Античная философия. Космоцентризм презентация

Содержание


Презентации» Философия» Античная философия. Космоцентризм
НОУ ВПО СПбЮААнтичная философия. 
 Космоцентризм.«Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тотСтановление античной философии 
 Слово «философия» пришло к нам из ДревнейГрекам были известны множество историй, касающихся богов, их влиянии на жизньАнтичной философии характерны такие основные черты, как:
  
 Чрезвычайно важным дляИменно на постижение космоса направляли свои интеллектуальные усилия античные философы. ОднакоОнтологизм прежде всего заключается в признании бытия мира независимого от нашегоМилетская школа
 Главной проблемой, занимавшей милетских мыслителей, был вопрос об археФалес Милетский  (7 - 6 вв. до н. э.) (625-547Школа Гераклита
 В основе всего существующего лежит огонь. Это первоначало, находящеесяДругой важнейшей чертой философии Гераклита является её ярко выраженный диалектический характер.Гераклит Эфесский (ок. 530-520 – 470-460 до н.э.) родился в Эфесе, средняяШкола Пифагора
 По мнению философа и его последователей, в основе вещейГлавная заслуга Пифагора в области философии заключается в утверждении связи междуПифагор Самосский  (580-570 — ок. 490 гг. до н. э.).
Ученики и последователи Пифагорийской школы
 Алкмеон или Алкмеон Кротонский — древнегреческийЭлейская школа
 В учении Э. ш. заметно влияние идей Ксенофана иКсенофан Колофонский  (570 - 478 гг. до н. э.)
 КсенофанШкола атомистов
 Высказали идею о существовании атомов - мельчайших неделимых частиц,Левкипп (V в. до н. э.)
 Левкипп из Абдеры или МилетаДемокрит (460 - 370 гг. до н. э.)
 Демокрит Абдерский (ок.Софисты
 В области философии софисты интересны тем, что являлись первыми последовательнымиПротагор  (ок. 490-480 до н. э. - ок. 420-410 доСократ  (470 - 399 гг.   до н. э.)
Мегарская школа 
 Основные интересы мегариков были направлены на вопросы логики,Элидо-эритрийская школа 
 По своему направлению эта школа очень близка кКиренская школа 
 Киренская школа отрицала науки о природе как неПлатон (428 - 348 г. до н.э.)
 Платон (греч. Πλάτων, "широкий")Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)
 
 Аристотель (греч. ριστοτέλης)Киническая школа 
 Основной чертой кинической философии следует признать принципиальный иФилософская система Эпикура 
 Основные черты:Эпикур (341 - 270 гг.  до н. э.)
 Эпикур (греч.Философия стоицизма 
 Стоицизм является одним из основных направлений эллинистической философии. СтоическаяОсновоположник стоицизма - Зенон Китионский (336-332 – 270-262) — древнегреческий философ,Пиррон из Элиды  (ок. 365 — ок. 275  доДревнегреческий философ поздней античности, основоположник неоплатонизма. Родился в Египте, в концеФилософия Римского периода (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.)Марк Туллий Цицерон  (106- 43 гг. до н.э.)
 Древнеримский философ,Марк Аврелий (121 - 180 гг.)
 Древнеримский император, философ-стоик, автор сочиненияДревнеримский философ-стоик и писатель, политический деятель. Некоторое время был воспитателем иАнтичная философия закончилась на неоплатонике Прокле, жившем в V веке н.э.ВЫВОДЫ:Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв,



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
НОУ ВПО СПбЮА


Слайд 2
Описание слайда:
Античная философия. Космоцентризм.

