Системно-деятельностный подход к обучению как основа реализации компетентностно-ориентированной модели обучения презентация

Содержание


Презентации» Образование» Системно-деятельностный подход к обучению как основа реализации компетентностно-ориентированной модели обучения
Системно-деятельностный подход к обучению     как основа реализацииПлан: 
 Что такое деятельность человека? Структура и динамика человеческой деятельности;
Признаки деятельности:
  1) Она является внутренне мотивированной формой активности.
    Деятельность человека имеет следующую структуру. 
   В структуре любой деятельности можно выделить ее внутренние и внешние компоненты.Интериоризация (переход внешней деятельности во внутреннюю)
   
  Экстериоризация
Основные компоненты деятельности
 Умения — это сознательно выполняемые действия и операции,Что же такое деятельность?  
 Деятельность – это форма активностиУчебная деятельность, теоретические основы.Алексей Николаевич ЛеонтьевДаниил Борисович ЭльконинПётр Яковлевич ГальперинПризнаки ведущей деятельности ( по А.Н. Леонтьеву)
 Внутри такой деятельности возникаютОсобенности целенаправленной учебной деятельности
  1. Целенаправленная учебная деятельность ориентирована неСтруктура учебной деятельности. 
 Учебно-познавательные мотивы. 
  
 2. Учебные3. Учебные действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи. ЭтимиСтепень сформированности у учащихся целенаправленной учебной деятельности
 1) доминирования в мотивацииИнновационное обучение в школе. Системно-деятельностный подходИнновация – это нововведение, изменение, которое вносит новые элементы в средуТрадиционное обучение
         Инновационная модель обучения (Л.С. Выготский)
      Технология РО  (В.В. Давыдов) 
      Новая методическая система РО 
      Концепция СДП базируется на основополагающих тезисах  
 1.Окружающий мир –Система дидактических принципов (технологии деятельностного метода) 
 1) Принцип деятельности
 2)Технология развивающего обучения(пять компонентов)
 1. учебно-познавательные мотивы,( т.е. осознание «для чегоМодель обучения можно представить в виде следующих позиций: 
 а) восприятиеКитайская мудрость гласит:  « Я слышу – я забываю, яПроектирование урока    
      Вторая стадия: осмысление учебных задач.  
    Третья стадия: Открытие нового знания
      Четвертая стадия: Рефлексия
 Четвертая стадия: Рефлексия
 
 
  Синквейн



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Системно-деятельностный подход к обучению как основа реализации компетентностно-ориентированной модели обучения


Слайд 2
Описание слайда:
План: Что такое деятельность человека? Структура и динамика человеческой деятельности; Теоретические основы учебной деятельности; Инновационное обучение в школе – системно - деятельностный подход; 4. Методические приемы реализации деятельностного подхода в обучении.

Слайд 3
Описание слайда:
Признаки деятельности: 1) Она является внутренне мотивированной формой активности. 2) Деятельность человека продуктивна. 3) Деятельность человека исходит из собственно человеческих, высших, социальных потребностей. 4) Деятельность человека несет в себе и отпечаток человеческих знаний и умений.

Слайд 4
Описание слайда:
  Деятельность человека имеет следующую структуру. Действие Операция 1) Действие ---------Деятельность 2) Деятельность ---------Действие

Слайд 5
Описание слайда:
В структуре любой деятельности можно выделить ее внутренние и внешние компоненты. В качестве внутренних компонентов деятельности обычно выступают связанные с ней и регулирующие ее психические процессы. 2. В роли внешних составляющих деятельности обычно выступают движения, осуществляемые скелетными мышцами.

Слайд 6
Описание слайда:
Интериоризация (переход внешней деятельности во внутреннюю) Экстериоризация (переход внутренней деятельности во внешнюю)

Слайд 7
Описание слайда:
Основные компоненты деятельности Умения — это сознательно выполняемые действия и операции, не доведенные еще до уровня автоматизмов. Умения могут нарушаться, если их не контролировать сознательно. Навыки - представляют собой операции и действия, выполняемые на бессознательном уровне. Выступая в качестве навыков, эти операции и действия выполняются автоматически и достаточно точно, поэтому сознательного или волевого контроля их выполнения не требуется.

Слайд 8
Описание слайда:
Что же такое деятельность? Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата.

Слайд 9
Описание слайда:
Учебная деятельность, теоретические основы.

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
Алексей Николаевич Леонтьев

Слайд 13
Описание слайда:
Даниил Борисович Эльконин

Слайд 14
Описание слайда:
Пётр Яковлевич Гальперин

Слайд 15
Описание слайда:
Признаки ведущей деятельности ( по А.Н. Леонтьеву) Внутри такой деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. 2. В ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы. 3. Происходят психологические изменения в личности ребенка.

Слайд 16
Описание слайда:
Особенности целенаправленной учебной деятельности 1. Целенаправленная учебная деятельность ориентирована не на получение каких-то материальных или иных результатов, а на непосредственно на изменение самих учащихся, на их развитие; 2. Главным содержанием обучения должны быть общие способы действий по решению широких классов задач; 3. Учащиеся нацелены на овладение указанными «схемами вещей», т. е. общими способами действий. 4. Знания не должны даваться в «готовом виде», что изучение любого нового понятия, нового раздела, темы должно начинаться с мотивационного введения, с разъяснения для чего, почему и зачем должны учащиеся изучать данный раздел, данную тему. 5. Иной способ построения обучения, а именно от абстрактно-общего к конкретно-частному.

