Биоэтика. Этика, как философская наука. (Тема 1) презентация

Содержание


Презентации» Философия» Биоэтика. Этика, как философская наука. (Тема 1)
Биоэтика
 Тема 1: 
 Этика как философская наукаЭтика – философская наука, объектом изучения которой является мораль
 Ethos –Moralitas – от лат. Характер, обычай, впервые употребляется у Цицерона какНравственность (в русском и немецком языках) – часто упоминается как синонимы.Античность
 Возникают абстрактные понятия: благо (не добро); красота; любовь. Сократ: вопросКиренаики (Аристипп): благо – стремление к наслаждению;
 Киренаики (Аристипп): благо –Мировые религии
 Христианство
 Ислам
 Буддизм
 Авраамические религии: Иудаизм, Христианство, Ислам.
 МоральИудаизм
 Сказание об Аврааме: этический смысл – запрет на человеческие жертвоприношения.Христианство
 Этическая программа Иисуса выражена в нагорной проповеди.
 Смысл проповеди ИисусаИслам
 В отличие от христианско-европейской этики, которую можно назвать этикой общихБуддизм
 Будда жил приблизительно в VI веке до нашей эры. ОсновнымиНовое время
 Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк); мораль –Утилитаризм
 И. Бентам, Дж. Ст. Милль.
     Современный утилитаризм: анализ последствий, математическая калькуляция.
 Современный утилитаризм: анализ последствий, математическаяИ. Кант: этика долга (деонтология)
      Классификация этических теорий
 Эмпирические школы отрицали потустороннее происхождение морали, полагая, чтоЭмпирические школы
 1. Натуралистические школы в этике выводили нравственность из природы2. Космологические школы выводили мораль не из природных качеств человека, а3. Социологические школы в эмпирической этике выводили мораль из фактов общественнойПрофессиональная этика
      Конкретизирует общие моральные требованияГиппократ отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью профессиональной деятельности врача.Прикладная этика (оформилась как научная дисциплина в 70-х годах ХХ века)
Внутренние факторы трудовой деятельности как отношения человека к труду включают в



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Биоэтика Тема 1: Этика как философская наука


Слайд 2
Описание слайда:
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль Ethos – от греч. совместное жилище; позже слово употребляется в значении нрав, обычай.

Слайд 3
Описание слайда:
Moralitas – от лат. Характер, обычай, впервые употребляется у Цицерона как перевод греческого слова «этический» Moralitas – от лат. Характер, обычай, впервые употребляется у Цицерона как перевод греческого слова «этический»

Слайд 4
Описание слайда:
Нравственность (в русском и немецком языках) – часто упоминается как синонимы. Нравственность (в русском и немецком языках) – часто упоминается как синонимы. Ф.В. Гегель: мораль – должное: система норм, складывающихся в рамках определённого общества; нравственность – реальные нравы и обычаи, порядки, существующие в данном обществе.

Слайд 5
Описание слайда:
Античность Возникают абстрактные понятия: благо (не добро); красота; любовь. Сократ: вопрос о значении общих понятий. Платон: источник морали находится вне материального мира и служит образцом для человека. Аристотель: этика входит в систему наук (практическая наука), представляет собой учение о привитии человеку деятельностно-волевых, душевных качеств, необходимых в первую очередь в общественной, а затем и в личной жизни.

Слайд 6
Описание слайда:
Киренаики (Аристипп): благо – стремление к наслаждению; Киренаики (Аристипп): благо – стремление к наслаждению; Эпикуреизм: благо (мораль) – стремление к счастью, обладание материальными и духовными благами; Стоицизм: (Хрисипп, Клеанф, Секст Эмпирик, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий): Благо – внутренний покой, достигаемый в результате равнодушно-стойкого отношения к миру. Безропотная покорность человека миру; Скептицизм (Пиррон): равнодушие к миру

Слайд 7
Описание слайда:
Мировые религии Христианство Ислам Буддизм Авраамические религии: Иудаизм, Христианство, Ислам. Мораль с т.зр. Религии – объективное, сверхличностное явление, «закон Божий». Мораль теряет смысл если свести её только к объективным нормам и полностью вынести за пределы личности. Проблема теодицеи – оправдания зла. Бог испытывает людей; воздавая лишь достойным.

Слайд 8
Описание слайда:
Иудаизм Сказание об Аврааме: этический смысл – запрет на человеческие жертвоприношения. Предпосылка заповеди Декалога «не убей»;

Слайд 9
Описание слайда:
Христианство Этическая программа Иисуса выражена в нагорной проповеди. Смысл проповеди Иисуса – сообщить людям, что близится царство небесное. Цель Иисуса – подготовить людей к концу света, указать им путь спасения. Смиренное отношение человека к людям реализуется в установке «не судите других», ибо судить будет только Бог.

Слайд 10
Описание слайда:
Ислам В отличие от христианско-европейской этики, которую можно назвать этикой общих принципов, мусульманская этика есть этика конкретных норм. Мухаммед выделяет индивидуальную справедливость: в соответствии с Кораном первородный грех не распространяется на весь род человеческий, первый человек был прощён Аллахом и наказание не распространяется на его потомков.

Слайд 11
Описание слайда:
Буддизм Будда жил приблизительно в VI веке до нашей эры. Основными его источниками являются: буддийская каноническая книга «Типи-така» («Три корзины» [закона]), записанная на языке пали в I в. до н.э. Под блаженством (счастьем) в самом общем смысле понимается трудно определимое состояние человеческой завершенности, когда индивид преодолевает свою внутреннюю смуту и достигает тождества с самим собой, когда он полностью избавлен от страстей. Цель этико-нормативной программы Будды – преодоление желаний и слияние с универсумом.

