Человек, как продукт биологической и культурной эволюции презентация

Содержание


Презентации» Философия» Человек, как продукт биологической и культурной эволюции
Человек
 .Содержание
 Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
 Различные подходыЧто же это за химера – человек? Какая невидаль, какое чудовище,1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюцииГипотезы распространения человека
 Внетропическая (1870)
 Мультирегиональная (1938)
 АфриканскаяАфриканская гипотеза
 Биологически современный человек появился около 400-250 тыс. лет назад2. Различные подходы к вопросу о происхождении человека(1)Креационизм  		(гипотеза творения) 
 И сказал Бог: сотворим человека по(2) Гипотеза внеземного происхождения (палеовизит)
 Люди – прямые потомки инопланетян
 Скрещивание(3) Теория эволюции
 1735г. К.Линней «Система Природы» - отнес человека кЭволюция гоминидОТКУДА МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ?
 Биологические науки:
 Биология человека - анатомия,Гоминидные триады
 Антропологическая (морфологическая) триада:
 Прямохождение
 Свободные верхние конечности, приспособленные для(4) Трудовая гипотеза
 1896г. Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяныТруд не только средство преобразования окружающей среды и удовлетворения потребностей человека,3. Человек в его историиДревняя Индия
 Человек – соединение смертного тела и бессмертной души
 ПослеДревний китай
 Даосизм
 Лао-Цзы, Чжуан-Цзы (V-IV вв до н.э.)
 Дао (Путь)Древняя ГрецияНачало философии  Космоцентризм
 Человек во всем подобен вселенной; микрокосмос, подобныйСофисты
 Протагор:
 «Человек есть мера всех вещей: существующих –что они существуют,Классический период
 Сократ: 
 Познать себя легче, чем Космос. Начни сЕвропейское средневековье (V – XV вв н.э.)Возрождение (XIV-XVI вв)
 Человек создан по образу и подобию Бога, аНовое время (XVII-XVIII вв)
 Рене Декарт (1596-1650)
 Дуализм 
 Тело –Мыслители просвещения
 Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)
 Естественное состояние человека – гармония сНемецкая классическая философия
 И. Кант (1724-1804)
 «Что такое человек?» – главный4. Мыслители прошлого об обществе и человеке1.1 Социальность, разумность
 Аристотель (384-322): «Человек вне общества – или бог,1.2 Асоциальность, иррациональность
 А. Шопенгауэр (1788-1860): 
 «Когда люди вступают в2.1 Самосознание, самореализация, самоутверждение
 Б.Паскаль (1623-1662): 
 «Человек — единственное животное,2.2 Самоотрицание, самоопределение
 
 А.Камю (1913-1960): 
 единственный подлинный вопрос Ф.Понимание человека в экзистенциализме
 Ж.-П. Сартр (1905-1980): 
 в отличие отЕще несколько определений человека
 “Человек — это бесперое двуногое существо (с5. Индивид, индивидуальность, личностьЧеловек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшейЛичность – единичный человек как система устойчивых качеств и свойств, приобретаемыхСоциализация и личностьОсновные понятия
 Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурнымПодсистемы:
 Подсистемы:
 Познавательная (восприятия, представления, понятия)
 Эмоциональная (чувства, аффекты, страсти)	
 ВолеваяСВОЙСТВА «Я»
 Единство (различных аспектов)
 Постоянство (во времени)
 Пребывание в телеЗ.Фрейд (1856-1939) о личности
 три уровня личности: «Сверх-Я», «Я» и «Оно».



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Человек .


