22. Философия человека (часть 2) презентация

Содержание


Презентации» Философия» 22. Философия человека (часть 2)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
          Роден МыслительРассматриваемые вопросы: 
  
    1.Загадка человеческого Я. 
1. Загадка человеческого Я
    
  
  ОБРАЗЫ «Я»
     1) Это «Внешнее Я» -ОБРАЗЫ «Я» 
    2) Это «Внутреннее Я» -ТРИ СМЫСЛА СЛОВА «Я»:
       1).ОБЩИЕ МОМЕНТЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ «Я»
    Философия даёт различные2. Философия ценностей
  
  
     ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА АКСИОЛОГИИ
    Как самостоятельная область философии аксиологияТРАКТОВКИ ЦЕННОСТИ
    Натуралистический психологизм (Мейнонг, Дьюи) понимает ценностикритика
    Отмеченные подходы постулируют внеисторическую и надсоциальную природуКОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    Ценностные системы формируются и трансформируются в3. Ценность и смысл человеческой жизни
    
 СМЫСЛ ЖИЗНИ ИНДИВИДУАЛЕН
    Нельзя устранить трагизм смерти, ноТРИ ТИПА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ
    Из того,Список терминов:  
  
    САМОСОЗНАНИЕ, осознание, оценкаСПИСОК ТЕРМИНОВ:
    В самосознании человек выделяет себя изСПИСОК ТЕРМИНОВ:
    Я – категория философии (и психологии),СПИСОК ТЕРМИНОВ:
    В Я-концепции сочетаются несколько различных образовСПИСОК ТЕРМИНОВ:
    Слово «Я» употребляется в трёх основныхСПИСОК ТЕРМИНОВ:
    ЦЕННОСТЬ ( от греч. – аксиосСПИСОК ТЕРМИНОВ:
    Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественныхЛитература:  
  
    Виктор Франкл. Человек вЛИТЕРАТУРА:
    Соина О.С. Л.Толстой о смысле жизни: этическиеПервоисточники:  
 Декарт Р. Избранные произведения. – М.,1950. С. 345. 
ПЕРВОИСТОЧНИКИ:
     Соловьёв Вл. Соч. в 2-х т.Справочная литература:  
       Философский



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Лекция №22.   «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА» (часть 2)


Слайд 2
Описание слайда:
Роден Мыслитель

Слайд 3
Описание слайда:
Рассматриваемые вопросы:   1.Загадка человеческого Я. 2.Философия ценностей. 3.Ценность и смысл человеческой жизни.

Слайд 4
Описание слайда:
1. Загадка человеческого Я   «Человеческое Я» - одна из самых сложных, «вечных» проблем философии. Человек воспринимает своё Я «изнутри». В результате образуется особая часть сознания – самосознание. Сознание бимодально: оно направлено на «Я» и на «не-Я». Отдельные, частные самохарактеристики человека постепенно синтезируются в целостную «Я-концепцию». В ней сочетаются различные образы Я:

Слайд 5
Описание слайда:
ОБРАЗЫ «Я» 1) Это «Внешнее Я» - представление о том, как я «выгляжу», какое впечатление произвожу на других. Здесь различаются «изображаемое Я» - образ моего Я, который я рисую в глазах окружающих, и «воспринимаемое Я» - как меня в действительности воспринимают другие.

Слайд 6
Описание слайда:
ОБРАЗЫ «Я» 2) Это «Внутреннее Я» - моё представление о том, каков я есть «на самом деле», т.е. каким я предстаю перед самим собой. Оно включает образы «реального Я» (каков я есть в настоящее время), «потенциального Я» (каким я намерен стать и через некоторое время стану), и «идеальное Я» (каким я хотел бы быть и к чему считаю нужным, по крайней мере, стремиться). Возникающие противоречия между этими образами разрушают «Я-концепцю», вызывают психологический дискомфорт (вплоть до распада личности).

Слайд 7
Описание слайда:
ТРИ СМЫСЛА СЛОВА «Я»: 1). Я как единый, целостный организм – телесное (или физическое) Я. В этом смысле моё Я противополагается всем предметам и явлениям окружающей меня среды; 2). Я как член общества – социальное Я. В этом смысле моё Я сопоставляется с «Ты», т.е. другой личностью, с «Мы», т.е. группой людей, в которую я себя включаю, с «Они», т.е. группой, от которой я себя отделяю; 3). Я как психическое образование, составляющее «внутреннее ядро» моей личности – духовное Я. В этом смысле моё Я противостоит не только моему телу, но и моим действиям, мыслям, чувствам и желаниям.

Слайд 8
Описание слайда:
ОБЩИЕ МОМЕНТЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ «Я» Философия даёт различные подходы к объяснению тайны человеческого Я, его «неуловимости» в качестве объекта. Но во всех подходах имеются рациональные моменты: общечеловеческое содержание во всех индивидуальных Я (И.Кант); многообразие нашего Я, что подчёркивает теория о «человеке-Протее» (Р.Лифтон, Дж.Огильви); и то, что каждый человек – творец своего Я (Ж.-П.Сартр).

Слайд 9
Описание слайда:
2. Философия ценностей   Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности. Понятие «ценность» указывает на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. «Ценность» - центральное понятие философии ценностей, аксиологии. «Предметные» и «субъективные» ценности – два полюса ценностного отношения человека к миру.

Слайд 10
Описание слайда:
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА АКСИОЛОГИИ Как самостоятельная область философии аксиология возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии – показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к «фактам» реальности.