Слайд 3
Описание слайда:
«Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния»

Слайд 4
Описание слайда:
Становление античной философии Слово «философия» пришло к нам из Древней Греции. Состоящее из двух корней - φιλία (любовь, стремление, жажда) и σοφία (мудрость) — оно означает «любовь к мудрости». Принято считать, что слово «философия» первым употребил в речи мудрец Пифагор. Об этом факте упоминается в книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Однако с учетом того, что Пифагор не оставил после себя каких-либо сочинений, первым мудрецом, у которого в трудах встречается слово «философ», является Гераклит. Свидетельство этого сохранилось в 35 из «Фрагментов Гераклита»: Очень много должны знать мужи-философы. Изначально предпосылкой собственно научного знания в Древней Греции стали мифы. Они были призваны объяснить простому человеку мир, его устройство и помочь понять необъяснимые порой явления природы. Греческая философия возникла на рубеже 7 – 6 вв. до н.э. в Ионии, на побережье Малой Азии, где располагалось множество поселений-колоний. Традиционно первым философом считается Фалес Милетский.

Слайд 5
Описание слайда:
Грекам были известны множество историй, касающихся богов, их влиянии на жизнь человека и роли в сотворении мира. Несмотря на то, что мифы содержали в себе фантастические идеи, они были связаны с реальным миром, объясняли природные процессы и были понятны большинству. Грекам были известны множество историй, касающихся богов, их влиянии на жизнь человека и роли в сотворении мира. Несмотря на то, что мифы содержали в себе фантастические идеи, они были связаны с реальным миром, объясняли природные процессы и были понятны большинству. В определенном смысле, миф был своего рода законом, на основании которого человек черпал знания о том, как ему следует поступать в том или ином случае и что является нормами его поведения. Древнегреческая философия зародилась на основе мифологии и в течении длительного времени сохраняла с ней тесную связь. Так, например, античная философия в общем смысле опиралась на терминологию и основные положения мифологии. Имена богов использовались философами для объяснения природных явлений, в качестве основы мироздания из мифологии были взяты четыре основных первоэлемента - вода, воздух, огонь, земля, равно как и идеи образования вселенной и мироустройства.

Слайд 6
Описание слайда:
Античной философии характерны такие основные черты, как:   Чрезвычайно важным для античной философии, особенно на первых этапах её развития, было понятие «космос». Это понятие происходит от греческого глагола, означающего «украшать», «приводить в порядок». В греческом мышлении понятия «космос» и «хаос» были противопоставлены. Хаос как неупорядоченное, негармоничное состояние мироздания постепенно превращался в прекрасный, упорядоченный, гармоничный космос, в котором господствует строгая пропорциональность и закономерность. Космос представал в качестве абсолюта, включающего в себя всё существующее. Даже боги включались в состав космоса и подчинялись его законам. Человек и общество также считались частью космоса и не выделялись из него.

Слайд 7
Описание слайда:
Именно на постижение космоса направляли свои интеллектуальные усилия античные философы. Однако представления античных мыслителей о космосе существенно отличались от современных. Античности чужда была идеи бесконечности, в том числе и мысль о бесконечности космоса. Космос считался самым совершенным, но совершенное всегда должно было иметь форму; поэтому прекраснейший космос не мог быть бесконечным. Космос должен был иметь самую прекрасную и совершенную форму; таковой в античной культуре представала форма шара. Таким образом, космос мыслился в античности большим, но всё же ограниченным сферическим телом. Именно на постижение космоса направляли свои интеллектуальные усилия античные философы. Однако представления античных мыслителей о космосе существенно отличались от современных. Античности чужда была идеи бесконечности, в том числе и мысль о бесконечности космоса. Космос считался самым совершенным, но совершенное всегда должно было иметь форму; поэтому прекраснейший космос не мог быть бесконечным. Космос должен был иметь самую прекрасную и совершенную форму; таковой в античной культуре представала форма шара. Таким образом, космос мыслился в античности большим, но всё же ограниченным сферическим телом. Впервые назвал Вселенную космосом Пифагор. Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, многообразный, гармоничный и одновременно вселяющий ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.

