17. Сознание и познание (часть1) презентация

Содержание


Презентации» Философия» 17. Сознание и познание (часть1)
П Р Е З Е Н Т А Ц И ЯРассматриваемые вопросы: 
    1. Сознание и его сущность.1.Сознание и его сущность.
       ТРИ ПОДХОДА К СОЗНАНИЮ
       
В МАТЕРИИ – «ЗАРОДЫШ» СОЗНАНИЯ
    Критикуя гилозоизм иСВОЙСТВО ОТРАЖЕНИЯ
    Потенциальным «зародышем» сознания является свойство ОТРАЖЕНИЯ.ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ
    В процессах развития и усложнения развиваютсяРАЗДРАЖИМОСТЬ
    Простейшей формой отражения, свойственной всем живым существам,ТРИ СТАДИИ В РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ:
    1. СЕНСОРНАЯ ПСИХИКАСОЗНАНИЕ И ПСИХИКА
    Развитие психики животных создаёт необходимыеСВЯЗЬ СОЗНАНИЯ С МАТЕРИЕЙ
    Сознание не является субстанцией,СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ С МАТЕРИЕЙ
   3)Сознание возникает как результат развитияСВЯЗЬ СОЗНАНИЯ С МАТЕРИЕЙ
  5)	Сознание есть социальное явление, продукт историческогоСОЗНАНИЕ НЕ СВОДИМО К МАТЕРИИ
    Сознание НЕ СВОДИТСЯОБЩИЕ СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ
    1. СУБЪЕКТИВНОСТЬ. Сознание не можетОБЩИЕ СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ. ИДЕАЛЬНОСТЬ
    3. ИДЕАЛЬНОСТЬ. Сознание отражаетОБЩИЕ СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ
    4. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ – направленность сознанияОПЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ:
    СОЗНАНИЕ – ЭТО СПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА ОТРАЖАТЬ2. Сознание и бессознательное.
      
 	ЗИГМУНД ФРЕЙДПИСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА
    По Фрейду, психика индивида имеет трёхслойнуюПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА
    В нём властвует Эрос – инстинктПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА
    «Я» учитывает требования реальности и управляетПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА
    Таким образом, сознательное «Я» оказывается «слугой«КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» К.Г. ЮНГА
    Последователь Фрейда К.Юнг (1875КАРЛ - ГУСТАВ ЮНГАРХЕТИПЫ СОЗНАНИЯ
    Такие архетипы незаметно для людей определяютВиды бессознательных психических явлений: 
    1) бессознательные импульсы,Функции сознания
   	С помощью сознания человек решает четыре родаРАЗУМ – ВЫСШАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
    В познавательной функцииРАЗНЫЕ ТИПЫ СОЗНАНИЯ И ЛИЧНОСТИ
    В зависимости от3. Сущность и природа познания
   	Анализом познавательной функции сознанияГНОСЕОЛОГИЯ
     Дело гносеологии – построение ОБЩЕЙ теорииПРАКТИКА
    Практика является основой познания, создаёт условия познавательнойЗНАНИЕ ЕСТЬ ИНФОРМАЦИЯ
    Познание есть процесс, направленный наЗНАНИЕ – ОСМЫСЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
    ЗНАНИЕ – это информацияЗНАНИЕ ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ
    2)знание всегда есть некотороеМЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ И НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ РЕАЛЬНО
    Предметом знания,ТОЖДЕСТВО БЫТИЯ И МЫШЛЕНИЯ
    Некоторые философы-рационалисты решают вопросСУЩЕСТВОВАТЬ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПРИНИМАЕМЫМ
    В субъективно-идеалистической философииИММАНЕНТНАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ
    И.Кант положил начало ИММАНЕНТНОЙ ГНОСЕОЛОГИИ, согласноПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ – МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ИДЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
    СОТРАЖЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАКТИКА
    Материалистическая теория познания есть ТЕОРИЯЛитература: 
    Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс /ЭкспериментальнаяЛИТЕРАТУРА:
    Мамардашвили М. Сознание – это парадоксальность, кПервоисточники:  
  
 	Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращенияСправочная литература:  
  