Слайд 2
Описание слайда:
Содержание Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции Различные подходы к вопросу о происхождении человека Человек в его истории Мыслители прошлого об обществе и человеке Индивид, индивидуальность, личность Социализация и личность. Свобода и ответственность

Слайд 3
Описание слайда:
Что же это за химера – человек? Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной. Кто распутает этот клубок? Что же это за химера – человек? Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной. Кто распутает этот клубок? Блез Паскаль

Слайд 4
Описание слайда:
1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Слайд 5
Описание слайда:
Гипотезы распространения человека Внетропическая (1870) Мультирегиональная (1938) Африканская

Слайд 6
Описание слайда:
Африканская гипотеза Биологически современный человек появился около 400-250 тыс. лет назад в восточной Африке. Митохондриальная Ева жила ок. 200 тыс. лет назад

Слайд 7
Описание слайда:
2. Различные подходы к вопросу о происхождении человека

Слайд 8
Описание слайда:
(1)Креационизм (гипотеза творения) И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыскающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Бытие 1:26,27)

Слайд 9
Описание слайда:
(2) Гипотеза внеземного происхождения (палеовизит) Люди – прямые потомки инопланетян Скрещивание инопланетян с животными предками людей Порождение человека разумного методами генной инженерии Создание первых людей гомункулярным способом (в пробирке) Непосредственное управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума Эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом

Слайд 10
Описание слайда:
(3) Теория эволюции 1735г. К.Линней «Система Природы» - отнес человека к животному миру 1871г. Ч.Дарвин «Происхождение человека и Половой отбор». 2 важнейших положения: Животное происхождение человека У человека и ныне живущих обезьян общие предки

Слайд 11
Описание слайда:
Эволюция гоминид

Слайд 12
Описание слайда:
ОТКУДА МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ? Биологические науки: Биология человека - анатомия, морфология, физиология, церебрология, палеонтология человека, антропометрия; приматология – палеонтология приматов, современная приматология, этология приматов; палеонтология – палеонтология позвоночных, палеоботаника; общая биология – эмбриология, генетика, молекулярная биология, сравнительная анатомия, сравнительная этология, биометрия. Физико-химико-математические науки: геология – геоморфология, геофизика, стратиграфия, геохронология; химия; тафономия (наука о захоронении ископаемых остатков); методы датирования – абсолютные: торий-урановый, радиоуглеродный, термолюминесцентный, относительные: стратиграфический, сравнительно-флористический и сравнительно-фаунистический. статистика; Социальные науки: археология – археология палеолита, археология позднейших времен; этноархеология; сравнительная этнология (этнография); лингвистика; психология.

Слайд 13
Описание слайда:
Гоминидные триады Антропологическая (морфологическая) триада: Прямохождение Свободные верхние конечности, приспособленные для труда Развитый головной мозг Психосоциальная триада: Абстрактное мышление Вторая сигнальная система (речь) Сознательная и направленная трудовая деятельность

Слайд 14
Описание слайда:
(4) Трудовая гипотеза 1896г. Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».

Слайд 15
Описание слайда:
Труд не только средство преобразования окружающей среды и удовлетворения потребностей человека, но и средство (становления) изменения самого человека. Труд не только средство преобразования окружающей среды и удовлетворения потребностей человека, но и средство (становления) изменения самого человека. Причем не просто труд, а орудийный. И не просто использование подвернувшихся предметов в качестве орудий (к этому способны и животные), а целенаправленное изготовление орудий труда. Орудийный труд сильно усложнил отношения человека с внешней средой, стимулируя развитие важных отделов мозга.

Слайд 16
Описание слайда:
3. Человек в его истории

Слайд 17
Описание слайда:
Древняя Индия Человек – соединение смертного тела и бессмертной души После смерти душа переселяется по закону кармы Цель жизни – прекратить сансару и достичь нирваны

Слайд 18
Описание слайда:
Древний китай Даосизм Лао-Цзы, Чжуан-Цзы (V-IV вв до н.э.) Дао (Путь) – естественный ход вещей, который невозможно нарушить. Недеяние – запрет совершать ненеобходимые действия. Кун-Фу-Цзы (Конфуций) (551-469) Истинный человек – человек добродетельный Честность Человеколюбие Лояльность Мудрость Приличие

Слайд 19
Описание слайда:
Древняя Греция

Слайд 20
Описание слайда:
Начало философии Космоцентризм Человек во всем подобен вселенной; микрокосмос, подобный макрокосмосу Фалес (VI в. до н.э.)– первый философ Пифагор (философия, метемпсихоз) Демокрит (атомизм)

Слайд 21
Описание слайда:
Софисты Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих –что они существуют, несуществующих – что они не существуют» Нет объективной истины Антропоцентризм

Слайд 22
Описание слайда:
Классический период Сократ: Познать себя легче, чем Космос. Начни с себя. Платон: Душа делает тело живым и способным к мышлению Аристотель: Человек - «зоон политикон» (животное общественное, полисное) = животное разумное, т.е. подчиняющееся закону.