Слайд 8
Описание слайда:
Онтологизм прежде всего заключается в признании бытия мира независимого от нашего сознания в качестве предпосылки нашего мышления об этом мире. Античная философия была укоренена в онтологических бытийственных проблемах, это в первую очередь размышление о бытии. Существование бытия вне сознания почти не подвергалось сомнению, поэтому субъективный идеализм в античности не принимал своей крайней формы – солипсизма. Онтологизм прежде всего заключается в признании бытия мира независимого от нашего сознания в качестве предпосылки нашего мышления об этом мире. Античная философия была укоренена в онтологических бытийственных проблемах, это в первую очередь размышление о бытии. Существование бытия вне сознания почти не подвергалось сомнению, поэтому субъективный идеализм в античности не принимал своей крайней формы – солипсизма. Именно античной философии европейская традиция обязана формированием основ диалектического метода. Греческие мыслители первые начали рассматривать мир как постоянно изменяющееся противоречивое целое. Они заложили традицию изучения бытия в процессе его становления. Особое место как основоположнику диалектики принадлежит Гераклиту. Даже те из античных мыслителей, которые выступали против представлений о мире как изменчивости, текучести (элеаты), прибегали к диалектике понятий как особому методу решения интеллектуальных задач.

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
Милетская школа Главной проблемой, занимавшей милетских мыслителей, был вопрос об архе (первоначале), из которого произошло всё существующее. Мифологический генетический подход был милетскими мыслителями преодолён и заменён поиском субстанциального безличностного начала, первовещества, из которого всё возникло. Как правило, на роль такого архе претендовали 4 стихии: земля, вода, огонь, воздух. Этим была обусловлена изначальная стихийно-материалистическая ориентация первых греческих философов. В основном милетские мыслители занимались изучением природы и тем самым положили начало натурфилософии и частным естественным наукам (физике, астрономии и пр.). К милетской школе относятся идеи трёх мыслителей: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – из которых каждый последующий был учеником предыдущего.

Слайд 15
Описание слайда:
Фалес Милетский (7 - 6 вв. до н. э.) (625-547 г.г.до н.э.) Основоположник милетской школы философии; стихийный материалист, включался античными авторами в число знаменитых семи мудрецов. Считается первым греческим философом, поскольку первым начал размышлять о природе (фюзисе) и прибегать к доказательству своих положений。 Первым поставил проблему архе (первоначала), из которого всё происходит; Фалес таким началом считал воду。 Утверждал, что всё имеет душу, приводящую тела в движение. Первым из греков предсказал солнечное затмение 585 г. до . н. э.

Слайд 16
Описание слайда:
Школа Гераклита В основе всего существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся в вечном движении и изменении. Переходящее из одного состояния в другое, благодаря борьбе образующих его противоположностей, служит основой всего развития мира. Наряду с огнём, материальной первоосновой сущего, Гераклит вводит и идеальное начало, придающее космосу гармонию и упорядоченность. Таким началом оказывается логос (буквально «слово», «понятие»).

Слайд 17
Описание слайда:
Другой важнейшей чертой философии Гераклита является её ярко выраженный диалектический характер. По сути, Гераклита можно считать основоположником диалектики как учения о развитии, предвосхитившем основные законы этой философской дисциплины. Гераклит также является создателем первой диалектической картины мира. Суть диалектики Гераклита заключается в утверждении тезиса о всеобщей изменчивости, процессуальности мироздания, обусловленной динамичностью лежащего в основе мира огня. Гераклит постулирует постоянство и непрерывность изменений в своём знаменитом высказывании: «Всё течёт». Другой важнейшей чертой философии Гераклита является её ярко выраженный диалектический характер. По сути, Гераклита можно считать основоположником диалектики как учения о развитии, предвосхитившем основные законы этой философской дисциплины. Гераклит также является создателем первой диалектической картины мира. Суть диалектики Гераклита заключается в утверждении тезиса о всеобщей изменчивости, процессуальности мироздания, обусловленной динамичностью лежащего в основе мира огня. Гераклит постулирует постоянство и непрерывность изменений в своём знаменитом высказывании: «Всё течёт». Также Гераклиту принадлежит впервые высказанная мысль об объективно существующем относительном характере многих качеств. Одна и та же вещь может обладать противоположными качествами в отношении к разным субъектам. В области социальной мысли Гераклит выступал противником демократии как власти неразумного большинства. Он был сторонником правления «лучших», к которым он, однако причислял не аристократов по происхождению, а интеллектуалов, постигших основные закономерности мироздания и собирающихся их реализовывать в обществе.