 	Новая философская энциклопедия: в 4-х т.Список терминов: 
 	ОТРАЖЕНИЕ – это реакция объекта на внешнее воздействие,СПИСОК ТЕРМИНОВ:
    РАЗДРАЖИМОСТЬ – простейшая форма отражения, свойственнаяСПИСОК ТЕРМИНОВ:
    ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХИКА – например, у рыб,СПИСОК ТЕРМИНОВ:
    ОПЕРАТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (или ПРЕДМЕТНОЕ МЫШЛЕНИЕ). НаСПИСОК ТЕРМИНОВ
    ИДЕАЛЬНОЕ. Сознание отражает мир не так,СПИСОК ТЕРМИНОВ:
    Идеальное отличается от материального, во-первых, поСПИСОК ТЕРМИНОВ:
    ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. intention- стремление), направленностьСПИСОК ТЕРМИНОВ:
    СОЗНАНИЕ – это способность субъекта отражатьСПИСОК ТЕРМИНОВ:
    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в широком смысле – совокупностьСПИСОК ТЕРМИНОВ:
    СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ - по К.Станиславскому, неконтролируемое сознанием,СПИСОК ТЕРМИНОВ:
     ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. гнозис –



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я Лекция «СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ»(часть1)


Слайд 2
Описание слайда:
Рассматриваемые вопросы: 1. Сознание и его сущность. 2. Сознание и бессознательное. 3. Сущность и природа познания.

Слайд 3
Описание слайда:

Слайд 4
Описание слайда:

Слайд 5
Описание слайда:
1.Сознание и его сущность. Психика и сознание. Издревле принято считать, что принципиальная особенность человека – наличие у него СОЗНАНИЯ. Но что такое сознание? В философии существует три основных подхода к объяснению природы человеческого сознания.

Слайд 6
Описание слайда:
ТРИ ПОДХОДА К СОЗНАНИЮ 1) сознание всякого отдельного человека – модификация, порождение или часть некоего универсального «сознания вообще» - планетного, космического, божественного. 2)сознание – неотъемлемый атрибут материи. Оно присуще всей материи в целом и любому отдельному материальному объекту. 3)человеческое сознание возникает в процессе развития материи. Оно – продукт биологического и социального развития.

Слайд 7
Описание слайда:
В МАТЕРИИ – «ЗАРОДЫШ» СОЗНАНИЯ Критикуя гилозоизм и полагая, что ни психики, ни сознания в неживой природе нет, надо отметить в нём «рациональное зерно»: чтобы психика и сознание появились в сложноорганизованных формах материи, сама материя должна обладать некоторым атрибутом, являющимся их потенциальным источником. У всех материальных объектов должно быть свойство, служащее как бы «зародышем», предрасположенностью к возникновению сознания.

Слайд 8
Описание слайда:
СВОЙСТВО ОТРАЖЕНИЯ Потенциальным «зародышем» сознания является свойство ОТРАЖЕНИЯ. Оно связано с взаимодействием материальных объектов. При этом каждый объект как-то изменяет своё состояние. В нём остаются некоторые «следы», «отпечатки» воздействия. Эти «следы» сохраняют определённую информацию о том, какое воздействие испытал объект. ОТРАЖЕНИЕ – это реакция объекта на внешнее воздействие, несущая в себе информацию об этом воздействии.

Слайд 9
Описание слайда:
ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ В процессах развития и усложнения развиваются и усложняются формы отражения: от основанных на механических, физических и химических взаимодействиях, до раздражимости и психики животных и сознания человека.

Слайд 10
Описание слайда:
РАЗДРАЖИМОСТЬ Простейшей формой отражения, свойственной всем живым существам, является РАЗДРАЖИМОСТЬ. В отличие от добиологических форм отражения, раздражимость имеет избирательный, дифференцированный и направленный характер: она определяет «выбор» организмом таких реакций на внешние раздражители, которые сохраняют и поддерживают его существование.

Слайд 11
Описание слайда:
ТРИ СТАДИИ В РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ: 1. СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА (черви, моллюски, насекомые); 2. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХИКА (рыбы, птицы, млекопитающие); 3. ОПЕРАТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИЛИ ПРЕДМЕТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (обезьяны).

Слайд 12
Описание слайда:
СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА Развитие психики животных создаёт необходимые биологические предпосылки для возникновения высшей формы психического отражения – сознания. Сознание появляется у человека в ходе антропогенеза. У человека наличествуют все формы отражения. Поэтому нельзя отделить сознание от человеческой психики. СОЗНАНИЕ ЕСТЬ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ВСЕЙ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕЛОМ.

