Диагностика результативности воспитания презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Диагностика результативности воспитания
Тема 3.5. Диагностика результативности воспитанияПлан лекции:
 Проблема выбора аспектов и показателей оценки результативности воспитания.
 Оценка1. Проблема выбора аспектов и показателей оценки результативности воспитания
 Как отмечаетКроме названных, показателями успешности воспитания могут быть:
 сформированность общешкольного коллектива (хотелосьТаким образом, основными аспектами анализа и оценки результативности воспитания являются:
 воспитательнаяАспекты и критерии анализа и оценки результативности воспитания2. Оценка воспитательно-развивающего потенциала образовательной среды ОО
 В рамках образовательной средыОсновные показатели оценки ОС:
 Пространственно-предметный
 Социальный
 Психодидактический
 Критерии оценки образовательной среды3. Оценка воспитательно-развивающего потенциала детского (ученического) коллектива
 Осуществляется по показателям…(следующий слайд)Показатели воспитательного потенциала классного коллектива:
 Сплоченность (ценностно-ориентационное единство – ЦОЕ, А.В.1) Сплоченность - совпадение оценок и установок группы по отношению к2) Степень дифференциации классного коллектива (дифференциация взаимоотношений, выделение «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых»3) Социально-психологический климат (СПК) – общий эмоционально-динамический настрой группы, в котором3. Оценка воспитанности (развитости) личности школьника
 «Педагогическая диагностика – оценочная практика,Воспитанность – интегративный показатель развития личности ученика, характеризующий успешность воспитания.Показатели восприимчивости к воспитанию (воспитуемости):
 высокая – школьник активно поддерживает учителя,Принципы педагогической диагностики:
 Целостное изучение воспитанника (в единстве психологических особенностей, ихСравнение успехов и недостатков ребенка с его личным опытом, предшествующим уровнем«Норма – это не то среднее, что есть (или стандартное, чтоМетоды (средства) педагогической диагностики должны отвечать требованиям:
 Объективность – устранение воздействияЕдинство процесса и результата воспитательной деятельности (предметно-деятельностный характер оценочных средств)
 Единство4. Оценка воспитательной деятельности педагога
  В образовательном пространстве необходимо создаватьСравнительная характеристика типов педагогов  и стратегий профессионального развития«Педагог – профессионал» как субъект профессиональной деятельности
 «Педагог-профессионал», реализующий стратегию профессиональногоПонятие «личность как субъект»
 «Субъект» (С.Л. Рубинштейн) – высший уровень развитияПонятие «личностная компетентность»
 Личностная компетентность - способность и готовность человека кОсновные задачи развития (повышения) личностной компетентности  (в ходе реализации модели):Спасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема 3.5. Диагностика результативности воспитания


Слайд 2
Описание слайда:
План лекции: Проблема выбора аспектов и показателей оценки результативности воспитания. Оценка воспитательной системы (воспитательно-развивающего потенциала образовательной среды) ОУ. Оценка воспитательно-развивающего потенциала ученического коллектива Оценка воспитанности (развитости личности) школьника. Оценка воспитательной деятельности педагога.

Слайд 3
Описание слайда:
1. Проблема выбора аспектов и показателей оценки результативности воспитания Как отмечает Е. Степанов в ОУ, успешных в плане воспитания, в качестве главных критериев и показателей результативности воспитательного процесса выступают либо воспитанность детей, либо сформированность жизненно важных потенциалов личности учащихся, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость. Автор считает это вполне оправданным, так как, исходя из самого предназначения воспитания, свидетельством его эффективности могут быть только данные о положительных тенденциях в развитии детей.

Слайд 4
Описание слайда:
Кроме названных, показателями успешности воспитания могут быть: сформированность общешкольного коллектива (хотелось бы добавить, что и внутриклассного тоже, так как, кроме воспитательной системы ОУ, фактором воспитания является и воспитательное пространство классного коллектива, его воспитательный потенциал); удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в учебном заведении (благоприятный нравственно-психологический климат); репутация ОУ (привлекательность имиджа ОУ); критерии, отражающие специфику ОУ и осуществляемого в нем воспитательного процесса (например, сформированность основ педагогической культуры – для профессионального педагогического образования, спортивные достижения – для спортивной школы и т.д.)

Слайд 5
Описание слайда:
Таким образом, основными аспектами анализа и оценки результативности воспитания являются: воспитательная система (воспитательный процесс) ОУ, воспитательно-развивающий потенциал образовательной среды ОУ воспитательная деятельность педагога личность воспитанника (воспитанность, развитость, позитивная личностная динамика) и уровень развития детского коллектива.

Слайд 6
Описание слайда:
Аспекты и критерии анализа и оценки результативности воспитания

Слайд 7
Описание слайда:

Слайд 8
Описание слайда:

Слайд 9
Описание слайда:

Слайд 10
Описание слайда:
2. Оценка воспитательно-развивающего потенциала образовательной среды ОО В рамках образовательной среды педколлектив упорядочивает влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития школьников.

Слайд 11
Описание слайда:
Основные показатели оценки ОС: Пространственно-предметный Социальный Психодидактический Критерии оценки образовательной среды – конкретизация показателей (примеры экспертных карт)

Слайд 12
Описание слайда:
3. Оценка воспитательно-развивающего потенциала детского (ученического) коллектива Осуществляется по показателям…(следующий слайд)

Слайд 13
Описание слайда:
Показатели воспитательного потенциала классного коллектива: Сплоченность (ценностно-ориентационное единство – ЦОЕ, А.В. Петровский). Степень дифференциации классного коллектива (дифференциация взаимоотношений, выделение «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых» и пр.) и ее соотношение с интеграцией (сплоченность и направленность). Социально-психологический климат.