Слайд 18
Описание слайда:
Гераклит Эфесский (ок. 530-520 – 470-460 до н.э.) родился в Эфесе, средняя Азия (ныне Турция). Единственное дошедшее до наших времен его сочинение - «О природе», в котором сохранилось более 100 фрагментов-цитат.

Слайд 19
Описание слайда:
Школа Пифагора По мнению философа и его последователей, в основе вещей лежит число, а познать мир значит познать управляющие им числа. Пифагорейцам приписывают установление инкубационных периодов созревания зародышей, циклов развития животных и растений, определение числовых закономерностей календарного года. Достижения пифагорейцев в области математики были крайне велики для своего времени (теория пропорций, теория четных и нечетных чисел, связи при вычитании чисел, теория совершенных и дружественных чисел).

Слайд 20
Описание слайда:
Главная заслуга Пифагора в области философии заключается в утверждении связи между математикой и философией. Он впервые открыл для философии математический мир чисел. Пифагор был настолько увлечён этим открытием, что начал утверждать, что числа являются первоначалом мироздания и все объекты существуют, лишь поскольку они причастны числам. Весь космос, полагал Пифагор, гармоничен и образован по числу, мере и пропорциональным отношениям. Главная заслуга Пифагора в области философии заключается в утверждении связи между математикой и философией. Он впервые открыл для философии математический мир чисел. Пифагор был настолько увлечён этим открытием, что начал утверждать, что числа являются первоначалом мироздания и все объекты существуют, лишь поскольку они причастны числам. Весь космос, полагал Пифагор, гармоничен и образован по числу, мере и пропорциональным отношениям. Пифагору приписывают разделение небесной и земной сфер на зоны (в частности, выделение арктической, экваториальной и антарктической зон). К достижениям ранних пифагорейцев относят также и определение порядка планет - Земля, Луна, Солнце, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн.

Слайд 21
Описание слайда:
Пифагор Самосский (580-570 — ок. 490 гг. до н. э.). Пифагор Самосский — древнегреческий философ, создатель школы пифагорейцев. Основными источниками о жизни Пифагора являются дошедшие до нашего времени работы Ямвлиха (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «Жизнь Пифагора» и Диогена Лаэртского (200—250 гг.) «Пифагор».

Слайд 22
Описание слайда:
Ученики и последователи Пифагорийской школы Алкмеон или Алкмеон Кротонский — древнегреческий философ и врач, живший в V в. до н.э. Считается одним из учеников Пифагора. Является автором первой в Греции медицинской книги. Установил, что строение нервной системы человека и животных в целом схоже, а значит вторым также должны быть свойственны процессы восприятия, ощущения и переживания. При этом, в отличие от животных, человек обладает разумом.

Слайд 23
Описание слайда:
Элейская школа В учении Э. ш. заметно влияние идей Ксенофана и ранних пифагорейцев. Общим для элеатов было убеждение в том, что чувства дают нам не достоверное знание, а только ложные мнения. Поэтому они стремились постичь истину о мире силой разума, путём умозаключений, исходя из тождественности мыслимого и сущего. Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей филос. понятия предельной общности (бытие, небытие, движение). Отрицая существование отдельных вещей и отвергая возможность движения, Э. ш. впервые продемонстрировала тупик, в который попадает филос. мысль, выходящая из-под контроля опытного знания. Ксенофан первый представитель монотеизма (единобожия) и пантеизма (отождествления Бога с природой) в истории мировой философии. Обладающий, как и космос, сферической формой Бог Ксенофана весь мыслит и чувствует. Важнейшая заслуга Парменида заключалась в том, что он первый в истории философии поставил вопрос о бытии, и поэтому именно Парменид считается основателем онтологии как философской дисциплины. 