Слайд 13
Описание слайда:
СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ С МАТЕРИЕЙ Сознание не является субстанцией, но оно всегда связано с материей. Связь сознания с материей выступает в следующих аспектах: 1)Сознание есть отражение объективной действительности (гносеологический аспект); 2)Сознание – продукт деятельности человеческого мозга (психофизиологический аспект);

Слайд 14
Описание слайда:
СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ С МАТЕРИЕЙ 3)Сознание возникает как результат развития психики животных в процессе биологической эволюции и антропогенеза (филогенетический аспект); 4)Сознание формируется у каждого отдельного индивида под воздействием окружающей его действительности (онтогенетический аспект);

Слайд 15
Описание слайда:
СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ С МАТЕРИЕЙ 5) Сознание есть социальное явление, продукт исторического развития общества и культуры (социокультурный аспект); 6) Сознание находит объективное выражение – ОБЪЕКТИВИРУЕТСЯ, «ОПРЕДМЕЧИВАЕТСЯ» - в речи, в актах поведения, в процессах и продуктах деятельности человека (функциональный аспект).

Слайд 16
Описание слайда:
СОЗНАНИЕ НЕ СВОДИМО К МАТЕРИИ Сознание НЕ СВОДИТСЯ ни к какому из аспектов своей связи с материальными явлениями. ОНО НЕ СВОДИМО НИ К ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ В МОЗГУ, НИ К МАТЕРИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ ВНЕ ЧЕЛОВЕКА. СОЗНАНИЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В РЕЧИ И ДЕЙСТВИЯХ ЧЕЛОВЕКА – НО ЛИШЬ В КАКОЙ-ТО МАЛОЙ ЧАСТИ, и так далее. И, тем не менее, можно выделить несколько наиболее ОБЩИХ СВОЙСТВ СОЗНАНИЯ.

Слайд 17
Описание слайда:
ОБЩИЕ СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ 1. СУБЪЕКТИВНОСТЬ. Сознание не может быть «ничьим». Оно всегда имеет своего НОСИТЕЛЯ, т.е. существует как свойство некоторой материальной системы. 2. ПРЕДМЕТНОСТЬ (СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ). Сознание не может быть «пустым», не наполненным никаким содержанием. В нём всегда есть нечто такое, что СОЗНАЁТСЯ и составляет его предмет. Отсюда – различие между СПОСОБНОСТЬЮ СОЗНАНИЯ и СОДЕРЖАНИЕМ СОЗНАНИЯ.

Слайд 18
Описание слайда:
ОБЩИЕ СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ. ИДЕАЛЬНОСТЬ 3. ИДЕАЛЬНОСТЬ. Сознание отражает мир не так, как зеркало или фотоплёнка. Образы материальных явлений в зеркале или на плёнке представляют собой тоже материальные явления. Образы, в которых идеальное сознание отражает материальные явления, ИДЕАЛЬНЫ.

Слайд 19
Описание слайда:
ОБЩИЕ СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ 4. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ – направленность сознания на какие-то объекты, говорящая об активной избирательной устремленности к тем или иным объектам. 5. РЕФЛЕКТИВНОСТЬ – восприятие содержания самого сознания как непосредственно данного. 6. ОБЪЕКТИВИРУЕМОСТЬ, «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ» – это то, без чего не было бы оснований говорить о существовании сознания.

Слайд 20
Описание слайда:
ОПЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ: СОЗНАНИЕ – ЭТО СПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И СЕБЯ САМОГО В ИДЕАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ, СОЗДАВАТЬ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ ДУХОВНЫЙ МИР И ЯЗЫК, НА КОТОРОМ ВЫРАЖАЕТСЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.

Слайд 21
Описание слайда:
2. Сознание и бессознательное. О том, что человек осознаёт не всё, что содержится в его душе, говорил ещё Платон. На существование бессознательного (или подсознательного, «несознаваемого», «тёмного», «неявного») знания указывали Лейбниц, Кант, Бергсон и другие философы. Однако предметом специального исследования бессознательное стало впервые в учении Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Слайд 22
Описание слайда:
ЗИГМУНД ФРЕЙД

Слайд 23
Описание слайда:
ПИСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА По Фрейду, психика индивида имеет трёхслойную структуру. Первый слой - «Оно» или Ed это бессознательное психическое начало, глубинный источник психической энергии, «кипящий котёл» несознаваемых влечений.

Слайд 24
Описание слайда:
ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА В нём властвует Эрос – инстинкт жизни, стремление к удовольствиям, к сексуальному наслаждению, и Танатос – инстинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и самоистязанию. Свойственная «Оно» безрассудная тяга к наслаждению погубила бы человека, если над «Оно» не надстроился бы второй слой психики – сознательное, разумное «Я» или Ego.