Слайд 23
Описание слайда:
Европейское средневековье (V – XV вв н.э.)

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Возрождение (XIV-XVI вв) Человек создан по образу и подобию Бога, а значит способен творить Гуманизм Антропоцентризм

Слайд 26
Описание слайда:
Новое время (XVII-XVIII вв) Рене Декарт (1596-1650) Дуализм Тело – механическая машина Душа – мышление Cogito ego sum Томас Гоббс (1588-1679) Все люди от природы равны Война всех против всех

Слайд 27
Описание слайда:
Мыслители просвещения Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) Естественное состояние человека – гармония с природой Вольтер (1694-1778) Человек – общественное существо, наделенное страстями, чтобы действовать и разумом, чтобы управлять поступками

Слайд 28
Описание слайда:
Немецкая классическая философия И. Кант (1724-1804) «Что такое человек?» – главный вопрос философии Человек – существо моральное Человек может быть только целью, но не средством

Слайд 29
Описание слайда:
4. Мыслители прошлого об обществе и человеке

Слайд 30
Описание слайда:
1.1 Социальность, разумность Аристотель (384-322): «Человек вне общества – или бог, или зверь». Человек есть «зоон политикон» (животное общественное, полисное) = животное разумное, т.е. подчиняющееся закону. Все, что вне общества несоизмеримо с человеком. У человека и общества – одна мера, общая размерность.

Слайд 31
Описание слайда:
1.2 Асоциальность, иррациональность А. Шопенгауэр (1788-1860): «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так – все ночи напролет» «Государство – не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему отчасти травоядного характера». Ф.Ницше (1844-1900): «В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой». «Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх». «Если ты недоволен действительностью, значит, ты сам – неудачная действительность».

Слайд 32
Описание слайда:
2.1 Самосознание, самореализация, самоутверждение Б.Паскаль (1623-1662): «Человек — единственное животное, способное сознавать себя и то, что с ним происходит. Он ощущает себя субъектом перед лицом объективной реальности. На монолитном теле Космоса появляется трещина, раскол, нечто иное по отношению к этому Космосу, превосходящее его». «Человек — всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но эта тростинка мыслящая. […] Но пусть вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что умирает, и знает превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает. Итак, все наше достоинство заключено в мысли, а не в пространстве и времени, которых мы не можем заполнить». Э.Фромм (1900-1980): “Человека можно определить как живое существо, которое сможет сказать “Я”, которое может осознать самого себя как самостоятельную величину”. Ж.-П.Сартр (1905-1980): «Человек есть лишь то, что он сам из себя делает», он «обречен быть свободным»

Слайд 33
Описание слайда:
2.2 Самоотрицание, самоопределение А.Камю (1913-1960): единственный подлинный вопрос Ф. — вопрос о самоубийстве. Человек — единственное животное, способное на самоубийство. Это говорит о высокой степени свободы и достоинства. Жизнь, которая сама решает, стоит или не стоит ей жить, по определению выше любой другой, потому что является причиной самой себя. Таким образом, в лице человека природа имеет нечто, что порождено ею, но превосходит ее, поскольку причина этого нечто — не в окружающем мире, а в нем самом. В. Соловьев (1853-1900): Человек — единственное животное, способное стыдиться. […] я стыжусь своей животности, следовательно я существую как человек, я стыжусь, следовательно, существую не физически только, но и нравственно. Н.А. Бердяев (1874-1948): «Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать». М.Шелер (1874-1922): «то, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще».