Слайд 24
Описание слайда:
Ксенофан Колофонский (570 - 478 гг. до н. э.) Ксенофан Колофонский – древнегреческий поэт и философ. Родился в Колофоне, ионийской колонии в Малой Азии. Ксенофан зачастую считается основателем Элейской школы и учителем Парменида. Первым из греческих мыслителей развернул острую критику антропоморфизма традиционной эллинской религии. Все изображённые в поэмах Гомера и Гесиода «боги» изобретены людьми, которые приписали им свои физические черты и нравственные пороки. Таким образом, Ксенофан первым выдвинул мысль о том, что сами люди творят богов по своему образу и подобию. Развивая эту мысль, он заявляет, что если бы животные имели руки и могли бы рисовать, они изобразили бы своих богов в свойственном себе облике.

Слайд 25
Описание слайда:
Школа атомистов Высказали идею о существовании атомов - мельчайших неделимых частиц, обладающих разнообразной формой. Философская школа берет свое названия от слова атом (atomos), что в переводе с греческого означает «неделимый». По мнению представителей атомистической школы, эти частицы являются первоначалом всего сущего, всех предметов материального мира. Свойства же этих предметов определяются формой составляющих их атомов. Левкипп и Демокрит провозгласили идею о существовании некоторой пустоты, позволяющей атомам двигаться в пространстве, сталкиваться между собой и образовывать новые предметы. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:
Левкипп (V в. до н. э.) Левкипп из Абдеры или Милета жил в пятом веке до нашей эры. Философ является одним из создателей атомистики. Левкипп выдвинул идею множественности элементов существующего. Для объяснения разнообразия существующих предметов философ высказал предположение о наличии некоторой пустоты, которая разделяет все сущее на множество элементов. Такие элементы различаются по величине, форме, движению, однако при этом являются однородными, непрерывными и неделимыми. Атомы и пустота остаются всегда вечными и неизменными.

Слайд 28
Описание слайда:
Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э. — 370 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. Демокрит родился в Абдере, на севере Греции. Автор сочинения «Большой мирострой» и «Малый мирострой». Впервые вводит понятия «микрокосм» (вселенная) и «макрокосм» (человек), которые подобны друг другу. Считал, что все тела составлены из мельчайших неделимых бескачественных частиц - атомов, различающихся формой, порядком и положением. Допускал наличие небытия в качестве пустоты. Впервые ввёл проблему первичных (форма, объём) и вторичных (цвет, вкус, запах) качеств вещей. Считал, что вещам присущи лишь первичные качества, а вторичные возникают в субъекте под влиянием тех или иных первичных качеств объекта. В гносеологии отдавал предпочтение рациональному познанию, называя чувственное познание «тёмным».

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:
Софисты В области философии софисты интересны тем, что являлись первыми последовательными представителями субъективного идеализма, т.е. направления в философии считающего реальность результатом деятельности сознания человека. Образцом деятельности философов данного направления могут служить софизмы - «уловки», парадоксальные задачи. Например, «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не терял рогов; стало быть, у тебя есть рога». Для софистов характерно критическое отношение к традиционному укладу жизни, традициям, обычаям, религии. Всё это может быть изменено в соответствии с новыми потребностями людей. Будучи первыми последовательными представителями субъективного идеализма, софисты отрицали наличие объективного бытия и возможность его познания. Софисты также настаивали на относительности (релятивизме) нравственных и эстетических оценок. Софисты внесли значительный вклад в развитие гуманитарных наук: риторики, филологии, учения об обществе и т. д.

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:
Протагор (ок. 490-480 до н. э. - ок. 420-410 до н. э.). Протагор (ок. 490-480 до н. э. — ок. 420-410 до н. э.). Родился в Абдере. Согласно некоторым источникам, учителем Протагора был Демокрит. Один из самых известных софистов. Из его сочинений «Ниспровергающие речи» и «О богах» до нас дошли лишь фрагменты. Первый представитель субъективного идеализма в истории философии. Знаменито высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, именно человек (субъект) является критерием достоверности всех явлений и качеств. Всё являющееся человеку истинно. Из двух противоположных мнений истинными являются оба, но лишь в отношении к породившему их сознанию. То есть все воззрения следует считать истинными и относительными. Объективное познание мира недостижимо, возможно лишь мнение. Вся действительность зависит от чувственного восприятия человеком.

