете от пленки4. Для «просветления» оптики на поверхность стекла наносят тонкую пленку сОбъяснение нового материала с закреплением полученных знаний.
 1.Дифракция света.
 Решение задачи.
Дифракция света.
 Согласно волновой теории свет представляет собой волны. Любому волновомуДифракционная теория была построена на основе понятия зон Френеля. Согласно теорииЗадача на тему: «Дифракция света».
 Наблюдается дифракция света с длиной волныДифракционная решетка.
 На явлении дифракции основано устройство дифракционных решеток. Это совокупностьРасстояние от максимума нулевого порядка (m = 0) до максимума m-го порядка вЗадача на тему: «Дифракционная решетка».Дифракционный предел разрешения.
 Дифракционный характер изображений ограничивает возможности оптических инструментов. НаименьшийВ соответствии с критерием Релея дифракционный предел разрешения телескопа достигается вЗадача на тему: «Дифракционный предел разрешения»
  Оцените минимальное расстояние междуДомашнее задание.
 П. 71, 72 читать, формулу учить.
 Творческое задание –



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Сценарий урока на тему: «Дифракция света. Дифракционная решетка».


Слайд 2
Описание слайда:
Цели: Цели: 1)образовательные: раскрыть понятие дифракции света, используя аналогию с механическими волнами; показать применение дифракции в оптическом приборе – дифракционной решетке (с выводом формулы для дифракционной решетки); раскрыть причину возникновения дифракционного предела разрешения оптических приборов, рассмотреть критерий Релея; закрепить полученные (новые) знания решением задач по данной теме; 2) развивающие: развитие интеллектуальных умений и логического мышления; 3) воспитательные: повышение интереса к предмету и к способам работы;

Слайд 3
Описание слайда:
Ход урока. Организационный момент (приветствие). Проверка знаний и домашнего задания. Объяснение нового материала с закреплением полученных знаний. Домашнее задание.

Слайд 4
Описание слайда:
Проверка знаний и домашнего задания. Устный опрос по вопросам на тему: «Интерференция света». Индивидуальная работа по карточкам. Проверка творческого домашнего задания – презентации школьных проектов на тему: «Природа света».

Слайд 5
Описание слайда:
Устный опрос по вопросам на тему: «Интерференция света». Как получают когерентные световые волны? В чем состоит явление интерференции света? С какой физической характеристикой световых волн связано различие в цвете? Длина волны в воде уменьшается в n раз (n – это показатель преломления воды относительно воздуха). Означает ли это, что ныряльщик под водой не может видеть окружающие предметы в естественном свете?

Слайд 6
Описание слайда:
Индивидуальная работа по карточкам. 1. Две световые волны являются когерентными, если ν1 = ν2. Δφ = 0. Δφ = const. ν1 = ν2, Δφ = const.

Слайд 7
Описание слайда:
2. При интерференции света в интерференционных максимумах складываются 2. При интерференции света в интерференционных максимумах складываются    1) амплитуды колебаний напряженности электрического поля;    2) интенсивности света, пропорциональные квадрату амплитуды колебаний напряженности электрического눠Ҁля. 1. 2. 1 и 2. Ни 1, ни 2.

Слайд 8
Описание слайда:
3. Чему равна разность хода лучей в отраженном свете от пленки с показателем преломления n? 3. Чему равна разность хода лучей в отраженном свете от пленки с показателем преломления n? AB + BC – AD. (AB + BC)n –  AD. (AB +BC)n – AD – λ / 2. AB + BC – AD – λ / 2.

Слайд 9
Описание слайда:
4. Для «просветления» оптики на поверхность стекла наносят тонкую пленку с показателем преломления n. Чему должна быть равна минимальная толщина пленки, чтобы свет с длиной волны λ полностью проходил через линзу? 4. Для «просветления» оптики на поверхность стекла наносят тонкую пленку с показателем преломления n. Чему должна быть равна минимальная толщина пленки, чтобы свет с длиной волны λ полностью проходил через линзу? λn/4 λn/2 λ/2n λ/4n

Слайд 10
Описание слайда:
Объяснение нового материала с закреплением полученных знаний. 1.Дифракция света. Решение задачи. 2.Дифракционная решетка. Решение задачи. 3.Дифракционный предел разрешения. Решение задачи.