Слайд 25
Описание слайда:
ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА «Я» учитывает требования реальности и управляет «Оно», как всадник лошадью. Однако «Оно» то и дело выходит из подчинения, заставляя человека делать то, что его сознательное «Я» не может допустить. Под влиянием родителей и воспитателей, внушающих индивиду с детства нормы поведения, принятого в обществе, у него формируется третий слой – «сверх-Я» или super-Ego. Как «Оно», так и «сверх-Я» не функционируют, не подчиняясь контролю сознания. Если «Я» нарушает требования «сверх-Я», то испытывает чувство вины, угрызения совести.

Слайд 26
Описание слайда:
ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА Таким образом, сознательное «Я» оказывается «слугой двух господ» - реальности, «Оно» и «сверх-Я», которые предъявляют к нему противоречивые требования. Это вызывает в человеческой психике напряжения и конфликты. Я спасается от давления со стороны бессознательного благодаря имеющимся в психике особым «защитным механизмам». К таким механизмам относится, например, сублимация: энергия бессознательных импульсов (Эроса, Танатоса) направляется в иной канал и разряжается в творческой деятельности.

Слайд 27
Описание слайда:
«КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» К.Г. ЮНГА Последователь Фрейда К.Юнг (1875 - 1961) выдвинул предположение, что кроме «личного бессознательного» существует ещё более глубокий пласт психики – «коллективное бессознательное». К нему относятся образцы поведения и мышления (архетипы), сложившиеся в культурах далёкого прошлого и передающиеся генетически от поколения к поколению.

Слайд 28
Описание слайда:
КАРЛ - ГУСТАВ ЮНГ

Слайд 29
Описание слайда:
АРХЕТИПЫ СОЗНАНИЯ Такие архетипы незаметно для людей определяют их духовный мир, деятельность и творчество. Разные уровни коллективного бессознательного идентичны у лиц определённой группы, народа, всего человечества. К нему относятся образцы (архетипы) поведения и мышления, сложившиеся в культурах далекого прошлого и передающиеся генетически от поколения к поколению. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества (например, образ матери – родины, народного героя, богатыря и др.) Такие архетипы, незаметно для людей определяют их духовный мир, деятельность и творчество.

Слайд 30
Описание слайда:
Виды бессознательных психических явлений: 1) бессознательные импульсы, побуждения, желания; 2) хранящаяся в памяти (но «забытая») информация; 3) бессознательные установки; 4) «автоматизированные» навыки и способы действий; 5) субсенсорные восприятия (подсознательное); 6) надсознательное («сверхсознательное»).

Слайд 31
Описание слайда:
Функции сознания С помощью сознания человек решает четыре рода задач: 1) отражает действительность, строит знания о ней (познавательная функция); 2) оценивает явления действительности (оценочно-ориентационная функция); 3) осознаёт свои потребности и ставит перед собой цели (целеполагающая функция); 4) управляет своим поведением (управленческая функция).

Слайд 32
Описание слайда:
РАЗУМ – ВЫСШАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ В познавательной функции основную работу выполняют ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ. Отметим, что в ряду сходных по смыслу слов – разум, ум, мышление, интеллект – слово «разум» отличается тем, что им обозначают особую, ВЫСШУЮ форму мыслительной способности людей.

Слайд 33
Описание слайда:
РАЗНЫЕ ТИПЫ СОЗНАНИЯ И ЛИЧНОСТИ В зависимости от того, какая из функций является ведущей, можно различать разные типы сознания и, соответственно, разные типы личности – назовём их так: 1) мыслители; 2) лирики; 3) энтузиасты; 4) герои.

Слайд 34
Описание слайда:
3. Сущность и природа познания Анализом познавательной функции сознания занимается философская теория познания – ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. гнозис – знание), или ЭМИСТЕМОЛОГИЯ (другое греческое слово, тоже означающее знание).

Слайд 35
Описание слайда:
ГНОСЕОЛОГИЯ Дело гносеологии – построение ОБЩЕЙ теории познания. Она отвлекается от особенностей, свойственных познанию в каких-либо отдельных сферах человеческой деятельности и ищет общее в них. Познавательная функция сознания объяснялась идеалистами концепцией врождённых идей или откровением Божества. Диалектико-материалистическая философия утверждает связь познавательного процесса с ПРАКТИКОЙ.

Слайд 36
Описание слайда:
ПРАКТИКА Практика является основой познания, создаёт условия познавательной деятельности, формирует отражательный аппарат человека, развивает чувственное познание. Практические операции отображаются в логических закономерностях. Практика – не только основа познания, она является, в конечном счёте, целью познания и критерием истины.