Слайд 33
Описание слайда:

Слайд 34
Описание слайда:
Сократ (470 - 399 гг. до н. э.) Сократ - древнегреческий философ, совершивший переход от рассмотрения природы и мира к изучению человека. Метод диалектических споров - обнаружение противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. Самопознание - девиз "Познай самого себя" - как общественное и нравственное существо.

Слайд 35
Описание слайда:
Мегарская школа Основные интересы мегариков были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики; сократовскую этику они связывали с элеатским учением о вечном и неизменном Едином. Представители: Евбулид из Милета, Диодор Крон, к которым восходят многие традиционные софизмы («Лжец», «Куча» и т. п.), Стильпон из Мегары, Клиномах, Филон Диалектик и другие. Важны две линии влияния мегарских идей. 1) Мегарики и Аристотель: в Метафизике Аристотель критикует анонимных «мегариков» за неверное учение о возможности. 2) Мегарики и стоики: неоспоримо влияние Мегарской школы на формирование стоической пропозициональной логики (стоик Зенон учился у Диодора Крона). Стоики и «диалектики» были создателями новой, не-аристотелевской, логики, в которой за базовые единицы были приняты не предикаты (-понятие, определяющее предмет суждения), а целые высказывания.

Слайд 36
Описание слайда:
Элидо-эритрийская школа По своему направлению эта школа очень близка к мегарской школе. Сторонники школы в основном занимались этическими вопросами. Менедем утверждал, что все разнообразные добродетели едины в своей основе и поэтому сводятся к одному благу, к-рое представляет собой постигаемую разумом истину. Менедему также Приписывается взгляд, что общие свойства вещей не являются самостоятельно существующими, а проявляются лишь в отдельных конкретных вещах.

Слайд 37
Описание слайда:
Киренская школа Киренская школа отрицала науки о природе как не дающие надежных знаний и бесполезные для счастливой жизни. Основной раздел философии – этика, основной раздел этики – учение об удовольствии как основе счастливой жизни, отчего учение киренаиков классифицируется как гедонистическое. Неприятных ощущений избегают, приятным оказывают предпочтение, это естественно и свойственно как животным и детям, так и мудрецам. Удовольствия бывает только чувственно-телесными, но некоторые представители школы (Анникерид) причислял к удовольствиям и дружеское расположение, и чувство благодарности, гордости за отечество. По Аристиппу, стремление к удовольствию не должно порабощать; знание в этом меры и есть искомая добродетель. Достигается она не воздержанием от удовольствий, а в пользовании ими: кораблем владеет не тот, кто на нем не плавает, а тот, кто умеет вести его в нужную сторону, поэтому воздержен вовсе не тот, кто избегает удовольствий.

Слайд 38
Описание слайда:

Слайд 39
Описание слайда:
Платон (428 - 348 г. до н.э.) Платон (греч. Πλάτων, "широкий") (428/427 до н.э. - 348/347 до н.э.), - древнегреческий философ, математик, основатель Академии в Афинах, первого высшего учебного заведения на Западе. Настоящее имя - Аристокл, Платоном (широким) прозван за атлетическое телосложение. Платон - первый философ, от которого дошли почти все сочинения.Сочинения Платона написаны в художественной форме диалогов. Основные сочинения: «Пир», «Государство», «Законы». Главное действующее лицо диалогов - Сократ, от имени которого Платон выражает свои взгляды. Оказал огромное влияние на развитие философии. По мнению А. Уайтхеда, вся последующая философия есть лишь примечания к Платону.