Слайд 14
Описание слайда:
1) Сплоченность - совпадение оценок и установок группы по отношению к объектам, значимым для группы в целом и относящимся к существенным сторонам ее совместной целенаправленной деятельности; Сплоченность – единая нравственная позиция группы, личностная позиция каждого члена коллектива по отношению к другим членам коллектива, с которыми он связан общей целью.

Слайд 15
Описание слайда:
2) Степень дифференциации классного коллектива (дифференциация взаимоотношений, выделение «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых» и пр.) и ее соотношение с интеграцией (сплоченность и общая направленность).

Слайд 16
Описание слайда:
3) Социально-психологический климат (СПК) – общий эмоционально-динамический настрой группы, в котором отражается установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность деятельности, единство коллективных и личных целей, степень сближения официальных и неофициальных взаимодействий на деловой основе. СПК – согласованность мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающим условиям.

Слайд 17
Описание слайда:
3. Оценка воспитанности (развитости) личности школьника «Педагогическая диагностика – оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса» (Суслова 2001, 4). Педагогическая диагностика – не самоцель, а фактор развития личности воспитанника и коллектива учащихся (интерес педагога к внутреннему мира воспитанника стимулирует возрастание его интереса к самому себе, активизирует работу самосознания и способствует самовыражению в коллективе).

Слайд 18
Описание слайда:
Воспитанность – интегративный показатель развития личности ученика, характеризующий успешность воспитания.

Слайд 19
Описание слайда:
Показатели восприимчивости к воспитанию (воспитуемости): высокая – школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним, положительно реагирует на требования старших; средняя – школьник выборочно отвечает на педагогические требования, болезненно воспринимает замечания в свой адрес, поддерживает педагога только, когда его требования совпадают с личными интересами ученика; низкая – школьник положительно реагирует лишь на отдельные педагогические требования, избегает педагогического контроля, не помогает учителю; невосприимчивость – сопротивление педагогическим воздействиям, требованиям, противоборство с учителем, неадекватное поведение (грубость, срыв уроков, нарушение дисциплины).

Слайд 20
Описание слайда:
Принципы педагогической диагностики: Целостное изучение воспитанника (в единстве психологических особенностей, их внешнего проявления и условий жизни и деятельности), имеющее пролонгированный характер. Деятельностный принцип. Изучение ребенка в процессе учебной и общественной деятельности, в максимально широком диапазоне занятий.

Слайд 21
Описание слайда:
Сравнение успехов и недостатков ребенка с его личным опытом, предшествующим уровнем развития (а не с уровнем развития других учащихся или неким эталоном). Норма развития личности – это развитие (В.П. Зинченко), то есть позитивная динамика личности Учет возрастных особенностей и нормы развития.

Слайд 22
Описание слайда:
«Норма – это не то среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях» (Слободчиков, Исаев 2000, С. 24).

Слайд 23
Описание слайда:
Методы (средства) педагогической диагностики должны отвечать требованиям: Объективность – устранение воздействия субъективных факторов со стороны лиц, проводящих исследование. Надежность – тождественность результатов повторного исследования результатам первичного исследования при условии, что промежуток времени между исследованиями не может повлиять на существенное изменение измеряемого качества, а метод используется в тех же условиях (или тождественность результатов, полученных разными методами). Валидность – соответствие метода исследования диагностируемому качеству.

Слайд 24
Описание слайда:
Единство процесса и результата воспитательной деятельности (предметно-деятельностный характер оценочных средств) Единство уровней, показателей и критериев оценивания Открытость, аргументированность и полемичность оценки (за счет «прозрачности» критериев оценивания и ознакомления с ними воспитанников).

Слайд 25
Описание слайда:
4. Оценка воспитательной деятельности педагога В образовательном пространстве необходимо создавать условия для актуализации личностного ресурса, что может сделать только тот, кто имеет реальный опыт актуализации собственных личностных ресурсов, то есть личностно-компетентный педагог!

Слайд 26
Описание слайда:
Сравнительная характеристика типов педагогов и стратегий профессионального развития

Слайд 27
Описание слайда:
«Педагог – профессионал» как субъект профессиональной деятельности «Педагог-профессионал», реализующий стратегию профессионального развития – это и есть субъект своей профессиональной деятельности, то есть человек, принимающий на себя ответственность за ее ход и результаты, личностно-компетентный педагог (преподаватель). «Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним» (В. Франкл).

Слайд 28
Описание слайда:
Понятие «личность как субъект» «Субъект» (С.Л. Рубинштейн) – высший уровень развития личности, уровень самодетерминации («Я» как фактор собственной жизни). Ключевые свойства субъекта: ответственность; способность к совершению выбора; активность, инициативность, саморегуляция.

Слайд 29
Описание слайда:
Понятие «личностная компетентность» Личностная компетентность - способность и готовность человека к продуктивной жизнедеятельности; соответствие требованиям продуктивной жизнедеятельности, «полноценного функционирования» (Е. Калитеевская); личностная зрелость человека. Личностные компетенции – свойства личности, обеспечивающие успешное решение задач личностного развития

Слайд 30
Описание слайда:
Основные задачи развития (повышения) личностной компетентности (в ходе реализации модели): 1. Коррекция профессионального образа «Я» и формирование адекватной профессиональной «Я-концепции». 2. Осознание целей и мотивов преподавательской деятельности, повышение мотивации преподавательской деятельности и профессионально-личностного роста. 3. Формирование эффективной стратегии и тактики профессионального взаимодействия, овладение приемами и техниками саморегуляции.

Слайд 31
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Диагностика результативности воспитания можно ниже:

Похожие презентации