Слайд 11
Описание слайда:
Дифракция света. Согласно волновой теории свет представляет собой волны. Любому волновому движению присуща дифракция или огибание волнами краёв препятствий. Дифракцией света называется явление отклонения света от прямолинейного направления распространения при прохождении вблизи препятствий. Дифракция хорошо наблюдается только на расстояниях L>=R2/λ, где R – характерные размеры препятствия. На меньших расстояниях применимы законы геометрической оптики.

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:
Дифракционная теория была построена на основе понятия зон Френеля. Согласно теории Френеля число кольцевых зон, укладывающихся на радиус круглого препятствия определяется: m=R2/(λL), где R – радиус круглого препятствия, L – расстояние от препятствия до экрана. Дифракционная теория была построена на основе понятия зон Френеля. Согласно теории Френеля число кольцевых зон, укладывающихся на радиус круглого препятствия определяется: m=R2/(λL), где R – радиус круглого препятствия, L – расстояние от препятствия до экрана. Число полоскообразных зон Френеля, укладывающихся на полуширине линейного препятствия определяется: m=(d/2)2/(λL), где d – ширина препятствия.

Слайд 14
Описание слайда:
Задача на тему: «Дифракция света». Наблюдается дифракция света с длиной волны 530нм на круглом отверстии диаметра 4,6мм. Плоскость наблюдения располагается на расстоянии L=5,0м от отверстия. Сколько зон Френеля укладывается на размере отверстия? (Ответ: m=2)

Слайд 15
Описание слайда:
Дифракционная решетка. На явлении дифракции основано устройство дифракционных решеток. Это совокупность большого количества узких щелей, повторяющихся через расстояние d. Дифракционные решетки делятся на отражательные (штрихи нанесены на металлическую поверхность) и прозрачные (штрихи нанесены на стеклянную поверхность). При прохождении через дифракционную решетку световая волна длиной λ на экране будет давать последовательность минимумов и максимумов интенсивности. Максимумы интенсивности будут наблюдаться под углом φ: где m – целое число, называемое порядком дифракционного максимума. Рисунок 4.4.3. Разложение белого света в спектр при помощи дифракционной решетки.

Слайд 16
Описание слайда:
Расстояние от максимума нулевого порядка (m = 0) до максимума m-го порядка в фокальной плоскости линзы с фокусным расстоянием F при малых углах дифракции определяется формулой: Расстояние от максимума нулевого порядка (m = 0) до максимума m-го порядка в фокальной плоскости линзы с фокусным расстоянием F при малых углах дифракции определяется формулой: Так как положение максимумов (кроме нулевого!) зависит от длины волны, то решетка способна разлагать излучение в спектр, то есть она является спектральным прибором.

Слайд 17
Описание слайда:
Задача на тему: «Дифракционная решетка».

Слайд 18
Описание слайда:
Дифракционный предел разрешения. Дифракционный характер изображений ограничивает возможности оптических инструментов. Наименьший угол между лучами света, идущих от двух близко расположенных звёзд определяет дифракционный предел разрешения линзы (критерий Релея). Qmin=r/F=1,22 λ/D, где F – фокусное расстояние линзы, D – диаметр объектива.

Слайд 19
Описание слайда:
В соответствии с критерием Релея дифракционный предел разрешения телескопа достигается в том случае, когда расстояние между центрами двух близких звёзд оказывается равным радиусу центрального дифракционного пятна: В соответствии с критерием Релея дифракционный предел разрешения телескопа достигается в том случае, когда расстояние между центрами двух близких звёзд оказывается равным радиусу центрального дифракционного пятна: r=1,22 λF/D

Слайд 20
Описание слайда:
Задача на тему: «Дифракционный предел разрешения» Оцените минимальное расстояние между двумя точками на поверхности Луны, которые можно различать с помощью телескопа с диаметром обяектива d=11 см. Наблюдение проводится в свете с длиной волны λ=550нм. Расстояние до Луны принять равным L=4*105 км. (Ответ: lmin=2,44 км)

Слайд 21
Описание слайда:
Домашнее задание. П. 71, 72 читать, формулу учить. Творческое задание – создание Web-страниц на тему: «Волновые свойства света».

Слайд 22
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Сценарий урока на тему: «Дифракция света. Дифракционная решетка». можно ниже:

Похожие презентации