Слайд 40
Описание слайда:

Слайд 41
Описание слайда:
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) Аристотель (греч. ριστοτέλης) (384 –Ἀ 322 гг. до н.э.) – греческий философ, ученик Платона и наставник Александра Македонского. Был приглашён к македонскому двору, где занимался воспитанием наследника престола, будущего знаменитого завоевателя Александра Македонского. Позже из восточного похода Александр присылал учителю редкие камни, растения, животных. В Афинах основывает свою философскую школу - Ликей. Учение Аристотеля получило название перипатетизм. Сочинения написаны в строгой форме трактатов.

Слайд 42
Описание слайда:

Слайд 43
Описание слайда:

Слайд 44
Описание слайда:
Киническая школа Основной чертой кинической философии следует признать принципиальный и последовательно проводимый аскетизм, неприятие удовольствий и наслаждений. Антисфен говорил: «Я лучше удавлюсь, чем испытаю хоть какое-то наслаждение». Киники утверждали, что существует лишь единичное и отрицали бытие общего. В этом они противостояли Платону и критиковали его теорию идей, являясь отдалёнными предшественниками средневекового номинализма. Главной характерной чертой кинизма было стремление к максимальному опрощению, делающему человека свободным и независимым. Аскетизм, автаркия (самостоятельность, независимость) и невозмутимость (атараксия) выделялись киниками как основные качества мудреца, к обладанию которыми необходимо стремиться. 

Слайд 45
Описание слайда:

Слайд 46
Описание слайда:
Философская система Эпикура Основные черты:

Слайд 47
Описание слайда:
Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) Эпикур (греч. πίκουρος) (341 - 270 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, основатель философской школы эпикурейства или эпикуреизма. Утверждал, что основной целью занятия философией и изучения природы является обретение душевного покоя. Изучение природы должно помочь людям избавиться от страхов и тревог. Эпикур полагал, что государство основывается на взаимном договоре людей. Эпикур считал, что космос не имеет границ, а во вселенной существует множество миров. В теории познания был сенсуалистом, призывал безоговорочно доверять чувствам; считал, что ошибаться может лишь разум. Будучи гедонистом, полагал, что целью жизни является достижение удовольствия.

Слайд 48
Описание слайда:
Философия стоицизма Стоицизм является одним из основных направлений эллинистической философии. Стоическая философия возникла около 300 г. до н.э. и закончила своё существование в 3 в. н.э

Слайд 49
Описание слайда:
Основоположник стоицизма - Зенон Китионский (336-332 – 270-262) — древнегреческий философ, основатель стоической школы, самые знаменитые представители - Хрисипп, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др. Основоположник стоицизма - Зенон Китионский (336-332 – 270-262) — древнегреческий философ, основатель стоической школы, самые знаменитые представители - Хрисипп, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др. Разделили философию на три части: физику, логику и этику. В «физике» эклектично сочетали элементы материализма и идеализма. Вслед за Гераклитом полагали, что мир состоит из огня и в конце космического цикла уничтожается пожаром. Весь мир наполнен огненной пневмой, содержащей разумные начала - семенные логосы, порождающие все вещи. Стоики - пантеисты: космос отождествляется ими с единым Богом. В «логике» выдвинули учение о внутреннем (мышление) и внешнем (речь) логосе. Большое внимание уделяли исследованию диалектики и языка.

Слайд 50
Описание слайда:

Слайд 51
Описание слайда:
Пиррон из Элиды (ок. 365 — ок. 275 до н. э.)  Пирро́н из Элиды — древнегреческий философ. Основатель древней скептической школы.  Придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково (αδιάφορον — безразличное), и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Все неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений.

Слайд 52
Описание слайда:

Слайд 53
Описание слайда:
Древнегреческий философ поздней античности, основоположник неоплатонизма. Родился в Египте, в конце жизни переехал в Рим. Древнегреческий философ поздней античности, основоположник неоплатонизма. Родился в Египте, в конце жизни переехал в Рим. Написал ряд трактатов, объединённых после его смерти в 7 «эннеад» (девяток) по близости обсуждаемых в них вопросов. В центре философии Плотина —диалектика трёх основных  онтологичес-ких субстанций — Единого, Ума и Души. Плотин впервые дает чёткий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона.