Слайд 37
Описание слайда:
ЗНАНИЕ ЕСТЬ ИНФОРМАЦИЯ Познание есть процесс, направленный на получение знаний. Как результат этого процесса знание является ИДЕАЛЬНЫМ по своей природе. Но знание всегда есть знание о ЧЁМ-ТО: существует нечто, к чему знание относится, - ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. А потому ЗНАНИЕ – это информация о некотором предмете.

Слайд 38
Описание слайда:
ЗНАНИЕ – ОСМЫСЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ЗНАНИЕ – это информация о некотором предмете. Однако знание и информация – понятия не тождественные: 1) всякое знание – информация, но не всякая информация – знание; информация – более широкое понятие, существующее и в природных процессах; знание – это только ОСМЫСЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ;

Слайд 39
Описание слайда:
ЗНАНИЕ ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ 2)знание всегда есть некоторое УТВЕРЖДЕНИЕ (хотя может быть выражено как в виде утвердительного, так и в виде отрицательного высказывания); 3)любое знание включает в себя предпосылку, что оно ОБЪЕКТИВНО, т.е. определяется свойствами ОБЪЕКТА (в этой связи говорят о «ПРЕЗУМПЦИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ» знания); 4) знание может быть как ИСТИННЫМ, так и ЛОЖНЫМ. Выражение «ложное знание» не бессмысленно, т.к. даже ошибочное утверждение является информацией, т.е., по определению, знанием.

Слайд 40
Описание слайда:
МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ И НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ РЕАЛЬНО Предметом знания, вообще говоря, может быть всё, что угодно, - физические тела и человеческие мысли, реальные явления и несбыточные мечты; то, что существует, что существовало, и что будет существовать, и то, чего не никогда не было и не будет. При этом мы способны представить себе такие объекты, которые принципиально не могут быть предметом объективного знания (мифические существа – русалка, кентавр, Змей-Горыныч и др.)

Слайд 41
Описание слайда:
ТОЖДЕСТВО БЫТИЯ И МЫШЛЕНИЯ Некоторые философы-рационалисты решают вопрос о предмете объективного знания на основе идеи ТОЖДЕСТВА БЫТИЯ И МЫШЛЕНИЯ. Так, Спиноза полагал, что «порядок и связь вещей совпадает с порядком и связью мыслей». По Гегелю, и природа, и наш разум – это разные формы проявления Абсолютной идеи: она сначала создала понятия о вещах, а потом – вещи, соответствующие этим понятиям. В человека же Абсолютная идея вложила разум, способный мыслить в понятиях, как бы повторяя путь понятийного творчества Абсолютной идеи.

Слайд 42
Описание слайда:
СУЩЕСТВОВАТЬ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПРИНИМАЕМЫМ В субъективно-идеалистической философии (Беркли, Юм и др.) предметом знания могут быть только зафиксированные в нашем сознании данные чувственного опыта и результаты их мысленной обработки. А за пределами данных опыта ничего нет (Беркли), а если что-то и есть, то недоступно объективному знанию, т.к. любые утверждения об этом «что-то» сомнительны (Юм).

Слайд 43
Описание слайда:
ИММАНЕНТНАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И.Кант положил начало ИММАНЕНТНОЙ ГНОСЕОЛОГИИ, согласно которой в процессе созерцания и мышления образуются и ВЕЩИ, т.е. предметы, которые мы познаём, И ЗНАНИЯ о них. Вслед за Кантом ИММАНЕНТНЫЕ теории выдвигали Г. Коген, В. Шуппе, Н. Лосский и др. Их тезис состоит в том, что предмет знания имманентен знанию, является частью знания (имманентный – от лат. immanens – находящийся внутри).

Слайд 44
Описание слайда:
ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ – МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ИДЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ С точки зрения материализма, предметом знания могут быть как явления внешнего мира – материальные объекты, так и феномены сознания – идеальные объекты. Но источником всех содержащихся в человеческом сознании образов служит, в конечном счёте, материальное бытие.

Слайд 45
Описание слайда:
ОТРАЖЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАКТИКА Материалистическая теория познания есть ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ. Диалектико-материалистическая гносеология СОЧЕТАЕТ ПРИНЦИП ОТРАЖЕНИЯ С ПРИНЦИПОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРАКТИКИ. Поэтому принцип отражения уже не может быть абсолютизирован и операция отражения есть лишь одна из базовых операций наряду, в частности, с такими, как репрезентация, интерпретация и конвенция.