Слайд 17
Описание слайда:
Структура учебной деятельности. Учебно-познавательные мотивы. 2. Учебные задачи. Учебная задача — это цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемной задачи. Проблемная ситуация- разрешая которую учащиеся осуществляют поставленную цель — учебную задачу, овладевают нужными знаниями и умениями.

Слайд 18
Описание слайда:
3. Учебные действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи. Этими действиями являются следующие: 3. Учебные действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи. Этими действиями являются следующие: 1) действие по вычленению проблемы ; 2) действие выявления общего способа разрешения проблемы; 3) действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем; 4) действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действий; 5) действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности; 6) действие оценки соответствия хода и результата деятельности.

Слайд 19
Описание слайда:
Степень сформированности у учащихся целенаправленной учебной деятельности 1) доминирования в мотивации учения учебно-познавательных мотивов; 2) потребность и умение учеников различать в своей учебной работе ее конкретные результаты и способы выполнения; 3) уровень ориентации школьника на выделение и теоретическое осмысление общих способов действий, общих схем изучаемых понятий.

Слайд 20
Описание слайда:
Инновационное обучение в школе. Системно-деятельностный подход

Слайд 21
Описание слайда:
Инновация – это нововведение, изменение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление системы. Инновация – это нововведение, изменение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление системы.

Слайд 22
Описание слайда:
Традиционное обучение Обучение Естественное развитие Зона актуального развития

Слайд 23
Описание слайда:
Инновационная модель обучения (Л.С. Выготский) Развитие Обучение Зона ближайшего развития.

Слайд 24
Описание слайда:
Технология РО (В.В. Давыдов) развитие деятельность обучение

Слайд 25
Описание слайда:
Новая методическая система РО системы системный подход деятельность  

Слайд 26
Описание слайда:
Концепция СДП базируется на основополагающих тезисах 1.Окружающий мир – объект познания учащихся. 2. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. 3. Развитие систем подчиняется законам диалектики. 4. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. 5. Реализация собственной УД выдвигает школьника на позицию субъекта.

Слайд 27
Описание слайда:
Система дидактических принципов (технологии деятельностного метода) 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества

Слайд 28
Описание слайда:
Технология развивающего обучения(пять компонентов) 1. учебно-познавательные мотивы,( т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»); 2. действие целеполагания («что я должен сделать...»); 3. выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»); 4. решение задач; 5. рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).

Слайд 29
Описание слайда:
Модель обучения можно представить в виде следующих позиций: а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); в) запоминание (создание образа); г) самооценка.

Слайд 30
Описание слайда:
Китайская мудрость гласит: « Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

Слайд 31
Описание слайда:
Проектирование урока   Первая стадия: Вызов Организационный момент. (один из вариантов) Заключается в том, что учащимся не сообщается тема урока заранее. Необходимо использовать методические приемы и сделать так, что тема урока будет ими самостоятельно сформулирована. Методики – 1) «Вставь пропущенное слово», слово отгадывается учащимися путем наводящих вопросов; 2) « Эксперимент» добиться результата можно путем проведения нескольких опытов; 3) «Кластер» в центре доски или слайда записывается слово отражающее предмет разговора на уроке учащимся предлагается вспомнить все, что касается этого понятия. Затем кластеры сравниваются, формулируется тема урока;

Слайд 32
Описание слайда:
Вторая стадия: осмысление учебных задач. Вторая стадия: осмысление учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, и может быть сформулирован следующим образом например:  - классифицируйте и укажите основание для классификации;  - сравните;  - обобщите объекты;  - продолжите ряд, фразу;  - дополните ряд, определение;  - определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;  - установите соответствие между процессами, явлениями.  

Слайд 33
Описание слайда:
Третья стадия: Открытие нового знания Третья стадия: Открытие нового знания  Для реализации данной стадии можно использовать технологии с проблемной ситуацией.      Проблемная ситуация – это затруднение или противоречие, возникшее в процессе выполнения определенной учебной задачи, для разрешения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые. Проблемные ситуации могут возникать в следующих случаях:      А.. При расхождении между имеющимися знаниями и наблюдаемыми новыми фактами и явлениями;       Б. При расхождении между имеющимися знаниями и новыми условиями их применения;      В. При расхождении между теоретическими и практическими знаниями.  

Слайд 34
Описание слайда:
Четвертая стадия: Рефлексия Четвертая стадия: Рефлексия Синквейн       Синквейн – это способность резюмировать информацию, излагать идеи, возникшие эмоции в нескольких словах. Синквейн – это синтез коротких выражений, которые показывают суть проведённой работы.      Правила написания синквейна:  1. Название. Тема (существительное) -          1 слово  2. Описание (прилагательное) -                     2 слова  3. Действие или состав -                                3-4 слова  4. Отношение к теме -                                    2-3 слова  5. Синоним темы -                                         1-2 слова      Например, «Химический элемент»  - наиболее простой                                                                   - имеющий постоянный заряд ядра атома                                                                   - образует простые и сложные вещества                                                                   - вид атома    

Слайд 35
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Системно-деятельностный подход к обучению как основа реализации компетентностно-ориентированной модели обучения можно ниже:

Похожие презентации