Слайд 12
Описание слайда:
Новое время Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк); мораль – репрессивная сила, аналогичная праву, необходимая человеку для выхода из естественного состояния; Рационализм (Б. Спиноза, Р. Декарт) мораль коренится в природе человека.

Слайд 13
Описание слайда:
Утилитаризм И. Бентам, Дж. Ст. Милль. Мораль выгодна для общества и для индивида в частности. Цель стратегии утилитаризма – максимальное благо для максимального количества людей. Принцип беспристрастности – количество благ оценивается объективно, отбрасываются индивидуальные предпочтения, эмоции и интересы.

Слайд 14
Описание слайда:
Современный утилитаризм: анализ последствий, математическая калькуляция. Современный утилитаризм: анализ последствий, математическая калькуляция. Принцип Парето: поступок следует совершать, если хотя бы 1 человек максимизирует пользу, а остальные её не минимизируют. Средняя полезность (Дж. Смарт): удовлетворённость предпочтений на душу населения. Концепция убывания предельной полезности – чем на большее кол-во людей распространяется полезность, тем она ниже. Недостатки утилитаризма: Оценка совершаемого действия не может измениться, если маловероятное следствие резко меняет реальное количество полезности, порождённое принятым решением.

Слайд 15
Описание слайда:
И. Кант: этика долга (деонтология) «Есть только звёздное небо надо мной и моральный закон во мне» И. Кант «Критика практического разума» Гипотетический императив: цель – достижение конкретной задачи; Ассертарический императив: цель – достижение счастья; Категорический императив: цель – максима (норма) сама по себе.

Слайд 16
Описание слайда:
Классификация этических теорий Эмпирические школы отрицали потустороннее происхождение морали, полагая, что моральные нормы имеют земное происхождение и тесно связаны с практическими интересами людей, особенностями их образа жизни.

Слайд 17
Описание слайда:
Эмпирические школы 1. Натуралистические школы в этике выводили нравственность из природы человека, из его биолого-психологической сущности. - гедонизм - благо понимается как стремление к наслаждению (киренаики, Аристипп); - эвдемонизм - мораль толкуется как стремление к счастью, но не только наслаждение материальными благами, но и обладание духовными ценностями (Эпикур, Демокрит); - утилитаризм - нравственным объявляется то, что приносит индивиду пользу, основной мотив утилитаризма (прагматизма) - стремление избегать страданий и личная выгода ( Джон Стюарт Милль).

Слайд 18
Описание слайда:
2. Космологические школы выводили мораль не из природных качеств человека, а из природы вообще, из всего космического универсума, при этом достижение нравственных целей связывалось с природными естественными законами. 2. Космологические школы выводили мораль не из природных качеств человека, а из природы вообще, из всего космического универсума, при этом достижение нравственных целей связывалось с природными естественными законами. - натурфилософская этика понимала мораль как частный случай общего мирового природного закона (небесная гармония у Пифагора); цель человека в данном случае состоит в том, чтобы приобщиться к мировой гармонии; - эволюционная этика понимала мораль как фазу биологической эволюции (Спенсер, Кропоткин).

Слайд 19
Описание слайда:
3. Социологические школы в эмпирической этике выводили мораль из фактов общественной жизни. 3. Социологические школы в эмпирической этике выводили мораль из фактов общественной жизни. - теория общественного договора, понимающая мораль как условие совместного бытия людей, возможности человеческого общежития; - теория разумного эгоизма - основной тезис: правильно понятый характер личного интереса способствует согласованности действий индивидов, поэтому следует признавать общественную обусловленность поведения личности.

Слайд 20
Описание слайда:
Профессиональная этика Конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения (в отличие от прикладной этики, имеющей своим предметом конкретные моральные ситуации).

Слайд 21
Описание слайда:
Гиппократ отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью профессиональной деятельности врача. Человеколюбие не только является основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех врачебной деятельности, в значительной степени определяя меру врачебного искусства. Гиппократ отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью профессиональной деятельности врача. Человеколюбие не только является основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех врачебной деятельности, в значительной степени определяя меру врачебного искусства. Профессиональная этика получает своё развитие в городах Западной Европы в XIII - XIV вв. Являясь по сути структурным подразделением общей теории этики как философской науки, профессиональная этика, в силу исторического пути своего развития, до недавнего времени развивалась большей частью в виде особого направления в рамках различных видов профессиональной деятельности, в том числе и в рамках медицинской этики.

Слайд 22
Описание слайда:
Прикладная этика (оформилась как научная дисциплина в 70-х годах ХХ века) Область знания и практики, предметом которой являются практические моральные проблемы, имеющие пограничный (предельный) и открытый характер. Показательные примеры: смертная казнь, эвтаназия, продажа оружия.

Слайд 23
Описание слайда:
Внутренние факторы трудовой деятельности как отношения человека к труду включают в себя три основных типа: Внутренние факторы трудовой деятельности как отношения человека к труду включают в себя три основных типа: а) отношение к обществу в целом или к тем его членам, на которых направлена трудовая деятельность субъекта (которые являются потребителями создаваемого субъектом труда продукта); б) отношение к другим участникам процесса труда (заметим, что трудовая деятельность в рассматриваемый период чаще всего выступала в виде коллективной деятельности); в) отношение к самому процессу трудовой деятельности.


Скачать презентацию на тему Биоэтика. Этика, как философская наука. (Тема 1) можно ниже:

Похожие презентации