Слайд 54
Описание слайда:
Философия Римского периода (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.) Продолжают существовать те же школы, что и в период эллинизма, одним из значительных феноменов поздней античной философии следует считать распространения, появившегося в 3 в. н.э. неоплатонизма.

Слайд 55
Описание слайда:
Марк Туллий Цицерон (106- 43 гг. до н.э.) Древнеримский философ, политический деятель, оратор Провёл большую работу по популяризации греческой философии в Риме, подобрал латинские аналоги многим греческим философским терминам Склонялся к эклектизму - сочетанию наиболее ценного из наследия всех философских школ Основные философские работы: «Тускуланские беседы», «О природе богов» В качестве политического деятеля Цицерон был одним из последних приверженцев республики и погиб в ходе репрессий цезарианцев.

Слайд 56
Описание слайда:
Марк Аврелий (121 - 180 гг.) Древнеримский император, философ-стоик, автор сочинения «К самому себе». Время правления Марка Аврелия - один из последних периодов стабильности Римской империи. Для мировоззрения Марка Аврелия характерно ощущение непрочности, бренности земного существования. Все дела человека ничтожны перед течением времени. Воззрения Марка Аврелия проникнуты разочарованностью и пессимизмом. В мире не может быть ничего нового, всё «сущая суета». Однако человек (а тем более правитель) не должен предаваться отчаянию. Надо действовать в соответствии с твёрдой системой нравственных принципов. Только действия, опирающиеся на справедливость, истину, благоразумие и мужество, могут оказаться спасительными для личности и общества.

Слайд 57
Описание слайда:
Древнеримский философ-стоик и писатель, политический деятель. Некоторое время был воспитателем и приближённым императора Нерона. Был обвинён в заговоре против Нерона и по его приказу кончил жизнь самоубийством. Древнеримский философ-стоик и писатель, политический деятель. Некоторое время был воспитателем и приближённым императора Нерона. Был обвинён в заговоре против Нерона и по его приказу кончил жизнь самоубийством. Самые известные сочинения: «Нравственные письма к Луцилию», «О блаженной жизни», «Естественнонаучные вопросы». Философия служит не для познания мира, а для правильной жизни, помогающей выстоять среди превратностей судьбы и сохранить чистоту души. Сенека отождествляет Бога и природу, утверждая разумность мироздания. В мире господствует судьба. Именно он сказал: «Судьба желающего ведёт, а не желающего тащит». Разделяет представления стоиков об огненной природе вселенной. Выступал за смягчение нравов общества, призывал к милосердию, к гуманному отношению к рабам. Все мы являемся рабами своих страстей и этот вид рабства намного хуже юридического, поскольку у раба по закону в рабстве находится только тело, а у добровольного раба своих страстей - и тело и душа.

Слайд 58
Описание слайда:
Античная философия закончилась на неоплатонике Прокле, жившем в V веке н.э. У этого философа громадное наследие, состоящее из комментариев к Платону и к “Началам” Эвклида. До сих пор оно мало изучено. Античная философия закончилась на неоплатонике Прокле, жившем в V веке н.э. У этого философа громадное наследие, состоящее из комментариев к Платону и к “Началам” Эвклида. До сих пор оно мало изучено. Официально античная философия окончилась в VI веке, когда в 529 году декретом императора Юстина была закрыта платоновская Академия в Афинах. Таким образом, античная философия просуществовала с VII-VI веков до н.э. по VI век н.э., т.е. около 1000 лет.

Слайд 59
Описание слайда:
ВЫВОДЫ:

Слайд 60
Описание слайда:
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Кандидат философских наук Грачёв Михаил Вячеславович, Статья «Античная философия: периодизация и основные черты, 29.04.2011.

Слайд 61
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Античная философия. Космоцентризм можно ниже:

Похожие презентации