Слайд 46
Описание слайда:
Литература: Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс /Экспериментальная психология, т.1. – СПб.,2000. Ивин А.А. По законам логики. – М.: Молодая гвардия, 1983. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб.: Издательство ДНК, 1001. Ильенков Э.В. Идеальное //Философская энциклопедия. – М., 1962. Т.2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.,1965.

Слайд 47
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА: Мамардашвили М. Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть /Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. Микешина Л.И. Теория познания: проблемы и перспективы / Первый Российский философский конгресс. Т.1Х: Основные доклады и обзоры. – СПб., 1998. С. 188. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972. Швырёв В.С. Научное познание как деятельность. – М.,1984.

Слайд 48
Описание слайда:
Первоисточники:   Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20.

Слайд 49
Описание слайда:
Справочная литература:   Новая философская энциклопедия: в 4-х т. – М.: Мысль, 2000-2001. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА, 2009.

Слайд 50
Описание слайда:
Список терминов: ОТРАЖЕНИЕ – это реакция объекта на внешнее воздействие, несущая в себе информацию об этом воздействии.

Слайд 51
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: РАЗДРАЖИМОСТЬ – простейшая форма отражения, свойственная всем живым существам. В отличие от добиологических форм отражения, раздражимость имеет избирательный, дифференцированный и направленный характер: она определяет «выбор» организмом таких реакций на внешние раздражители, которые сохраняют и поддерживают его существование. СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА. Она свойственна червям, моллюскам, насекомым. Поведение этих животных является инстинктивным, оно определяется преимущественно безусловными рефлексами.

Слайд 52
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХИКА – например, у рыб, птиц, млекопитающих. В их поведении большую роль играют условные рефлексы, что позволяет им накапливать индивидуальный опыт и делает их жизнедеятельность более гибкой, что повышает их выживаемость.

Слайд 53
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: ОПЕРАТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (или ПРЕДМЕТНОЕ МЫШЛЕНИЕ). На этот уровень выходит только один вид животных – обезьяны. Они способны выполнять разнообразные операции с предметами как орудиями деятельности, переносить усвоенные навыки оперирования предметами в другие условия. Обезьяны способны решать довольно сложные мыслительные задания, если они связаны с выполнением конкретных действий и не требуют выработки абстрактных понятий.

Слайд 54
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ ИДЕАЛЬНОЕ. Сознание отражает мир не так, как зеркало или фотоплёнка. Образы материальных явлений в зеркале или на плёнке представляют собой тоже материальные явления. Образы, в которых идеальное сознание отражает материальные явления, ИДЕАЛЬНЫ.

Слайд 55
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: Идеальное отличается от материального, во-первых, по способу своего существования: если материальное существует как объективная реальность, то идеальное представляет собой СУБЪЕКТИВНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ. Во-вторых, идеальные образы материальных объектов сами по себе НЕ ОБЛАДАЮТ ТЕМИ ПРИЗНАКАМИ, которые свойственны этим объектам: идея шара не является круглой, а мысль о горячем утюге не горяча. В-третьих, в мире идеальных образов НЕ ДЕЙСТВУЮТ ЗАКОНЫ, по которым существуют и изменяются материальные объекты.

Слайд 56
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. intention- стремление), направленность сознания на какие-то объекты. Сознание «работает», создаёт поле внимания, проявляя активную избирательную устремлённость к одним объектам и оставляя вне поля внимания другие. Т.о., сознание включает в себя целеполагание, так как имеет своим основанием какие-то потребности субъекта, обеспечивает осознание этих потребностей и поиск способов их удовлетворения.

Слайд 57
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: СОЗНАНИЕ – это способность субъекта отражать окружающую действительность и себя самого в идеальных образах, создавать свой внутренний духовный мир и язык, на котором выражается его содержание.

Слайд 58
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в широком смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «бессознательное» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

Слайд 59
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ - по К.Станиславскому, неконтролируемое сознанием, «интуитивное» понимание социальных потребностей и задач, благодаря которому человек способен к творчеству, имеющему не чисто индивидуальный, а общественный характер. В этом угадывании «веяния времени» - тайна гениальности.

Слайд 60
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. гнозис – знание), философское учение о познании, теория познания, которую иногда называют также ЭПИСТЕМОЛОГИЕЙ (другого греческого слова, тоже означающего знание). ПРАКТИКА – материальна, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.


Скачать презентацию на тему 17. Сознание и познание (часть1) можно ниже:

Похожие презентации