Слайд 11
Описание слайда:
ТРАКТОВКИ ЦЕННОСТИ Натуралистический психологизм (Мейнонг, Дьюи) понимает ценности как факты наблюдаемой реальности. Для аксиологического трансдентализма (Виндельбанд, Риккерт) ценность – это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся с «чистым» сознанием. Персоналистический онтологизм (Шелер) утверждает реальность ценностного мира гаранией вневременного Бога. Идея аксиологического плюрализма (Дильтей, Шпенглер, Тойнби) лежит в основании культурно-исторического релятивизма.

Слайд 12
Описание слайда:
критика Отмеченные подходы постулируют внеисторическую и надсоциальную природу ценностей, ставят под сомнение общественно-практическую сущность, историчность и познаваемость ценностных идеалов, норм человеческой жизни. Напротив, основное содержание ценностных ориентаций – это политические, философские (мировоззренческие), религиозные и нравственные убеждения человека.

Слайд 13
Описание слайда:
КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Поэтому конкретно-исторический анализ генезиса и развития ценностных систем – важная сторона всякого исследования истории общества и культуры.

Слайд 14
Описание слайда:
3. Ценность и смысл человеческой жизни Вопрос о смысле жизни не субъективен: не человек ставит вопрос о смысле своей жизни, но жизнь ставит этот вопрос перед ним. Выбор же смысла жизни определяется базовыми ценностями свободной личности, её культурой. А личность, в стремлении осознать своё Я, неизбежно задаёт себе вопрос: «зачем я живу?».

Слайд 15
Описание слайда:
СМЫСЛ ЖИЗНИ ИНДИВИДУАЛЕН Нельзя устранить трагизм смерти, но можно и должно относиться к ней как к непреложному условию человеческого существования – условию, которое надо учитывать, чтобы жить разумно и осмысленно. Никакого данного свыше смысла жизни и предназначения человеческая жизнь не имеет. Смысл жизни индивидуален: он существует для индивида и у каждого индивида свой. Смысл жизни субъективен: его нет, пока субъект сам не установит его.

Слайд 16
Описание слайда:
ТРИ ТИПА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ Из того, что человеческая жизнь и не случайна, и не бессмысленна, вытекает требование ответственности человека перед обществом и миром. Здесь человек сталкивается с тремя типами своего отношения к миру: 1) Примат мира над человеком; 2) Примат человека нал миром; 3) Диалог человека с миром. Только третье отношение лишено иерархического смысла. Выбирая его, мысль о неизбежности смерти будет связана с утверждением нравственного, духовного бессмертия человека.

Слайд 17
Описание слайда:
Список терминов:   САМОСОЗНАНИЕ, осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до осознания своего места и роли в обществе, своих общих интересов и идеалов.

Слайд 18
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. Самосознание формируется на определённой ступени развития личности под влиянием образа жизни, который требует от человека самоконтроля собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них.

Слайд 19
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: Я – категория философии (и психологии), означающая то, что обладает сознанием человека и является его носителем, а не то, что имеется в его сознании, когда он думает о себе. Представления человека о своём Я, возникающие в его самосознании, - это не то же самое, что его действительное Я. Это лишь образы Я, а не само Я (хотя между «Я» и образом «Я» есть взаимосвязь). В подростковом и юношеском возрасте отдельные частные самохарактеристики постепенно синтезируются в целостную систему представлений о своём Я – Я-концепцию.

Слайд 20
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: В Я-концепции сочетаются несколько различных образов Я. Во-первых, это «Внешнее Я» - моё представление о том, как я «выгляжу» перед другими. Во-вторых, это «Внутреннее Я» - моё представление о том, каков я есть «на самом деле» перед самим собой. Это представление включает в себя образы «реального Я», «потенциального Я» и «идеального Я».

Слайд 21
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: Слово «Я» употребляется в трёх основных смыслах: Я как единый, целостный организм – телесное (или физическое) Я; Я как член общества – социальное Я; Я как психическое образование, составляющее «внутреннее ядро» моей личности – духовное Я.

Слайд 22
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: ЦЕННОСТЬ ( от греч. – аксиос – ценность), понятие философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. Является центральным в философии ценностей, в аксиологии.

Слайд 23
Описание слайда:
СПИСОК ТЕРМИНОВ: Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться в плане добра и зла, истины и неистинны, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. А способы и критерии оценивания соответствующих явлений закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъективные ценности», выступая ориентирами деятельности человека.

Слайд 24
Описание слайда:
Литература:   Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. С.37, 288. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. – М.,1967. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб.: Издательство ДНК, 2001. С. 178-193. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М.,1984. С. 181.

Слайд 25
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА: Соина О.С. Л.Толстой о смысле жизни: этические искания и современность//Вопросы философии, 1985, №11. Столович Л.Н. Природа эстетических ценностей. – М.,1972. Тугаринов В.П. Философия и ценностные формы сознания. – М., 1978.

Слайд 26
Описание слайда:
Первоисточники: Декарт Р. Избранные произведения. – М.,1950. С. 345. Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Характеры. – М., 1974. С. 165. Паскаль Б. Мысли. – М., 1994. С. 120.

Слайд 27
Описание слайда:
ПЕРВОИСТОЧНИКИ: Соловьёв Вл. Соч. в 2-х т. Т.2. – М., 1988. С. 140. Толстой Л. Исповедь /Толстой Л. Не могу молчать. – М.,1985. С. 64-66. Фейербах Л. Избр. филос. произв. В 2-х т. Т.1. – М.,1955. С. 343. Юм Д. Сочинения. – М.,1965. Т.1. С. 366.

Слайд 28
Описание слайда:
Справочная литература: Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА, 2009; статьи: «ценностей теория», «ценностные ориентации», «ценность».


Скачать презентацию на тему 22. Философия человека (часть 2) можно ниже:

Похожие презентации