Слайд 34
Описание слайда:
Понимание человека в экзистенциализме Ж.-П. Сартр (1905-1980): в отличие от вещей внешнего мира, для человека существование (экзистенция) предшествует сущности (эссенции). “Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы его задумал”. Человек просто есть, он рождается без всякой сущности, но с задачей эту сущность найти, и поэтому с самого первого момента обречен выбирать себя. “Экзистенциализм отдает человеку во владение его бытие”. Единственным серьезным пороком, в котором можно обвинить человека, является “ложная вера”. “Ложная вера” — это попытка избежать выбора и ответственности за него, это форма лжи самому себе. Точнее, это форма невежества, самообман.

Слайд 35
Описание слайда:
Еще несколько определений человека “Человек — это бесперое двуногое существо (с плоскими ногтями)”. — Платон. “Человек — это животное, способное обещать” — Ницше. “Человек в своей бытийно-исторической сути есть сущее, чье бытие, будучи экзистенцией, заключается в обитании бытия. Человек — сосед бытия.” — М.Хайдеггер. “Человек — существо, которое верит в бессмертие”. — Л. Фейербах. “Человек — существо, способное к обману и постоянно обманывающее себя и других”. — Ж.Кардан. “Человек — это животное, способное смеяться”. — Аль-Фараби. «… и заслуживающее того, чтобы смеялись над ним». – Поль Валери. “Человек есть лишь то, что он сам из себя делает”. — Ж.-П.Сартр.

Слайд 36
Описание слайда:
5. Индивид, индивидуальность, личность

Слайд 37
Описание слайда:
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. Ч. Имеет двойственную, биосоциальную природу. Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. Ч. Имеет двойственную, биосоциальную природу. Индивид - это единичный представитель вида homo sapiens «Один из людей» Индивид=особь=атом

Слайд 38
Описание слайда:
Личность – единичный человек как система устойчивых качеств и свойств, приобретаемых в процессе социализации и реализуемых в социальной жизни. Л. – это человек как социальное существо Личность – единичный человек как система устойчивых качеств и свойств, приобретаемых в процессе социализации и реализуемых в социальной жизни. Л. – это человек как социальное существо Индивидуальность – это: Единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Морфологическая (физические особенности) Психическая (темперамент, характер, познавательные способности, интеллект) Социальная (интересы, знания, навыки, убеждения) Высшая стадия развития личности

Слайд 39
Описание слайда:
Социализация и личность

Слайд 40
Описание слайда:
Основные понятия Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Родители, друзья, коллеги Институты социализации — устойчивые типы социальных связей, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Семья, школа, армия

Слайд 41
Описание слайда:
Подсистемы: Подсистемы: Познавательная (восприятия, представления, понятия) Эмоциональная (чувства, аффекты, страсти) Волевая (мотивы, побуждения, потребности)

Слайд 42
Описание слайда:
СВОЙСТВА «Я» Единство (различных аспектов) Постоянство (во времени) Пребывание в теле (образ тела) Личностность (квалиа) Социальность (связь с другими) Свободная воля (выбор) Самосознание

Слайд 43
Описание слайда:
З.Фрейд (1856-1939) о личности три уровня личности: «Сверх-Я», «Я» и «Оно». «Оно» (Id): самая древняя часть психики, здесь коренятся бессознательные, неуправляемые и агрессивные животные импульсы. «Сверх-Я» (Super-Ego): психологическая проекция общества, культуры. Противостоит «Оно». «Сверх-Я» есть инстанция контроля, совести. Оно складывается независимо от воли индивида – прежде всего, под влиянием образа родителей. «Я» (Ego): располагается между двумя этими мощными и древними силами, как между молотом и наковальней. «Я» раздирают две силы – влечение и принуждение. Поэтому в жизни «Я» сталкиваются два плохо согласуемых принципа – «принцип удовольствия» и «принцип реальности». Конфликт между ними неизбежен.

Слайд 44
Описание слайда:


Скачать презентацию на тему Человек, как продукт биологической и культурной эволюции можно ниже:

Похожие презентации